Проект истребителя-бомбардировщика с КВП/ВВП Hawker Siddeley HS 1179A. Великобритания
Перед тем как выложить данную небольшую, но интересную винтажную статью я хочу высказать слова признательности глубокоуважаемому коллеге vasia23 за цветной профиль.
Будучи недавно ушедшим на пенсию сотрудником конструкторского бюро компании Hawker я с интересом прочитал статью «Компания Rolls-Royce разрабатывает гибридный двигатель для перспективного СКВП/СВВП» (Flight, September 23, P 11).
Представленная в той статье схема является почти точной копией силовой установки, которая должна была использоваться в HS 1179A – одного из множества эскизных проектов, разработанных компанией Hawker Siddeley в 1968 году в рамках конкурса MRCA (Multi Role Combat Aircraft – многоцелевой боевой самолет; будущий Tornado).
В те годы, как впрочем и сейчас, основным принципом было использование преимуществ разведения низкотемпературных сопел и использования форсажа в реактивных соплах только при выполнении сверхзвукового полета. До этого стандартным решением (например, в HS 1154) было использование системы дожигания топлива во внутреннем контуре с выводом на передние сопла. Проблемы с последней компоновкой были огромными (конструкторы компании Rolls-Royce все еще пытаются заставить ее работать). Не последней из них является большая площадь поперечного сечения, связанная с такими же большими поворотными реактивными соплами и со стандартными задними реактивными соплами турбореактивного двигателя Pegasus.
В разработанной в 1968 году компанией Hawker компоновке низкотемпературные передние реактивные сопла использовались только для режимов коротких и вертикальных взлетов и посадок, причем данные передние сопла можно было почти полностью утопить в профиле крыла при выполнении крейсерского полета. Как это не покажется странным, но для минимизации площади поперечного сечения мы использовали установленные почти заподлицо задние реактивные сопла типа Rolls-Royce, в то время как в текущем (1989 года) предложении двигателя RB.571 задние сопла были такого же типа, что у двигателя Pegasus.
схемы ТРДДФ Rolls-Royce RB.571
В те годы мы, сотрудники конструкторского бюро компании Hawker, были убеждены, что наши концепции по крайней мере на десять лет опережают разработки всего остального мира. Однако случай с гибридным двигателем для переспективного СКВП/СВВП показывает, что иногда мы опережали свое время не на десять, а на двадцать лет.
схема проекта истребителя-бомбардировщика Hawker Siddeley HS 1179A
В качестве иллюстрации к данной статье приведена схема оснащенного двумя двигателями BS 143 варианта проекта истребителя-бомбардировщика HS 1179A. На данной схеме хорошо заметны передние реактивные сопла с системой дожигания топлива во внутреннем контуре, предназначенные для выполнения вертикальных и укороченных взлетов и посадок. Силовая установка проекта HS 1179A должна была отличаться от проекта с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL), в котором – как и в двигателе Rolls-Royce RB.571 – нет необходимости в оборудовании передних сопел системой дожигания топлива во внутреннем контуре.
гипотетический вариант окраски проекта истребителя-бомбардировщика Hawker Siddeley HS 1179A
К. Ф. Д. Кларк (C. F. D. Clarck), Миддлтон-роуд, 12 (12 Middleton Road), Лутон (Luton), графство Бедфордшир (Bedfordshire) LV2 8HY
источник: C. F. D. Clarck «Hawker’s hybrid of 1968 HS 1179A» «Flight International» 28 October 1989