Поговорим об арттягачах РККА (Часть3) Альтернатива уровня корпус-АРГК
Уровень корпус-АРГК
Наверное, многие заметили в предыдущей части, что в СД не только лёгкие, но и тяжёлые гаубицы сугубо старые обр. 9/30 г.
А чем они плохи? Не зря ведь их выпускали аж до 41 года! Шмаляют на 10 км и весят при этом всего 2700 кг в боевом положении и 3 т. в походном. Т. е. мы можем позволить себе такую роскошь как выбирать чем их возить: трактором, ЗиС-ом (хоть полугусеничным, хоть трёхмостовым), любым Яг-ом (лишь бы двигло нормальной мощности стояло) или вовсе коняжками (8-10 лошадей в упряжке). Немцы – далеко не дураки ни по части артиллерии, ни по части транспорта, чтоб сохранить для себя такую роскошь, даже новую 150 мм гаубицу обр. 30 г. 15 cm sFH18 сделали разборной на две относительно лёгкие повозки. У нас же, наверное, вера в неусыпную заботу партии большевиков о моторизации и механизации родной РККА, заставила сделать шестидюймовую гаубицу нового поколения М-10 обр. 38 г. неразборной, и при весе в походном положении более 4,5 т., выбора уже не было. Мехтяга и точка.
Арттягач или на худой конец – трактор. Ну и, с началом ВОВ, как только с мехтягой стало вполне предсказуемо туго, гаубицу М-10 (специально разработанную для вооружения дивизий) тут же стыдливо признали чрезмерно тяжёлой для дивизионного уровня и упразднили как классового врага, сняв с производства НА-ВСЕГ-ДА!
И ведь что смешно (кабы не так грустно!) – когда в 1944 году приняли на вооружение и срочно запустили в серию новенькую 152 мм гаубицу Д-1 (как наступать без мобильных, в отличие от МЛ-20 шестидюймовок?), представлявшую из себя наложенный на лафет от «лёгкой» М-30, ствол от М-10, дооснащённый эффективным дульным тормозом, эта замечательная, весящая всего 3,6 т. гаубица, стрелковым дивизиям опять не досталась! Дивизий много, а тяги мало. И пошли все замечательные Д-1 на уровень возрождаемых корпусов и АРГК.
(Красавица Д-1 обр. 1944 г.)
С корпусной артиллерией, кстати, ещё жутче. После летнего разгрома, в РККА просто взяли и упразднили корпусное звено вместе со всей его многочисленной артиллерией. Всё равно таскать её нечем! Что успели, вывезли в тыл и передали на баланс АРГК (благо не все 94 полка корпусной артиллерии потеряли!).
Теперь, начнём корпусное звено в хвост и гриву альтернативить.
У нас 200 «плановых» СД. ¾ из этого количества сведём в 50 стрелковых корпусов (150 СД). 50 останутся отдельными СД – тоже надо. Кстати, именно их можно использовать в качестве тех самых «тройчаток» при дальнейшем развёртывании.
Прежде всего, надо решить – чего мы хотим от такого формирования как управление СК и собственно самого стрелкового корпуса.
Понятно, что помимо классической функции осуществлять общее КООРДИНИРОВАННОЕ руководство стрелковыми дивизиями, управлению СК нужен мощный резерв, способный резко качественно усилить дивизию, оказавшуюся под наиболее мощным ударом противника. И даже, заткнуть брешь в её обороне. Поддержать и заткнуть. Причём быстро и мощно. Чем?
А давайте в структуру СК включим такую могучую хрень как корпусная бригада следующего состава:
1. Танковый полк.
2. Тяжёлый артиллерийский полк.
3. Кавалерийский полк.
Начнём с танкового полка. Вот именно для его укомплектования нам потребуются те самые «старые-добрые» танки Т-26.
Три батальона сокращённого состава (3 танка во взводе, соответственно 33 танка в батальоне). С командирской машиной, всего 100 танков в полку. Т-26 для этой миссии подходят просто идеально! Далеко и очень быстро бегать не нужно – штаб корпуса сзади, все три дивизии корпуса чуть впереди. Можно даже на помощь каждой выделить по батальону – пусть за спиной пехоты засады для вражьих танков устраивают!
Более того. В СК которые постоянно дислоцированы в неких ключевых районах, имеющих стратегическое значение (т. е. куда-то перебрасываться не будут) и которые тем же немцам брать надо обязательно, Т-26 можно и даже, наверное, нужно экранировать, (кроме машин используемых в качестве учебных).
(РИ Т-26 экранированный по запросу войск участвующих в Зимней войне)
Для непосредственной поддержки танков, в танковый полк включаем батальон пехоты. Батальон моторизованный или «танкодесантный», не важно. Можно даже без тяжёлого вооружения – просто батальон автоматчиков. Со временем, добавим в этот батальон миномётную батарею, противотанковые ружья и пару зенитных ККП. Но, поначалу обойдёмся и без тяжёлого вооружения.
В том же танковом полку, дивизион (12 машин) артиллерийских танков АТ-1 и дивизион (12 машин) 122 мм САУ СУ-5-2. Согласитесь – никто ведь не мешал производить их в РИ! Сами не захотели! Единственная проблемка – пушка ПС-3. Точнее её отсутствие. Но тут уж либо ЛКЗ на горло наступить, чтоб сделали их сколько нужно – они могли, но в РИ не хотели. Либо малость модифицировать АТ-1 под Л-10, которую ЛКЗ выпускать не только мог, но и хотел.
(АТ-1 и СУ-5-2)
Всего 124 боевые машины. Плюс – обязательно, рота (10) БРЭМ.
Учитывая годовой объём выпуска Т-26 на 174-ом з-де, можно предположить, что все эти САУ и БРЭМ-ы вполне реально сделать за год-полтора, сняв Т-26 с выпуска на те самые год-полтора пораньше.
Итого в танковом полку получается 134 машины на базе Т-26.
Артиллерийский полк. В РИ корпусная артиллерия была штукой чрезвычайно мощной, но чудовищно неуклюжей и малоподвижной. Полки формировались двух типов: в одном было два дивизиона тяжёлых 107 или 122 мм пушек и один дивизион тяжёлых 152 мм старых пушек или новых гаубиц-пушек того же калибра.
(107 мм пушка обр. 10/30 г. 122 мм пушка обр. 31/37 г. и 152 мм пушка обр. 10/34 г.)
Во втором, имелось два дивизиона 152 мм гаубиц-пушек и один дивизион 203 мм гаубиц.
(152 мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 37 г. и 203 мм гаубица Б-4 обр.31 г.)
Позже, в 40-41 г.г. перешли на новую структуру. Видов корпусных полков стало три: в одном два дивизиона 152 мм гаубиц-пушек и один дивизион 122 или 107 мм пушек. Во втором два дивизиона 152 мм гаубиц-пушек и два дивизиона 122 или 107 мм пушек. В полку третьего типа – три дивизиона 152 мм гаубиц-пушек.
203 мм гаубицы Б-4, обладавшие явно чрезмерным весом, из СК исключили в пользу АРГК (позже РВГК)
Разумеется, не каждый СК имел все три артполка – в обязательном порядке каждый корпус комплектовался только артполком первого типа. Полками второго либо третьего типа дооснащались СК приграничных округов. Так же к тому счастью прилагался дивизион 76,2 мм зенитных пушек.
Всего к началу ВОВ было сформировано 94 корпусных полка и 54 корпусных зенитных дивизиона.
Вот такой ералаш с орудиями аж пяти типов (включая новую 107 мм пушку), от старых 107 до новых 152 мм и весом от 2535 (107 мм пушка обр. 10/30) до 7130 кг (152 мм гаубица-пушка МЛ-20) в боевом положении! В первой части я приводил печальное соотношение количества орудий и средств тяги для них.
Странно, что в СК вместе с монструазной Б-4 не упразднили семитонные (а в походном положении почти восьмитонные) МЛ-20 и А-19, тоже для СК явно тяжеловатые. Особенно при дефиците тяги подходящей мощности.
Сейчас всё будет иначе. Да, один дивизион (12) 107 мм старых-добрых 107 мм пушек будет обязательно – заняв позиции в тылу стрелковых дивизий, эти пушки могли и артподдержку оказать достаточно эффективную (благо дальнобойность за 16 км – почти на 3 км больше чем у немецких тяжёлых гаубиц) и батареи миномётов и лёгких гаубиц противника подавить и прорвавшиеся танки вдребезги разбивать за милую душеньку! Снаряд такой старушки, на дистанции в километр пробивал больше 100 мм брони! А дальность прямого выстрела – тот же километр!!! К недостаткам можно отнести малый угол ГН и раздельное заряжание. Но на больших дистанциях огня это не очень критично.
В общем, дивизион таких пушек, весящих в транспортном положении всего 3 тонны при тракторах-тягачах – обязательно!
Спросите – а какого хрена, пушки годные для ПТО будут таскать тихоходные трактора, а не быстроходные арттягачи? Причина простая – максимальная скорость возки этих старых пушек (выпуск прекращён в 1936 году) всего 12 км/ч ПО ШОССЕ и изначально таскать их полагалось упряжкой в 8 лошадей. Так что, дефицитный арттягач тут совершенно без надобности. А мы ими разбрасываться не намерены.
Дальше – два дивизиона (24) тяжёлых 152 мм новых альтернативных гаубиц М-39 (ствол от М-10 на лафете М-30).
Если у нашей М-39 дальнобойность будет как у РИ Д-1 имевшей дальнобойность примерно как у немецкой 150 мм гаубицы – на кой хрен вешать на шею СК семитонные дурынды МЛ-20 и А-19?
(Кстати – в Вермахте, корпусная артиллерия вообще была полностью упразднена сразу после Польской кампании, как не способствующая манёвренности тех пехотных корпусов. Только там, где это было необходимо исходя из складывающейся обстановки, ПК усиливали дивизионами тяжёлой артиллерии из АРГК, специально для этой цели полностью моторизованными. Так было экономнее относительно и артиллерии и средств тяги, да и эффективнее).
Знаток довоенной артиллерии обязательно напомнит – эти наши новые гаубицы (М-10, а значит и М-39) начали массово поступать в войска только с 39-го и на 1 июня 41 г. их в войсках было всего 1058 штук. При этом, 360 таких гаубиц в данной АИ уже числятся в артполках моторизованных дивизий.
Всё так. Но! Выпуск 152 мм гаубиц М-39 можно развернуть не на одном заводе, а на двух, за счёт значительно более трудоёмких, дорогих и неприемлемо тяжёлых 122 мм пушек А-19.
Дело в том, что мощная 122 мм пушка А-19, разработанная ещё в 31-ом (формально) до ума доводилась мучительно долго. В массовую же серию, она пошла только во второй половине 30-х и в том виде, в каком выпускать её уже не было никакого смысла.
Эта пушка обр.31/37 г.г. стала частью «дуплекса» с замечательной 152 мм пушкой-гаубицей МЛ-20 обр. 37 г. Т. е. у них был однообразный лафет и, соответственно, одинаковый вес. Но при этом, при сходной максимальной дальнобойности, 122 мм снаряд А-19 в подмётки не годился 152 мм снаряду МЛ-20 (25 кг против 43,5). Спрашивается – зачем было вообще тратиться на ту самую А-19? А наклепали их огромное количество. В РККА на 1.06.41 их числилось 1300 штук!
Из этого количества, на довоенные 39 и 40-ой годы параллельного выпуска с М-10 приходится 725 этих 7-тонных хреновин. Если вместо них выпустить пусть даже в несколько меньшем количестве 3,8-тонные М-39, мы много денег сэкономим, любой дефицит покроем и ещё в резерв на грядущее развёртывание армии останется!
Нам их и нужно-то всего 1200 на все 50 СК.
А чтоб не сильно рисковать этой новейшей артиллерией, в качестве арттягачей используем… те самые Т-26Т! Сделанный на шасси Т-26 путём банальной переделки старых танков, арттягач на испытаниях вполне успешно таскал прицеп массой 5 тонн. К тому же, он был защищён танковой бронёй.
Где-то я слыхал обвинение Т-26Т в том, что дескать делать из него арттягачи было сложно и возить он мог только само орудие, без расчёта и БК. ЧЕ-ПУ-ХА! Т-26Т можно получить простейшим методом ликвидации башни и крыши боевого отделения – заменяя её на брезентовый тент (как и было сделано у первой версии Т-26Т).
При этом, в бывшем БО легко поместятся 4 человека расчёта. Ещё двое, вместе с БК легко размещаются на колёсном зарядном ящике – как в артиллерии на гужевой тяге. Никаких проблем! Если даже расчёт М-39 принять как у М-10 – 8 человек, что мешает сделать зарядный ящик побольше – под четверых пассажиров? Т-26Т уверенно таскал прицеп массой в 5 тонн. У нас же, будет ещё меньше! Так что всё нормально.
Спросите – почему бы не использовать СТЗ-5М? Используем – когда начнём формировать новые корпусные полки. Позже.
Кстати – те, кому не нравится идея с заменой М-10 на М-39, по секрету сообщаю – Т-26Т вполне утащит и М-10! Правда не так резво и ресурс движка будет не айс (на испытаниях, Т-26Т кое как даже 7-тонные прицепы таскал, правда, не в тяжёлых условиях бездорожья, а М-10 в транспортном положении 4550 кг). Но, СК армии прикрытия границы (как и сама та армия) – по большому счёту расходный материал и ресурса Т-26Т вполне хватит. Мало – трактора вам в помощь! Я же хочу, чтоб эта, наиболее ценная часть корпусной артиллерии, была достаточно легка, умела двигаться быстро и имела защиту от всяких парашютистов на марше. Поэтому М-39 и Т-26Т.
Но, и в нашем корпусном полку это ещё не всё! В качестве мощного и мобильного средства ПТО, в артполку будет ещё и «истребительно-противотанковый» дивизион 76,2 мм пушек (18) на тех же арттягачах.
Причём пушек новых – Ф-22 (с 39-го УСВ, которые в данной АИ называются Ф-28), способные выводить из строя большинство немецких танков обр. 41 г. даже болванками. Буксировщик – всё тот же Т-26Т. Вот это уже и есть корпусное ПТО на быстроходной тяге.
(РИ «поздние» — с бронерубкой, Т-26Т буксируют Ф-22 на параде 1937 г. Тяжёлая бронерубка утяжелила машину и несколько ухудшила ТТХ арттягача. Но, учитывая небольшую массу дивизионки, то ухудшение не критично)
Согласитесь – это очень удобно – когда в механизированной бригаде СК основная часть техники сделана на одной базе! К тому же способной достаточно быстро передвигаться. А прикрыть отход – если потребуется, могут и те, старые 107 мм пушки, которые в таком случае и потерять не сильно жалко.
Ну и, наконец (куда уж без этого!) дивизион ПВО: 2 батареи (8) 76,2 мм пушек 3К с тягачами-тракторами или ещё лучше – мощными ярославскими грузовиками и 2 батареи 37 мм зенитных автоматов (буксировщик автомобиль ЗиС).
Теперь считаем.
Для 50 СК, нам надо:
| 1 СК | 50 СК |
Т-26 | 100 | 5 000 |
АТ-1 | 12 | 600 |
СУ-5-2 | 12 | 600 |
БРЭМ-26 | 10 | 500 |
Т-26Т | 50 | 2500 |
Всего на базе Т-26 | 182 | 9 200 |
Трактора тягачи | 24 | 1 200 |
152 мм Г М-39 (М-10) | 24 | 1 200 |
107 мм П 10/30 г. | 12 | 600 |
76,2 мм П Ф-28 (Ф-22/УСВ) | 18 | 900 |
76,2 мм ЗП 3К | 8 | 400 |
37 мм МЗА 61К | 8 | 400 |
Учитывая, что промышленность произвела 11200 Т-26, а на балансе РККА в 41-ом их числилось более 9600 – вполне нормально. Разницу (излишек) можно просто списать – как машины разобранные на наиболее дефицитные запчасти, оставив небольшую их часть в качестве учебных. Лишнего барахла, к которому нет запчастей, нам не надо.
Последний компонент в структуре СК – лёгкий кавалерийский полк. Лёгкий, потому как в нём на один сабельный эскадрон меньше чем в кавполку КД, а из артиллерии – только 82 мм миномёты. Для борьбы с бронетехникой – ПТР. Этот полк (а в мирное время можно и вообще обойтись одним эскадроном), нужен для активной разведки, боевого охранения, постоянного поддержания связи с соседями, полного контроля за тылами и путями снабжения. Нейтрализации возможных десантов и диверсантов. Да хоть в качестве заградотряда! Ну и как последний резерв, способный и наступающего вражину внезапной контратакой остановить-озадачить (не в конном строю, разумеется) и оторваться от него после этого – уже верхом.
Далее.
Механизированный корпус. У нас есть (точнее сформируем до конца 40-го года) 30 моторизованных дивизий (МД). Думаю, будет правильно лишь 20 из них свести в мехкорпуса по 2 МД в каждом и ещё 10 МД оставить в качестве отдельных. Сводить в корпуса все МД бессмысленно – повторится тоже, что было в начале ВОВ, когда командующие армиями просто раздёргивали механизированные корпуса на отдельные дивизии, затыкая ими всевозможные дыры и бреши в обороне.
Поэтому, пущай у нас будет всего 10 МК. Пока!
Поскольку в наступлении МК вводиться должны только в уже готовые прорывы (согласитесь, глупо пытаться рвать оборону противника на бэтэшках!), а в обороне, это сугубо затычка для стратегических прорывов, что можно сделать, только обладая маневренностью большей, чем прорвавшийся противник, ясно, что тяжёлый и притом НЕ самоходный артполк будет бессмысленной обузой (что в РИ мы собственно и наблюдали сплошь и рядом). Тем более что в МД своя артиллерия очень даже не плохая.
Поэтому, в состав непосредственного корпусного подчинения, мы включаем только лёгкую мотоброневую бригаду, состоящую из батальона лёгких бронеавтомобилей (для связи), батальона средних бронеавтомобилей (контроль за тылами и коммуникациями) (причём все БА радиофицированные), мотострелкового батальона и двух артдивизионов: «универсального» в виде 18 пушек Ф-22 или Ф-28 (УСВ) буксируемых автомобилями ЗиС-6 (или ещё лучше полугусеничным ЗиС-ом) и усиленного дивизиона ПВО: 2 батареи (8) 76,2 мм пушек в виде ЗСУ 29К (зенитка 3К на шасси трёхмостового грузовика Яг-10) и две батареи (8) 37 мм зенитных автоматов в виде ЗСУ в кузовах грузовиков ЗиС-6.
(ЗСУ 29К: 76,2 мм зенитка 3К на шасси восьмитонного грузовика Яг-10 оснащённого импортным 93-сильным мотором «Геркулес»)
Естественно в непосредственном распоряжении комкора будут и такие части как батальон связи, инженерно-сапёрный батальон, понтонно-мостовой парк, ремонтно-восстановительный батальон, автобат и проч. Учитывая, что вся техника в этих вспомогательных частях несомненно должна быть тоже мобильной, как тут обойтись без какого-то количества арттягачей в виде быстроходных транспортных тракторов? Сколько и каких – да хрен его знает, но, будем иметь ввиду.
Теперь кол-во:
| 1 МК | 10 МК |
Средних БА-10 | 33 | 330 |
Лёгких БА-20 | 33 | 330 |
29К | 8 | 80 |
ЗСУ-37 | 8 | 80 |
76,2 мм П Ф-28 | 18 | 180 |
Последнее. Кавалерийские корпуса. Если честно – я вообще не понимаю смысла иметь эти управления. Кавалерия – сила либо вспомогательная в конно-механизированных группах, где первую скрипку будут играть МД, либо рейдовая, направленная, прежде всего на погружении в хаос максимальной территории в глубине обороны противника. Т. е. переть в составе нескольких дивизий к какой-то конкретной цели в тылу противника – значит гарантированно угодить в серьёзный мешок со всеми вытекающими (точнее из того котла плохо вытекающими и очень тяжёлыми) последствиями.
В РИ похоже рассуждали примерно так же – корпусное звено у конницы состояло лишь из штаба КК и эскадрона связи.
А не практичнее ли будет вообще не создавать управление корпусом – которое, всё равно рано или поздно потеряет связь с дивизиями, а просто в тех случаях, когда требуется привлечь к операции, скажем две кавдивизии, назначить из двух комдивов старшего и штаб его дивизии автоматом становится штабом данного импровизированного корпуса, сугубо в рамках этой конкретной операции.
Поэтому, никаких управлений и специальных средств усиления. Никакой корпусной артиллерии и никаких арттягачей.
Ну, с корпусным уровнем вроде всё. Возможно, кому-то покажется, что для корпусов, прежде всего стрелковых, такой артиллерии «маловато будет». Эта проблема решается достаточно просто – на стратегически важных направлениях корпусная артиллерия усиливается армейской, которая в свою очередь является ничем иным как специально выделенной для этого артиллерией АРГК (РВГК).
Теперь – сводная табличка:
| 200 СД | 50 СК | 20 КД | 30 МД | 10 МК | Всего | В РИ |
45 мм ПТП | 12000 | 700 | 1 040 | 1 320 | 40 | 15 100 | 14 100 |
76 мм ПП | 3 600 | 200 | 480 | 360 | – | 4 640 | 4 708 |
76 мм ДП ст. | 3 600 | – | 360 | – | – | 3 960 | 4 477 |
76 мм ДП нов. | – | 900 | – | 540 | 180 | 1620 | 4 023 |
76 мм ЗП | 800 | 400 | – | 120 | – | 1320 | 3 821 |
114 мм Г | – | – | 240 | – | – | 240 | 211 |
122 мм Г ст. | 4800 | – | – | – | – | 4 800 | 6 700 |
107 мм Г нов. | – | – | – | 720 | – | 720 | 2 000 |
152 мм Г ст. | 2 400 | – | – | – | – | 2 400 | 2 810 |
152 мм Г нов. | – | 1200 | – | 360 | – | 1560 | 1 058 |
107 мм П ст. | – | 600 | – | – | – | 600 | 863 |
82 мм МН | 10 800 | 900 | 1 440 | 1 080 | 60 | 14 280 | 14 500 |
120 мм МН | 3 600 | 300 | 480 | 360 | – | 4 740 | 3 617 |
37 мм ЗАП | 2 800 | 400 | 80 | 420 | – | 3 700 | 1 382 |
БТ | – | – | – | 4950 | – | 4950 | 7679 |
БТ разв. | – | – | – | 990 | – | 990 | – |
БТ-7А | – | – | – | 360 | – | 360 | 153 |
БРЭМ-БТ | – | – | – | 900 | – | 900 | – |
БТ всего | – | – | – | 7200 | – | 7200 | 7832 |
БА-10 (рад) | – | – | – | – | 330 | 330 | 870 |
БА-20 (рад) | – | – | – | – | 330 | 330 | 880 |
Т-26 | – | 5000 | – | – | – | 5000 | 9600 |
АТ-1 | – | 600 | – | – | – | 600 | 2(8) |
СУ-5-2 | – | 600 | – | – | – | 600 | 30 |
БРЭМ-26 | – | 500 | – | – | – | 500 | – |
Т-26Т | – | 2 500 | – | – | – | 2 500 | 211 |
Т-26 всего | – | 9 200 | – | – | – | 9 200 | 9600 |
«Комсомолец» | 3 000 | – | – | 1 800 | – | 4 800 | 4 401 |
Х-3,5 | – | – | – | 1 200 | – | 1 200 | – |
СТЗ-5 | – | – | – | 1 500 | ? | 1 500+? | 2 839 |
29К | – | – | – | – | 80 | 80 | 40 |
ЗСУ-37 | – | – | – | – | 80 | 80 | – |
Последний пункт данной саги – артиллерия резерва главного командования (АРГК) или как её называли в предвоенные и военные годы РВГК (резерв верховного главнокомандования).
Тут всё очень просто. Вот есть ХПЗ, где производят средний арттягач «Коминтерн».
До окончания производства в 1939 году (вместо него на ХПЗ начали собирать новый тяжёлый арттягач «Ворошиловец»), успеют собрать чуть больше 1700 машин с объёмом выпуска ОДНА машина в сутки. Нам нужно немного больше. На том же ХПЗ за каким-то чёртом выпускают годные только для парадов пятибашенные танки Т-35А. Для парадов их и прежних лет выпуска хватит. Поэтому, эту лавочку закрываем к чертям собачьим и с самого начала 37-го года используем те производственные мощности на благое дело увеличения выпуска «Коминтернов». Далее. В РИ весьма значительная часть тех «Коминтернов» пошла в танковые части в качестве эвакуаторов. Эту порочную практику мы сломаем и заставим все танковые заводы, каждый 30-й танк выпускать в виде БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина).
Таким образом, все 1700 «Коминтернов» получит артиллерия. А при использовании ресурсов уходивших прежде на Т-35А и максимальной интенсификации производства, наверное, реально получить в те же сроки до 2000 «Коминтернов». Если не получится, можно недостающие «Коминтерны» довыпустить параллельно с «Ворошиловцами» на всё той же промплощадке где прежде собирали Т-35А.
(Это я ещё «Сталинец-2» от ЧТЗ принципиально не упоминаю, поскольку их к началу ВОВ только начали производить!)
А вообще, именно С-2 придётся покрыть нехватку «Коминтернов» если таковая вдруг случиться, несмотря на все наши старания.
Зачем «Коминтерны» и «С-2» нам нужны в таком количестве? А чтоб наша замечательная тяжёлая артиллерия АРГК (РВГК) не пылилась пол войны в тылу, а громила фашистскую мразь с первого до последнего дня. На 1.06.41 г. РККА располагала 2800 превосходных 152 мм гаубиц-пушек МЛ-20, весящих 8 т. 1300 дальнобойных 122 мм пушек на том же лафете и в той же весовой категории. Плюс чуть больше 400 старых орудий, равнозначных МЛ-20 по мощности. На всё это счастье, РККА имела не более 1 тыс. арттягачей соответствующей мощности. Рисковать такой артиллерией очень не хотелось. Поэтому, пока мы отступали – её просто вывезли в тыл (что успели). А потом, когда мы уже начали наступать, использовали только в составе артиллерийских бригад и дивизий прорыва для сверхмощной артподготовки на участках стратегических прорывов, завозя её на позиции долго и муторно.
При наличии же 2000 «Коминтернов», мы можем смело раздать те 400 старых, но могучих 152 мм орудий по УРам, ещё 400 122 мм пушек (выпущенных до наших реформ) отправить туда же – в УРы, крепости, в береговую оборону или даже в города, имеющие стратегическое значение – пусть дивизии народного ополчения огнём поддерживают — от дальнейшего выпуска 122 мм пушек мы же отказались в пользу 152 мм гаубицы М-39!
А из 2800 МЛ-20, 2000 (или около того учитывая, что запасные арттягачи тоже нужны – хотя бы в качестве подвозчиков боеприпасов и топлива) обеспечиваем «Коминтернами» или С-2 и используем на фронте АКТИВНО буквально с первого дня войны.
Те МЛ-20, которым тягачей не хватит (а это порядка 800 орудий) – резерв в расчёте на те самые артбригады и дивизии прорыва! Причём вместо части МЛ-20, я бы предпочёл 203 мм мортиру на том же лафете. Очень хороший получился бы дуплекс – оптимальный по соотношению калибр/вес/дальнобойность.
В РИ рассуждали так же и 203 мм мортира на лафете МЛ-20 была разработана и успешно прошла испытания.
(203 мм мортира М-4 обр. 1943 года)
В дальнейшем, рост выпуска этого дуплекса, будет зависеть от наличия/производства новых арттягачей. Будет ЧТЗ успешно собирать равносильный «Коминтерну» «Сталинец-2» — будем выпускать МЛ-20. Полностью перейдёт на тяжёлые танки – значит будем для АРГК выпускать не МЛ-20 в 8 т. веса, а М-39 в 3,8 т. – чтоб можно было те шестидюймовые гаубицы таскать всем, что есть под руками! Нет, они не слишком слабые для АРГК – в РИ, там были даже бригады укомплектованные 122 мм М-30 (и это в то время, когда их в СД было по 8 штук!).
Всего получится минимум 50 полков по 36 МЛ-20 в каждом! Сила! Теоретически, каждый СК можно усилить целым полком МЛ-20. Но, именно теоретически, поскольку лучше концентрировать эту артиллерию там, где она наиболее нужна и где может принести больше пользы.
Но, есть и ещё большая сила!
К началу ВОВ РККА располагала 849 гаубицами особого назначения Б-4 калибром 203 мм, 47 мортирами калибра 280 мм Бр-5 и 37 дальнобойными 152 мм пушками Бр-2. Вес каждой из артсистем этого триплекса, составлял аж 19 тонн в транспортном положении!
(Триплекс: 152 мм пушка Бр-5, 203 мм Б-4, 280 мм мортира Бр-2)
Таскать всё это счастье должны были тяжёлые арттягачи «Ворошиловец».
Но их было мало (на 1.01.41г. всего 228 машин на 911 стволов!). Поэтому, после начала войны к срочной эвакуации этих монстров в глубокий тыл привлекали всё те же несчастные «Коминтерны», работать которым приходилось с дикой перегрузкой. Благо тащить не далеко — до ближайшей железнодорожной станции.
Чем руководствовались стратеги РККА производя эти чудовища в таких количествах одному Богу ведомо. Но факт – как только оказалось, что война началась не по нашему сценарию, производство тех орудий-монстров свернули быстро и навсегда.
Вот я и подумал – давайте 152 мм пушек триплекса выпустим чуть больше чем в РИ, но не для РККА, а для береговой обороны – в РИ все 152 мм пушки Бр-2 были по железной дороге отправлены в Архангельский военный округ именно для береговой обороны. Выпуск 203 мм гаубиц прекратим ещё в 40-ом – их и так наклепали аж 849 штук, а 280 мм мортир выпустим чуть побольше (за счёт тех же 203 мм гаубиц). Ведь Зимняя война наглядно доказала – 203 мм гаубицы с мощными ДОТами линии Маннергейма справлялись плохо. Так зачем нам так много этих гаубиц? Всё равно таскать нечем.
В общем, 152 мм пушек Бр-2 не 37, а скажем, 40 (10 батарей по 4 орудия – 9 в береговую оборону, одна учебная в резерве). 203 мм гаубиц (без орудий выпуска 40 и 41 г.г.) у РККА будет всего 355, зато 280 мортир сделаем не 47, а 85 штук – наступать начнём очень пригодятся – Кёнигсбергский крепостной район, Линия Маннергейма и Восточный вал никуда ведь не денутся!
В РИ эти монстры сводились в отдельные полки гаубиц особого назначения по 24 орудия в полку, а мортиры в отдельные дивизионы по 6 орудий.
В АИ, формируем 14, полностью укомплектованных орудиями, полков особого назначения (24 203 мм гаубицы и 6 280 мм мортир в каждом). А учитывая наличие арттягачей соответствующей мощности, ровно половину – 7 полков, можно активно использовать на фронте! С таким усилением артподготовки, наши контрудары будут наверное поэффективнее? Вторую половину – в резерв, по крайней мере до тех пор, пока промышленность не обеспечит их подходящей тягой. Или пока не перехватим инициативу и не начнём наступать.
Ещё, в АРГК обязательно должны иметься отдельные полки ПТО и ПВО. Причём полки ПВО как высокомобильные, так и практически стационарные.
Полки ПТО будем формировать из части тех новых 76,2 мм дивизионных пушек, что у нас остались «не у дел». Ну а поскольку «остаточек» составляет аж 2403 пушки, нас фактически ни что не ограничивает кроме… артягачей. Х-3,5 у нас больше нет – дай Бог успеть обеспечить ими тех, кому предписано. А СТЗ-5М для дивизионных пушек использовать не рационально.
Поэтому, используем предложенные в предыдущей части полугусеничные ЗиСы. Логичный вопрос – сколько? Всем известный ЗиС-42, в серию запускали в 41 году с планом 2000 машин в год.
Не закрывая работ по ЗиС-Сомуа с последующим (после реконструкции ЯГАЗа) переходом на гусеничный ход от «Комсомольца», вполне реально получить серийный выпуск в таком же объёме уже с 39-го года. Соответственно к началу ВОВ, полугусеничных Яг-39 будет гораздо больше чем пушек. Но, поскольку такие полугусеничные тягачи-грузовики наверняка очень пригодятся в моторизованных дивизиях и мехкорпусах, жадничать не будем и ограничим себя 20-ю отдельными полками ПТО по 36 пушек в каждом.
Что касается полков ПВО. Сколько будет 37 АП – я честно не знаю. Поэтому ничего про них сочинять не буду.
76,2 мм зенитных пушек 3-К ещё остаётся 2501. Арттягачей СТЗ-5М – ок. 1300. Учитывая, что на каждую батарею из 4 орудий нужен ещё хоть 1 тягач в резерв, можно взяв 1200 тягачей запилить минимум 25 полков.
| В 1 полку | Всего полков | АИ орудий Исп/всего | Всего РИ орудий | АТ АИ | АТ РИ |
152 мм Г МЛ-20 | 36 | 50 | 1800/2500 | 2800 | 2000 | 1017 |
203 мм Г Б-4 | 24 | 14 | 336/355 | 849 | 228 | 210 |
280 мм Мр Бр-5 | 6 | -//- | 84/85 | 47 | -//- | -//- |
76,2 мм ДП Ф-22 или Ф-28 (УСВ) | 36 | 20 | 720/1230 |
| 800 |
|
76,2 мм П 3-К |
36 |
25 |
900/2501 |
3821 |
1125 | Ост. 1300 |
Конечно очень много ещё зениток калибра 76,2 мм остаётся вне этой АИ. Ок. 1600 3-К, более 500 зениток Лендера обр.15 г. Я вообще не затронул 2630 новейших 85 мм зенитных орудий 52-К.
Их буксировать вполне можно тракторами, используя в качестве стационарных батарей для обороны стратегически важных объектов – предприятий, мостов, городов, узловых ж/д станций.
Меня в данном вопросе волновали только наши мобильные возможности, более-менее согласующиеся с РИ.
Вот таким образом у меня сложилась данная мозаика.