Почему молодёжь не любит читать и пишет с ошибками

17


Ещё в первой половине 90-х годов я впервые заметил, что многие студенты, поступившие в ВУЗ после средней школы, пишут довольно безграмотно. За прошедшие с тех пор четверть века картина только ухудшилась. Сейчас мои всё ещё преподающие коллеги рассказывают, что многие студенты, поступившие по результатам ЕГЭ или ЕНТ, читают вообще по слогам.
Раньше в нелюбви к чтению было принято обвинять телевизор. Теперь же главным виновником объявлен был интернет. Однако и телевидение, и интернет тут ни при чём. Телевизор дети смотрели с 50-х годов, и при этом их образование ничуть не страдало. Интернет же, наоборот, даёт для образования расширенные возможности.
Первичной причиной нынешней повальной безграмотности стал, как это ни странно, школьный Букварь.
До 1982 года Буквари строились на зрительно-логическом принципе, а с 1982 года начал внедряться так называемый фонетический букварь. Обучение по этому букварю не прививает детям навыков чтения.
До 1982 года русский, а потом и советский школьник твёрдо знал, что слова состоят из букв, и букву с некоторой долей упрощения отождествляли с передаваемым ею звуком. Тех же, кто пошёл в первый класс в любой год позже 1981, сменяющие друг друга буквари учат тому, что речь состоит из звуков. Однако правда жизни состоит в том, что из звуков состоит лишь устная речь. Письменная же русская речь как состояла из букв, так из них и состоит, и чтобы овладеть навыками чтения и письма, надо овладеть буквами. И не только буквами, но и теми правилами, по которым из этих букв строятся слова, из этих слов строятся предложения, а их этих предложений формируются литературные, публицистические или научные тексты.

К началу 1980-х годов Советский Союз столкнулся с нехваткой рабочих рук в промышленности и строительстве. Это обстоятельство было использовано как предлог к проведению школьной реформы. Заключалась она в том, чтобы переложить часть обязанностей по обучению детей с педагогов на родителей. Если родители найдут время позаниматься с ребёнком или деньги, чтобы с ребёнком позанималась профессиональная гувернантка, то этот ребёнок школьную программу освоит. Если же оба родителя заняты на тяжёлой работе и сами недостаточно грамотны, чтобы качественно позаниматься с ребёнком, то такого ребёнка ждёт судьба троечника, и после восьмого класса единственный путь – в ПТУ. Таким образом, на социальные лифты, успешно действовавшие до конца брежневских времён, вешали большой амбарный замок.
Выглядел этот замок как букварь нового образца. Мало того, что он работал на изначально порочном фонетическом принципе, обучаясь грамоте по которому, люди во-первых, всегда будут писать с ошибками, а во-вторых, чтение для них будет не удовольствием, а мучительной работой.
История фонетического букваря началась ещё в первой половине 60-х. Дело в том, что Никита Сергеевич Хрущёв, не обретя навыков чтения и письма в положенном для этого возрасте, до конца жизни оставался безграмотным. Однажды в 1956 году на записке одного из иностранных послов Хрущёв написал Дмитрию Трофимовичу Шепилову резолюцию «Азнакомица». Испытывая сложности с орфографией, буквально накануне своего снятия Хрущёв задумал реформу правописания. По его мысли следовало перейти к написанию слов так, как они ему слышатся. Сразу же после того, как Хрущёва ушли, все разговоры про реформу прекратились. Однако остался учебник, который в угоду Хрущёву готовил доктор психологических наук Даниил Борисович Эльконин. Букварь этот был тогда закономерно забракован, но когда кто-то наверху решил закрыть социальные лифты, этот букварь вынули из архива, немного переработали и разослали по школьным библиотекам вместо букваря образца 1966 года.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account