Проект пассажирского и транспортного самолета Fairey Britten-Norman Mainlander. Великобритания

13
Проект пассажирского и транспортного самолета Fairey Britten-Norman Mainlander. Великобритания

Проект пассажирского и транспортного самолета Fairey Britten-Norman Mainlander. Великобритания

Предисловие редакции: Fairey Britten-Norman предлагает замену транспортным самолетам Bristol Freighter; новая машина будет иметь размеры военно-транспортного самолета Hercules и компоновку силовой установки пассажирского самолета Britten-Norman Trislander. 

Компания Fairey Britten-Norman проводит технико-экономическое обоснование на ближне-магистральный пассажирский/транспортный самолет с тремя двигателями Dart, который будет продаваться по цене 850000 фунтов стерлингов за экземпляр и будет заменять такие машины как Fairchild C-119 и Bristol Freighter. На прошлой неделе в Федеральное управление гражданской авиации США было отправлено предварительное уведомление относительно данной конструкторской проработки. Если в декабре 1973 года будет принято положительное решение, то в начале 1976 года могут начаться поставки. Предварительные исследования должны быть завершены в марте или апреле, но окончательное решение зависит от соответствующего государственного финансирования. Это будет правительство Бельгии и, возможно, правительства любых других стран, которые захотят принять участие в программе, возможно, на основе совместного производства. За помощью в расходах на разработку к британскому правительству не обращались, и Джон Бриттен (John Britten) и Десмонт Норман (Desmond Norman) не рассчитывают на такую помощь. Они отказываются назвать приблизительную стоимость разработки.

Самолет массой 62000 фунтов (28123 кг), способный при крейсерской скорости 200 узлов (370 км/ч) перевозить 100 пассажиров или 10 тонн грузов или транспортных средств на дальность свыше 250 миль (402 км), будет иметь низкую удельную нагрузку на крыло (34 фунта на кв фут [166 кг/м²]); данной величины удельной нагрузки достаточно для получения (в стандартных условиях) сбалансированной взлетной дистанции длиной около 800 ярдов (732 м). В этом отношении Mainlander будет находится между характеристиками легких пассажирских самолетов Islander и Trislander. Основными рынками для этого самолета считаются страны, которые имеют слаборазвитые гражданский и военный сектора авиационной промышленности. Стоимость одной пассажиро-мили должна быть немного выше, чем у F.27.

Присвоенное самолету наименование Mainlander уместно, поскольку производство будет базироваться на заводе компании Fairey в Госли (Gosselies), Бельгия, и это будет первая конструкция компании Britten-Norman, которая получит приставку Fairey. В настоящий момент завод в Госли занимается субподрядными работами, и руководство компании Fairey хочет организовать на заводе работы над собственным самолетом.

Компоновка самолета Mainlander полностью заимствована у имеющего гораздо меньшие размеры Trislander, который продемонстрировал хорошие пилотажные качества и минимальное изменение продольной балансировки при работа центрального двигателя. Конструкция Mainlander максимально простая. Фюзеляж самолета будет негерметизированным, и грузовой отсек будет иметь большие размеры, чем у самолета Hercules: 54 фута (16,46 м) длиной, 12 футов 6 дюймов (3,81 м) шириной (11 футов 9 дюймов [3,58 м] на уровне пола) и высотой 8 футов 6 дюймов (2,59 м); загрузка и выгрузка будут осуществляться через двери, раскрывающиеся во всю ширину фюзеляжа. Шасси самолета фиксированное и каждая из основных стоек шасси была оснащена двумя колесами низкого давления. Управление полетом осуществляется вручную (сервокомпенсаторы).

Десмонд Норман говорит, что первое, что нужно сделать сейчас, – это отправиться за границу, чтобы «получить точку отсчета» для гражданского и военного рынка. После этого возникнет вопрос: отправит ли эта обратная связь компанию назад к чертежным доскам или более детальные предложения приведут к продолжению работ. Политика компании Fairey Britten-Norman заключается в том, чтобы выйти на рынки, где требуется менее сложная авиационная техника. Данное решение продиктовало использование старого верного ТВД Dart, который, по словам Нормана, является

«без сомнения самым надежным турбовинтовым двигателем»

в требуемом диапазоне мощности.

Для самолета Mainlander Десмонд Норман готов обменять

«не слишком блестящие характеристики»

на надежность.

«Никогда не делайте новый самолет с новым двигателем»,

– говорит Норман. В соответствии с вариантом используемого двигателя может быть предложена любая модификация двигателя Dart, поскольку по словам Десмонда Нормана большинство потенциальных эксплуатантов самолета Mainlander будут иметь пассажирские самолеты Vickers Viscount и Fokker F27 Friendship или военно-транспортные самолеты Hawker Siddeley HS.748, которые оснащены двигателями Dart. По требованию заказчика могут быть установлены другие двигатели. По мнению руководства компании Fairey Britten-Norman компания Avco Lycoming работает над подходящим двигателем.

рисунок гипотетического использования самолета Mainlander в грузопассажирском варианте

рисунок гипотетического использования самолета Mainlander в грузопассажирском варианте

график зависимости дистанции при начале снижения с высоты 50 футов (15 м) от посадочной массы

график зависимости дистанции при начале снижения с высоты 50 футов (15 м) от посадочной массы

график зависимости дистанции разбега при трех работающих двигателях и наборе высоты 35 футов (10,7 м) от взлетной массы

график зависимости дистанции разбега при трех работающих двигателях и наборе высоты 35 футов (10,7 м) от взлетной массы

Mainlander разработан как самолет с укороченными взлетом и посадкой, который за счет использования низкой удельной нагрузки на крыло способен действовать с неподготовленных взлетных полос. Скорость захода на посадку изменяется по прямой линии примерно от 65 узлов (120 км/ч) при посадочной массе 32000 фунтов (14515 кг) до 88 узлов (163 км/ч) при максимальной массе. Грузовой отсек самолета рассчитан на погрузку и размещение стандартных транспортных контейнеров массой 21300 фунтов (9662 кг)

Mainlander разработан как самолет с укороченными взлетом и посадкой, который за счет использования низкой удельной нагрузки на крыло способен действовать с неподготовленных взлетных полос. Скорость захода на посадку изменяется по прямой линии примерно от 65 узлов (120 км/ч) при посадочной массе 32000 фунтов (14515 кг) до 88 узлов (163 км/ч) при максимальной массе. Грузовой отсек самолета рассчитан на погрузку и размещение стандартных транспортных контейнеров массой 21300 фунтов (9662 кг)

схемы использования самолета Mainlander в грузопассажирском (сверху) и грузовом (снизу) вариантах

схемы использования самолета Mainlander в грузопассажирском (сверху) и грузовом (снизу) вариантах

схема грузопассажирского самолета Mainlander

схема грузопассажирского самолета Mainlander

график зависимости полезной нагрузки от дальности полета

график зависимости полезной нагрузки от дальности полета

рисунок гипотетического использования самолета Mainlander в военно-транспортном варианте

рисунок гипотетического использования самолета Mainlander в военно-транспортном варианте

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

Максимальная взлетная масса 62500 фунтов (28350 кг)
Максимальная посадочная масса 58000 фунтов (26309 кг)
Максимальная масса без топлива 55000 фунтов (24948 кг)
Максимальная стояночная масса 63000 фунтов (28577 кг)
Масса пустого 30140 фунтов (13672 кг)
Стандартный запас топлива 2000 имп. галлонов (9092 л)
Допустимый запас топлива 3000 имп. галлонов (13638 л)
Общая длина 82 фута 6 дюймов (25,15 м)
Общая высота 31 фут 9 дюймов (9,68 м)
Размах крыла 130 футов (39,62 м)
Длина грузового отсека (без учета кабины экипажа и задней двери) 54 фута (16,46 м)
Ширина салона 12 футов 6 дюймов (3,81 м)
Высота салона 8 футов 6 дюймов (2,59 м)
Диапазон изменения центра тяжести от 19 до 25% длины хорды крыла
Длина хорды крыла 14 футов (4,27 м)
Площадь крыла 1820 кв. футов (169 м²)
Силовая установка – три ТВД Rolls-Royce Dart RDa7, вращающие винты Dowty Rotol диаметров 11 футов 6 дюймов (3,51 м)
Мощность (форсажная) 2280 э.л.с.
Мощность (бесфорсажная) 2020 э.л.с.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

(международная стандартная атмосфера; штиль; ВПП с твердым покрытием)

Удельная нагрузка на крыло 34,3 фунтов на кв. фут (167,5 кг/м²)
Удельная нагрузка на мощность (форсажная мощность; s.l.; полная масса)
3 работающих двигателя – 9,14 фунтов на э.л.с. (4,15 кг/э.л.с.)
2 работающих двигателя – 13,72 фунтов на э.л.с. (6,22 кг/э.л.с.)
Дистанция разбега при трех работающих двигателях и наборе высоты 35 футов (10,7 м) – 1650 футов (503 м)
Дистанция разбега при одном двигателе, сломавшемся на критической скорости, и наборе высоты 35 футов (10,7 м) – 2160 футов (658 м)
Дистанция разбега-остановки при одном двигателе, сломавшемся на критической скорости, – 1940 футов (503 м)
Начальная скороподъемность при массе 60000 фунтов (27216 кг)
3 работающих двигателя – 1350 футов в минуту (411 м/мин)
2 работающих двигателя – 510 футов в минуту (155 м/мин)
Абсолютный потолок при массе 60000 фунтов (27216 кг)
3 работающих двигателя – 30300 футов (9235 м)
2 работающих двигателя – 14400 футов (4389 м)
Максимальная горизонтальная скорость (относительно невозмущённого воздуха) на уровне моря 204 узла (378 км/ч)
Максимальная крейсерская скорость (относительно невозмущённого воздуха) на высоте 10000 футов (3048 м) 195 узлов (361 км/ч)
Посадочная дистанция при начале снижения с высоты 50 футов (15 м) и посадочной массе 58000 фунтов (26309 кг) 1700 футов (518 м)
Дистанция пробега после посадки 1055 футов (322 м)

источник: «…and now the Mainlander» «FLIGHT International», 14 December 1972, стр.859-860

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account