Плавающий слон британской короны. Британские подводные лодки серии «М».
М1, самая крупнопушечная ПЛ в мире Подводная лодка с единственным 305-мм орудием "12 inch Mark IX", старинным агрегатом, впервые созданным еще в далеком 1898 году для японских броненосцевю Что-то в этом есть эдакое, уже "за гранью добра и зла", как говорится. А если учесть еще, что ПЛ могла стрелять только подвсплывая после каждого выстрела для перезарядки орудия, то и вовсе.
Концепция такого необычного корабля принадлежала небезызвестному адмиралу Фишеру, который в 1915 году подхватил и продавил своим авторитетом через лорда Бальфура проект комитета по развитию подводного плавания по установке пушек со старых Маджестиков на корпуса лодок типа "К".
Лодка типа "М" в составе эскадры
Первоначально идея состояла в том, чтобы получить эдакий вырожденный случай монитора для обстрела побережий в условиях сильной береговой артиллерии. Малозаметная лодка должна была действовать там, где крупным надводным кораблям пришлось бы слишком рисковать многочисленными попаданиями, ведь для стрельбы ей было достаточно высунуть из воды только ствол орудия. Однако, еще на этапе предварительного проектирования от этой идеи отказались.
Полагаю, из-за того отказались, что практическая скорострельность корабля выходила совсем смешной, а одиночными "чемоданами" с тогдашней точностью стрельбы пришлось бы долбить береговые цели слишком долго. Там можно и ответных снарядов нахватать, несмотря на то, что малогабаритная погруженная цель.
ПЛ в положении для стрельбы
В итоге, в 1917 году на воду был спущен первый (из трех) девяностометровый "охотник за кораблями", полным водоизмещением 1977 тонн, предназначенный для убийства надводных целей с первого выстрела и приличного расстояния. Интересной особенностью лодки стало превышение мощности двигателей подводного хода (3200л.с.) над мощностью дизелей для надводного хода (2400л.с.). Его создатели указывали, что все удачные случаи торпедирования кораблей подводными лодками происходили с дистанции не более километра, в то время, как этой пушке и пять километров — практически прямая наводка, так что у них на руках все козыри. При этом снаряда весом 390 килограммов должно было бы хватить любому торговому судну или небольшому кораблю. Крейсер, даже легкий, одним таким снарядом утопить непросто, а вот эсминцам всяким конец наступит сразу. Если попадешь.
Макет орудийной установки
Если не попадешь — то конец наступит самой лодке, потому что ей придется либо нырять и играть в догонялки по обычным правилам "охотник-жертва", либо всплывать для небыстрой перезарядки орудия и вступать в артиллерийский бой, не имея возможности повернуть орудие больше, чем на несколько градусов. И дальнобойность тут не спасет — пускай пушка и готова стрелять на 15 километров, на практике, с учетом "высоты" ее мостика — хорошо, если можно было разглядеть цель километрах в пяти-шести, — т.е., вполне в пределах досягаемости орудий противника. Нет, конечно есть еще 4 торпедных аппарата калибром 450-мм (у М2 и М3 — 533-мм), но если уж пушкой промазали, то торпедами-то и вовсе чего дергаться…
Орудие и часть башни, крупно
Однако, пока испытания-доводка-приемка — Первая Мировая закончилась, М1 на нее не попала, а М2 и М3 и вовсе, воду увидели только в конце 1918 года. И вся недолгая служба лодок типа "М" прошла в мирное время — но негладко. Сначала все было хорошо, но во время стрельб в 1923 году корабль М1 черпанул во время выстрела хоботом стволом воду, что привело к серьезным неприятностям. Но это был только первый тревожный звонок, — а спустя два года произошла трагедия. 12 ноября 1925 года во время учений шведский корабль SS Vidar своротил той же М1 пушку напрочь, что привело к поступлению воды в корпус и затоплению лодки на глубине около 70 метров вместе со всем экипажем.
Лодка типа "М", общий вид Две другие ПЛ той же серии, М2 и М3 были в конце 20-х лишены своих "суперпушек" по юридическим причинам: Вашингтонский морской договор запрещал установку на ПЛ орудий калибром больше 8" (203-мм). М2 переквалифицировали в подводный авианосец (тоже утоп в мирное время), а М3 — в минный заградитель (испытан, после чего порезан на металл в 1932 году).
Источник — http://strangernn.livejournal.com/488811.html