Первый иранский авианосец?
Сонный гиен высунул нос из-под одеяла и с некоторым ужасом воззрился на запасы собственноручно приготовленной еды, которые надо съесть…
Пока мир готовился к празднику, кое-что новое пришло из Персидского Залива. По имеющимся сведениям, Иран работает над первым своим авианесущим (дрононесущим) кораблем.
Планы Ирана обзавестись палубной авиацией уходят корнями еще во времена династии Пехлеви. В 1970-ых шах Ирана вполне серьезно рассматривал возможность приобрести в Великобритании ни много ни мало но три (!) авианесущих крейсера типа «Инвинсибл» и двадцать пять СВВП «Sea Harrier» для них. Переговоры продолжались до 1976, когда стало очевидно, что флот Ирана попросту не сможет подготовить в срок достаточно матросов и офицеров, чтобы укомплектовать эти корабли. Но и после этого шах сохранил интерес к приобретению авианесущих единиц.
Исламская Революция и последовавшая Ирано-Иракская война на долгое время задержали развитие иранского флота (сосредоточившегося на задачах береговой обороны и диверсионных операций в Персидском Заливе). Но в XXI веке флот Ирана вновь начал быстро развиваться. Поводом к тому послужила ухудшающаяся международная обстановка: Иран вмешался в гражданскую войну в Йемене, выступив против Саудовской Аравии и возглавляемой ей международной коалиции. Также Иран столкнулся с задержанием и досмотром его танкеров военными кораблями США и НАТО в водах Атлантики и Средиземного Моря.
Изменившаяся геополитическая ситуация требовала нового подхода к флоту, способности оперировать за пределами Персидского Залива. В 2010-ых иранский флот значительно чаще стал направлять корабли и эскадры в дальние походы. Настоящим символом иранских морских амбиций стал вошедший в строй в 2021 году корабль комплексного снабжения «Makran» — перестроенная из супертанкера плавучая база, способная обеспечить развертывание иранского флота в океане.
И вот недавно появились сведения, что Иран собирается пойти дальше. Согласно данным спутниковой съемки, а также опубликованным фотографиям, на верфи ISOICO в Бендер-Аббасе ведется перестройка контейнеровоза в авианесущий корабль для беспилотных летательных аппаратов.
Судя по имеющейся информации, на роль первого иранского авианосца (дрононосца?) был выбран контейнеровоз «Savin», бывший «Dandle», длиной 240 метров и шириной 32 метра. Он был построен 22 года назад в Южной Корее, его максимальный тоннаж составляет около 36.000 тонн. Он рассчитан (был) на 3280 стандартных транспортных контейнеров TEU.
Первоначально предполагалось, что иранцы собираются переоборудовать его в очередное судно комплексного снабжения. Однако, недавние снимки демонстрируют значительно более существенную перестройку корабля. Его верхняя палуба полностью разобрана, а на левом борту надстроена выступающая угловая летная палуба:
Так как никаких усилий по демонтажу кормовой надстройки (доставшейся «по наследству» от контейнеровозного прошлого) иранцы не предпринимают, то, очевидно, что пилотируемые летательные аппараты с его палубы летать не будут. Возможным исключением являются вертолеты — однако следует отметить, что высокая кормовая надстройка все же будет создавать им определенные проблемы при посадке.
Представляется более чем вероятным, что основной задачей корабля будет обеспечивать летные операции беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время Иран является одним из лидеров в разработке и производстве БПЛА — от малогабаритных «барражирующих боеприпасов», и до массивных многоразовых машин с размахом крыла 7-8 метров:
Применение тяжелых многоразовых БПЛА с борта корабля позволит, с одной стороны — избавиться от накладываемых географией ограничений на их применение, с другой — обеспечит флот Ирана эффективной возможностью проецировать силы и наносить удары далеко за пределами «домашних вод» Персидского Залива. Практика локальных конфликтов начала 2020-ых наглядно продемонстрировала, что против относительно слабой ПВО, ударные БПЛА могут оперировать столь же эффективно, как и пилотируемая авиация. Мобильное же корабельное базирование позволяет БПЛА эффективно нащупывать эту самую «относительно слабую ПВО», нанося удары с неожиданных для оппонента направлений.
Также такой корабль может быть крайне эффективным носителем одноразовых ударных БПЛА — «барражирующих боеприпасов», таких как Shahed-136 — транспортируя и применяя их массированно. Значительные объемы корпуса контейнеровоза позволяют разместить как сами БПЛА, так и их операторов в достаточном количестве для повторяющихся массированных атак. Дальность же более 1000 км делает такие дроны эффективным средством стратегического воздействия.
Согласно имеющимся данным, корабль будет назван в честь Нареда Магдави, моряка КСИР, погибшего в боевых действиях против американского флота в 1987 году. Высказывается предположение, что по завершении корабль войдет в состав морских сил КСИР, а не иранского национального флота (впрочем, не исключено, что ВМФ Ирана все-таки сумеет отстоять свой традиционный контроль за операциями «открытого моря»). Предполагается, что он вступит в состав флота в 2023 году. Второй корабль такого же класса, возможно, находится на переоснащении.