На заре пассажирской авиации. Рекордные самолеты Dornier Do Komet и Dornier Do Merkur. Германия
Содержание:
Предисловие редакции: После окончания Первой Мировой войны на заводе компании Zeppelin в Линдау авиаконструктором Клаудисом Дорнье была создана летающая лодка Delphin, совершившей свой первый полет в конце 1920 года. Параллельно с гидросамолетом Клаудиус Дорнье разработал самолет наземного базирования Dornier Komet I, на базе которого позднее был создан Dornier Merkur. О пассажирских самолетах Dornier Do Komet и Dornier Do Merkur рассказывает Герберт Ринглштеттер.
Разработанный с хорошим запасом прочности самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Высокорасположенное крыло было установлено непосредственно на фюзеляж и дополнительно соединялось с ним четырьмя подкосами. Горизонтальное оперение было свободнонесущим.
Силовой набор крыла состоял из лонжеронов, изготовленных из листовой стали, и дюралюминиевых нервюр. Длина хорды крыла по всему его размаху была одинаковой. Фиксированные основные стойки шасси были короткими и покрытыми обтекателями.
В закрытом пассажирском салоне четыре человека могли разместиться в плетеных креслах. Пилот самолета, напротив, сидел в открытой кабине, поскольку предполагалось, что закрытая кабина отрицательно скажется на чувстве полета, что по общему убеждению тех времен, имело большое значение.
В качестве силовой установки был использован проверенный авиамотор времен Первой Мировой войны – шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения BMW IIIa мощностью 185 л.с..
Уже в октябре 1922 года на заводе компании Dornier Metallbau Friedrichshafen (позднее Dornier Werke) появился улучшенный и на 800 мм более длинный пассажирский самолет Komet II, оснащенный 250-сильным двигателем BMW IV. Для эксплуатации с водной поверхности Komet II мог оснащаться поплавками.
Несмотря на то, что несколько машин выполняли полеты в составе авиакомпании Deutschen Luftreederei, успех самолета компании Dornier поначалу был ограниченным. Ситуация резко изменилась с появлением значительно переработанного пассажирского самолета Komet III, который впервые поднялся в воздух 17 декабря 1924 года.
Крыло, размах которого был увеличен, теперь было немного приподнято и соединено с также увеличенным дюралюминиевым фюзеляжем четырьмя подкосами и четырьмя кабанными стойками. Над крылом и подкосным горизонтальным оперением были установлены компенсирующие поверхности. Кабина пилота, расположенная непосредственно под передней кромкой крыла, оставалась открытой, но теперь она была оснащена двойным управлением для двух пилотов. Благодаря этому обеспечивалась большая безопасность, и самолет мог совершать полеты на большие расстояния. Количество пассажиров выросло до шести человек, и теперь на борту самолета был даже туалет. Силовая установка также изменилась и теперь состояла из одного рядного двигателя Rolls-Royce Eagle IX, развивавшего на взлете мощность 360 л.с..
Следующим шагом в эволюции самолетов типа Komet, приведшим к изменению названия, стал Do B Merkur I, который совершил свой первый полет в феврале 1925 года. Были немного увеличены размах крыла и длина фюзеляжа, а также площадь вертикального оперения. Непосредственно над фюзеляжем в задней кромке крыла самолета Merkur был сделан вырез – самая ярко выраженная отличительная черта машин Komet III и Merkur не считая вертикального оперения и капота двигателя, – и некоторые самолеты Komet III были доработаны до стандарта Merkur. Кроме того, Merkur мог вместить до восьми пассажиров. Тормоза, которыми были оборудованы колеса основных стоек шасси, обеспечивали большую безопасность. Мощность силовой установки вновь была увеличена, и двигатели BMW VI мощностью 600 и 640 л.с. (ими оснащались пассажирские самолеты Merkur II) заметно улучшили летные характеристики, в результате чего крейсерская скорость увеличилась примерно на 25 км/ч.
Сильными сторонами пассажирских самолетов Komet м Merkur были их прочность и надежность, а также способность действовать с коротких взлетно-посадочных полос.
Помимо авиакомпании Deutschen Luft Hansa, созданной в 1926 году в результате слияния компаний Deutscher Aero Lloyd и Junkers Luftverkehr, надежные самолеты компании Dornier также эксплуатировались швейцарской авиакомпанией Fluggesellschaft Ad Astra, в Японии (изготавливались по лицензии) и в СССР советско-немецкой авиакомпанией «Дерулюфт». В 1928 году авиакомпания Ad Astra использовала пассажирские самолеты Merkur на 680-километровой авиатрассе между Цюрихом и Берлином, которая в то время была самым длинным беспосадочным маршрутом в Европе. Забытые в наши дни пассажирские самолеты Komet и Merkur оставили яркий след в истории авиации. В канун Нового 1922 года Dornier Komet II (номер гражданской регистрации D-223) из состава авиакомпании Deruluft стал первым немецким авиалайнером, приземлившимся в британском аэропорту после окончания Первой Мировой войны. В дальнейшем авиасообщение Берлин – Лондон стало постоянным элементом европейской маршрутной сети.
Пассажирский перелет через Альпы, который был впервые совершен в апреле 1925 года, также произвел фурор. Самолетом, совершившим этот полет, был Dornier Komet III.
7 декабря 1926 года Вальтер Миттельхольцер (Walter Mittelholzer) с механиком и двумя пассажирами (научные работники) на борту вылетел в исследовательский полет из Цюриха в Кейптаун. В Южную Африку самолет прибыл 21 февраля 1927 года после 96 часов чистого полетного времени и преодоления трассы, состоявшей из 23этапов и имевшей протяженность 14850 километров. Для того, чтобы иметь возможность приземляться на реки и озера самолет Do Merkur I «Switzerland» был оснащен поплавками и новым рулем направления, размах которого был увеличен и продлен ниже фюзеляжа. Кроме того, самолет был оснащен дополнительными топливными баками и фотолабораторией для проявки пленки.
К концу июня 1926 года самолет Do Merkur с экипажем из заводского пилота компании Dornier Цинсмайр (Zinsmair) и главы авиакомпании Ad-Astra Миттельхольцер (Mittelholzer) установил семь мировых рекордов. Merkur стал обладателем рекордов в четверти категорий для самолетов наземного базирования.
Рекордные полеты
Рекордные полеты на Do Merkur, выполненные 24 и 29 июня 1926 года
Полезная нагрузка: | 500 кг | 1000 кг |
Продолжительность полета: | 14 ч 43 мин. Улучшение на 60% | 10 ч 05 мин. Улучшение на 170% |
Дальность полета: | 2300 км. Улучшение на 140% | 1400 км. Улучшение на 600% |
Скорость: | 164 км/ч на дистанции 2000 км | 162 км/ч на дистанциях 500 и 1000 км |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | C Komet I | C Komet III | B Merkur I (II) |
Назначение: | пассажирский самолет | пассажирский самолет | пассажирский самолет |
Экипаж: | 1 человек | 1-2 человека | 1-2 человека |
Пассажировместимость: | 4 человека | 6 человек | макс. 8 человек |
Силовая установка: | |||
тип двигателя | BMW IIIa | Rolls-Royce Eagle IX | BMW VI (VIu) |
компоновка двигателя | рядный L-образный | рядный V-образный | рядный V-образный |
количество цилиндров | 6 | 12 | 12 |
охлаждение | жидкостное | жидкостное | жидкостное |
мощность | 185 л.с. | 360 л.с. | 600 (640) л.с. |
Размеры: | |||
размах крыла | 17,00 м | 19,00 м | 19,60 м |
длина | 9,50 м | 12,00 м | 12,50 м |
высота | 3,46 м | 3,46 м | |
площадь крыла | 50,00 м² | 62,00 м² | 62,00 м² |
Масса: | |||
пустого | 1450 кг | 1650 кг | 2100 кг |
взлетная | 2050 кг | 3000 кг | 3600 кг |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость | — | — | 200 км/ч |
крейсерская скорость | 135 км/ч | 155 км/ч | 180 км/ч |
посадочная скорость | — | 80 км/ч | |
дальность полета | 600 км | 1050 км | 750 км |
практический потолок | 4000 м | 3500 м | 5200 м |
источник: Herbert Ringlstetter «Dornier Do Komet und Merkur» «Flugzeug Classic» 2005-07, Seiten 41-44
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-passazhirskie-samolety-dornier-do-komet-i-dornier-do-merkur