Неформальное соревнование среди стартапов «нового космоса» за запуск первой в мире ракеты на топливной паре жидкий метан/жидкий кислород выиграла китайская компания «LandSpace». Ее легкая ракета-носитель ZQ-2 (Zhuque-2) со второй попытки вывела на орбиту имитатор полезной нагрузки 12 июля 2023 года.
Жидкий метан в последнее время рассматривается как чрезвычайно перспективное направление в космонавтике. Хотя он и менее эффективен чем жидкий водород (удельный импульс метан-кислородной пары равен 377 секундам против 449 секунд у пары водород-кислород), но зато значительно проще в хранении и эксплуатации. Плотность жидкого метана значительно выше, чем у жидкого водорода, равно как и температура кипения: и жидкий метан не просачивается сквозь стенки резервуаров. Для многоразовой космонавтики, жидкий метан привлекателен еще и тем, что при сгорании оставляет очень мало сажи — в отличие от, например, керосина — и очистка метановых двигателей после полета значительно проще. Наконец, метан еще и прозаически дешевле как жидкого водорода, так и керосина.
Поэтому многие космические стартапы соревновались в разработке ракетных двигателей на жидком метане. И первой успеха добилась китайская «LandSpace Technology Corporation». Основанная в 2015 году Чангом Чанву, компания изначально работала над твердотопливной трехступенчатой ракетой-носителем ZQ-1 (возможно, на основе баллистической ракеты DF-26), запуск которой в октябре 2018 года стал первой попыткой китайской частной ракеты-носителя достичь орбиты. К сожалению, первый запуск ZQ-1 оказался и последним: первые две ступени отработали нормально, но третья не запустилась, и полезная нагрузка (телевещательный спутник Weilai-1) была потеряна.
Точно не известно, почему и в какой момент «LandSpace» прекратила работы над твердотопливной ракетой и переключилась на жидкое топливо. Согласно имеющимся данным, это было связано с отказом производителя твердотопливных двигателей (China Aerospace Science and Technology Corporation) продлевать контракт с «LandSpace». В итоге, компания изменила свои планы и переключилась на создание жидкотопливного двухступенчатого носителя среднего класса, на топливной паре жидкий метан-жидкий кислород (известной как металокс).
Ракета ZQ-2 представляет собой результат усилий «LandSpace» в этой новаторской области. Полная ее взлетная масса составляет 220 тонн. На первой ступени ракеты установлены четыре двигателя TQ-12 с узкими «атмосферными» соплами: работающие на металоксе, эти двигатели развивают тягу в 745 килоньютонов каждый.
На второй ступени установлен один двигатель TQ-12 с «вакуумным» соплом, (тягой в 785 килоньютонов), и один небольшой маневровый двигатель TQ-11 (тягой в 80 килоньютонов) с четырьмя соплами. Все двигатели также работают на металоксе. В перспективе, «LandSpace» предполагает заменить комбинацию маршевого TQ-12 и маневрового TQ-11 на верхней ступени новым «единым» двигателем TQ-15A с отклоняемым соплом.
При ее разработке, фирма опиралась на опыт других космических стартапов: значительное внимание уделялось стандартизации компонентов (использованию на обеих ступенях одинаковых двигателей) и использованию проверенного и широко доступного коммерческого оборудования. Объявлено, что ZQ-2 способна доставить до 6 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту высотой 200 км — или до 4 тонн на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту.
Первоначально, первый запуск ZQ-2 планировался на 2020-ый год. Однако еще в 2019 году сроки первого запуска сместились на 2021-ый, и затем на 2022-ой. В итоге, первая попытка запуска состоялась 14 декабря 2022 года… и завершилась неудачей: подвел маневровый двигатель TQ-11 второй ступени. Маршевые двигатели TQ-12 как на первой, так и на второй ступени отработали штатно, но TQ-11 отключился раньше срока и ракета потеряла управляемость, так и не сумев выйти на орбиту. Некоторым утешением было то, что ZQ-2 (номер Y1) в этом запуске стала первой ментаново-кислородной ракетой, вышедшей в космическое пространство.
Эта неудача, хоть и досадная, нисколько не задержала «LandSpace». Компания немедленно начала подготовку ко второму пуску. И 12 июля 2023 года ее усилия увенчались полным успехом: вторая ракета ZQ-2 (номер Y2) успешно вывела на низкую околоземную орбиту макет-имитатор полезной нагрузки.
Этот запуск имеет большое значение для мировой космонавтики. Впервые, китайская космонавтика опередила западную в перспективной (возможно, ключевой!) технологии металоксовых двигателей. Также, это первая китайская жидкотопливная ракета-носитель , созданная частной корпорацией. Предыдущие китайские частные ракеты-носители — «Hyperbola-1» от «I-Space», «Ceres-1» от «Galactic Energy», «Kuaizhou» от «ExPace» — были легкими твердотопливными, разработанными (предположительно) на основе китайского опыта создания военных твердотопливных ракет. С этим запуском, «LandSpace» вырвалась в лидеры «внутренней» китайской гонки космических стартапов.
«Новая космическая гонка» между космическими стартапами — теперь уже интернациональная! — набирает обороты. И ее ход наглядно демонстрирует эффективность рациональной конкуренции и свободного экспериментирования в разработке новых технологических решений. «Молодой» стартап за счет удачных идей вполне может обогнать гигантов (включая даже такого исполина как «SpaceX»!)
источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/280783.html
Антигравитатор на схеме
Антигравитатор на схеме условно не показан.
А он, как тот суслик. Мы его
А он, как тот суслик. Мы его не видим, а он есть.)))
Зачем антиграв, уран лопатами
Зачем антиграв, уран лопатами в печь кидают
Шутки-шутками, но в самом
Шутки-шутками, но в самом деле, вот интересно, какая появилась бы техника, если бы, скажем, ещё в 1910-ом году некто изобрёл антигравитационную машину? Как задумаюсь о такой херне бредовой — дух просто захватывает — летающие штурмовые броненосцы с огромными пушками…. и массы летающих танчиков… Мечта "дизельпанкистов"!
Почтенный коллега! Уже за одну такую "наколку" Вам персональный "рахат-лукум" и заслуженный плюс!
Спасибо.
Если бы не вы
Спасибо.
Если бы не вы коллега со своими колесами (Шайтан-арбой), то может ничего и не было. Возникло не преодолимое желание нарисовать что-то наподобие колес и приткнуть к чему-нибудь. Пририсовать к кораблю оказалось проще чем к ИС-2
Шутки-шутками, но в самом
Уж точно не урезанные по ватерлинию корабли. Строили бы наподобие Измаилов уважаемого Артура Праэтора — с размещением орудий как сверьху, так и снизу. А бронепояс по ватерлинии очевидно теряет смысл
Это да….
Все же «Измаил» у меня был
Все же "Измаил" у меня был космический, а это несколько другое. Что же касается небесных линкоров, то у меня были идеи на эту тему — может, как-то набросаю. Там все получается "немножко" не так, хотя и похоже на идею коллеги СЕЖ. Есть даже несколько разных вариантов.
Да есть идея…. И получается
Да есть идея…. И получается не совсем так как у коллеги Артура Праэтора
Вероятно , автор имеет ввиду
Вероятно , автор имеет ввиду вертолетного типа винты. Как на авианосце в фильме "Мстители".
Проблема в основном с мощностью. Вертолету В-12 массой около 100 т потребовалось мощность 11 тыс. л.с. Авианосцу (если судить линейно) требуется: 45 кт массы (считая ВИ- масса -1 к 2) соотв. 450( 45 000/100) *11 = 4 495 тыс. л.с.! Это для полета со скоростью 240 км/ч макс. Но согласно теории — необх. мощность при увелич. геометр. размеров для вертолета растет в кубе. Пример- в 2 раза больше длина ширина и высота- мощность в 8 раз.
«Вот и сейчас: «Держать "Вот и сейчас: "Держать барометр"! Ну надо же! — Это то же самое, что идти с ветром, — вздохнув для приличия, объяснила Лиза. — Иметь преимущество перед противником. — То есть, "попутного ветра" в переносном смысле? — уточнила Мария. — И да, и нет, — пожала плечами Лиза, смирившаяся с тем, что насладиться покоем уже не придется, — иногда и в самом что ни на есть прямом. Если ветер встречный, он съедает скорость. Это означает идти против ветра. А вот если ветер попутный, то можно получить значительную прибавку в скорости. Англичане называют это "держать барометр", а себерцы — "держать ветер". — Вот черт! — Мария бросила окурок в пепельницу и потянулась за бутылкой. — Я глотну? — Могла бы и не спрашивать! — Значит, ветер… — задумчиво произнесла Мария, возвратив бутылку на место. — Я должна знать что-то еще? — Маша, — покачала головой Лиза, — ты же образованная женщина. Раскинь умом! — Хочешь сказать, при сильном ветре корабль будет парусить? — А как же! Корабль, даже фрегат, не говоря уже о крейсере, он большой. Соответственно, и поверхность на подветренной стороне значительная, и он, Маша, я имею в виду корабль, находится в воздухе, то есть парит,… Подробнее »
Да как раз первую часть и
Да как раз первую часть и прочитал.
Энто что ж за мир и как дошёл
Энто что ж за мир и как дошёл до жизни такой, что там водится помесь вертолётов с крейсерами?
Энто что ж за мир и как дошёл
Энто что ж за мир и как дошёл до жизни такой, что там водится помесь вертолётов с крейсерами?
Это сказалось влияние Чернобыля.