План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1

1

 

16 мая 1926 года в газете «New York American» вышла статья с заголовком «1200 самолетов и 12 000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году». Американский авиатор генерал Уильям «Билли» Митчелл (William «Billy» Mitchell) обнародовал разработанный в конце октября 1918 года план крупной операции. Согласно планам, данная операция должна была быть проведена в первой половине 1919 года.

«Вот план операции, который я разработал во Франции осенью 1918 года. Мы никогда не говорили об этом раньше, и даже в дивизии, которая должна была принимать в ней участие, ничего об этом не знали. Но теперь некоторые вещи могут быть высказаны». [1]

Эта таинственная операция была по-своему амбициозной и революционной – и несколько утопичной для того времени. Речь шла ни больше ни меньше, чем о парашютном десанте 12 тысяч человек из состава 1-й пехотной дивизии (САСШ) в Мец с целью взять этот ключевой город и приблизить конец войны!

Американцы в Лотарингии

В сентябре-октябре 1918 года в стане союзников победа в войне казалась делом неблизкого будущего: по крайней мере политики считали, что военные действия продлятся до лета 1919 года. С этой точки зрения после проведенных союзниками в июле и августе 1918 года трудных, но победоносных наступлений в двух военных лагерях началась подготовка новых грандиозных операций, запланированных на осень этого же года.

В октябре 1918 года линия фронта на востоке Франции стабилизировалась в районе Меца и Седана, на северо-западе страны у Решикура (Rechicourt), на юго-востоке фронт застыл вдоль линии, протянувшейся между Монмеди (Montmédy) и Стене (Stenay), между Этеном (Etain) и Верденом и Тиокуром (Thiaucourt), Понт-а-Муссоном (Pont-à-Mousson) и долиной реки Сей (Seille). 1-я и 2-я американские армии были развернуты между Седаном и Тиокуром, и их основными противником была V армия фон Ботмера (von Bothmer), державшая фронт между Понт-а-Муссоном и Люневилем (Lunéville). Противником 10-й французской армии, командовал которой Шарль Манжен (Charles Mangin), была XIX армия фон Мудра (von Mudra). Укрепленный лагерь в Меце был стержнем, на который опирались обе немецкие армии. В это время в штабе генерала Петена планировали начать в Лотарингии крупное наступление силами 25-30 дивизий в направлении Седана и Меца и затем с продвижением в направлении Моранжа (Morhange), Саарбрюккена и Трира.

Маршал Фош первоначально отнесся к этому плану довольно скептически, но 20 октября 1918 года он, наконец, одобрил план Петена и на следующий день предложил ему стать главнокомандующим. Наступление на Лонгви (Longwy) и Люксембург должны были выполнять американцы, которые с 26 сентября 1918 года участвовали в крупной операции между Маасом и Аргоном (Мёз-Аргоннское наступление). К началу ноября 1918 года после некоторых корректировок общий план крупного наступления в Лотарингии был, наконец, принят. Его основу должен был составить не лобовой удар по мецкому оборонительному району, а его обход. Одной из причин этого было усиление немцами своих оборонительных позиций в районе Меца. Они состояли из четырех оборонительных линий, растянувшихся на 30 километров вглубь участка линии «Гинденбург». Немецкие укрепленные линии ощетинились колючей проволокой, пулеметными гнездами и артиллерией в казематах.

Утром 14 ноября 28 пехотных дивизий, 12 артиллерийских полков, 3 кавалерийские дивизии, авиационная дивизия полковника де Вольгренана (Colonel de Vaulgrenant) – преемника генерала Дюваля (Général Duval) [2] – а также 600 танков должны были принять участие в наступлении. 2-я американская армия должна была выполнить обходной маневр и охватить укрепленный лагерь Меца. В связи с этим командующий американскими экспедиционными силами генерал Першинг, у которого были дружеские отношения с генералом Петеном, с самого начала октября был в курсе относительно разработанного им плана наступления в Лотарингии.

Першинг планировал окружить Мец и атаковать американской армией Лонгви и Люксембург; 2-я американская армия должна была наступать на Брие (Briey) и Трир. Отряд из шести дивизий, действовавших на правом берегу реки Мозель, должен был действовать совместно с армией Манжа, которая должна была атаковать Шато-Салин (Château-Salins) и затем перенести острие своего удара на Саарбрюкен и Зарлуи (Sarrelouis). Командующий американскими экспеди­ци­онными силами знал, что линия фронта проходит по обе стороны от Меца и что этот город был серьезным препятствием: город считался неприступным, и его взятие могло стоить множества жизней. Першинг рассчитывал на применение танков и авиации и, как говорят, был восприимчив к любой идее, благодаря которой можно было сохранить жизни своих людей.

Именно в это время будущий пророк авиационной мощи и командующий Авиационной службой Армии США (U.S. Army Air Service) полковник Митчелл предложил Першингу революционную идею штурма укреплений Меца. Митчелл намеревался взять город благодаря мощной воздушной атаке в немецком тылу.

Первые «коммандос-парашютисты»

Вопреки распространенному мнению идея прыжков с парашютом с летательных аппаратов тяжелее воздуха к 1918 году добилась серьезного прогресса. В начале двадцатого века с первых же полетов самолетов встал вопрос о безопасности пилотов, и летчики были заинтересованы в возможности при помощи парашюта покинуть свой летательный аппарат. 1 марта 1912 года в Сент-Луисе – точно над казармами Джефферсона – американец Альберт Берри (Albert Berry), державшийся за основную стойку шасси самолета, совершил первый прыжок с тяжелым и громоздким парашютом [3]. Из-за многочисленных расчалок, являвшихся характерной чертой самолетов тех лет, сброс с крыла или хвостового оперения не представлялся возможным. Год спустя, 19 августа 1913 года, в Шатефоре (Chateaufort), неподалеку от Версаля, французский пионер авиации Адольф Пегу (Adolphe Pégoud) на высоте двухсот метров покинул самолет Blériot с парашютом конструкции Бонне (Bonnet). Ударившись о хвостовое оперение самолета, Пегу сломал плечо и завершил свое падение на дерево, поклявшись, что никогда не сделает это вновь! В феврале 1914 года в Жувизи (Juvisy) Жан Орс с парашютом выпрыгнул из самолета Deperdussin.

Тем не менее, в годы Великой войны – даже уже после многократных испытаний – ни одна из сторон не оснащала парашютами своих пилотов. Лишь в конце войны парашюты вошли в список оснащения экипажей летательных аппаратов Имперских военно-воздушных сил Германии. Таким образом, в течение четырех долгих лет войны пилоты, наблюдатели, бомбардиры, механики (тяжелых бомбардировщиков и дирижаблей) и штурманы разделяли судьбу своих гибнущих летательных аппаратов, в то время как парашюты существовали уже в течение нескольких лет!

Помимо соображений, относящихся к области психологии – некоторые высокопоставленные должностные лица даже опасались, что в случае вражеской атаки летчики будут слишком быстро покидать свои самолеты – эта задержка была в первую очередь связана с тем, что парашюты в то время были еще довольно громоздкими для военных самолетов, что затрудняло работу экипажей боевых летательных аппаратов. С немецкой стороны в начале 1918 года нерешительности официальных лиц был положен конец, и парашюты системы Хайнеке (Heinecke) спасли жизни множеству германских пилотов, среди которых были Эрнст Удет и Герман Геринг.

В те годы раскрытие парашюта было автоматическим. С одной стороны трос прикреплялся к самолету, а с другой стороны к бечевке, которая закрывала мешок с куполом и стропами. Этот мешок был надежно прикреплен к одежде парашютиста, и когда последний выбрасывался из самолета, трос разматывался, испытывал нагрузки на растяжение и разрывал бечевку. Мешок раскрывался, и из него выходил купол, который затем раскрывался. На некоторых моделях парашютов трос также предназначался для вытягивания купола из мешка. Однако парашют не был всего лишь способом помощи воздухоплавателям.

Тем не менее, применение парашютов в боевой обстановке на борту военных летательных аппаратов было рассмотрено лишь на втором году Великой войны. В октябре 1915 года парашют был впервые использован в боевой обстановке, когда таможенный чиновник, работавший на французскую разведку, был с помощью парашюта заброшен к северу Ирсона (Hirson), Пикардия, с задачей взорвать железнодорожную линию Мобёж (Maubeuge) – Ирсон. Эта операция положила начало специальным операциям и «коммандос-парашютистам».

Вслед за французами в ходе специальных операций парашюты начали применять и немцы. 4 октября 1916 года и 26 апреля 1917 года лейтенант фон Кассель (von Cassel), фельдфедель Май (May) и рядовой Тальке (Talke) выпрыгивали на парашютах неподалеку от Ковно в 80 километрах от переднего края с целью взорвать железнодорожное полотно. На следующий день за ними прибывал поисковый самолет [3].

В середине 1918 года три аналогичные диверсионные задачи были выполнены немцами в тылу британского сектора обороны. Примерно в это же время итальянцы сбросили своих парашютистов – лейтенантов Алессандро Тандура (Alessandro Tandura), Ферручио Николозо (Ferrucio Nicoloso) и Пьера Аррига Барнаба (Pier Arriga Barnaba) – в районе равнины Сернальо (Sernaglio) в тылу австро-венгерских войск. Их целью был сбор информации о перемещениях войск противника и передача их через линию фронта при помощи почтовых голубей.

«Подготовка к данной парашютной операции проходила очень сложно, – пишет Анри Ле Мир (Henri Le Mire). – Подготовка аэронавтов была довольно забавной. Впрочем, дадим слово одному из участников операции – лейтенанту Барнаба:

«Один из сделанных нам советов был следующим: "Во время прыжка крепко сожмите ноги вместе и стисните зубы". "Соединить ноги" было вполне логичным, но при чем тут зубы? Я не понимал, какое влияние это может оказать на успех прыжка. Лишь спустя время мы узнали, что эта рекомендация была следствием ошибки перевода в сопровождавшей парашют краткой записке, которая была составлена на английском языке…» [3]

Парашюты применялись все чаще и чаще, но они в первую очередь предназначались для военнослужащих, выполнявших специальные операции в тылу противника и действовавших небольшими группами от одного до трех человек. Лишь летом 1918 года французы – небольшой отряд парашютистов, возглавлял который майор Эврар (commandant Évrard), – предприняли несколько дерзких рейдов в Арденнах и до Перемирия смогли вернуться на свою территорию. Однако эти действия нельзя было назвать крупномасштабной операцией. «Воздушно-десантная война» ограничивалась актами саботажа и сбором разведывательных данных – очень специфическими мероприятиями, выполнять которые было поручено элитным солдатам, прошедшим специальную подготовку.

Выдвинутая Уильямом «Билли» Митчеллом концепция воздушно-десантной операции вызвала большой интерес, поскольку предполагала боевую операцию с десантированием целой пехотной дивизии.

Поздним утром 17 октября 1918 года после заседания штаба в ставке командующего американскими экспедиционными силами, расположенной в пятнадцати километрах к югу от Вердена в лесу Суилли (Souilly), Митчелл предложил свой смелый план генералу Першингу. В это утро генерал Першинг был очень занят и постоянно спешил: он должен был прибыть для инспекции на линию фронта в пяти километрах к северу от Вердена. Но поскольку заседание штаба длилось дольше, чем было запланировано, то Митчеллу удалось подробно объяснить Першингу план бомбардировки немецких позиций в районе Меца с целью сокращения противнику путей подвоза и «огораживания» (изоляции) поля боя.

Данный проект не вызвал интереса со стороны американского командующего, который был преисполнен желанием наступать вперед на Мец. Генерал Першинг быстро дал понять своему кипучему подчиненному, что его прямой обязанностью является уничтожение немецких самолетов, которые на бреющем полете обстреливают и бомбят американские окопы. Данная активизация немецкой авиации была связана с тем, что французская авиационная дивизия была выведена из сектора Сен-Мишель (Saint-Mihiel) и в сентябре 1918 года переведена в Шампань.

Першинг приказал Митчеллу сконцентрироваться на этой задаче и, как только она будет выполнена, послать своих летчиков атаковать артиллерийские батареи и места концентрации войск противника, а также собирать информацию о передвижениях немецких полков. Но не было речи о том, чтобы бомбить немецкие войска в 60 или 100 километрах за линией фронта!

Несмотря на то, что Митчелл вел речь не о стратегических бомбардировках, а о завоевании местного превосходства в воздухе и оказании непосредственной авиационной поддержки, он вынужден был подчиниться. Митчелл не хотел навлекать на себя гнев Першинга, поскольку он готовился предложить командующему еще один проект, который бы пришелся генералу по нраву.

Митчелл заявлял, что Першинг был заинтригован возможностью захватить Мец самым быстрым и дешевым способом без больших жертв, которые были свойственны классической наземной наступательной операции. Идея Митчелла состояла в том, чтобы использовать 60 эскадрилий тяжелых бомбардировщиков, каждая из которых была оснащена двадцатью Handley-Page O/400 или Caproni – единственными машинами подходящей грузоподъемности. Самолеты должны были быть направлены в район Меца, но не для бомбардировок, а для высадки десантников. Каждый самолет должен был нести 10-15 солдат, оснащенных парашютами типа Calthorp «Guardian Angel» (ангел-хранитель).

Для выполнения этого плана Митчелл предлагал использовать 1-ю пехотную дивизию (САСШ) – элитное подразделение, которое принимало участие в Мёз-Аргоннской наступательной операции, и, соответственно, просил командующего американскими экспедиционными силами вывести дивизию с передовой. 1-я дивизия должна была быть переподчинена Авиационной службе и направлена на обучение в рамках подготовки к новой миссии. Проект Митчелла был очень амбициозным, поскольку в немецком тылу планировалось парашютировать не менее 12 тысяч солдат! Помимо эффекта массирования сил Митчелл также рассчитывал на огневую мощь войск, поскольку каждая группа из десяти человек должна была быть оснащена двумя новейшими 7,5-мм пулеметами Browning.

Митчелл изобрел блитцкриг

В общих чертах, первоначальный план Билли Митчелла был относительно прост: бомбардировщики должны были взлететь с пятнадцати аэродромов, расположенных в часе полета от Меца, и летать к цели в сопровождении более ста истребителей. Затем истребители и бомбардировщики должны были соединиться в заранее выбранных точках. Предполагалось, что десантники будут парашютироваться одной волной. На земле десантники должны были как можно быстрее достичь мест сбора, которые должны были быть укреплены, и получить по воздуху продовольствие и боеприпасы.

Митчеллом была сформулирована большая часть тактических приемов, которые впоследствии были применены немцами в ходе молниеносной войны (Blitzkrieg) 1939-41 годов. Полковник Митчелл также планировал применить две группы штурмовиков и легких бомбардировщиков, которые, будучи вооруженными пулеметами, легкими пушками (должны были устанавливаться в крыле) и бомбами, атаковали бы немецкие окопы и укрепленные позиции, значительно облегчая тем самым американским десантникам задачу сбора. Другие легкие бомбардировщики должны были заниматься изоляцией поля боя: ликвидировать перемещения немецких подкреплений по дорогам, ведшим к зонам высадки десантников. Митчелл также планировал использовать отряды десантников для захвата вражеских аэродромов, находившихся на данном участке театра военных действий.

Командующий американской авиацией во Франции был не только великим авиационным стратегом, но также и гениальным тактиком по проведению сухопутных операций, поскольку предложил объединить высадку парашютного десанта в тылу противника с молниеносной танковой атакой на линии фронта. Митчелл был убежден, что залогом успеха операции является одновременное наступление по фронту и высадка десанта, поскольку данные действия должны были вызвать хаос во вражеских штабах и войсках: танки и ударные пехотные части должны были легко прорвать фронт и, быстро соединившись с десантниками, полностью захватить немецкие позиции.

Разумеется, полковник Митчелл был осведомлен об ограничениях своего проекта. Он понимал, что из-за травм во время посадки, в ходе которой неминуемо могут быть ошибки при приземлении и проблемы, связанные с парашютной техникой, значительная часть десантников не сразу сможет принять участие в боевых действиях. Позднее он писал:

«Вполне вероятно, что не все бы приземлились благополучно и не все подразделения смогли бы собраться после высадки в тылу немецких войск. Однако не следует забывать, что мы должны были иметь огневую мощь 2400 пулеметов и 12 000 человек. Даже если бы у нас способными атаковать немцев было всего 10% сил из числа высадившихся за линией фронта, то мы все равно выиграли бы это сражение».

Когда Митчелл представил генералу Першингу наброски своего проекта, он знал, что у его разработки мало шансов быть принятой. Тем не менее, к удивлению молодого полковника, который несколько дней спустя временно получил звание бригадного генерала, его план, противоречивший считавшимся тогда «классическими» стратегическим и тактическим концепциям, был принят Першингом, который дал свое согласие на разработку подробного плана операции. Генерал Першинг также надеялся, что Митчелл как можно скорее представит список необходимых для операции средств и сил. Завершая беседу, Першинг сказал, что в данный момент он был бы очень рад, если бы американцы смогли бы себе обеспечить господство в воздухе над зоной ответственности экспедиционного корпуса!

Полковник Митчелл быстро вернулся на свой командный пункт и приказал новому штабному офицеру майору Льюису Бреретону (Lewis Brereton), который в 1944 году командовал 1-й союзной воздушно-десантной армией (1st Allied Airborne Army) в ходе Голландской операции (кодовое наименование Маркет Гарден – Market-Garden), в величайшей тайне тщательно усовершенствовать проект, рассмотреть вопрос о координации с французами и британцами … и найти самолеты и парашюты! Идея Митчелла заключалась в сборе всех имевшихся на фронте тяжелых бомбардировщиков и почти всех истребителей союзников, в том числе и тех, которые должны были быть введены в эксплуатацию зимой 1918-19 годов. Льюис Бреретон немедленно приступил к выполнению задачи, которая была наиболее трудным делом из всего, с чем ему приходилось сталкиваться ранее.

В своих воспоминаниях Бреретон рассказывал, что в июле 1944 года генерал Эйзенхауэр приказал ему разработать план воздушно-десантной атаки немецких позиций во Франции: парашютисты должны были высадиться между Парижем и Орлеаном, а также вокруг Булони. По словам американского главнокомандующего, план должен был сочетать в себе «воображение и смелость». Эти слова живо напомнили Льюису Бреретону 17 октября 1918 года и трудную задачу, порученную ему Билли Митчеллом в тот день.

После встречи 17 октября 1918 года Митчелл во исполнение приказа генерала Першинга о завоевании господства в воздухе над полем боя запросил дополнительные подразделения тяжелых бомбардировщиков в зону ответственности американских войск. В свою очередь Бреретон погрузился в сложные навигационные расчеты с целью определения времени, необходимого для достижения бомбардировщиками целей, и параметров полета – высоты, эшелонирования по высоте и формы построения в эшелоне и т.д.; также Льюис Бреретон составлял список аэродромов, на которых можно было бы разместить эти бомбардировщики. Он выбрал 15 аэродромов, которые были достаточно вместительными для размещения четырех эскадрилий тяжелых бомбардировщиков Handley-Page O/400: Верден, Бетеленвиль (Béthelainville), Паруа (Parois), Клермон-ан-Аргонн (Clermont-en-Argonne), Жулвекур (Julvécourt), Суилли, Фукокур (Foucaucourt), Рамбекур (Rembercourt), Бельрен (Belrain), Брабан-ле-Руа (Brabant-le-Roi), Вавенкур (Vavincourt), Туль (Toul), Нанси, Коломбе-ле-Бель (Colombey-les-Belles) и Нёшато (Neufchâteau). С аэродрома в Нанси, ближе всех расположенного к Мецу, в хорошую погоду самолет, летящий на высоте 1000 метров со скоростью 120-140 км/ч, мог добраться до Меца за 20 минут. С расположенного дальше всех аэродрома Брабан-ле-Руа самолет мог долететь до цели за 43 минуты.

Как это не покажется странным, но для Бреретона не стал проблемой поиск 1200 тяжелых бомбардировщиков Handley-Page O/400 или эквивалентных им машин. К 11 ноября 1918 года Королевские ВВС уже получили более 400 экземпляров бомбардировщиков O/400 и заказали производство 1500 двигателей Liberty 12, изготавливать которые должна была американская компания Standard Aircraft Corporation. Однако, если учитывать темпы производства американских заводов, то можно смело предположить, что в период с октября 1918 по октябрь 1919 года в САСШ имелась возможность изготовить 46 000 двигателей Liberty 12, которыми можно было оснастить 23 000 бомбардировщиков Handley-Page O/400!

Однако еще до того как майор Бреретон разработал детальный план парашютно-десантной операции по захвату Меца, немцы начали эвакуацию города. 10 ноября 1918 года две американские армии и 10-я французская армия в соответствии с подготовленным Першингом планом атаковали Мец с двух сторон, но на следующий день – 11 ноября 1918 года – было подписано Перемирие, и наступление было прекращено.

План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1


автор плана американский генерал Билли Митчелл (фотография музея авиации и космонавтики)
План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1

План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1
тяжелые бомбардировщики Handley Page O/400. На нижнем снимке под крылом бомбардировщика находится истребитель Morane-Saulnier A1. У бомбардировщика перед кабиной пилотов установлена носовая оборонительная пулеметная позиция (фотография музея авиации и космонавтики)
План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1
План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения Меца … в 1919 году! Часть 1
размеры Handley Page O/400 делали этот бомбардировщик одним из самых больших самолетов своего времени. Создание O/400 свидетельствует о замечательном техническом мастерстве британских инженеров и показывает, что уже в 1914 году в Великобритании осознали необходимость в дальней авиации (MAE)


  1. на самом деле Митчелл обсуждал план своей операции 7 марта 1919 года в Нью-Йорке на конференции общества инженеров-транспортников (Society of Automotive Engineers), и на следующий день газета «New York Herald» напечатала его речь, однако весной 1919 года эта история осталась практически незамеченной
  2. Fana de l'Aviation n° 348
  3. Henri Le Mire, Les Paras français. La Seconde Guerre mondiale, Paris, Editions Prin-cesse, 1977,121 pages, p. 17. F

источник: ALFRED PRICE «Un plan américain étudié en 1918» // Le Fana de l'Aviation 1999-09 (358)

часть 2

Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account