Поплавковый гидросамолет для разминирования Blohm und Voss Ha 139 B/U-1 (Ha 139B/MS). Германия
В годы Второй Мировой войны обе стороны конфликта против морских перевозок своих противников использовали довольно коварное оружие – морские мины. Их датчики были чувствительны к металлическим корпусам кораблей, которые мины «ощущали» на значительном расстоянии. Обе стороны использовали один и тот же метод противодействия. Индуцируя сильное магнитное поле, можно было заставить мину взорваться без причинения кораблям какого-либо ущерба. Эта работа выполнялась самолетом, оснащенным круглым селеноидом, который был снабжен генератором, расположенным вместе с бензиновым двигателем в фюзеляже. Королевские ВВС в качестве самолета разминирования использовали дальние бомбардировщики Vickers Wellington, а немецкие ВВС – трехмоторные самолеты Ju 52/3m, хотя обе стороны не брезговали машинами других типов.
В 1942 году в число таких «нестандартных» машин вошел прототип четырехмоторного поплавкового гидросамолета На 139B точнее третьего прототипа (Ha 139 V-3). Его разработка началась в 1935 году, когда авиакомпания Deutsche Lufthansa готовилась осуществлять перевозку почты и грузов через северную часть Атлантического океана подобно тому как несколькими годами ранее этой компанией была налажена перевозка почты через Южную Атлантику.
На этом поприще немецкая Lufthansa серьезно конкурировала с французской Air France и достигла успеха благодаря выбранной тактике. Немцы использовали двухмоторные летающие лодки средних размеров Dornier Do J Wal в сочетании с оснащенными катапультами вспомогательными судами. Самолеты совершали перелеты между африканским портом Батерст (ныне Банджул), Гамбия, и южноамериканским Наталом, Бразилия. Вспомогательное судно, оснащенное катапультой компании Heinkel, большим запасом топлива, а также краном с необходимой для подъема гидросамолета грузоподъемностью и техническим оборудованием для ремонта самолетов, курсировал примерно в 1500 километрах от Африки, примерно в половине расстояния от Наталя. Летающая лодка Wal приводнялась у судна, после чего гидросамолет краном поднимали на борт корабля, осматривали, заправляли топливом, устанавливали на катапульту и запускали для выполнения следующего этапа полета. Позднее взлет с помощью катапульты стал использоваться в точке старта, что позволило сэкономить топливо, и самолет мог достичь пункта назначения без остановки в пути. С 1933 года и до начала Второй Мировой войны авиакомпания Lufthansa регулярно эксплуатировала трансатлантическую линию перевозки почты, используя на ней более современные летающие лодки Do 18.
Авиакомпания Lufthansa хотела справиться с перевозкой почты между Европой и Северной Америкой с использованием летающих лодок Do 18. Однако для этого маршрута требовались более тяжелые и более мощные самолеты, и авиакомпанией были заказаны поплавковые гидросамолеты Ha 139. Эта машина была разработана главным конструктором компании Hamburger Flugzeugbau д.т.н. Рихардом Фогтом и представляла собой двухпоплавковый гидросамолет с крылом типа «обратная чайка» и силовой установкой из четырех дизельных двигателей Junkers Jumo 205C мощностью по 600 л.с. (440 кВт). Основу силового набора крыла составлял трубчатый лонжерон, конструкция которого была запатентована, использовавшийся в качестве топливного бака. Поплавки соединялись с точками излома крыла с помощью закапотированных стоек, передние кромки которых использовались для размещения радиаторов для двух двигателей каждой из консолей. Несмотря на то, что гидросамолет Ha 139 выглядел хрупким, он был очень устойчивым даже к высоким волнам.
Первый прототип Ha 139V-1 (номер гражданской регистрации D-AMIE) был изготовлен осенью 1936 года, а вскоре появился второй прототип Ha 139V-2 (D-AJEY). В марте и июне 1937 года авиакомпания Lufthansa приобрела эти прототипы, присвоив им наименования Nordmeer и Nordwind. С середины августа по ноябрь 1937 года авиакомпания Lufthansa применяла эти гидросамолеты на почтовой авиалинии Орта, Азорские острова, – Нью-Йорк с использованием судов поддержки «Фризенланд» (Friesenland) и «Вестфален» (Westfalen). Полеты продолжались и в 1938 году. С 12 сентября 1938 года на североатлантическую линию доставки авиапочты вышел третий прототип Ha 139 V-3 (D-ASTA) Nordstern. Этот прототип относился к модификации Ha 139 B, в то время как первые два к модификации На 139 A. От своих предшественников третий прототип отличался большими размерами, большей массой и новой формой вертикального оперения (уже на На 139 A площадь вертикального оперения пришло увеличить). Радиаторы переместились на нижнюю поверхность крыла. В 1939 году все три прототипа Ha 139 приступили к перевозке почты через Южную Атлантику и выполняли эти задачи до начала войны. Самолеты были реквизированы немецкими ВВС, которые первоначально интересовались только вариантом На 139 B. В соответствии с требованиями военных у прототипа Ha 139 V-3 была удлинена носовая часть фюзеляжа, которая получила дополнительное остекление и оборонительное вооружение. Вооружение состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG 15, размещенных по одному в носовой части фюзеляжа, на верхней части фюзеляжа и по бортам за крылом. Модифицированный Ha 139 B/U-1 совершил свой первый полет 19 января 1940 года и некоторое время использовался на береговой службе. Тем временем более старые машины варианта A были модифицированы до стандарта B, и немецкие ВВС использовали их для снабжения немецких войск на оккупированном побережье Норвегии.
Из-за нехватки запасных частей в 1942 году в эксплуатации оставался только третий прототип, который был модифицирован еще раз – для неконтактного уничтожения морских мин. Машина, получившая обозначение Ha 139B/MS (Minensuch – тральщик), была оснащена селеноидом, который был не круглым, а восьмиугольным. Соленоид шел от передней части фюзеляжа к стойкам, размещенным под законцовками крыла, и затем к задней части фюзеляжа. В вертикальной плоскости длинные элементы соленоида имели вид арок. К сожалению, нет достоверных доказательств того, что эта безусловно дорогостоящая модернизация будет использована на практике. Вероятно, свою роль сыграла нехватка запасных частей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blohm und Voss Ha 139B/U-1
Назначение: поплавковый гидросамолет для разминирования
Статус: прототип
Компания-производитель: Blohm und Voss, Abteilung Flugzeugbau (до 1937 года Hamburger Flugzeugbau), Гамбург
Экипаж: 4-5 чел.
Силовая установка: четыре шестицилиндровых рядных дизельных двигателя Junkers Jumo 205C мощностью по 600 л.с. (440 кВт)
Размеры:
размах крыла 29,50 м
длина 20,10 м
высота 4,80 м
площадь крыла 130,00 м²
Масса:
пустого самолёта 13000 кг
взлетная 19020 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 288 км/ч
крейсерская скорость на высоте 2000 метров 238 км/ч
экономическая крейсерская скорость 200 км/ч
практический потолок 5000 м
дальность полета 4950 км
Количество изготовленных: 3 прототипа
ПРИЛОЖЕНИЕ
источники:
- текст статьи – Text VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39 — 45 Blohm und Voss Ha 139» «L+K» 5/91, стр.29/189
- часть фотографий – https://en.wikipedia.org/wiki/Blohm_%26_Voss_Ha_139
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/ha139.html
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-poplavkovyi-gidrosamolet-dlya-razminirovaniya-blohm-und-voss