На заре пассажирской авиации. Рекордные самолеты Dornier Do Komet и Dornier Do Merkur. Германия

17

На заре пассажирской авиации. Рекордные самолеты Dornier Do Komet и Dornier Do Merkur. Германия

Содержание:

Предисловие редакции: После окончания Первой Мировой войны на заводе компании Zeppelin в Линдау авиаконструктором Клаудисом Дорнье была создана летающая лодка Delphin, совершившей свой первый полет в конце 1920 года. Параллельно с гидросамолетом Клаудиус Дорнье разработал самолет наземного базирования Dornier Komet I, на базе которого позднее был создан Dornier Merkur. О пассажирских самолетах Dornier Do Komet и Dornier Do Merkur рассказывает Герберт Ринглштеттер.

Разработанный с хорошим запасом прочности самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Высокорасположенное крыло было установлено непосредственно на фюзеляж и дополнительно соединялось с ним четырьмя подкосами. Горизонтальное оперение было свободнонесущим.

Силовой набор крыла состоял из лонжеронов, изготовленных из листовой стали, и дюралюминиевых нервюр. Длина хорды крыла по всему его размаху была одинаковой. Фиксированные основные стойки шасси были короткими и покрытыми обтекателями.

В закрытом пассажирском салоне четыре человека могли разместиться в плетеных креслах. Пилот самолета, напротив, сидел в открытой кабине, поскольку предполагалось, что закрытая кабина отрицательно скажется на чувстве полета, что по общему убеждению тех времен, имело большое значение.

В качестве силовой установки был использован проверенный авиамотор времен Первой Мировой войны – шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения BMW IIIa мощностью 185 л.с..

Уже в октябре 1922 года на заводе компании Dornier Metallbau Friedrichshafen (позднее Dornier Werke) появился улучшенный и на 800 мм более длинный пассажирский самолет Komet II, оснащенный 250-сильным двигателем BMW IV. Для эксплуатации с водной поверхности Komet II мог оснащаться поплавками.

Несмотря на то, что несколько машин выполняли полеты в составе авиакомпании Deutschen Luftreederei, успех самолета компании Dornier поначалу был ограниченным. Ситуация резко изменилась с появлением значительно переработанного пассажирского самолета Komet III, который впервые поднялся в воздух 17 декабря 1924 года.

Крыло, размах которого был увеличен, теперь было немного приподнято и соединено с также увеличенным дюралюминиевым фюзеляжем четырьмя подкосами и четырьмя кабанными стойками. Над крылом и подкосным горизонтальным оперением были установлены компенсирующие поверхности. Кабина пилота, расположенная непосредственно под передней кромкой крыла, оставалась открытой, но теперь она была оснащена двойным управлением для двух пилотов. Благодаря этому обеспечивалась большая безопасность, и самолет мог совершать полеты на большие расстояния. Количество пассажиров выросло до шести человек, и теперь на борту самолета был даже туалет. Силовая установка также изменилась и теперь состояла из одного рядного двигателя Rolls-Royce Eagle IX, развивавшего на взлете мощность 360 л.с..

Следующим шагом в эволюции самолетов типа Komet, приведшим к изменению названия, стал Do B Merkur I, который совершил свой первый полет в феврале 1925 года. Были немного увеличены размах крыла и длина фюзеляжа, а также площадь вертикального оперения. Непосредственно над фюзеляжем в задней кромке крыла самолета Merkur был сделан вырез – самая ярко выраженная отличительная черта машин Komet III и Merkur не считая вертикального оперения и капота двигателя, – и некоторые самолеты Komet III были доработаны до стандарта Merkur. Кроме того, Merkur мог вместить до восьми пассажиров. Тормоза, которыми были оборудованы колеса основных стоек шасси, обеспечивали большую безопасность. Мощность силовой установки вновь была увеличена, и двигатели BMW VI мощностью 600 и 640 л.с. (ими оснащались пассажирские самолеты Merkur II) заметно улучшили летные характеристики, в результате чего крейсерская скорость увеличилась примерно на 25 км/ч.

Сильными сторонами пассажирских самолетов Komet м Merkur были их прочность и надежность, а также способность действовать с коротких взлетно-посадочных полос.

Помимо авиакомпании Deutschen Luft Hansa, созданной в 1926 году в результате слияния компаний Deutscher Aero Lloyd и Junkers Luftverkehr, надежные самолеты компании Dornier также эксплуатировались швейцарской авиакомпанией Fluggesellschaft Ad Astra, в Японии (изготавливались по лицензии) и в СССР советско-немецкой авиакомпанией «Дерулюфт». В 1928 году авиакомпания Ad Astra использовала пассажирские самолеты Merkur на 680-километровой авиатрассе между Цюрихом и Берлином, которая в то время была самым длинным беспосадочным маршрутом в Европе. Забытые в наши дни пассажирские самолеты Komet и Merkur оставили яркий след в истории авиации. В канун Нового 1922 года Dornier Komet II (номер гражданской регистрации D-223) из состава авиакомпании Deruluft стал первым немецким авиалайнером, приземлившимся в британском аэропорту после окончания Первой Мировой войны. В дальнейшем авиасообщение Берлин – Лондон стало постоянным элементом европейской маршрутной сети.

Пассажирский перелет через Альпы, который был впервые совершен в апреле 1925 года, также произвел фурор. Самолетом, совершившим этот полет, был Dornier Komet III.

7 декабря 1926 года Вальтер Миттельхольцер (Walter Mittelholzer) с механиком и двумя пассажирами (научные работники) на борту вылетел в исследовательский полет из Цюриха в Кейптаун. В Южную Африку самолет прибыл 21 февраля 1927 года после 96 часов чистого полетного времени и преодоления трассы, состоявшей из 23этапов и имевшей протяженность 14850 километров. Для того, чтобы иметь возможность приземляться на реки и озера самолет Do Merkur I «Switzerland» был оснащен поплавками и новым рулем направления, размах которого был увеличен и продлен ниже фюзеляжа. Кроме того, самолет был оснащен дополнительными топливными баками и фотолабораторией для проявки пленки.

К концу июня 1926 года самолет Do Merkur с экипажем из заводского пилота компании Dornier Цинсмайр (Zinsmair) и главы авиакомпании Ad-Astra Миттельхольцер (Mittelholzer) установил семь мировых рекордов. Merkur стал обладателем рекордов в четверти категорий для самолетов наземного базирования.

представленный на снимке пассажирский самолет Dornier Do C Komet III (зав. номер 74) авиакомпании Luft Hansa совершал полеты по маршруту Эссен – Берлин с промежуточными посадками в Дортмунде и Брауншвейге. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

представленный на снимке пассажирский самолет Dornier Do C Komet III (зав. номер 74) авиакомпании Luft Hansa совершал полеты по маршруту Эссен – Берлин с промежуточными посадками в Дортмунде и Брауншвейге. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet II с двигателем BMW IV мощностью 250 л.с.. Самолет имел меньшие размеры по сравнению с созданными позднее Komet III и Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet II с двигателем BMW IV мощностью 250 л.с.. Самолет имел меньшие размеры по сравнению с созданными позднее Komet III и Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet III (номер гражданской регистрации D 580) с неразъемным крылом и установленными над крылом вспомогательными компенсирующими поверхностями. Самолёт имел открытую кабину с двумя установленными бок о бок сиденьями пилотов и двойным управлением. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet III (номер гражданской регистрации D 580) с неразъемным крылом и установленными над крылом вспомогательными компенсирующими поверхностями. Самолёт имел открытую кабину с двумя установленными бок о бок сиденьями пилотов и двойным управлением. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

надежные пассажирские самолеты Dornier Do C Komet III авиакомпании Deutsche Aero Lloyd выполняли полеты по маршруту Берлин – Лондон. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

надежные пассажирские самолеты Dornier Do C Komet III авиакомпании Deutsche Aero Lloyd выполняли полеты по маршруту Берлин – Лондон. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet III с четырехлопастным винтом. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Komet III с четырехлопастным винтом. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в те годы было нормальной практикой прощаться непосредственно в самолете. На снимке хорошо виден вырез в задней кромке пассажирского самолета Dornier Do C Komet III. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в те годы было нормальной практикой прощаться непосредственно в самолете. На снимке хорошо виден вырез в задней кромке пассажирского самолета Dornier Do C Komet III. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

удовлетворение потребностей клиентов в то время было первостепенной задачей. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

удовлетворение потребностей клиентов в то время было первостепенной задачей. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

компоновочные схемы пассажирского самолета Dornier Do B Merkur. Перед шестиместным пассажирским салоном расположена двухместная кабина экипажа, за салоном по левому борту имелась уборная. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

компоновочные схемы пассажирского самолета Dornier Do B Merkur. Перед шестиместным пассажирским салоном расположена двухместная кабина экипажа, за салоном по левому борту имелась уборная. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

схема окраски пассажирского самолета Dornier Do B Merkur. Самолет изготовлен в 1927 году, заводской номер 88, номер гражданской регистрации D-1103. В 1928 году вошел в состав авиакомпании Deutsche Luft Hansa. Рисунок Герберта Ринглштеттера

схема окраски пассажирского самолета Dornier Do B Merkur. Самолет изготовлен в 1927 году, заводской номер 88, номер гражданской регистрации D-1103. В 1928 году вошел в состав авиакомпании Deutsche Luft Hansa. Рисунок Герберта Ринглштеттера

линейка пассажирских самолетов. На переднем плане Junkers F 13, на заднем плане Dornier Do B Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

линейка пассажирских самолетов. На переднем плане Junkers F 13, на заднем плане Dornier Do B Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Merkur из состава авиакомпании Luft Hansa. В управлении компании время от времени имелось более 30 самолетов Komet III и Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Merkur из состава авиакомпании Luft Hansa. В управлении компании время от времени имелось более 30 самолетов Komet III и Merkur. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Merkur из состава Немецкой школы транспортной авиации (Deutschen Verkehrsfliegerschule –DVS), 1929 год. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Dornier Do C Merkur из состава Немецкой школы транспортной авиации (Deutschen Verkehrsfliegerschule –DVS), 1929 год. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Рекордные полеты

Рекордные полеты на Do Merkur, выполненные 24 и 29 июня 1926 года

Полезная нагрузка:500 кг1000 кг
Продолжительность полета:14 ч 43 мин. Улучшение на 60%10 ч 05 мин. Улучшение на 170%
Дальность полета:2300 км. Улучшение на 140%1400 км. Улучшение на 600%
Скорость:164 км/ч на дистанции 2000 км162 км/ч на дистанциях 500 и 1000 км

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:C Komet IC Komet IIIB Merkur I (II)
Назначение:пассажирский самолетпассажирский самолетпассажирский самолет
Экипаж:1 человек1-2 человека1-2 человека
Пассажировместимость:4 человека6 человекмакс. 8 человек
Силовая установка:
тип двигателяBMW IIIaRolls-Royce Eagle IXBMW VI (VIu)
компоновка двигателярядный L-образныйрядный V-образныйрядный V-образный
количество цилиндров61212
охлаждениежидкостноежидкостноежидкостное
мощность185 л.с.360 л.с.600 (640) л.с.
Размеры:
размах крыла17,00 м19,00 м19,60 м
длина9,50 м12,00 м12,50 м
высота3,46 м3,46 м
площадь крыла50,00 м²62,00 м²62,00 м²
Масса:
пустого1450 кг1650 кг2100 кг
взлетная2050 кг3000 кг3600 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость200 км/ч
крейсерская скорость135 км/ч155 км/ч180 км/ч
посадочная скорость80 км/ч
дальность полета600 км1050 км750 км
практический потолок4000 м3500 м5200 м

источник: Herbert Ringlstetter «Dornier Do Komet und Merkur» «Flugzeug Classic» 2005-07, Seiten 41-44

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-passazhirskie-samolety-dornier-do-komet-i-dornier-do-merkur

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account