Проект легкого многоцелевого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Небольшая винтажная статья из нидерландского журнала «Luchtvaartwereld» (выпуск за октябрь 1986 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Содержание:
Как гласит пословица неизвестное делает нелюбимым. В полной мере это относится и к проектам истребителей: если вас зовут Dassault-Breguet или McDonnell Douglas, то пробудить интерес к новому проекту не так уж и сложно. В этом плане менее известным проектным группам гораздо сложнее. Зачастую это справедливо, потому что их проекты вторичны и мало что значат. Но иногда такое мнение ошибочно. Поэтому с некоторой регулярностью мы также начнем обращать внимание на интересные проекты самолетов от менее известных проектных групп. Начнем с самолета, который относится к категории небольших, не слишком дорогих, но очень эффективных истребителей – категории, в которой признанные производители истребителей мало что могут предложить. Речь в данной статье пойдет об истребителе ALR Piranha (Пиранья).
ALR расшифровывается как Arbeitsgruppe fur Luft-und Raumfahrt (Рабочая группа по авиации и космонавтике). ALR расположена в Цюрихе, Швейцария, и состоит из относительно небольшой группы экспертов. В дополнение к своему собственному специфическому опыту, они обладают типичным швейцарским качеством: будучи членами ополчения (подразделений ВВС и ПВО), они обладают практическими и тактическими знаниями в своей области из первых рук. Используя эти знания, эксперты группы ALR поставили перед собой цель разработать легкий боевой самолет, который имел бы достаточно небольшие размеры (и, следовательно, был бы достаточно дешевым) и который можно было бы выпускать в больших количествах. Поскольку масса и стоимость современного истребителя тесно связаны (обычно используемое эмпирическое правило заключается в том, что каждый килограмм дополнительной массы увеличивает стоимость на 10000 гульденов), эксперты ALR ожидают, что истребитель Piranha с его пустой массой в 4664 кг будет стоить значительно дешевле, чем современный истребитель. В то же время меньшие габариты дают тот бонус, что самолет благодаря его меньшему силуэту сложнее обнаружить с помощью радара или оптических систем. А если самолет обнаружат, поразить его будет очень сложно. Так, например, в ALR подсчитали, что, для поражения «Пираньи» 40-мм пушка должна выпустить на 40% больше снарядов, чем для поражения F-16.
Первая версия истребителя Piranha была представлена на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1978 года. В последующие годы конструкция истребителя продолжала дорабатываться и совершенствоваться, и в настоящий момент текущая версия – это Piranha 6.
Piranha 6
На данный момент эту «Пиранью» вряд ли можно назвать революционной с конструктивной точки зрения. Однако в 1978 году все было немного по-другому. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) небольших размеров находились в самом начале своей бурной карьеры. Этим оперением был оснащен только шведский истребитель Viggen. Площадь ПГО «Пираньи» составляет пятую часть площади основного крыла. Переднее горизонтальное оперение и основное крыло расположены рядом, так что ПГО частично перекрывает крыло. Для истребителя Piranha было выбрано высокорасположенное крыло с умеренным удлинением и малой удельной нагрузкой. Высокорасположенное крыло выбрано, главным образом, потому что в этом случае в комбинации «ПГО-крыло» может быть достигнута наибольшая эффективность: т.е. коэффициент подъемной силы с ПГО на 60% выше, чем без него. Помимо этого, благодаря высокорасположенному крылу появилось больше места для подвешивания необходимого вооружения без необходимости выполнять сложные операции с шасси. Разумеется, комплект вооружения может быть адаптирован к пожеланиям заказчика. Тем не менее, ALR не может не отметить последние разработки в этой области, которые привели к созданию образцов вооружения, обладающих большей мощностью при меньшей массе. В число упомянутых образцов входят ракеты класса «воздух-воздух» Matra R.550 Magic и AIM-9L Sidwinder и различные модификации ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick.
Предполагается, что в будущем истребитель может быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух» ASRAAM и AMRAAM, которые сейчас разрабатываются в Европе и Соединенных Штатах соответственно.
В общей сложности вооружение может подвешиваться к семи узлам подвески, по три на каждой консоли крыла (по одному на законцовках) и одному под фюзеляжем. Грузоподъемность последнего составляет 500 кг. Узлы подвески, расположенные непосредственно под консолями крыла, могут нести нагрузки массой 650 кг (у корневых частей крыла) и 450 кг соответственно, в то время как узлы на законцовках крыла, имеют грузоподъемность по 200 кг.
Стремясь к простоте конструкции самолета, команда ALR выбрала для него однокилевое хвостовое оперение. Его размеры повышают устойчивость самолета особенно на больших углах атаки.
Размеры
Размер фюзеляжа был определен непосредственно исходя из размеров кабины пилота, двигателя и пушечного вооружения. Что касается последнего, то предпочтение отдается изделию швейцарского происхождения – пушке Oerlikon-KCA калибром 30 мм. Она будет установлена непосредственно под продольной осью, чтобы избежать проблем при стрельбе. Это привело к необходимости сместить носовую стойку шасси немного в сторону от продольной оси.
Вариант Piranha 6 оснащен одним двигателем. Прежде чем сделать окончательный выбор, были рассмотрены несколько типов, в том числе двигатели Туманского, которые установлены на МиГ-21, и TFE731 компании Garrett, первоначально разработанные для административных самолетов Dassault Falcon и Lockheed JetStar, а теперь адаптируемые для нового тайваньского истребителя. Однако окончательный выбор пал на двигатель Turbo Union RB199 Mk 104, который также устанавливается на боевых самолетах Panavia Tornado. Небольшие габариты двигателя были именно тем, что искали эксперты ALR; удельный расход топлива выбранного двигателя тоже был отличным, что является приятным бонусом. Включение форсажа, например, при маневрировании во время воздушного боя, увеличивает мощность двигателя в два раза. Преимущество такого двигателя состоит в том, что его инфракрасная сигнатура невелика, что несколько затрудняет обнаружение самолета с помощью инфракрасной аппаратуры.
На внутреннем запасе топлива дальность полета истребителя Piranha составляет 450 километров при ведении воздушного боя и 350 километров при нанесении ударов по наземным целям. По поводу оборудования кабины у каждого эксперта ALR имеются свои собственные идеи, но что касается силовой установки, то в окончательном варианте двигатель просто опускают на транспортную тележку. Консоли крыла также легко демонтируются. Переводить консоли крыла можно грузовым автомобилем, а остальную часть самолета – за ним на буксире. Для защиты на земле команда экспертов ALR спроектировала комбинированный ангар/бункер, в котором могут разместиться две «Пираньи». Кроме того, в нем есть место для хранения топлива и боеприпасов, а также для обеспечения безопасности обслуживающего персонала.
Концепция боевого применения, разработанная для этих самолетов, основана на максимально возможном распределении парка «Пираний» по большому количеству (временных) взлетно-посадочных полос, таких как автомагистрали. Один или несколько таких ангаров/бункеров должны быть расположены неподалеку.
Тестирование
Модели различных версий истребителя Piranha сейчас проходят испытания в аэродинамической трубе. Был протестирован ряд конфигураций в дополнение к различным вариантам боевой нагрузки. Для полетов на открытом воздухе используется радиоуправляемая модель в масштабе 15%. Эти полеты подтвердили, что Piranha является чрезвычайно маневренным самолетом. Помимо этого, по запросу правительства США американская компания провела тщательную оценку всего проекта. Было установлено, что Piranha 6 по своим характеристикам находится как минимум на том же уровне, что и такие самолеты, как F-15 и F-16, но при гораздо меньших затратах. В ALR приводят стоимость одного самолета, которая будет чуть выше пяти миллионов долларов.
Но конструкция истребителя Piranha изначально не предназначалась для ВВС США или каких-либо других стран НАТО: вероятность того, что они отойдут от своей обычной схемы закупок, очень мала. Истребитель Piranha предназначен для стран, которые не хотят зависеть от прихотей одной из великих держав. ALR не хочет производить истребители Piranha самостоятельно и нацелена на создание международных консорциумов с авиастроительными компаниями тех стран, которые желали бы приобрести самолет (производство будет вестись в странах-заказчиках). По оценкам экспертов ALR емкость рынка истребителей Piranha потенциально может составлять от 3000 до 5000 самолетов. Речь идет о замене легких (сверхзвуковых) истребителей, таких как Northrop F-5A/B и МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21, которые в больших количествах находятся на вооружении различных стран. И кто знает, говорят в ALR, возможно, найдутся несколько стран, в которых решат, что их военно-воздушные силы не могут состоять только из очень сложных и дорогих самолетов. Действительно, кто знает…
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: ALR Piranha
Назначение: истребитель
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: Turbo Union RB199 Mk 104 с мощностью 4000 кгс на максимальном режиме и 7600 кгс на форсажном режиме
Размеры:
размах крыла 7,62 м
длина 11,43 м
высота 4,25 м
площадь крыла 22,00 м²
Масса:
пустого самолета 4664 кг
взлетная (воздушный бой) 7046 кг
взлетная (нанесение ударов по наземным целям) 8600 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость более 1,8 Маха
скорость набора высоты (50% запаса топлива) более 300 м/с
максимальная устойчивая скорость разворота более 16 °/с
источник: Rene van Druenen «De ALR Piranha» «Luchtvaartwereld» Nr.10 Oktober 1986, paginas 283-284
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-legkogo-mnogocelevogo-istrebitelya-alr-piranha