13
Проект гиперзвукового авиалайнера компании McDonnell-Douglas

Проект гиперзвукового авиалайнера компании McDonnell-Douglas

Ещё один проект от McDonnell-Douglas с использование крыла парасоль. В этот раз пассажирский гиперзвуковой лайнер, спроектированный в конце 70-х — начале 80-х годов. Интересным моментом этого проекта является использование крупных гондол двигателей (совсем нетепичных для гиперзвуковых проектов того времени) для формирования зоны высокого давления под крылом. Это позволило почти не использовать форму арки в проекте и этим упростить и облегчить конструкцию крыла. Конусы воздухозаборников двигателей так же создают ударную волну, частично попадающую под крыло и обеспечивающую ещё немного подъёмной силы. Всё это вместе позволяет экономить серьёзно топливо, за счёт снижения тяги для поддержания устойчивого полёта на высоких скоростях. В условиях после нефтяных кризисов 70-х годов такая экономия была критически важна для подобных проектов. Необычно и использование развитых концевых крылышек на законцовках трапециевидного крыла в качестве горизонтальных стабилизаторов.

Есть у использования компоновочного решения парасоль для сверхзвукового и гиперзвукового полёта и один плюс, особенно важный для пассажирского самолёта.. Как гласит правило площади — сверхзвуковое сопротивление самолета связано с общей площадью на части самолета. Что бы не создавать лишнее сопротивление в местах где площадь резко вырастает (например, там где крепится крыло) необходимо сузить сам фюзеляж, что бы общую площадь уменьшить. Потому у многих сверхзвуковых самолётов сложная форма фюзеляжа (так называемая «осиная талия»), это же и одна из многих причин частого использования дельтообразного крыла на сверхзвуковых самолётах, у которого площадь увеличивается к концу сужающегося фюзеляжа. Но сделать фюзеляж сложной формы, устойчивый к высоким перегрузкам и при этом умудриться поместить внутрь ещё и салон с пассажирами — задача не из простых. Компоновка с крылом парасоль снимает эту проблему, позволяя использовать фюзеляж простой веретенообразной формы.

Но проект McDonnell-Douglas ещё и хорошо показывает то, почему такое решение так и не прижилось. Массивное крыло и его крепление к фюзеляжу — это много дополнительного веса, а вот выигрыш у такой конструкции волнолёта от дополнительной подъёмной силы совсем не такой и большой, как хотелось бы. И чем больше скорость — тем больше мешает само крыло, нейтрализуя положительный эффект от повышения давления под крылом. Другие компоновки «волнолётов» отказались перспективнее, хотя и создавали куда больше проблем на малых скоростях.

Проект гиперзвукового авиалайнера компании McDonnell-Douglas

источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3680241052095526

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account