-9

  А не вспомнить ли давно забытое — возможность прорыва «Варяга» из Чемульпо, мимо японской эскадры ?
    Скорость. После последнего ремонта, с 10 по 16 октября 1903 года, «Варяг» на испытаниях развивал до 20,5 узлов, при 140 об/мин, имея полное водоизмещение до 7400т. Что соответсвовало, примерно на узел большей скорости, при нормальном водоизмещении 6500т.
   Мельников, в своей работе «Крейсер «Варяг» пишет, что 27.01.1903, крейсер имел водоизмещение, близкое к полному(ок. 7300), т.к. несмотря на значительный расход угля с момента последней большой погрузки в начале октября, корабль несколько раз догружал уголь на стоянке в Чемульпо(в последний раз, — 20.01.04, — 142 тонны).
      Но на фотографиях до и после боя, сильно увеличенная осадка не просматривается, а по японским документам, из «недр» крейсера было извлечено всего лишь 475т  угля. Возможно, конечно, что часть угля была откачана с водой,а часть угля была непригодна к употреблению. Кроме того, несколько десятков тонн, было израсходовано в бою. К тому же, к моменту боя, «Варяг» израсходовал часть питьевой, мытьевой и котельной воды, а также  провизии и машинного масла, со времени принятия запасов в начале октября 1903г.

      Учитывая японские данные и фотографии крейсера 27 января 1904г, я бы оценил запас угля, как близкий к нормальному, в районе 750 — 900т. 
     Также, перед боем, можно было успеть откачать бОльшую часть мытьевой, питьевой воды, а также некоторую часть котельной воды, имея ввиду, что после прорыва, крейсеру надо будет пройти расстояние в пределах 300 миль, на что будет потрачено около полсуток-суток хода. Т.о. водоизмещение можно уменьшить примерно на 200т.
    Исходя, из выше сказанного, можно условно принять водоизмещение при прорыве равным 6600-6700т., что позволит при 140 об/мин развить скорость до 21,5 узла. К последней цифре следует прибавить скорость попутного(в основном) течения в 2-2,5 узла и т.о. скорость «Варяга» относительно земли, станет в районе 24-х узлов.
      Ниже приведена схема прорыва, из которой видно, что при начале пристрелки, с той же дистанции, что и в РеИ (38 кбт, яп. данные), наиболее опасное время огневого контакта, для «Варяга» находится в пределах 15 минут, с 12-20 до 12-35 (время японское, если русское, — то вычитайте 35 минут). До 12-20, «Асама» начинает пристрелку и возможно даже добъётся одного попадания за 10мин, но это маловероятно, т.к. дистанции ещё относительно велики, а потом начинает мешать о. Иодольми (в РеИ в первые 15мин японцы попаданий не добились, несмотря на малую скорость хода русских, -12 узлов).Схема боя крейсера "Варяг" в районе Чемульпо


       Теперь надо оценить число попаданий в 15-ть, самых опасных минут для «Варяга». В РеИ, японцы примерно за 20 мин добились  почти всех своих попаданий. Но русские находились в невыгодной ситуации, малое изменение ВИР и ВИП, небольшие дистанции. В АИ же, благодаря большой скорости прорыва, до 24 узлов, ВИР и ВИП будет быстро меняться, чему будет способствовать и предполагаемый быстрый набор скорости КР «Асама» (если набор скорости медленный, то сокращается время огневого контакта, опасного для «Варяга») и изменение курса русского крейсера в 12-30. Надо отметить что в АИ, дистанции будут ещё меньше (в РеИ от 26кбт), но выше 21 кбт, что не позволит вести огонь «прямой наводкой» без изменения высоты прицела.
     Отмечу, что из-за большой скорости русского крейсера, будет сложно пользоваться наводкой по типу «навожу в рубку, точно попадаю в середину крейсера», т.е. придётся брать упреждение и потребуется время на понимание того, что надо брать упреждение (небольшое конечно время, но и время выгодной стрельбы, тоже  невелико).
       Т.о., только японцы успевают пристреляться, после выхода русских из-за о. Иодольми и переходят на беглый огонь в течение 3-4 минут, как «Варяг» уже делает поворот вправо. Дальше опять пристрелка 1-2мин., затем беглый огонь 3-4мин. и русские делают поворот влево, после чего ВИР и ВИП постоянно и относительно быстро меняются. 
       На основании выше изложенного, оценю число попаданий в корпус и мостики, как не превосходящее РеИ, т.е. в три  восьмидюймовых и восемь шестидюймовых. Но после всех этих попаданий, «Варяг» окажется не на пути в ловушку (Чемульпо), а на пути в открытое море, имея догоняющих, примерно в 30кбт позади и очень ограниченное число орудий противника, могущих в него стрелять (2-8″ и 2-6″).
         Теперь про надёжность КМУ «Варяга». Бытует расхожее мнение, что котлы и машины могли выйти из строя в любой момент. В реале, такого за два часа, не случилось с «Варягом». Как минимум, можно считать, что с 11-00 до 13-00 (время русск.), все 30-ть котлов были в состоянии, близком к максимальной паропроизводительности и ни одной трубки не разорвало, не было и других аварий. По машинам всё ещё проще : «Варяг», в силу большой тяговооружённости, мог давать под 20 узлов на одной машине, при её мощности 9400 инд.л.с.(что меньше её макс. мощности). Т.е. при нагревании трущихся частей, обороты одной машины можно убавлять до минимума и делать так попеременно, в случае необходимости. Кроме того, есть сильные сомнения, что КР «Асама», сможет давать длительное время(больше 3-4 часов), скорость более 19 узлов. Последнее обстоятельство, ставит машины(и котлы) «Варяга», в достаточно комфортные условия. Ещё отмечу, что скорость под 20 узлов, «Варяг» даёт не только на одной машине, но и при половинном числе котлов в действии, т.е., если даже лопнут трубки в 15 котлах через час после начала движения, то никакой трагедии не случиться.
      Т.о., русскому крейсеру достаточно выйти за дальность огня вражеских 8″-ок(65 кбт), а дальше он может идти на одной машине и половине котлов, в случае необходимости.
      Есть и ещё одно обстоятельство: допустим в бою вам надо перейти в из одного укрытия в другое по простреливаемой шестью стрелками местности(из не автоматического оружия), расстояние между которыми 60м. Можно пойти шагом, тогда вы точно  не получите инфаркт и у вас не сведёт ногу, но вас на 100% подстрелят вражеские стрелки. А можно побежать во всю мочь, тогда вероятность попадания в вас резко падает и вы с 90%-ой вероятностью достигнете укрытия. Т.е. первый вариант вообще бессмысленнен, а при втором у вас высокие шансы на благополучный исход.
   Отметил бы и то, что в реале «Варяг», при ретираде от противника с 12-28 до 13-00 (время русск.) развил скорость под 20 узлов на участке длиной около 50кбт.
                                                                          Пояснения к схеме.
      Глубины на схеме, в морских саженях, для перевода в метры, надо умножать на 1,85 и для упрощения понимания, — это будет глубина под килем «Варяга», т.к. высота прилива на 12-00 яп. времени, составляла около 20 футов (6,1м).

      Значки на карте, частично не соответсвуют стандарту.

      Зелёным обозначено РеИ положение «Варяга» на якоре.
      Как и в РеИ, «Асама», с момента обнаружения русских (12-05 яп. времени) и до начала движения в 12-20, находится на месте, что позволяет «Варягу» обогнать «Асаму» на пути к точке поворота между островами, который будет начат в 12-30.
     Бронепалубные японские крейсера большой роли не играют, их главная задача не мешать «Асаме» вести стрельбу в выгодных условиях, поэтому в АИ они сразу после съёмки с якоря, после 12-20, делают поворот вправо и идут параллельным с «Асама» курсом. Если они начнут идти на перерез курса «Варяга», то получится куча-мала и большие помехи в стрельбе «Асама», что не выгодно японцам, учитывая малое время наивыгодной японской стрельбы. Т.е. если японские бронепалубники будут дейсвовать по японскому плану, идя на пересечку курса «Варяга», то «Асама» будет иметь меньшее время для стрельбы из 8″-ых орудий.
   После 12-30, у «Асама» есть два варианта курсов : один, — максимально сближаться, выводя из боя средние и кормовые пушки левого борта; второй, — увеличивать дистанцию, но стрелять всем бортом. Наивыгодным принят второй, как обеспечивающий большее число возможных попаданий, при небольшой разнице в догонной дистанции после 12-30 ( 32 против 29кбт).

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

149 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account