Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

23

Решил ваш покорный слуга переиначить серию по альтфлоту, которую выкладывал несколько лет назад, но у меня альтернатива начинается со времени заключения мира с Японии в Портсмуте. В тоже время крейсер «адмирал Макаров» типа «Баян» начали строить еще до заключения мира и от него надо как то избавиться, потому что он не вписывался в мой вариант развития флота, а контракт с «Forges et chantiers de la Méditerranée» был уже заключен и корабль строился. Заодно поальтернативил с испанским флотом.

Еще во время русско-японской войны МТК в условиях отсутствия внятной судостроительной программы и проработанных новых проектов, а так же  срочности и нежелания затягивать постройку ничего лучше не придумало, как заказать три крейсера отстававших от своего времени по проекту «Баяна». Один крейсер «Адмирал Макаров» заказали непосредственно во Франции у верфи «Forges et chantiers de la Méditerranée», еще два («Баян» и «Паллада») намечалось строить в Петербурге. О спешке говорит тот факт, что они были зачислены в список флота уже 2 апреля 1905 г., этим поспешным актом рассчитывали поднять боевой дух шедшей тогда на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, когда хоть какие, то работы начинались только по головному кораблю.

9 августа 1905 года началась мирная конференции в Портсмуте. Поскольку итоги конференции были еще неизвестны, потребность в новых тяжёлых кораблях оставалось острой. Однако после подписания мирного договора 23 августа (5 сентября), комиссия морского технического комитета снова засела за переработку требований. Тут то и выяснилась простая истина, что «Баяны» уже не подходят по современные требования, а кроме количественного восстановления флота, нужно и качественное. Как результат вместо устаревших «Баянов» решили строить однотипную серию из крейсеров «английской выделки». Но «Адмирал Макаров» уже строился и составленное 30 сентября (далее будем использовать даты по новому стилю) предписание о прекращении работ, французам крайне не понравилось.

Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

Броненосный крейсер «Адмирал Макаров» проектный вид на 1905 г.

Датой начала постройки «адмирала Макарова» в донесениях наблюдающих называлось 4 апреля 1905 г., но в реальности хоть какие-то реальные работы начались только в мае, очевидно, фирма, пользуясь неорганизованностью и нестабильностью наблюдения, мало информировала наблюдающих о ходе работ. Когда пришло предписание, начался цирк, французы поняли что заказ может уйти и приступили к операции «прикрытие». На запрос о готовности корабля, только через неделю пришел не внятный отчет, что корабль готов на 20,9 % «по стоимости» и 39,1% «по весу», при том эти данные совсем не укладывались в график заявленных работ. Из под «шпица» главному, наблюдающему В.В. Константинову было указано провести проверку соответствия данных, но комиссию под разными предлогами не пускали к стапелю еще 10 дней, в итоге только вмешательство российского МИДа смогло снять ограничения и 3 октября, наконец – то приступили к осмотру.

Выяснилось, что реальный объем готового корабля составляет всего 30 % «по весу» и это при условии, что верфь в состоянии аврала строила корабль почти месяц, когда пришло предписание о прекращении работ, рассчитывая, что большой объем сделанных работ заставит России продолжить строительство. Уже доставленные муфты гребных валов, оказались бракованными, было много вопросов и о качестве работ, спешка привела к тому, что часть верхних листов обшивки бы приклепаны не полностью, в отверстия заклепки были просто вставлены деревянные заглушки. В итоге 24 октября завод все таки согласился остановить строительство, но только на месяц, что бы стороны пришли к конценсусу. Однако тут вмешалась «большая» политика, Франция была союзником Российской империи, а на фоне русско-германского Бьёркского договора который хоть и не был направлен против Франции, сориться с Россией она очень не хотела, поэтому постарались решить проблему с минимальными потерями для обеих сторон.

К ноябрю сформулировали три варианта:

  • вариант с достройкой крейсера для французского флота отмели сразу, поскольку он уступал строившимся крейсерам, «Жюль Мишле», «Эрнест Ренан» и типа «Эдгар Кинэ» и по скорости и вооружению;
  • достроить корабль практически по первоначальному проекту, но с расширенными возможностями для приема мин, что бы его использовать как быстроходный минный заградитель, но даже в таком качестве о не устраивал, строившиеся минные заградители типа «Амур» были в полтора раза дешевле при том оба и лучше справлялись с этой задачей;
  • вообще прекратить достройку с передачей корабля заводу и выплатой неустойки, но когда посчитали неустойку в 30% плюс стоимость уже сделанных работ, то сумма в 9,225 млн. франков оказалась великоватой для казны.

Как видим не один из них не устраивал морское ведомство, да и французскую сторону, но 10 ноября выход был найден. Еще 31 октября морские атташе Франции и Российской империи обратились к представителям морского министерства Испании с предложением купить недостроенный крейсер со скидкой 20% . Недостачу верфи на равных условиях компенсировало французское и российское правительства вложив по 1,84 млн. франков. На фоне потери 28 октября в результате аварии крейсера «Cardenal Cisneros» это предложение выглядело очень заманчиво. Решение было принято достаточно быстро и королевским декретом от 24 ноября корабль был зачислен в состав испанского флота как броненосец 2 ранга «Cristóbal Colón». Такой исход оказался благоприятным для всех сторон, Россия смогла с минимальными потерями вернуть затраты для строительства более современных кораблей, французская сторона сохранила статус как благонадежного союзника для России и укрепила отношение с южным соседом, а Испания усилила свой флот по сходной цене.

Правда, испанским адмиралам совсем не хотелось плодить дополнительные калибры, поскольку не 152/45-мм орудий системы Канэ, не восьми дюймовок на кораблях не было, потребовали заменить на обычные для Испании орудийные системы. В частности 203-мм орудия были заменены на столько же 240/40- мм Canet-Guillen, в принципе такая замена была вполне равнозначна, при скорости 145-кг снаряда в 800 м/с система имел большую броне пробиваемость чем орудие Бринка, при меньшей скорострельности. Правда, для их размещения пришлось увеличить барбеты, а носовой передвинуть назад на 4 метра, форма башен и их бронирование соответствовали крейсерам типа «Princesa de Asturias».

Если с 240-мм замена главного калибра была объяснима, то со средним вышло не очень. Установленные 140/35 орудия Hontoria имели отвратительную скорострельность в боевых условиях не более 3 выстр./мин. против 7-10 у 152 мм/45, к тому низкую скорость снаряда в 620 м/сек и соответственно пробиваемость. Что бы частично компенсировать эти недостатки еще 4 х 140-мм с противоосколочными щитами установили на верхней палубе вместо 75-мм над  орудиями среднего каземата. Кроме этих «семидесяти миллиметровок» остальные так же частично заменили на стандартные для испанского флота 57-мм Норфилда, а частично вообще удалили. Так вместо них установили только по две над носовыми и кормовыми казематами 140 мм орудий с каждого борта и по две между палубными 140-мм орудиями, плюс две установки установили на носовом мостике. Торпедные аппараты также демонтировали, в испанском флоте вообще этот вид оружия на крупных кораблях не жаловали в начале века и усиленно снимали, например на «Emperador Carlos V» четыре из 6 ТА сняли королевским декретом от 3 марта 1904.

Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

Схема установки 140-мм Hontoria на спонсоне

Внесли и другие, но более мелкие изменения: За кают-компанией офицеров соорудили помещения для штабных чинов, на который перенесли площадку для главного компаса. На месте торпедных аппаратов сформировали дополнительные угольные ямы, однако в целях избежание повышения стоимости корабля этим и ограничились.

Надо сказать немного о службе корабля в составе королевского флота. Из-за изменений спуск корабля сдвинулся на полгода, а сдача корабля состоялась только в сентябре 1908 г. В 1909 году была сформирована Кадисская крейсерская эскадра. В нее свели все самые сильные корабли: броненосные крейсера «Cristbal Colon» (ех. «Адмирал Макаров» который стал флагманским кораблем), «Emperador Carlos V», «Princesade Asturias», «Catalufta» и бронепалубный «Reina Regente». Так же к эскадре причислили дивизион из 4 эскадренных миноносцев типа «Furor». Вместе с Картахенской эскадрой из броненосцев «Pelayo», модернизированной «Numansia», бронепалубников «Rio de La Plata» и «Extremadura», а так же трех торпедных канонерских лодок типа «Dona Maria de Molina» они составляли основу флота до ввода в строй дредноутов.

Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

Броненосец II ранга (броненосный крейсер) «Cristbal Colon» (ех. «Адмирал Макаров») на момент вступления в строй, 1908 г.

В 1909 все корабли успели поучаствовать во второй Рифской войне обстреливая позиции ополчения тридцати девяти берберских племён региона Риф, но в целом служба крейсера (его так начали классифицировать только в 1910 г.) была мирной. В годы первой мировой после запрета немцам в конце 1916 года на даже кратковременные заходы в свои территориальные воды крейсер патрулировал побережье. С ним же связан самый «героический» эпизод времен Великой войны, когда в течении суток вместе с миноносцами № 2 и 5 гонялся за немецкой субмариной UC-48.

После войны он единственный из броненосных крейсеров кто подвергся более или менее серьезному перевооружению. При вступлении в строй линкоров типа «Espana», структура флота была пересмотрена, в 1917 году была создана 1-ая эскадра куда включили все наиболее боеспособные корабли. Кроме непосредственно «Espana» и «Alfonso XIII», а так же достраиваемого «Jaime I»  в состав эскадры вошли эсминцы типа «Bustamante», а так же бывший крейсер «Carlos V» который выполнял обязанности учебно-артиллерийского корабля. А вот из крейсеров решили включить в состав эскадры только бывшего русского адмирала, корабли типа «Princesade Asturias» находились в составе Мелильской бригады, шастая вдоль северного побережья Африки показывая, кто в доме хозяин.

В задачи «Cristbal Colon» в составе эскадры входило в первую очередь разведка, оборона от эсминцев и борьба с новомодной угрозой – авиацией. Правда как разведчик он был уже не очень эффективным развивая скорость в 1918 году в 17,5 узлов, да и для борьбы с эсминцами 140-мм мало подходили уже к моменту достройки корабля. Ремонт и модернизацию решили проводить на верфи, которая изначально строила корабль. Требовалось перебрать машины, перевести котлы на нефтяное отопление с частичной заменой последних, кроме того поменять фок-мачту с установкой дальномерного поста, заодно подняв выше кормовую прожекторную площадку. Главный калибр остался прежним, поменяли 140-мм и мелкокалиберную артиллерию. Бороться с легкими силами решили с помощью 16 × 102-мм/50,3 орудий системы Vickers Mk.E, которые уже устанавливали на линкоры, а против авиации поставили 5х47-мм/50 орудий той же фирмы на зенитных станках.

Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

Крейсер «Cristbal Colon» после ремонта и перевооружения в 1920 г.

Уже в середине 1920 крейсер вышел на испытания и смог при форсировке машин развить 22,5 уз., правда, на фоне вошедшего в строй спустя 3 года крейсера «Reina Victoria Eugenia» это было так себе достижение. В третьей Рифской войне «Cristbal Colon» так же успел поучаствовать, обеспечивая деятельность линкора «Espana», он же оказал первую помощь дредноуту, когда он сел на камни у берегов Марокко в августе 1923. Однако уже в начале 1926 крейсер вывели из состава самой боеспособной эскадры флота поскольку начали вступать в строй крейсера – скауты, отправив его в Мексику на стационерную службу. Там всегда, что то происходило, а в это время как раз случилось восстание кристерос, которым не нравился контроль со стороны государства за церковью. У берегов Латинской Америки корабль пробыл до 1928, а в дальнейшем  служил учебным кораблем, а с 1934 плавказармой находясь в Картахене, 21 мая 1937 года находясь в руках республиканцев, получил повреждения во время бомбардировки военно-морской базы и лег на бок. Сразу поднимать бывший крейсер не стали (не хватало ресурсов) и  сдали на слом только в 1942 году.

Тактико-технические характеристики

Превью серии Альтфлот: как русский адмирал стал испанским мореплавателем

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account