Авианосные ударные группы – основные оперативные единицы ВМС США. Сменив на этом посту существовавшие до 1980-ых Боевые Авианосные Группы, АУГ стали основными средствами проецирования американской военной мощи и влияния во внешний мир. Расхожая шутка гласит, что если где-то в мире происходит конфликт, первый вопрос, звучащий по этому поводу в Белом Доме – ”где ближайший авианосец”?
Авианосные ударные группы – основные оперативные единицы ВМС США. Сменив на этом посту существовавшие до 1980-ых Боевые Авианосные Группы, АУГ стали основными средствами проецирования американской военной мощи и влияния во внешний мир. Расхожая шутка гласит, что если где-то в мире происходит конфликт, первый вопрос, звучащий по этому поводу в Белом Доме – ”где ближайший авианосец”?
Целью данного обзора является представить возможности АУГ ВМС США, оценить потенциал этой удивительно универсальной и сбалансированной системы. АУГ США представляют собой результат эволюции флота со времен Мидуэя: они воплотили в себе все лучшие решения из классических доктрин войны на океане.
Для начала, рассмотрим состав типовой АУГ:
• 1 ударный атомный суперавианосец (класса ”Нимиц” или ”Энтерпрайз”).
Авиагруппа авианосца:
- • 2 эскадрона (24 машины) многоцелевых истребителей F/A-18F ”SuperHornet”
- • 2 эскадрона (24 машины) многоцелевых истребителей F/A-18C ”Hornet”
- • 4 самолета ДРЛО E-2C “Хокай”
- • 4 самолета РЭБ EA-18G ”Гроулер”
- • 2 логистических самолета C-2 ”Грейхаунд”
- • 10 противолодочных вертолетов MH-60 “Сихок”
• 1–2 ракетных крейсера класса ”Тикондерога”;
• 2–3 (в военное время – до 5) эсминцев класса ”Арли Берк”;
• 2–3 атомные многоцелевые подводные лодки класса ”Лос-Анджелес” или ”Вирджиния”;
• 1 логистический быстроходный транспорт класса ”Сапплай” или ”Сакраменто”
Фрегаты США обычно не включают в состав АУГ. Это связано во-первых с бытующим во флоте США мнением о неспособности фрегатов выдерживать современный бой, а во-вторых – с дефицитом во флоте США фрегатов и избытком (59 штук и предполагается 70) эсминцев класса ”Арли Берк”.
Разберем теперь подробнее участников АУГ:
Атомный суперавианосец класса ”Нимиц” – самый крупный военный корабль в истории человечества. Это чудовище водоизмещением в 98 000 тонн не зря называют ”90 000 тонн американской дипломатии”.
Корабли таких размеров строит единственная верфь в США – ”Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг”. В теории, есть еще 2 или 3 стапеля, способные строить корабли подобных размеров, но они не используются по экономическим причинам.
Корабль оснащен 2 реакторами A4W, выдающими общую мощность в 260 000 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы громадный корабль мог двигаться со скоростью 30 узлов. Реактор не нуждается в перезарядке почти четверть века.
Обычный экипаж корабля – 3200 человек персонала и 2480 – авиакрыла.
Корабль имеет как основную, так и угловую полетные палубы. 4 паровые катапульты обеспечивают возможность поднимать самолет с полной загрузкой каждые 20 секунд. Таким образом, полная авиагруппа – 48 истребителей – взлетает всего за 16 минут (в идеале). 3-тросовый аэрофинишер позволяет эффективно принимать самолеты на угловую палубу. На ранних моделях применялись 4 троса, но на практике – 4 почти никогда не применялся. По краям полетной палубы расположены 4 самолетоподьемника, прикрываемые броневыми стальными дверями.
Помимо традиционной конструктивной защиты, авианосец имеет 64-миллиметровый кевлар на всех жизненно важных местах. Это повышает его живучесть, дополненную рациональным секционированием и мощной системой пожаротушения.
Хотя авианосцы класса ”Нимиц” никогда не подвергались воздействию противника, их прямой предшественник – ”Энтерпрайз” – в 1969 году прошел проверку на прочность в ходе инцидента с детонацией ракеты на палубе, повлекшей серию мощных взрывов боезапаса. Хотя корабль получил тяжелые повреждения, тем не менее, он буквально через 3 часа уже мог обеспечивать работу самолетов, что подтверждает высокую живучесть.
Собственное оборонительное вооружение авианосца крайне слабо. Обычно корабль несет 3–4 8-контейнерные ПУ зенитных ракет ”Си Спэрроу” малого радиуса действия (19 км) и 3–4 20-миллиметровые автопушки ”Вулкан-Фаланкс”.
Последние авианосцы серии не несут автопушек, но вооружены взамен новыми комплексами ближнего боя RIM-116 Rolling Airframe Missiled 21-установках. Считается, что новые ракеты имеют большую эффективность против ПКР, чем автопушки. Так как АУГ никогда не подвергались воздействию противника, это невозможно выяснить.
Средства защиты авианосца состоят из 4 6-ствольных Mk-36 пусковых установок радиолокационных ловушек и AN/SLQ-25 ”Никси” буксируемой торпедной ловушки.
Авиагруппа авианосца – основа боевой мощи АУГ. В стандартную авиагруппу входит до 90 летательных аппаратов.
Основным ударным аппаратом является F/A-18С ”Хорнет” – палубный истребитель-бомбардировщик. Фактически, после списания в конце 1990-ых всех F-14, это единственный палубный истребитель ВМФ США.
Имея довольно средние скоростные данные – около 1,8 МаХа, самолет вполне соответствует стандартам современной воздушной войны. Его дальность полета (перегоночная) составляет 3300 км, при боевом радиусе (без ПТБ) – 722 километра. Стандартная высота полета – 15000 метров. Скороподьемность – 254 м/с.
На 9 подвесках (2 на концах крыльев, 4 под крыльями и 3 под фюзеляжем) самолет может нести до 6215 кг вооружения, включая:
- • Ракеты воздух-воздух среднего радиуса действия AIM-120 AMRAAM;
- • Ракеты воздух-воздух малого радиуса действия AIM-9 Sidewinder;
- • Сверхзвуковые противорадарные ракеты AGM-88 HARM;
- • Противокорабельные дозвуковые ракеты AGM-84 Harpoon;
- • Крылатые ракеты SLAM (модификация ”Гарпуна” для удара по наземным целям);
- • Тактические ракеты AGM-64 Maverick;
- • Планирующие бомбы AGM-154;
- • Управляемые бомбы JDAM;
- • Лазерные бомбы Paveway;
- • Кластерные бомбы CBU-87;
- • Мины CBU-89;
- • Модуль точного наведения AN/AAS-38 NiteHawk;
- • Оборудование радиоэлектронной борьбы;
- • ПТБ.
Его улучшенная модификация – F/A-18F “Супер Хорнет” – имеет 11 точек подвески (2 на концах крыльев, 6 на крыльях и 3 под фюзеляжем) – и может нести 8025 кг нагрузки. Прочие параметры у машин почти схожи.
Этот впечатляющий арсенал достаточно разнообразен для выполнения любых задач. Формально, в одном вылете все 48 (4 эскадрилии) ”Хорнетов” и ”Супер-Хорнетов” могут задействовать до 480 точек подвески (9 на ”Хорнете” и 11 на ”Супер-Хорнете”). На самом деле, обычно авианосец несет 750 единиц вооружения, но в случае необходимости этот арсенал может быть увеличен в несколько раз.
Самолеты РЭБ E/A-18G “Гроулер”составляют неотъемлемую часть АУГ. Эти самолеты – глубокая модификация обычного ”Хорнета” с упором именно на антирадиолокационные операции. Обычно, именно они несут ракеты AGM-88 HARMИх задача – во время атаки, создавать помехи системам вражеского обнаружения, сбивать с толку атакующие ракеты, уничтожать активные радары.
Основным средство дальнего обнаружения является E-2C ”Хокай” – палубник ДРЛО.
Довольно старомодный, винтовой, этот почетный ветеран летает с 1960. Его электроника за это время подверглась полному пересмотру, и фактически, не считая авионики, новый самолет уже ничем не напоминает старый.
Скорость самолета составляет 552 километра в час. Он может пролететь до 2824 километров, держась в воздухе до 5 часов. Стандартным является удаление от авианосца на 320 километров, что позволяет летать до 3–4 часов. Радиус обнаружения радара – до 700 километров, что позволяет авианосцу обнаруживать любые угрозы.
В настоящее время, наиболее современной является модификация C, но вскоре должны начаться поставки ”супер-хокая” E-2D, имеющая ряд усовершенствований – в частности, систему удаленного контроля и целеуказания для зенитных ракет. В 2009 году были успешно проведены опыты по перехвату низколетящей крылатой ракеты зенитной ракетой надводного корабля, наводимой с ”супер-хокая”. Нет сомнений, что это многократно повысит противоракетные возможности авианосцев.
Ранее на авианосцах были самолеты ПЛО. Но в 2000–2010 все S-3A были списаны, и в настоящее время их функции выполняют только вертолеты. Обычно это ”Сикорский” SH-60 ”Сихавк”
Это массивный вертолет, сориентированный на функции ПЛО. При скорости до 333 километров в час и дальности полета до 400 миль, он обычно вооружается противолодочными торпедами Mk-46 или Mk-50. Всего в авиакрыле около 10 таких вертолетов, что позволяет держать достаточно плотный противолодочный барьер.
Скромный трудяга C-2 ”Грейхаунд” – еще один элемент авиакрыла. Это палубный транспортный самолет, предназначенный для снабжения авианосца оборудованием экстренной необходимости, эвакуации раненных и доставки персонала.
Этот маленький, флегматичный транспорт на базе “Хокая” имеет скорость в 533 километра в час при радиусе 2400 км и нагрузке – 9350 кг. Этого вполне достаточно, чтобы несколькими рейсами они могли доставить на авианосец наиболее необходимые грузы. Их обычная задача – доставлять на авианосец грузы с баз снабжения.
В 1960 проводились опыты с использованием C-130 ”Hercules” для снабжения авианосцев, но, несмотря на успех, было сочтено, что подобный опыт очень опасен. Тем не менее, в случае экстренной необходимости, подобное применение тяжелых транспортов радиусом до 3800 км с нагрузкой до 33 000 кг возможно.
Теперь рассмотрим прикрытие авианосца.
Возглавляет его крейсер класса ”Тикондерога” – обычно их в составе АУГ 1, но в случае войны, предполагается довести их количество до 2. Таких кораблей в ВМФ США 22 (всего было построено 27. Но пять первых кораблей – с устаревшими пусковыми установками ракет – были списаны в 1990-ых). С 1990-ых – с момента вывода из состава флота всех атомных ракетных крейсеров – ”Тикондероги” являются единственными во флоте США.
Имея водоизмещение в 9800 тонн, ”Тикондерога” уступает по размерам многим более крупным эсминцам. Здраво рассуждая, эсминцем она и является. Ее корпус суть увеличенный и переработанный корпус эсминца ”Спрюенс”.
Основное преимущество ”Тикондероги” – это боевая информационная система AEGIS, опирающаяся на AN/SPY-1 радар с фазированными решетками. Эта система, дополненная универсальной системой управления огнем Mk-99 может отслеживать более 100 целей в радиусе 190 км. Управляя и координируя действия всех кораблей, оснащенных ею, система получает сигналы с радаров, централизовано обрабатывает их и распределяет цели между кораблями. Непрерывно модифицируясь, система позволяет значительно повысить эффективность ПВО ВМФ США.
Основное вооружение всех КР класса ”Тикондерога” – это 122 системы универсальных вертикальных пусковых, позволяющие размещать в себе любую гамму вооружения. Без сомнения, УВП стали одним из величайших достижений в морских технологиях, резко повысив боевые возможности кораблей. Проблема скорострельности снялась, как таковая – ракеты УВП могут взлетать так быстро, как позволяет система управления огнем. Живучесть системы тоже многократно выше – повреждение одной УВП не скажется на других.
Обычно, большая часть УВП ”Тикондероги” занята ракетами RIM-67MR ”Standart” – высокоэффективными снарядами, радиусом действия до 190 км и максимальной высотой до 24 000 м.
Дополнением к ним являются ракеты RIM-162 ESSM, радиусом в 50 километров, но обладающие лучшей системой маневрирования и предназначенные для поражения таких целей, как крылатые ракеты. В перспективе предполагается принятие на вооружение ракет RIM-147 ERAM, чей радиус будет равен 190 милям.
В последнее время все крейсера ”Тикондерога” были модернизированы с расположением на них компонентов системы ПРО – в частности, ракет -161, позволяющих поражать кинетическим ударом баллистические и орбитальные цели. Система интегрирована с существующими радарами, что дает кораблям возможность поражать космические объекты на высоте до 200 км в радиусе до 250 миль. 21 февраля 2008 года, система была успешно применена для сбития американского сателлита, доказав полную работоспособность в условиях, приближенных к боевым (сателлит был полностью лишен контроля) Помимо зенитных ракет, УВП могут также нести противолодочные ракеты RUM-139 VL-ASROC, представляющие модификацию противолодочной ракеты ASROC для вертикального пуска. Снаряд имеет радиус действия 22 километра, и несет торпеду Mk-46 радиусом в 11 км. Основные ударные возможности крейсера сосредоточены в его арсенале – это ракеты BGM-109 “Томахок”, низколетящие, дозвуковые крылатые ракеты радиусом в 2550 км. Эти снаряд могут с точностью до метров при помощи системы доставить 450 кг взрывчатки к цели. Эти ракеты имеют малую высоту полета, и с трудом обнаруживаются системой ПВО. Существует их противокорабельная модификация – UGM-109B – имеющая радиус свыше 450 км. Собственно противокорабельное вооружение крейсера представлено единственными ракетами, не интегрированными в ВПУ – ”Гарпунами”. Крейсер несет 8 таких ракет, в основном – с целью применения против возможной угрозы со стороны легких кораблей в прибрежных водах. Американцы, традиционно, считают, что вероятность самостоятельной ракетной атаки крупного надводного корабля может наступить только после того, как его цель будет подвергнута обстрелу с авианосца и атакам субмарин, и практически не сможет оказать сопротивление. Хотя технически, нет причин для установки большего числа ”Гарпунов”, из соображений экономии все надводные корабли США имеют только 8. Артиллерию крейсера составляют 2 54-калиберные 127-миллиметровые пушки, имеющие скорострельность до 20 выстрелов в минуту на дистанцию до 24 км. Орудие предназначено для обстрела воздушных целей и береговых объектов. Защитная артиллерия представлена 2 20-миллиметровыми автопушками ”Вулкан”, обеспечивающими эффективную противоракетную защиту. Хотя автопушка и немолода, ее несомненное преимущество – расположение радара непосредственно на стволе орудия, облегчающее управление огнем – делает ее до сих пор конкурентоспособной и превосходящей по точности иностранные аналоги. Помимо этого, система является еще и очень легкой, высокоманевренной. Дополняют арсенал крейсера 2 3-трубных торпедных аппарата и ангар на 2 вертолета. Крейсер – один из первых кораблей в мире, которые вновь получили броневую защиту. Крейсер имеет кевларовые листы на наиболее важных местах, обеспечивающие защиту от осколков. Принимая во внимание более высокую живучесть ФАР в сравнении с обычными радарными антеннами, крейсер может считаться одним из самых защищенных кораблей в своем классе.
Охранение авианосца обычно лежит на эсминцах серии ”Арли Берк” – самых массовых в ВМФ США. Всего было построено 59 кораблей в 5 сериях, и планируется довести их общее число до 70. Это первый в послевоенной истории случай постройки такой большой серии кораблей водоизмещением более 8000 тонн. Водоизмещение их меняется от 8150 тонн для ”Флайт-1”, до 10 000 для ”Флайт-3” Эсминцы практически не уступают по возможностям крейсерам ”Тикондерога” – они тоже несут AEGIS и имеют 96 УВП. Их артиллерийское вооружение меньше – всего 1 орудие – но это 62-калиберная 127-миллиметровая пушка, способная стрелять на дистанцию 100 километров (усиленным управляемым снарядом). Ее скорострельность – 20 выстрелов в минуту. Два трехтрубных торпедных аппарата приспособлены для применения новейших торпед Mk-52. Корабли серии ”Флайт-1” и ”Флайт-2” не несли вертолетов и имели только площадку. Но с серии ”Флайт-2а” корабли получили ангар.
Все ЭМ построены с применением технологии ”Стелс” – это позволяет снизить их ЭПР, и сделать корабль способным легче прятаться среди помех. Современные ПКР с трудом могут отличить сигнатуру ЭМ ”Арли Берк” среди выстреленных им помех, что повышает шансы эсминца.
Подводное охранение АУГ выполняется усилиями субмарин класса ”Лос-Анджелес” – этой немолодой, но еще эффективной серии. Всего их в составе ВМФ 44. 17 подлодок этого проекта были списаны, но субмарины проекта ”Флайт-2” еще в строю.
Имея водоизмещение 6028 тонн, эти ядерные субмарины развивают скорость до 33 узлов. Они могут погружаться до 450 метров.
Их основное достоинство – современная, развитая гидроакустическая система.
Основу арсенала субмарин составляют 4 533-миллиметровых ТА, способных стрелять торпедами Mk-48, ракетами ”Томагавк” и ”Гарпун”. Также ПЛ способна нести мины – включая автономные торпедные батареи CAPTOR, представляющие собой торпеду в особой капсуле. Мина ждет, пока рядом не окажется вражеская субмарина (ее гидроакустика может отличать субмарины от надводных кораблей), после чего выпускает торпеду. Подлодка несет до 25 мин CAPTOR, что, при расстоянии между минами в 10 км, позволяет перекрыть дистанцию в 250 км!
Из оставшихся на вооружении лодок, 13 несут лишь это вооружение. Но остальные 31 вооружены еще и 12 неперезаряжаемыми пусковыми для ракет ”Томагавк”.
Еще один член АУГ – быстроходный транспорт снабжения класса ”Сапплай”.
Этот 48 800-тонный корабль развивает скорость до 25 узлов, и предназначен для хранения на борту запасов и снаряжения для АУГ. Корабль оснащен газовыми турбинами. Он обычно везет на борту: до 1950 тонн амуниции для авианосца, 1 965 600 галлонов дизтоплива 2 620 800 галлонов авиабензина, 20 000 галлонов воды Его основная задача – обеспечивать снабжение и снаряжение кораблей топливом и боеприпасами. Благодаря развитой системе перегрузки, корабль может осуществлять пополнение топливных запасов АУГ прямо в море.
Рассмотрим теперь потенциал АУГ вообще. Авианосная ударная группа – это средство перебросить 48 боевых самолетов на дистанцию в 500 километров за 10 часов. Это не просто передвижная взлетная полоса – это еще и ремонтные мастерские, постоянно находящиеся в работе, отсеки для персонала, склады боезапаса. Многие утверждают, что при развитой системе взлетно-посадочных полос авианосцы излишни. Вряд ли с этим можно согласиться. Да, при прочих равных взлетно-посадочная полоса стоит дешевле авианосца. Но аэродром не ограничивается взлетно-посадочной полосой. Это еще и ангары, необходимые для самолетов (так как аэродром неподвижен, и представляет собой отличную мишень для оперативно-тактических ракет – еще и с капонирами). Это ремонтные мастерские с их персоналом. Это склады горючего. При прочих равных, система ХОРОШО ОСНАЩЕННЫХ аэродромов, покрывающая ту же площадь, что способен один авианосец, будет стоить ДОРОЖЕ его. Ударные возможности авианосца очень велики и распространяются далеко вглубь суши. Война в Афганистане показала потенциал авианосцев, успешно наносивших удары по территории этой не имеющей выхода к морю страны, летая через территорию Пакистана. Современный авианосец может уверенно наносить удары на дистанцию в 1000 км и оперировать авиацией при минимальной загрузке на дистанции в 1500 км. Поддержка собственно авиации кораблями, несущими ракеты ”Томагавк”, может сделать АУГ крайне полезным инструментом войны на море. Хотя американские АУГ уже очень давно не участвовали ни в каких сражениях на море, тем не менее, они представляют собой самое совершенное оружие завоевания господства на море. Общий ударный потенциал авиагруппы АУГ огромен. Как уже приводилось ранее, ее 48 самолетов могут нести до 480 ракет всех классов на своей подвеске! При этом надо четко понимать, что действия АУГ – это не просто ”лобовая” атака стаи самолетов на противника (который представляют себе многие любители, высокомерно рассуждающие о ”возможностях систем ПВО в борьбе с авиацией”). Это система со строго расписанными ролями. Типовая схема атаки американской АУГ на надводного (не-авианосного) противника следующая. Самолет ДРЛО обнаруживает цель, и ”подсвечивает” ее своим радаром. Его сопровождают 4–8 истребителей или самолетов РЭБ – на случай появления в воздухе вражеской авиации. Они же занимаются уничтожением вражеских самолетов ДРЛО, если таковые появятся в воздухе. Используя радар самолета ДРЛО как привод, звенья истребителей летят низко над водой с выключенными радарами. Они не видят противника – но его координаты передаются им с самолета ДРЛО. Подойдя на радиус действия ракет, эскадрильи производят одновременный залп всеми подвесками, выпуская в противника сверхзвуковые ракеты HARM (дальность боя до 190 км) и дозвуковые ракеты ”Гарпун” (дальность до 215 км) Такая схема атаки почти гарантированно обеспечивает подавление ПВО цели. Если цель включает свои радары, чтобы активно отражать ракетную атаку – то она превращается в мишень для сверхзвуковых HARM. Если цель не включает радары – то работающие на активном наведении ”Гарпуны” находят ее и уничтожают. Так как в одном залпе истребители могут выпустить более 100 ракет, этого с лихвой достаточно, чтобы перегрузить любую ПВО. Если цель еще не уничтожена (что сомнительно), то соединение прикрытия добивает ее управляемыми бомбами. В случае атаки на авианосного противника, ситуация меняется в том плане, что больше самолетов переводятся на функции ПВО, и меньше – на ударные.
Защитный потенциал авианосца также очень значителен. Самолет ДРЛО обеспечивает обнаружение противника на дистанции до 1000 километров (320 дальность патрулирования + 700 дальность действия радара). Даже сверхзвуковой ПКР, летящей на 3 МаХа, потребуется не менее 300 секунд, чтобы преодолеть это расстояние. Обычно авианосец держит в воздухе воздушный патруль из 4–8 самолетов. В случае необходимости он может запускать самолеты в темпе до 1 в 20 секунд. Т.е. за 300 секунд (если самолеты готовы к старту), могут взлететь до 15 перехватчиков. Истребители составляют первый эшелон обороны, атакуя цель своими ракетами и ставя активные помехи. Следующий эшелон принимает на себя AEGIS. Его корабли обмениваются информацией с самолетом ДРЛО, определяя тип атаки и распределяя цели для ракет. Общим счетом, типовая АУГ может нести до 170–300 зенитных ракет дальнего радиуса действия, что позволяет отразить атаку значительной мощности.
Если же какие-то ракеты прорывают внешний барьер, то в действие вступают системы самозащиты. Корабли используют ракеты малого радиуса действия и автопушки, рассыпают помехи.
Противолодочная защита АУГ несколько ослабела, так как из ее состава были исключены самолеты. Теперь она держится только на вертолетах и корабельных ракетах. США не имеют ПЛУР дальнего радиуса действия, подобных советским, так что противолодочную оборону США следует считать не особенно надежной.
Впрочем, надо учитывать, что США исходят из тезиса о практической невозможности успешной торпедной атаки ПЛ на АУГ. Трудно представить, чтобы ПЛ сумела подойти на дистанцию торпедной атаки, не будучи обнаруженной (практически все современные ПЛ имеют скорость бесшумного подводного хода значительно ниже, чем маршевая скорость АУГ). Поэтому основным средством атаки ПЛ на АУГ, вероятно, будут ракеты из торпедных аппаратов, что переводит конфликт в сферу действия ПВО. Помимо этого, не существует возможности для ПЛ атаковать АУГ и самой уцелеть при этом.
Согласно советским расчетам 1980-ых, для эффективного поражения АУГ требовалось собрать очень значительные силы. Считалось эффективным поражение АУГ при использовании против КАЖДОЙ 2 полков морской авиации, несущей сверхзвуковые ракеты с ЯБЧ. При этом вероятность поражения АУГ составляла 55%. Сами же атакующие полки должны были быть после атаки расформированы, так как их уровень потерь от истребителей и ракет АУГ составил бы 80%. (американские расчеты были менее оптимистичны, но точная оценка неизвестна)
Очевидная неэффективность этого способа, и осознание крайней уязвимости дальних бомбардировщиков для истребительной авиации привела в итоге СССР к правильному решению – строить свои авианосцы, способные бросить вызов истребительной авиации АУГ и прикрывать свои базовые бомбардировщики, осуществляющие атаку.
Оценивая возможности АУГ, надо не забывать еще и о особой роли флота – дипломатической демонстрации. Только флот – благодаря экстерриториальности морей – обладает уникальной возможностью в мирное время демонстрировать свою силу тем, кого должна устрашить или воодушевить эта демонстрация. Армия не в состоянии предстать перед глазами простых граждан объекта демонстрации (она не может прибыть на их территорию). Военно-воздушные силы, без дипломатических осложнений, не в состоянии проникнуть в воздушное пространство объекта демонстрации. Лишь флот может без каких-либо проблем с ”дружественным” визитом посетить его порты в мирное время, и наглядно продемонстрировать мощь и влияние своей державы на глазах простых граждан.
В настоящее время очень немногие флоты мира обладают способностью бросить вызов хотя бы одной АУГ США в открытом море. Практически же, ни один флот не обладает в настоящее время соединениями с сопоставимыми боевыми возможностями. Отдельные нации имеют корабли, превосходящие американские (к примеру, крупные эсминцы Республики Корея и Японии лучше американских ”Арли Берков”), но СИСТЕМОЙ аналогичной мощности не обладает более никто. Франция, Великобритания и Китай в настоящее время ведут работы над созданием собственных АУГ, но во всех этих странах работы эти далеки от завершения.