Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

16

Сверхзвуковые пассажирские самолёты, это безусловно вершина эволюции пассажирских самолётов. Невероятно сложные и как следствие дорогие таких самолётов было всего 2. Это Конкорд во Франции и Ту-144 в СССР. Естественно и корпорация Боинг, послевоенный лидер в мировой пассажирской авиации так же хотело создать такую же машину и о ней пойдёт речь ниже. Это самолёт Boeing 2707.

Данный самолёт был создан в 60-е годы в рамках американского конкурса на создание пассажирского сверхзвукового самолёта, в котором компания Боинг одержала победу. Согласно представленного нею проекту данная машина должна была иметь вместимость от 250 до 300 пассажиров и крейсерскую скорость в районе 3 Маха. При этом по своим характеристикам американский самолёт должен был превосходить своего аналога из Франции, на конкуренции с которым американские инженеры ориентировались.

Ключевой особенностью конструкции самолёта было использование крыла с изменяемой стреловидностью. В ходе разработки вес и размеры этого механизма постоянно росли, что вынудило инженеров от неё отказаться и перейти на обычное треугольное крыло.

Проект был достаточно серьёзно проработан, однако даже до постройки опытного образца дело не дошло. Почему так получилось вы узнаете ниже.

Модель Boeing 2707


Модель Boeing 2707

Содержание:

История разработки

С 1952 года компания Boeing в инициативном порядке вела исследованиями в рамках сверхзвуковых самолётов. В 1958 году компания учредила постоянный исследовательский комитет по этой теме, расходы на который к 1960 году выросли до 1 миллиона долларов.

В те времена это был совсем другой доллар и данную сумму можно сравнить с современным миллиардом.

Комитет создал множество различных проектов, все они скрывались под названием Модель 733. Большинство конструкций отличались большим треугольным крылом. Однако в 1959 году была предложена абсолютно неординарная конструкция с крылом изменяемой стреловидности. Данный проект был создан компанией Boeing в рамках программы TFX (данная программа привела в итоге к созданию истребителя-бомбардировщика F-111).

В 1960 году был проведен внутренний конкурс в корпорации на базовый 150-местный самолет для трансатлантических маршрутов, и в этом конкурсе победила версия с крылом изменяемой стреловидности.

Вскоре, после вступления в должность президента США Джона Ф. Кеннеди. Новый президент поручил Федеральному управлению гражданской авиации подготовить отчет о «целях национальной авиации на период до 1970 года». Данное исследование было инициировано в США после нескольких аварий, из-за которых в США сложилось убеждение, что отрасль умирает. В стране были начаты два важных проекта:

  • Project Beacon по новым навигационным системам и управлению воздушным движением и
  • Project Horizon по передовым разработкам в гражданской авиации.
Макет Боинга 2707 в Музее авиации Хиллера


Макет Боинга 2707 в Музее авиации Хиллера

Всего месяц спустя новый директор Федерального Агентства по безопасности полётов Наджиб Халаби создал Комиссию по национальным авиационным целям, более известную как «Проект Горизонт» (SST). Помимо других предложений, отчет использовался как платформа для продвижения проектов сверхзвуковых пассажирских самолётов. Халаби утверждал, что неспособность США выйти на рынок сверхзвуковой авиации станет «ошеломляющим провалом». При этом большинство экспертов встретили этот доклад с большим скептицизмом.

Что касается американского президента, то Кеннеди включил Линдона Джонсона в комиссию SST и обратился за советом к Роберту Макнамаре по этому вопросу. Макнамара очень скептически относился к проекту SST и раскритиковал прогнозы Халаби. Однако он также боялся, что проект может быть передан Министерству обороны, и настаивал на дальнейших исследованиях в рамках гражданской авиации.

Основная концепция SST заключалась в том, что быстрый полет позволит сверхзвуковым самолётам совершать на много больше рейсов, чем дозвуковые самолеты, что приведет к их более интенсивному использованию и как следствие даст возможности их окупить. Однако, не учли то что сверхзвуковые полёты сопровождались значительного увеличения расхода топлива. Если бы стоимость топлива резко снизилась, то вероятно сверхзвуковые лайнеры были бы конкурентоспособными.

Эти проблемы были хорошо поняты в отрасли. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала набор «императивов проектирования» для SST, которые было практически невозможно выполнить – эти требования стали предупреждением для сторонников SST в отрасли.

К середине 1962 года стало известно, что предварительные переговоры между British Aircraft Corporation и Sud Aviation (позже Aérospatiale) о слиянии их проектов SST были более серьезными, чем первоначально предполагалось.

В ноябре 1962 года, к удивлению многих, было объявлено о проекте «Конкорд». Несмотря на проблемы в экономике, политические аргументы привели к широкой поддержке проекта, во Франции, особенно со стороны Шарля де Голля.

Сверхзвуковой французский самолёт Конкорд


Сверхзвуковой французский самолёт Конкорд

Это вызвало что-то вроде волны паники в других странах, поскольку широко распространилось мнение, что почти все будущие коммерческие самолеты будут сверхзвуковыми, и казалось, что европейцы начнут эту, сверхзвуковую гонку, с большим преимуществом. Кроме этого, вскоре стало известно, что СССР также работают над аналогичной конструкцией, впоследствии ставшей известной как Ту-144.

Через три дня после объявления о Конкорде Халаби написал Кеннеди письмо, в котором предположил, что, если они немедленно не начнут свои собственные работы по SST, США потеряют 50 000 рабочих мест, 4 миллиарда долларов дохода и 3 миллиарда долларов основного капитала, поскольку местные авиакомпании обратятся к иностранным поставщикам. Затем последовал отчет Консультативной группы по сверхзвуковому транспорту (STAG), в котором отмечалось, что европейская команда лидирует в базовых разработках, и предлагалось в рамках конкуренции, разработать ещё более совершенную конструкцию с лучшими экономическими показателями.

В то время более продвинутый вариант обычно означал более высокую скорость. Базовый проект в отчете предусматривал создание самолета со скоростью в 3 Маха и дальностью полета 3900 км для обслуживания внутреннего рынка. Инженеры чувствовали, что нет возможности создать трансатлантический самолёт с такими характеристиками за срок, чтобы успеть к появлению Конкорда, оставив трансатлантические перелёты европейцам.

Несмотря на ярых противников, вопросы о технических требованиях и крайне негативные отзывы об экономической жизнеспособности, проект SST получил мощную поддержку со стороны промышленности. Джонсон направил президенту отчет с просьбой выделить 100 миллионов долларов на финансирование проекта в 1964 финансовом году. Далее новый толчок проекту дало объявление, что в мае PanAm объявила, что разместила заказ на 6 Конкордов. В том же месяце Хуан Триппе обнародовал информацию, что многие американские авиакомпании заинтересованы в сверхзвуковых самолётах и, если потребуется, будет покупать их в Европе.

Интерес PanAm к Конкорду разозлил Кеннеди, который дал указание своей администрации, заставить PanAm пересмотреть свои планы и направить свое финансирование обратно в американскую программу SST.

Кеннеди представил Национальную программу сверхзвуковых пассажирских самолётов 5 июня 1963 года в речи в Академии ВВС США.

Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

Конкурс проектов

Предложения по участию в конкурсе сверхзвуковых пассажирских самолётов были разосланы ведущим американским авиастроительным компаниям, таким как Boeing, Lockheed, North American и Curtiss-Wright, а так же компаниям General Electric и Pratt & Whitney для участия в конкурсе двигателей для будущего сверхзвукового авиалайнера.

По оценкам ФАУ, к 1990 году на рынке появится около 500 подобных машин. Несмотря на отсутствие реального самолёта, заказы от авиакомпаний начали поступать немедленно, как только было объявлено о старте конкурса. Предварительные проекты будущих самолётов были представлены в ФАУ 15 января 1964 года.

Первым свой проект представила компания North American. Их самолёт получил название NAC-60. Данный авиалайнер был сделан на основе ранее разработанного сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-70.

Проект North American NAC-60


Проект North American NAC-60

Прототип Boeing была по существу идентична модели 733 с крылом изменяемой стреловидности, разработанной в компании ещё в 1960 году. Официально она была известна как Модель 733-197, но ее также называли Моделью 1966 года или Моделью 2707. Последнее название стало самым известным среди общественности, в то время как Boeing продолжал использовать номера моделей 733 внутри компании.

Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

Конструкция напоминала будущий бомбардировщик B-1 Lancer, за исключением того, что четыре двигателя устанавливались в отдельных мотогондолах вместо спаренных, как на Лансере.

Ранняя версия была гораздо более короткой, чем более поздние модели. Крыло имело развитую механизацию как на передней, так и на задней кромках, для создания большей подъемной силы, это давало возможность уменьшить требуемую тягу при взлёте и, следовательно, создаваемый самолётом шум. В компании так же предложили вариант с удлиненным фюзеляжем, с увеличенной вместимостью с обычных 150 мест до 227.

Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

Модель Lockheed, получившая обозначение CL-823, по сути представляла собой увеличенный Concorde. Как и «Конкорд», самолёт имел длинный и тонкий фюзеляж, двигатели под крылом сложной треугольной формы. Единственным существенным отличием конструкции было использование отдельных блоков двигателей, а не пар.

При этом у CL-823 отсутствовала какие-либо механизация крыла для увеличения подъемной силы. Поэтому для взлёта самолёту требовались мощные двигатели и длинные взлетно-посадочные полосы. CL-823 был самым большим самолётом из всех участников первого тура, и вмещал 218 пассажиров.

Чертёж самолёта Lockheed CL-823


Чертёж самолёта Lockheed CL-823

«Отбор» моделей самолётов привел к тому, что NAC-60 и проект Curtiss-Wright были исключены из программы. А Boeing, и Lockheed продолжили работы над своими самолётами по программе SST. Правда было выставлено условие что их машины должны были отвечать более строгим требованиям FAA и должны были оснащаться уже имеющимися двигателями от General Electric или Pratt & Whitney.

В ноябре была проведена еще одна проверка проектов, и к этому времени компания Boeing увеличила вместимость своего самолёта до 250 пассажиров на модели 733-290.

Кроме этого, из-за опасений по поводу реактивной струи двигатели были перенесены под увеличенное хвостовое оперение.

Предполагаемый вид кабины пилота

Предполагаемый вид кабины пилота

В 1966 году обеим участникам конкурса было предложено представить значительно более детальные проекты, которые должны были быть представлены для окончательного выбора.

К этому времени, проект Боинга уже стал 300-местной моделью 733-390.

В сентябре 1966 года, после длительного рассмотрения проект Boeing был объявлен победителем конкурса. Авиалайнер Боинга был спроектирован с двигателями General Electric GE4/J5 и по сравнению с самолётом компании Lockheed был более простым и дешёвым в производстве. При том что его характеристики были немного хуже, чем у конкурента, а уровень шума, который он создавал был существенно ниже. Таким образом только проект Боинга удовлетворял всем экологическим требованиям по шуму.

Дальнейшая доработка проекта

Боинг 733-390 был бы достаточно продвинутым самолетом для своего времени, даже если бы он был дозвуковым, это была бы очень современная машина. Данный самолёт был одним из первых широкофюзеляжных самолетов с расположением сидений в самой широкой части фюзеляжа 2-3-2 в ряд. Он был значительно шире, чем самолеты, находившиеся в то время в эксплуатации.

В компании Боинг заявили, что, если будет дано добро, строительство первого прототипа самолёта начнется в начале 1967 года, а первый полет может быть совершен в начале 1970 года.

При этом производство серийных самолетов может начаться в начале 1969 года, а летные испытания — в конце 1972 года. По планам сертификация нового самолёта должна быть проведена к середине 1974 года.

Модель сверхзвукового Боинга


Модель сверхзвукового Боинга

Серьезные изменения в конструкции произошли, когда компания Boeing установила переднюю часть самолёта, что существенно изменило общую развесовку машины. Boeing также столкнулся с большими проблемами из-за веса механизма изменения стреловидности. Титановая подвижная секция была ​​весом 2100 кг, длиной 3,4 м и толщиной 76 см.

При этом изгиб фюзеляжа (а самолёт был бы самым длинным из когда-либо построенных) грозил затруднить управление. В октябре 1968 года компания Боинг окончательно отказаться от крыла изменяемой стреловидности. Конструкторы Boeing остановилась на более простом треугольном неподвижном крыле с хвостовым оперением.

Переработанный самолёт стал на много меньше, теперь он вмещал 234 человека и вошёл в историю как Модель 2707-300. Работа над полноразмерным макетом и двумя прототипами началась в сентябре 1969 года, то есть на два года позже графика.

Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

В рекламном фильме утверждалось, что авиакомпании скоро окупят федеральные инвестиции в проект, и предполагалось, что сверхзвуковые самолёты будут доминировать в небе, а дозвуковые реактивные самолеты (такие как Boeing 747) будут постепенно сходить со сцены.

К октябрю 1969 года имела портфель заказов на поставку 122 самолетов 26 авиакомпаниями, в частности утверждалось что эти самолёты закажут Alitalia, Canadian Pacific Airlines, Delta Air Lines, Iberia, KLM, Northwest Airlines и World Airways.

Сворачивание проекта

Не смотря на то что к концу 60-х годов судьба проекта будущего сверхзвукового Боинга казалась безоблачной, в это время возникла серьёзная оппозиция проекты со стороны экологических организаций.

Прежде всего экологи высказывали серьёзные опасения, поддержанные прессой о том, что подобные самолёты будут наносить серьёзный ущерб озоновому слою Земли. Ещё больше нареканий вызывал звук, который должен издавать самолёт при преодолении звукового барьера. По своей силе он должен был быть соизмерим со взрывом большой авиабомбы.

В это время вышла книга Уильяма Шерклиффа в которой утверждалось что при преодолении звукового барьера самолёт будет издавать взрывной хлопок, взрывная волна от которого будет не только калечить людей, но даже наносить повреждения зданиям в радиусе 80 км. Конечно, всё это было сильно преувеличено, но проблема всё же была и сохраняется даже до сегодняшнего дня.

Почему не взлетел американский Конкорд. История Boeing 2707 и его значение для мировой авиации

В общем в 1970 году, в прессе, началась настоящая компания против сверхзвуковых самолётов. Зачем это было сделано трудно сказать, но создатели Конкорда при этом радостно потирали руки, так как удар пришёлся по их главному конкуренту.

В марте 1971 года, несмотря на решительную поддержку проекта со стороны администрации президента Ричарда Никсона, Сенат США отклонил дальнейшее финансирование проекта. Правда после этого посыпались письма поддержки от любителей авиации, при этом делались щедрые пожертвования на развитие проекта из которых была собрана сумма около 1 миллиона долларов.

Профсоюзы также поддержали проект SST, опасаясь, что свертывание войны во Вьетнаме и программы «Аполлон» приведет к массовой безработице в аэрокосмической отрасли.

Однако несмотря на эту вновь обретенную поддержку, 20 мая 1971 года Палата представителей также проголосовала за прекращение финансирования проекта SST.

На тот момент прекращения финансирования проекта у Боинга был пакет заказов на 115 машин от 25 авиакомпаний, при этом конкурирующий Concorde имел всего 74 заказа от 16 компаний.

Оба прототипа сверхзвукового Боинга так и не были завершены. Из-за потери нескольких госконтрактов и спада на рынке гражданской авиации компания Boeing вынуждена была сократить около 60 тысяч сотрудников. SST стал известен как «самолет, который чуть не убил Сиэтл». В результате массовых увольнений и большого количества людей, уехавших из города в поисках работы, в 1971 году возле международного аэропорта Сиэтл-Такома был установлен рекламный щит с надписью:

«Выключит ли последний человек, покинувший Сиэтл, свет».

Значение проекта

Сверхзвуковая гонка имела достаточно положительные и долгосрочные последствия для авиастроения в целом. Крыло с развитой механизацией изначально разработанное в рамках программы SST в США, а в настоящее время широко используется на большинстве реактивных самолетов. В Европе работы над Конкордом, привели в будущем к образованию Airbus, сегодня главного конкурента Boeing.

Когда началось серийное производство Конкорда, прогнозировалось, что будет куплено приблизительно 150 самолетов. Однако для коммерческой эксплуатации было построено только 14 машин. Так что, как не крути, но проект сверхзвукового Боинга свернули не зря.

Источник — https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_2707

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
keks88
keks88
06.02.2016 09:14
Ответить на  адмирал бенбоу

Адмирал, не в прок эти
Адмирал, не в прок эти химизмы с радистом и переносом радиостанции в башню.
У т-34 и так командир, что циркач — смотреть за полем боя, целиться, раздавать ЦУ остальным. А теперь ещё и связь на него.
Командирские Т-34 были. Отличались ЕМНИП дополнительным движком в несколько лошадей для обеспечения работы рации и более мощными радиостанциями. Плюс сокращенный боекомплект. Есть у Барятинского в книге по Т-34 упомянуты.

Вот попросить Харьковчан этак в декабре башню побольше а ля Т-50 на расширенном погоне с башенкой, как на Т-50/Пц3/Т-150 — ИМХО реальней. Пишу с утюга, поэтому проверить сложно, но интересно, можно ли унифицировать погоны КВ-1 и Т-34. 1550мм для троих хватит. Зато никакого геммороя с переходом к новой конструкции А-43.

keks88
keks88
06.02.2016 12:26
Ответить на  адмирал бенбоу

Он буквально упал вниз, Он буквально упал вниз, хватаясь за микрофон. Япона-мать, связисты хреновы! Полчаса назад радиосвязь еще работала, а сейчас беспомощно шипела. Черт! Да он сам забыл выключить передатчик, и теперь надо ждать, когда он охладится, иначе, хана рации! Цитата опять из художественной книжки, но ситуация описана верно (про 71-ТК). Ваши доводы понимаю, но не лучше ли было бы доработать пулеметную установку? В конце концов яблоко ДТ в сравнении с "воротами" люка мехвода — не такая большая цель. Тем более, имея место под радиостанцию, ее можно установить и потом, а вот заварив его наглухо, сделать это сложнее.  Про РРУ стоит почитать специализированные форумы… например: http://www.433175.ru/index.php?newsid=2295 http://forum.qrz.ru/261-sredstva-svyazi-krasnoy-armii/33008-ukv-radiostantsii-krasnoy-armii.html Про качество работы РРУ и РБС (она же 4-Р) можно почитать, например, в "Кратком справочнике по военным радиостанциям" (документ 1-41-01 на сайте Радиомузея РКК)… …Читая про РРУ и РБС, обратите внимание на заключительные разделы под названием "Особенности эксплОатации". Коротко говоря, обе эти УКВ радиостанции страдали от нестабильности частоты, а также создавали помехи на расстоянии нескольких сотен метров вокруг себя даже в режиме приема. Я как-то задал вопрос одному из ветеранов войны, посетившему наш музей, про его опыт работы на РБС. И его первый комментарий был про нестабильность частоты, когда при переходе на прием приходилось крутить… Подробнее »

Вадим Петров
05.02.2016 20:08

Кстати, к фото! Часто многие

Кстати, к фото! Часто многие пишут, что третий танк — это Т-32. На самом деле это не так:

Довоенные танки производства завода № 183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34-76 с пушкой Ф-34 (1941 г.).

Источник: архив Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А.Морозова.

http://waralbum.ru/9061/

 

keks88
keks88
06.02.2016 11:02
Ответить на  адмирал бенбоу

3ий — совершенно точно Т-34 с

3ий — совершенно точно Т-34 с Л-11, не знаю, откуда про А-32 берут. 

4й — Т-34 с Ф-34 — вообще интересная машина.

Первая опытная Ф-34 на Т-34 имела другую бронировку, плюс на стыке ВЛД и балки видно какую-то "заплатку", которой нет на фотке с БТ-7 и А-20. Возможно это или отремонтированный опытный танк со следующей итерацией маски пушки, или танк с корпусом выпуска февраля 41ого позже вооруженный Ф-34.

А люк мехвода с тремя приборами в Харькове ставился еще долго. До сентября 41ого точно. 

 

 

товарищ Сухов
Редактор
05.02.2016 20:13
Ответить на  Вадим Петров

Вадим, обратите внимание на

Вадим, обратите внимание на лобовой лист "Т-34-76 обр. 1941 г."  Где пулемет?;)

Вадим Петров
05.02.2016 21:37
Ответить на  товарищ Сухов

товарищ Сухов пишет:
Вадим,

[quote=товарищ Сухов]

Вадим, обратите внимание на лобовой лист "Т-34-76 обр. 1941 г."  Где пулемет?;)

[/quote]

… так коллега признался, что пулеметы загнал в МНР в обмен на лошадок. cool

… я решил избавиться от стрелка-радиста.

На самом деле стрелков просто не обучили, а пулеметы коллега тут же пристроил и сказал, но так оно и було!

VladimirS
06.02.2016 07:37

Может стоит включить в состав
Может стоит включить в состав мехкорпуса кавбригаду?

keks88
keks88
06.02.2016 09:16

Вопрос: а не слишком ли малая
Вопрос: а не слишком ли малая ударная мощь у Корпусов только из мотодивизий? Да ещё и двухдивизионного состава?

keks88
keks88
06.02.2016 22:34
Ответить на  адмирал бенбоу

Про Корпуса с тремя дивизиями Про Корпуса с тремя дивизиями я с самого начала понял, что "сова на глобус не натянется". Но так и не понял, почему в танковые не превратить часть моторизованных? Будет Корпус — 1хМД, 1хТД + корпусные части (ГАП, мотоциклетный полк, инженерный батальон и прочая шушера).  Да, я заранее знаю, что Т-34 на это не зватит, придется БТ-7 оставлять. Но тогда танков в МК будет не 240+240= примерно 500+, а 240+360=600+ (учитывая всякие управления, отдельные батальоны и прочая). И да, я заранее знаю, что это по штатам, в реальности у нас как обычно техники на всех не хватит, а потом кинутся формировать дополнительные корпуса и т.д. Но Больше запросы "по штатам" в "благополучном" 40ом — больше техники в "более-менее укомплектованных" МК 1ой волны (у вас вторая будет к слову?). Не очень понял, зачем вам подо Львовом подпирать 6А Музыченко Мехкорпусом, если у вас Бригады Т-26 в наличии и вы собрались "знать", куда кого надо располагать. Ну и если я, как НШ РККА (да, я самодур, "сын неуча Тухачевского" и прочая), хочу чтобы было все-таки МК=ТД+МД, а БТ на всех не хватает, то придется немножко подрезать бригады Т-26. Честно, не смогу так же расписать по-бригадно, откуда-куда-зачем, но солома в… Подробнее »

keks88
keks88
06.02.2016 23:31
Ответить на  адмирал бенбоу

Ну не будет ТД, так не будет.

Ну не будет ТД, так не будет. С интересом жду, чем дело закончится.

Ansar02
06.02.2016 10:43
Ответить на  keks88

Почтенный коллега! А что

Почтенный коллега! А что мешает усилить корпус исходя из предстоящей боевой задачи, хоть бригадой тяжёлых танков из РГК, хоть бригадой танков НП фронтового подчинения, хоть кавдивизией из армейского подчиения? Что мешает вообще использовать соединение из двух МК?

keks88
keks88
06.02.2016 12:37
Ответить на  Ansar02

(Если что я это все с позиций

(Если что я это все с позиций начальников-танкистов образца 40ого года говорю, которым думается, что в войска вот-вот хлынент масса новых Т-34)

Кав-дивизия в МК — вообще весьма сомнительный вариант. У них оперативная подвижность всего раза в полтора выше, чем у пехоты (см. уставы и наставления по маршам — 55-60 км в день против 35-40).

Тяжелые бригады РГК — инструмент прорыва обороны. Ближе танкам НПП, только толще и мордатее. 

При этом и те и другие банально медленнее наших моторизованных дивизий.

Двух МК может банально не оказаться под рукой.

В итоге, как мне кажется, такие дивизии может и хороши, но будут довольно быстро стачиваться до состояния ненаступаемости. 

Поэтому логично было бы МК формировать из Танковой+Моторизованной дивизий 50/50. Да, с комплектностью проблемы могут быть, но ударную силу они будут дольше сохранять.

Ansar02
07.02.2016 06:56
Ответить на  keks88

Ну дык Вы-ж наверняка в

Ну дык Вы-ж наверняка в курсе, как те МК предполагалось использовать. Прорыв второй полосы обороны — для этого МК может быть придана тяжёлая бригада РГК. Выход на оперативный простор НЕ ШИБКО далеко — автономность МК ДВОЕ СУТОК активной боевой работы. Приданные кавалерийские части обеспечивают фланги и шерстят тылы там, где нет серьёзного сопротивления. Сам МК выполняет главную задачу. Через те самые двое суток, если нет возможности полностью подтянуть тылы и соответственно изготовиться для очередных двух суток боевой работы (следующего рывка км этак на 60 не более), МК выводится на отдых.

Исходя из такой доктрины, иметь в основе МК лишь две МД — вполне нормально. ИМХО.

Ansar02
06.02.2016 10:40

!!! Превосходно! Ни убавить,

yes!!! Превосходно! Ни убавить, ни прибавить!

Одно предложение касаемо командирского танка.

В РИ желательность стрелка-радиста обуславливалась свойствами танковых радиостанций. В телефонном режиме, на малой дальности, командир мог управляться с рацией и сам, но в режиме использования рации для приёма-передачи радиограмм на большое расстояние, крайне желателен был оператор радиостанции.

Сооветственно такое предложение — из линейных танков радист иключается, а из командирских как раз нет.

Соответственно отличия командирского танка от линейного: рабочее место радиста (без сохранения стрелковой точки) с дополнительным эвакуационным люком-лазом в днище отделения управления. Возможно (если будем жить хорошо) установка двух радиостанций (вторая в нише башни для ближней связи в телефонном режиме). Пушка в таком танке вообще не нужна — лишь макет ствола снаружи. Зато, без заряжающего и казёнки орудия внутри башни появляется возможность оборудовать чрезвычайно удобное рабочее место для командира с охренительным обзором и отличной связью.

Кстати. Может в 41-ом запланировать начало замены мотоциклов на вездеходики ГАЗ-64? Согласитесь, в нашем климате, моцик — некомильфо.

Поздравляю с великолепной работой!

С уважением, Ансар.

 

vitaliy .k
08.02.2016 10:48
Ответить на  адмирал бенбоу

Уважаемый Коллега!
Если

Уважаемый Коллега!

Если радиофицыровать танки матчастью : РРУ, 71-ТК-1; то даже с одной из них уже НУЖЕН радист! Потому как до американского уровня они ( сов. радейки) не доросли тогда ! Не было в СССР до ВМВ в серии ни кварцев ( как в США) ни керамических кондёров (как у тевонов). Особенно "совмЕм беда" со стабильностью частоты в УКВ, который Вы предлагаете активно заюзать ( РРУ Р=0,1 Вт — курам насмех, не зря в послевоенных аналогах типа Р-105 Р=1 Вт)

keks88
keks88
08.02.2016 22:29
Ответить на  адмирал бенбоу

Судя по тому, что советовали

Судя по тому, что советовали вращать ручку, чтобы искать уходящую частоту по голосу — там со стабилизацией было не просто плохо, а ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ плохо. 

В итоге 10 человек крутит ручки в разные стороны, связаться друг с другом могут разве что случайно.

Им еще при этом надо смотреть вокруг, целиться и ЦУ раздавать. Ну нелья избавляться от радиста. Никак нельзя.

Зато можно к примеру после Польской компании озаботиться изучением 7ТР и копирнуть хотябы перископ Гундлаха, который потом будет МК-4. Хоть какая-то ложечка меда в бочке обзора.

VladimirS
08.02.2016 21:30
Ответить на  адмирал бенбоу

да пусть командир танка
да пусть командир танка смотрит из командирской башенки и ручку туда сюда вращает. А с командирского танка кто-нибудь непрерывно трындит в условленные моменты времени для связи.

vitaliy .k
08.02.2016 21:49
Ответить на  VladimirS

Ух ты! Синхросигнал голосом!
Ух ты! Синхросигнал голосом! А аналоговая » базуха» с такой архитектурой Мытью патентировать надо!

vitaliy .k
08.02.2016 21:17
Ответить на  адмирал бенбоу

Как говорил один президент:
Как говорил один президент: почую кожного. Ваш выбор конкретной модели р/ст неудачен для БТТ. Если уж очень хотса всеобщей радиофикации и лично Вам так мил сердцу УКВ, то для линейной машины во взводе нужен приёмник. А для ком.взвода- шото вроде РБМ, но никак не РРУ! А для комбрига уже надо немецкое » ноу- хау» — КШМ на БТР или полугуси-БА. Ибо в танке места маловато!

Ansar02
06.02.2016 11:15

Почтенные коллеги! Что за

Почтенные коллеги! Что за нескончаемый плач по двухместной башне? Ну да, трёхместная лучше, особенно в плане освобождения командира от функции заряжающего. Но, блин, много ли та пушка стреляет? Велик ли у неё БК? Возможно имело смысл просто штатную башню серийного Т-34 обр. 40-41 г.г. выпуска делать с меньши наклоном стенок, ради более комфортного размещения приборов наблюдения и удобства работы двух башнёров?

Немцы и на "чехах" и на "двойках" с двухместными башнями воевали ничуть не хуже чем на трёшках и четвёрках (с учётом их прочих боевых возможностей). А трёхместную башню оставить на перспективу модернизации танка в целом — как и было в РИ.

 

 

Вадим Петров
06.02.2016 11:46
Ответить на  Ansar02

Ansar02 пишет: Немцы и на [quote=Ansar02] Немцы и на "чехах" и на "двойках" с двухместными башнями воевали ничуть не хуже чем на трёшках и четвёрках (с учётом их прочих боевых возможностей). А трёхместную башню оставить на перспективу модернизации танка в целом — как и было в РИ. [/quote] … в обшем-то да, они предпочитали ходить, а не на руках прыгать! В том смысле, что нарвавшись на мощную оборону ПТО отходили и предпочитали дать поработать гаубицам или бомбардировщикам, да и в бои с танками предпочитали не ввязываться. Так что сравнение некорректное. Что же касается двухместной башни, то надо было тактику менять. Запретить танковым бригадам прорывать укрепления и брать их исключительно пехотой и артиллерией, а танки использовать только для прикрытия пехоты или лучше всего вообще передать в моторизованные стрелковые бригады. Главной задачей штурмовых орудий являлось: в наступлении — сопровождение пехоты при атаке и бое в глубине обороны, в обороне — поддержка контратак. … В наступлении штурмовые орудия двигались непосредственно за пехотой от одной огневой позиции к другой. … Штурмовые орудия вследствие уязвимости в ближнем бою нуждались в постоянной защите со стороны пехоты. Поэтому для выполнения самостоятельных задач как танки штурмовые орудия не использовались и применялись в бою в тесном взаимодействии с пехотой, мотопехотой… Подробнее »

Вадим Петров
06.02.2016 12:33

Двух- или трехместная башня — Двух- или трехместная башня — это не мелочь, а принципиальная разница в возможностях не только боевой машины, но тех частей и подразделений, где она будет применяться: Письмо начальника 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового управления ГАБТУ КА подполковника И. Панова (куратора работы по Т-34 от автобронетанкового управления) на имя генерал-лейтенанта Федоренко, от 13.12.1940 г.: «Постановление КО № 428 предусматривает расширение башни танка Т-34 без расширения погона. Эта модернизация не дает полной эффективности улучшения боевых качеств танка. Уширение башни в верхней ее части даст некоторое улучшение в размещении экипажа в походном положении (удобнее будет сидетъ). При стрельбе же положение не улучшится, так как не изменяя погона остается узкое пространство между гильзоулавливателем и погоном, которое и будет стеснять работу расчета при стрельбе (особенно заряжающего). При установке пушки Ф-34 еще больше затрудняется работа экипажа, так как гильзоулавливатель своей тыльной частью почти касается погона. Что не дает возможности произвести замену орудийного расчета не опуская гильзоулавливателя и разместить пятого члена экипажа — командира с установленной ему командирской башенкой. Преследуемая цель расширением башни без расширения погона обеспечить более легкий переход производства на самом деле это не дает правильного и нужного решения… Существующая башня танка Т-34 тесна, мало удобна, имеет слабую видимость, но… Подробнее »

Дмитрий Ю
06.02.2016 12:43

++++++++ 

++++++++ yes

vitaliy .k
06.02.2016 20:29

Уважаемый Коллега!
Заменив

Уважаемый Коллега!

Заменив р/ст в танке на переносную, необходимо, по-моему выяснить 3 принципиальных вопроса :

1.Совпадение частотных диапазонов РРУ на "линейном" танке и 71-ТК-1 (или ту, что Вы планируете) на "командирском". Иначе — необходимость  иметь на последнем 2 р/ст (в прочем так было после ВОВ) и стрелка-радиста.

2.Стабильность настроеных частот в РРУ в условиях боя в бронеобъекте — именно, в основном для "ловли волны" на 71-ТК-1 и сидел радист.

3.Возможность питания РРУ от бортсети танка.

Про необходимость изменения электросхемы танка , думаю упоминать не стоит.

Пы.Сы.: при таких ТТХ: Диапазон частот радиостанции от 33,25 – 40,5 МГц (УКВ, нихрена не КВ у 71-ТК1); Мощность передатчика 0,1 Вт, Дальность действия: на сильно пересеченной местности и в лесу до 2-2,5 км ( в последнем, из опыта сильно сомневаюсь!)  : Связь в бою будет работать только во взводе !

VladimirS
07.02.2016 19:57
Ответить на  адмирал бенбоу

Где-то читал что вполне
Где-то читал что вполне приемлемых танковых радиостанций завод во Фрязино? мог наклепать сколько угодно, но выпуск их искусственно сдерживался. И рации не умели как следует экранировать от корпуса? Та же бодяга с самолетами.

VladimirS
07.02.2016 11:46

С 1942-43 гг рулили танковые
С 1942-43 гг рулили танковые армии. Может стоит создать их в 1940-м? По итогам Халхин-гола , Испании и прочих вялотекущих конфликтов.

VladimirS
07.02.2016 19:52
Ответить на  адмирал бенбоу

Может стратегическое
Может стратегическое взаимодействие родов войск удобнее оттачивать на уровне полноценной танковой армии. Ну или та же КМГ? Чтоб было побольше отлаженных вариантов, а не импровизаций по ходу дела.
Насыщенная танками КМГ как реинкарнация Первой конной. Буденный будет всеми лапами за.
Танкам без пехоты нельзя. Подвижность мотопехоты ограничивается недоразвитыми дорогами и грузовиками. А конница это та же пехота. На лошадях. Сможет поддержать танковый порыв. Да и как разведка боем — для оперативного вскрытий позиций ПТО самое оно.

Вадим Петров
07.02.2016 19:59
Ответить на  VladimirS

VladimirS пишет:Может

[quote=VladimirS]Может стратегическое взаимодействие родов войск удобнее оттачивать на уровне полноценной танковой армии. ….[/quote]

… примерно также думали наши "полководцы". Оказалось начинать надо было со снабжения и обучения младшего командного состава, чтобы вырастить из них новых генералов. Но это было не реально, а вот выстраивать отдельные соединения и объединения, на основе которых и обкатывать технологии и обучать личный состав, который потом стал бы костяком новых, можно и нужно было. Но реально делалось строго наоборот, расдергивали уже сколоченные бригады …

VladimirS
07.02.2016 20:26
Ответить на  Вадим Петров

А если не разгонять танковые
А если не разгонять танковые бригады, а создать из них как из полноценных кирпичиков мехкорпуса или танковые армии. С сохранением бригадного уровня управления и техобеспечения.И привлечением целостных подразделений других родов войск. Ну как конструктор Лего.

vitaliy .k
08.02.2016 05:39
Ответить на  VladimirS

В таком варианте —

В таком варианте — обьединение готовых бригад-надобно (остро необходимо) начинать по раньше. Никак не позднее 39-го ! Ибо шишек набить и дров наломать надобно було заранее!

vitaliy .k
08.02.2016 21:37
Ответить на  адмирал бенбоу

Принцип организации связи в
Принцип организации связи в РККА уже тогда был»сверху вниз». Т.е.корпус «давал» связь в дивизию. Вплоть до выделения из корпуса отдельных р/ст в дивизию. Однако для бронечасти,где радио технически можно в почти любой танк засунуть, даже та «слабость» частей связи не острая!

Вадим Петров
08.02.2016 20:42
Ответить на  адмирал бенбоу

адмирал бенбоу пишет:
… в

[quote=адмирал бенбоу]

… в конце 1939 года их упразднили. среди инициаторов был, между прочим, НГШ Шапошников, а среди сторонников сохранить — "тупой конник" Буденный.

[/quote]

…Шапошников был прав, что говорить про корпуса, если полководцы плохо понимали, что и как:

На бумаге все выходило очень гладко. Советские танковые и механизированные соединения в ходе игры двигались точно теми темпами, которыми предписывали уставы. Ни Тимошенко, ни Павлов, ни Мерецков, ни Жуков предпочитали не вспоминать, что во время польского похода советские танковые корпуса отстали от кавалерийских дивизий. А Жуков, всего полгода назад возглавивший вторжение в Бессарабию и Северную Буковину, должен был хорошо помнить, как много танков и другой техники вышло из строя в первые же дни, хотя никакого сопротивления оказано не было: румынские войска без боя покинули оспариваемые территории.

Точно так же, по условиям игры, все приказы в войска передавались вовремя, средств связи хватало, управление войсками ни разу не нарушалось. Между тем советские механизированные корпуса 1941 года имели вдвое больше танков, чем танковые корпуса 1939 года, но ничуть не больше средств связи. Организаторам и участникам игры просто не приходило в голову, что подвижными соединениями не будет никакой возможности управлять.

Вадим Петров
11.02.2016 22:26
Ответить на  адмирал бенбоу

адмирал бенбоу пишет:
а вот

[quote=адмирал бенбоу]

а вот это, кстати, — полный бред. полагаю, даже без конкретных цифр с моей стороны, вы, уважаемый коллега, поймете каким … "источником" подтверждаете свою точку зрения

[/quote]

Я думаюкакой бы источник ни был, верить ему можно с большой натяжкой, скажем тот же Барятинский тоже дает на порядок иные цифры, чем ваши источники:

В походе на Западную Украину и в Белоруссию в сентябре 1939 года было задействовано 3542 танка. Поскольку польские войска практически не оказывали сопротивления, боевые потери составили всего 42 машины. 429 танков вышли из строя по техническим причинам. Значительно драматичнее сложилась ситуация для советских танковых войск в советско-финской войне.

Вадим Петров
12.02.2016 18:09
Ответить на  адмирал бенбоу

адмирал бенбоу пишет:
…. я

[quote=адмирал бенбоу]

…. я же говорил о количестве отставших танков конкретно в 25-й ТК. разницу улавливаете?

[/quote]

Улавливаю! И задаюсь вопросом, если при движении по хорошим дорогам с твердым покрытием вышли из строя столько танков БТ-7, являвшихся наиболее надежными и доведенными, что же будет при марше по разбитым полевым дорогам и с устаревшей техникой?

vitaliy .k
11.02.2016 22:39
Ответить на  Вадим Петров

«Детализацию» потерь 42 машин
«Детализацию» потерь 42 машин от «почти не сопротивлящегося» противника не дадите?

Вадим Петров
10.02.2016 21:25
Ответить на  адмирал бенбоу

адмирал бенбоу пишет:
 Вадим,

[quote=адмирал бенбоу]

 Вадим, вы уже Борюсика Соколова цитировать начали? А ничего, что во время Освободительного похода на Западную Украину наоборот кавалерия отстала от 25-го ТК на суточный переход, который у него достигал 65 — 80 км?

[/quote]

Дроговоз тоже борюсика цитирует?

Как бы то ни было, вскоре следующая военная компания позволила проверить возможности танковых войск почти в полном соответствии с первоначальным назначением и едва ли не в полигонных условиях. В сентябре 1939 г. в походе на Западную Украину и Западную Белоруссию участвовали: в составе Белорусского фронта — 15-й танковый корпус (2-я, 27-я ЛТБР, 20-я МСБР) под командованием комдива М.П.Петрова, 6-я легкотанковая бригада п-ка Болотникова и другие части; в составе Украинского фронта — 25-й танковый корпус (4-я, 5-я ЛТБР, 1-я МСПБР) п-ка И.О.Яркина, 23-я, 24-я, 26-я легкотанковые бригады.
Поход показал, что командиры корпусов с большим трудом руководили действиями танковых бригад, а их подвижность оставляла желать большего. Особенно это касалось соединения п-ка И.О.Яркина, танкисты которого отставали даже от пехоты и кавалерии, из-за нераспорядительности командования оказывались в их тылах, а порой скоплением своих машин забивали дороги преграждали путь другим частям.
 
VladimirS
08.02.2016 07:37
Ответить на  vitaliy.k

По составу танковых армий
По составу танковых армий будет много разных мнений. Вот в соответствии с ними развернуть две-три армии. В разных вариантах. И погонять их друг против друга. Где-нибудь в Казахстане или на Северном Урале. Набить себе шишек в логистике и техобслуживании. И по результатам прийти к методическому консенсусу.
Масштабные учения на уровне Днепровских, которые Уборевич с Якиром проводили. Но со смыслом.

vitaliy .k
08.02.2016 10:14
Ответить на  VladimirS

Ну если устроить «погонять»

Ну если устроить "погонять" до 38 г, то инициаторы , а главное исполнители, весьма рискуют сменить : статус, место службы и бушлатик ( в "лутшем" случае)! Ибо ТАКОГО подарка для опонентов придумать трудно!

Альтернативная История
Logo
Register New Account