Вспыхнувший в июле 1936 года в Испании антиправительственный мятеж расколол тогдашнее европейское общество на два лагеря. Одни активно поддерживали законное правительство, а другие — путчистов генерала Франко.
Сосед Испании на Пиренейском полуострове — Португалия, где у власти находился крайне правый диктатор Салазар, с самого начала была «обречена» выступить в гражданской войне на стороне франкистов. И хотя официально Португалия объявила о своем «невмешательстве» в испанский конфликт, в рядах повстанческой армии воевало около 20 тысяч португальцев. Впрочем, большая часть из них была малообученными добровольцами, не имевшим особой военной ценности. Но Салазар предоставил своему идейному союзнику не менее, а может, даже более ценное — открытый транспортный канал, по которому к генералу Франко в начале войны бесперебойно шли поставки оружия и снаряжения из Германии, Италии и других стран. И хотя под британским давлением в апреле 1937 года Лиссабон был вынужден закрыть границу, мятежники к тому времени уже имели возможность получать помощь через захваченные порты северной Испании.
Но в данной статье мы рассмотрим другой аспект, а именно — португальских летчиков, сражавшихся на стороне франкистов. Самое большое количество португальцев отправилось в Испанию, чтобы принять участие в войне, в течение первых недель конфликта. Учитывая официальную позицию и идеологический климат в стране, большая часть добровольцев примкнула к мятежникам, хотя были и те, кто вступили в республиканские интербригады.
Первыми португальскими летчиками в Испании, были три добровольца — Пекиту Ребелу, Сепульведа Вельозу и Симану Аранья.
Сорокачетырехлетний адвокат и крупный землевладелец Жузе Адриану Пекиту Ребелу прилетел в Бургос, тогдашнюю столицу мятежников, сам пилотируя свой легкомоторный самолет «Майлз» М.2 (гражданская регистрация CS-AAL) , которому он дал имя «Пассарола».
Начало войны было очень тяжелым для пока еще малочисленной франкистской авиации, и гражданский биплан немедленно поставили в строй, изобразив на крыльях и фюзеляже черные кокарды, а на руле поворота — Крест Святого Андрея.
На своей «Пассароле» Пекиту Ребелу, имевший звание младшего лейтенанта резерва португальских ВВС, совершил немало курьерских и разведывательных вылетов.
С увеличением парка военной авиации необходимость использования цивильных машин отпала, и Ребелу стал летать вторым пилотом в группе тяжелых бомбардировщиков 1-G-22, вооруженной «юнкерсами» Ju 52.
Несмотря на то, что его участие в войне носило частный характер, с основанием в начале 1938 года португальской Организации Наблюдения за войной в Испании (ОНВИ) Ребелу был зачислен туда в звании лейтенанта.
К концу войны он дослужился до капитана, налетав 1000 часов, из которых более 400 приходилось на боевые вылеты. За боевые заслуги Пекиту Ребелу получил целую россыпь испанских наград: Военный Крест, Крест за Военные Заслуги с красным знаком отличия и Медаль Боевых Действий. А на родине ему был присвоен статус кавалера Военного Ордена Меча и Башни с пальмовой ветвью.
Еще один летчик из первой группы — Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу — начал свою войну в качестве пехотинца в кастильском подразделении гражданской гвардии генерала Молы и успел отличиться в боях на горе Беморио.
После того как выяснилось, что Сепульведа имеет опыт пилотирования гражданских самолетов, его откомандировали в авиационное ведомство — авиаторов у франкистов катастрофически не хватало. В январе 1937 года, после короткого обучения в летной школе в Табладе, он получил диплом военного летчика и звание офицера запаса. В этом качестве он был зачислен в авиагруппу 1-G-70, где стал летать на гидросамолетах Дорнье «Валь».
Из гидробазы Кадиса, он выполнил 127 разведывательных полетов. Португалец был отмечен командованием и в апреле переведен в авиагруппу 2-G-62, дислоцированную в Полленской бухте, где ему пришлось освоить итальянские летающие лодки «Кант» Z-501. В составе группы Сепульведа совершил немало боевых вылетов. Ему не раз приходилось встречаться в воздухе с республиканскими истребителями. Так, в одном из вылетов самолет португальца, получившего в августе звание лейтенанта, прямо над Лос Аль-касаресом был атакован дежурным «чато». «Кант» не был сбит, но летчик получил легкое ранение.
Однако военное счастье отвернулось от него на рассвете 15 марта 1938 года, когда во время очередного вылета его сбили республиканские зенитки. Сепульведа благополучно избежал гибели, но попал в плен и был заключен в замок Монтуич.
В январе 1939 года в результате очередного обмена пленными он вернулся в свою часть. После необходимого в этих случаях восстановления летных навыков он продолжил войну, отличившись при захвате Менорки.
По окончании войны за 196 боевых вылетов (более 550 часов, проведенных в воздухе и 14 встреч с вражескими истребителями) лейтенант Сепульведа был награжден Военной Медалью. Кроме того, он был среди приглашенных на торжественный прием в честь победы франкистов, прошедший 4 июня 1939 года в Саламанке.
После войны Сепульведа продолжал нести службу в испанской авиации, а к концу Второй мировой войны он дослужился до звания капитана, имея на счету почти 5000 часов налета. В 1945 году он вернулся в Португалию, где скончался в 1979 году.
После возвращения на родину Жузе Сепульведа написал и опубликовал «Страницы дневника одного летчика на войне в Испании» — мемуары, в которых он лаконично описал свою боевую карьеру. Кстати, иллюстрации, которые он сам рисовал , получили высокую оценку у профессиональных художников.
Попутно заметим, что, помимо Военной Медали, Сепульведа за годы службы удостоился Военного Креста, двух Крестов за Военные Заслуги с красным знаком отличия, Медали за Пережитое во имя Родины, а также Медали Боевых Действий.
Третьий португальский летчик, попавший в Испанию в марте 1937 года — Симану Аранья также имел опыт полетов на гражданских машинах. Он закончил летную школу «Эль Коперо», получив диплом военного летчика, а также «стандартный» чин офицера запаса авиации.
В мае его назначают в штурмовую авиагруппу 6-G-15, оснащенную немецкими бипланами «Хейнкель» Не 45. В составе 1-й эскадрильи Аранья прошел боевое крещение на Астурийском фронте, потом была битва при Брунете и штурм Сантандера. На Леонском фронте во время очередного боевого вылета его самолет подбили, но летчику удалось посадить горящую машину, получив тяжелые ожоги правой руки.
После госпиталя Аранью перевели в бомбардировочную авиагруппу 2-G-22, где он стал летать качестве второго пилота на трехмоторном Ju 52. В ее составе португалец принял участие в сражении при Теруэле. Но летать на «бомбовозе» неугомонному Араньо показалось слишком скучно, и он добивается перевода в штурмовую группу 4-G-2, оснащенную одноместными истребителями «Хейнкель» Не 51. На этой морально устаревшей машине он сражался в Эстремадуре летом 1938 года, а затем участвовал в битве на реке Эбро. Однажды его вновь сбили, но он опять выжил. В итоге Аранья закончил войну в звании лейтенанта запаса и был награжден Военным Крестом, Крестом за Военные Заслуги с красным знаком отличия, Медалью за Пережитое во имя Родины (медаль, которую вручали за ранения), а также Медалью Боевых Действий.
В начале 1937 года португальское правительство, еще в октябре 1936-го разорвавшее дипломатические отношения с Мадридом, приняло решение создать Организацию наблюдения за войной в Испании (сокращенно — ОНВИ).
Эта организация подразделялась на две неравные части — «Группу наблюдения» и «Группу содействия». Обе они, в основном,состояли из кадровых военных. Задачей первых был сбор и анализ разведывательной информации о вооружениях, стратегии и тактике воюющих сторон, а вторых — непосредственное участие в боевых действиях на стороне франкистов.
В состав обеих групп входили представители всех родов войск португальских вооруженных сил, за исключением флота, в них были штабные и строевые офицеры, а также гражданские специалисты.
С самого начала предполагалось, что пребывание в Испании участников группы Наблюдения будет недолгим, поэтому командование националистов предоставило португальским военным широкие полномочия и доступ ко всей возможной информации.
Участники группы Содействия (в том числе и летчики), напротив, могли оставаться в Испании сколь угодно долго, возвращаясь в Португалию только в случае нештатных ситуаций, да и то лишь по собственному желанию.
В группе Наблюдения находилось 85 военных специалистов, пятеро из которых были летчиками.
Так, в прибывшей в июле 1937 года комиссии во главе с генералом Раулем Аугушту Иштевешем, входили три кадровых летчика: подполковник Антониу де Суза Майа, капитан Антониу Диаш Лейте и лейтенант Жуану Фауштину Албуркерке де Фрейлаш. Прибывших в разгар битвы под Брунете португальцев прикомандировали к бомбардировочной авиагруппе 1-G-22, вооруженной Ju-52, которая на тот момент базировалась на аэродроме «Ольмедо». В составе этой группы португальцы приняли участие (в качестве воздушных стрелков) в нескольких боевых вылетах на Кихорну и Вильянуеву дель Пардильо. Миссия генерала Аугушту в Испании продлилась всего две недели, после чего летчики вернулись в Португалию.
В мае-июне 1938 года в Испании в составе группы Наблюдения находились лейтенанты авиации Жуану Баптиште Перал Фернандеш и Венансиу Аугушту Дешландеш. Первый из них пробыл в Испании чуть больше трех недель, а второй — почти два месяца. Они совершили несколько десятков боевых вылетов в качестве воздушных стрелков на трехмоторных «савойях» S-79 на Левантийском фронте.
И те, и другие летчики были награждены Крестом Военных Заслуг с красным отличительным знаком и Медалью Кампании, которой награждались летчики, участвовавшие более чем в трех боевых вылетах.
Возвращаясь к «Группе содействия», стоит отметить, что португальцы, решив не ссориться с правительствами демократических стран Европы и в то же время оказать поддержку Франко, нашли оригинальный выход из этой щекотливой ситуации. Для «помощи» франкистам были отправлены курсанты первых курсов летных училищ, которые проходили основную подготовку на территории Испании и оттуда прямиком направлялись на фронт. При этом убивали сразу двух зайцев: с одной стороны, вроде как, помогли союзникам, попутно изучая и приобретая боевой опыт, а с другой — в случае пленения такого «добровольца» от него всегда можно было откреститься.
3 апреля 1938 года первые 12 авиаторов из «Группы содействия» прибыли в Саламанку. Среди них было девять пилотов, два механика (один из которых закончил в Португалии пилотские курсы) и один пилот с гражданской лицензией, который уже успел повоевать в качестве пехотинца.
Всех их приняли на военную службу как иностранных легионеров. Для основной летной подготовки их разбили на три группы, так как летные школы, функционировавшие в контролируемой франкистами зоне, не могли вместить их всех одновременно. А так как нехватка летно-технического персонала наблюдалась у националистов на протяжении всей войны, то тех, до кого очередь не дошла, распределили по разным летным подразделениям, где они служили летнабами, воздушными стрелками и бортмеханиками.
Итак, в первую группу вошли каптернамусы Суареш де Оливейра и Аугушту Круг, а также капралы Гимараеш душ Сантуш, Флореш де Баррош и Пинту Баштуш. Вторую группу сформировали капралы Порту Куррейа да Кунья, Соуза е Фару и Мораиш Калдаш, а третья группа состояла всего из двух человек — капрала Кардозе, не прошедшего в Португалии даже начального курса летной подготовки и гражданского пилота Телиша да Силва. Сержанта-авиамеханика Рамуша, которому не нужно было заканчивать какие-либо курсы, напрямую отправили в летное подразделение.
Первую пятерку немедленно зачислили в летную школу. Пройдя с апреля по июль 1938 года ускоренный курс подготовки, португальцы получили дипломы военных пилотов и звания младших лейтенантов Испанского Легиона.
Так как по качеству подготовки они явно недотягивали до летчиков-истребителей, их уделом были штурмовые эскадрильи: Суареш де Оливейра и Круг попали в группу 1-G-2,а остальные — в только что созданную группу 4-G-2. Впрочем, обе группы базировались на одном аэродроме «Эскатрона», откуда они участвовали в сражении на реке Эбро — самом тяжелом, продолжительном и жестоком для летчиков обеих сторон за всю историю той войны.
Не обошлось без потерь и у португальских добровольцев. Так, 14 августа во время налета группы 1-G-2 на республиканские позиции на высотах 601 и 705 в районе Гандеса в одном из заходов был подбит зениткой самолет Аугушту Круга. Летчик совершил вынужденную посадку на небольшое поле между двух холмов у местечка Вильальба де лос Аркос. Командующий авиации националистов генерал Кинделан направил главе легионеров письмо, в котором говорилось:
«Младший лейтенант Аугушту Круг 14 числа сего месяца, после попадания вражеского снаряда в свой самолет и последовавшей за этим потери управления смог, несмотря на огромный риск, мастерски и хладнокровно спасти самолет. Передайте офицеру Легиона Кругу мои поздравления за такой блестящий поступок».
Сам летчик был награжден Военным Крестом, Крестом за Военные Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Кампании. Португальское правительство тоже не поскупилось на награды, присвоив летчику серебряную Медаль за Воинскую Доблесть с пальмовой ветвью, Медаль за Доблесть в Бою, а также повысив его в звании.
С Жуаном Мануэлем Суарешем Оливейрой судьба обошлась гораздо более жестоко. Он стал первым португальским пилотом, погибшим на гражданской войне в Испании. 28 августа, совершая четвертый по счету штурмомой заход на вражеские позиции, расположенные на высоте 421, он получил прямое попадание зенитного снаряда. Самолет рухнул на землю и взорвался. Летчик посмертно был награжден Военной Медалью. В представлении к награде говорилось «… офицер, доброволец португальского происхождения, человек смелого духа и достойного уважения поведения. 28 августа 1938 года в секторе Гэндеса в топливный бак его самолета попал вражеский снаряд, также был поврежден и руль направления — таким образом, он оказался в ловушке. С несравненной храбростью он продолжал обстреливать вражеские позиции — о чем свидетельствовали трассеры с его самолета — до того момента, пока не разбился».
Останки летчика извлекли из-под сгоревших обломков самолета только через две недели, когда место его гибели оказалось в руках франкистов. Суареша Оливейру похоронили на кладбище в Сарагосе. Помимо Военной Медали, его посмертно наградили Военным Крестом, Крестом за Военные Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Боевых Действий. А Португалия отметила летчика серебряной Медалью за Воинскую Доблесть с пальмовой ветвью (посмертно).
Уже 9 сентября из-за серьезных потерь в технике группа 1-G-2 была выведена с фронта в Логроньо, а затем — отбыла на юг, в Кордову. На южном фронте она находилась до декабря, после чего ее перебросили в Каталонию для участия в заключительном наступлении националистов.
Троих оставшихся португальцев из первой группы, закончивших курсы военных летчиков в июле 1938 года, направили в группу 4-G-2 под командованием Мартинеса де Писону Логроньо. Как и большинству остальных португальцев, им пришлось летать на Не 51, который использовался в качестве легкого штурмовика. Вскоре группу перевели на аэродром «Трухильо», откуда они совершали боевые вылеты на Эстремадурском фронте.
Позже, миновав транзитом Леонский аэродром, где самолеты прошли капитальный ремонт, подразделение вернулось на фронт в район реки Эбро и снова приняло активное участие в боях. Заметим однако, что еще в Леоне во время облета отремонтированного самолета потерпел аварию Жайме Пинту Баштуш. На излечение летчику потребовалось два месяца. В октябре 1938 года он был направлен в качестве инструктора в Школу летчиков-наблюдателей в городе Малага, где и прослужил до конца войны.
За время своего пребывания в Испании Жаиме Пинту Баштуш успел совершить лишь пять боевых вылетов на Эстремадурском фронте. Несмотря на столь скромные заслуги, он был награжден Крестом за Военные Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Боевых Действий. А у себя на родине Баштуш получил серебряную Медаль за Заслуги с пальмовой ветвью.
Еще два португальца из 4-G-2 — Алвару Гимараеш душ Сантуш и Жуану Флореш де Барруш — прошли весь боевой путь своей группы, приняв участие в Эстремадурском сражении и в битве при Эбро.
Под занавес войны в январе 1939 года группа принимала участие в последнем наступлении националистов в Каталонии. 11 января самолет Гимараеша был подбит в районе сектора Тудела де Сегре: несмотря на «жесткую» посадку в окрестностях Мае де лас Матас, летчик остался невредимым, хотя самолет пришлось списать.
Всего за войну Флореш де Барруш выполнил 59 боевых вылетов, на долю Гимараеша душ Сантуша пришлось 54 вылета. Как указано во франкистских документах, «во время всех этих вылетов летчики вели пулеметный огонь по наземным позициям противника». Каждый из летчиков удостоился Военного Креста и Медали Боевых Действий. В Португалии, помимо повышения в звании, их ждали Медали за Доблесть в Бою.
Закончив курсы переподготовки, четверо участников второй группы — капралы Порту Куррейра, Энрикеш да Кунья, Соуза э Фару и Мораиш Калдаш, которым присвоили звания младших лейтенантов, получили назначения в различные части.
Эдмунду Порту Куррейра стал летнабом в штурмовой авиагруппе 6-G-15, вооруженной двухместными бипланами Не 45. Свое боевое крещение Куррейра прошел в арагонских Пиренеях. За участие в боях по уничтожению «котла» в Бьелсе вся группа получила коллективную Военную Медаль. Позднее Куррейра прикрывал мост в Балагере, принимал участие в наступлении на Валенсию и в битве на реке Эбро.
С 22 августа группу 6-G-15 отвели с фронта в мастерские Логроньо для ремонта матчасти.
5 сентября 1938 года произошла катастрофа: во время пробного облета после ремонта внезапно сорвался в пике и врезался в землю один из самолетов с бортовым номером 15-9. В результате погибли оба члена экипажа — пилотировавший самолет лейтенант Фернанду Альепужу Мансу и летьнаб младший лейтенант Эдмунду Порту Куррейра.
Останки летчиков были извлечены из-под обломков и с почестями доставлены в Португалию. Помимо коллективной Военной Медали, заслуженной группой в Бьелсе, Куррейра посмертно был награжден Военным Крестом и Медалью Боевых Действий.
Вместе с Порту Куррейрой в группе 6-G-15 служил младший лейтенант Луиш Пулпе Кравейру Лопеш де Соуза э Фару. Так же, как и Курейра, он начинал воевать в Бьелсе и также удостоился коллективной Военной Медали, присвоенной всем членам Группы.
С созданием в августе 1938 года в Леоне группы бомбардировщиков 8-G-27, оснащенной двухмоторными «Дорнье» Do 17, Соузу включили в ее состав в качестве воздушного стрелка. Он принял участие в пяти боевых вылетах на фронте у реки Эбро.
Позже, закончив в ноябре 1938 года летную школу, Соуза э Фару был направлен в качестве второго пилота в группу тяжелых бомбардировщиков 4-G-28, вооруженную трехмоторными итальянскими «савойями» S-79. В составе этой группы он осуществил 17 боевых вылетов с аэродрома «Каслехон де Пу-энте» на Каталонский фронт. В этой же группе он встретил окончание войны, получив положенную «порцию» наград.
В свою очередь Антониу Энрикеш да Кунья, получив звание младшего лейтенанта, стал воздушным стрелком в группе 1-G-22, летавшей на «юнкерсах» Ju 52. Он принимал участие в Левантийской и Эстрема-дурской операциях, а также в битве на Эбро.
В ноябре 1938 года Энрикеш да Кунья одновременно с Соуза э Фару закончил летную школу и был зачислен вторым пилотом в группу 9-G-18, оснащенную двухмоторными «Кап-рони» Са-310. Там он без особых приключений прослужил до конца войны, получив, как и все португальские добровольцы, Военный Крест и Медаль Боевых Действий. В Португалии его наградили серебряной Медалью за Выдающиеся Военные Заслуги с пальмовой ветвью.
Четвертый участник второй группы — младший лейтенант Теутоньуде Мураиш Калдаш — получил назначение в штурмовую авиагруппу 4-G-12, летавшую на итальянских двухместных бипланах «Ромео» Ro-37. В качестве летнаба он совершил 10 вылетов на Теруэльском фронте. Позднее, в составе группы 8-G-18, оснащенной самолетами Са-310 и группы 1-G-22 (Ju-52) — он принимал участие в боях на реке Эбро.
Закончив летную школу и получив диплом военного летчика, Мураиш Калдаш стал вторым пилотом бомбардировщика S-79 в авиагруппе 6-G-28. Но он успел совершить всего один боевой вылет на Каталонском фронте, после чего из-за болезни ему пришлось вернуться на родину. 3 января 1939 года война для него завершилась.
Третья и последняя группа португальских авиаторов в Испании состояла из трех человек — техника, стремившегося стать пилотом, летчика гражданской авиации, а также сержанта-механика.
Авиатехник Фрасишку Леви Виейра Кардузе Диаш, не завершивший в Португалии прохождение летного курса, прибыл в Испанию в апреле 1938 года. Получив звание младшего лейтенанта резерва, он был приписан к аэродрому в Гранаде, одновременно продолжив обучение. После окончания курса Кардузе Диаш 22 февраля 1939 года получил диплом военного летчика. Несмотря на то, что до конца войны оставались считанные дни, его отправили на фронт — сначала в группу 5-G-17, вооруженную чехословацкими легкими бомбардировщиками «Аэро» А-101, а потом в 5-G-27, летавшую на более современных немецких двухмоторных бомбардировщиках «Дорнье» Do-17.
Кардузе Диаш выполнил девять боевых вылетов, за что и был награжден в Испании Крестом за Военные Заслуги с красным отличительным знаком и Медалью Кампании, а в Португалии — серебряной Медалью за Выдающиеся Заслуги с пальмовой ветвью.
Не сложилась боевая карьера у Жуана Телиша да Силва. Пилотировавший до войны исключительно гражданские самолеты, он, тем не менее, в качестве добровольца отправился воевать в Испанию. Получив звание младшего лейтенанта и назначение на Гранадский аэродром, он совершил несколько вылетов в качестве бортстрелка. В сентябре 1938 года Телишда Силва вернулся на родину, чтобы пройти курс переподготовки на боевом самолете, но завершить его почему-то не смог.
Да Силва все таки вновь вернулся в Испанию, но, учитывая, что в списках летного персонала его нет, вероятно, он служил на какой-то наземной должности. Тем не менее, после окончания войны он получил весь «положенный» португальским добровольцам комплект испанских боевых наград.
Сержант-механик Антониу Рамуш, которому в Испании также присвоили звание младшего лейтенанта, служил бортмехаником в группе бомбардировщиков «Савойя» S-79 под номером 3-G-28. В составе этой группы он принял участие в 48 боевых вылетах. В нескольких случаях его самолет получал повреждения от зенитного огня, а однажды Рамуш был ранен.
В приказе от 28 января 1939 года об Антониу Рамуше говорилось следующее:
«… его храбрость, энтузиазм и высокий боевой дух проявлялись в десятках вылетов с целью нанесения бомбовых ударов по вражеской территории, в частности, в районе Теруэля, реки Эбро и различных морских портов в условиях огромного риска».
Понятное дело, что его тоже не забыли при раздаче наград, и грудь храброго механика украсили испанские Крест Войны, Крест за Военные Заслуги с красным отличительным знаком и Медаль Кампании. Португальское правительство повысило Рамуша в звании и присвоило ему Медаль за Доблесть в Бою, а также серебряную Медаль за Выдающиеся Заслуги с пальмовой ветвью.
После капитуляции республиканского правительства Испании португальские летчики участвовали в «триумфе победителей» — крупном военном параде, состоявшемся 19 мая 1939 года.
Подводя итоги участия португальских летчиков в испанской гражданской войне, надо отметить, что их вклад в победу франкистов был весьма незначительным. Зато португальцы смогли использовать эту войну в качестве хорошей школы для совершенствования своих летных навыков, изучения современной авиатехники и приобретения боевого опыта. Правда, в будущей Мировой войне, в которой Португалия сохранила нейтралитет, этот опыт оказался не востребованным.
Автор статьи выражает благодарность переводчику с испанского Нине Меньших за неоценимую помощь в написании статьи, а также Александру Заблотскому за ценные комментарии.
источник: Михаил ЖИРОХОВ "ПОМОЩЬ ПО-СОСЕДСКИ. ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЛЕТЧИКИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ИСПАНИИ" Авиамастер 2006/05