Panzer IV/70 (V). Немецкий противотанковый тупик

14

Истребитель танков конца Второй мировой войны. Создан на основе шасси противотанкового самоходного орудия Jagdpanzer IV с установкой новой 75-мм пушки Pak 42 L/70 длиной 70 калибров, как на танке «Пантера». Отличался большой дальностью стрельбы, низким силуэтом и хорошей броневой защитой, но малой подвижностью и надежностью из-за перегруженного шасси. Всего выпущено 930 машин.

Подбитые советскими войсками немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV/70 (слева) и полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 на улице города Фишхаузен (ныне город Приморск в Балтийском муниципальном районе Калининградской области). Фото из журнала боевых действий 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии за апрель 1945 года. Источник фото: https://waralbum.ru/184217/

Подбитые советскими войсками немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV/70 (слева) и полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 на улице города Фишхаузен (ныне город Приморск в Балтийском муниципальном районе Калининградской области). Фото из журнала боевых действий 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии за апрель 1945 года. Источник фото: https://waralbum.ru/184217/

Среди многих образов трофейной техники в Центральном парке “Патриот” есть немецкий истребитель танков — Panzer IV/70 (V). В глаза сразу бросается длинная пушка, низкий силуэт и мощная броня этого самоходного орудия. Сложное имя говорит о длинном пути, которым прошли германские самоходные пушки.

Первые охотники на танки появились в немецкой армии еще в конце Первой мировой войны. Это были самоходные орудия на базе грузовиков. Во второй половине двадцатых годов германские фирмы разрабатывают ряд специализированных истребителей танков на гусеничных шасси.

Однако наиболее знаменитыми в первые годы Второй мировой войны становятся не борцы с танками, а самоходные орудия поддержки пехоты — “штуг” (от StuG, Sturmgeschütz — «штурмовое орудие»).

Штуг — это мощная пушка с коротким стволом в рубке (вместо башни, как у танков схожего назначения Pz.Kpfw.IV), толстая лобовая броня, гусеничное шасси и бронированная крыша.

Штуги относились к артиллерии, а не танковым войскам и объединялись в батареи, придаваясь наступающей пехоте. Их назначение — непосредственная поддержка пехотинцев на поле боя, взламывая оборону противника.

При сравнительно низком корпусе и хорошей защите лба штурмовые орудия представляли собой весьма сложную мишень для противотанковой артиллерии. При этом обзор экипажа из бронированной самоходки с мощной оптикой был лучше, чем у лежащей пехоты.

Бронетранспортеры в батареях самоходных орудий вели разведку, доставляли боеприпасы и запасные экипажи.

Таким образом, самоходные орудия были крайне опасным противником. Кроме того, они обходились дешевле танков — около 82,5 тысяч рейхсмарок за штуку против 103,5 тысяч у танка Pz.Kpfw.IV.

Со второй половины 1942 года штуги получают новую 75-мм пушку StuG 40 — с длиной ствола в 43 калибра, вместо прежних 24. Теперь самоходки могли эффективно поражать не только огневые точки, но и броню тяжелых танков.

Однако противники Германии наступали все активнее. Поэтому немецким войскам требовались все более мощные орудия.

Первая попытка установить на самоходку пушку длиной 70 калибров не удалась — орудие оказалось слишком длинным.

Поэтому новое самоходное орудие фирмы VOMAG в 1943 году на шасси танка Pz.Kpfw.IV версии F получает пушку длиной только 48 калибров. А также броню с большими углами наклона листов — что улучшило защиту. Такую самоходку назвали Jagdpanzer IV.

Однако вполне ожидаемо был появление у противников Германии новых тяжелых танков.

К весне 1944 года мощная пушка 7,5 cm Pak 42 L/70 со стволом в 70 калибров уже отработана на танке “Пантера”. Поэтому становится логичным все же попробовать и ее в варианте самоходного орудия — Германии все острее нужны истребители танков.

Самоходка Jagdpanzer IV с просторной рубкой хорошо подходила как база для более длинной и тяжелой пушки.

Установку для пушки усилили, добавили стопор. Поскольку новый снаряд с гильзой был длиннее старого, боекомплект пришлось уменьшить с 79 до 57 патронов. Лобовую броню корпуса и рубки увеличивают с 60 до 80 мм.

Летом 1944 года новую самоходку назвали Panzer IV lang (V). То есть «шасси танка IV, с длинным стволом» (lang), V — “фирмы VOMAG”. Но уже осенью она получает новое имя — Panzer IV/70 (V). Смена названий была обычной для немецкой бронетехники.

В августе начинается серийный выпуск.

Казалось, Третий рейх получил отличную самоходную установку, способную поражать даже самые тяжелые танки. При этом малозаметную на поле боя — с высотой линии огня всего 1,4 м при высоте машины 1,8 м.

Однако усиление брони и новая пушка обошлись почти в две тонны веса. И поскольку пушка отличалась очень длинным стволом — нагрузка на передние катки возросла. Это было “ахиллесовой пятой” еще у штугов, а у новой самоходки стало большой проблемой.

Предложение сдвинуть передние тележки подвески вперед отвергли — они оказались бы слишком близко к ведущему колесу.

Гитлер 11 августа 1944 года лично одобрил уменьшение толщины лобовой брони до 60 мм, чтобы облегчить машину, но завод продолжал делать прежнюю броню. И только с сентября самоходки получили цельнометаллические передние катки, которые выдерживали повышенную нагрузку.

Серийный выпуск новинки в первые месяцы тоже разочаровал, оказавшись меньше запланированного.

Поэтому ради срочного выпуска немцы решили поставить рубку от новой самоходки на место башни среднего танка Pz.Kpfw.IV. Просто добавить пушку в башню не получилось бы — машина стала бы слишком тяжелой. А первое решение, “гибрид” самоходки и танка, позволяло быстро нарастить производство с уже имеющимися шасси.

В ноябре 1944 года “гибрид” получил название Panzer IV/70 (A), от Alkett- фирмы-разработчика (из-за занятости Alkett выпуск самоходки организовали на заводе Nibelungenwerk, где уже освоили “четверки”).

Однако его минусом стала выросшая масса машины — до 27 тонн против 25,8 тонн у Panzer IV/70 (V). Кроме того, из-за танкового шасси «четверки» новая самоходка получилась более чем на 38 см выше, чем первый вариант.

Но из-за узкой специализации заводов и острой потребности в противотанковых машинах Германии пришлось параллельно выпускать несколько типов самоходок одинакового класса и назначения, отличаясь только шасси и длиной пушки.

После серии налетов 19, 20 и 23 марта 1945 года на завод VOMAG в городе Плауэн выпуск Panzer IV/70 (V) прекратился, составив 930 машин, не считая незавершенных.

В отличие от ранних самоходных орудий Германии, которые считались артиллерией, Panzer IV/70 (V) поступали на вооружение танковых и мотопехотных частей — как средство усиления.

Благодаря длинному стволу Panzer IV/70 (V) могли поразить средние советские и американские танки с полутора-двух километров. Экипажам нравилось, что толстая лобовая броня с наклоном под углом 50 градусов к вертикали защищала от большинства снарядов калибра 75, 76 и 85 мм.

Однако новые советские танки и самоходные орудия — ИС-2, ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 могли успешно бороться с немецкой техникой.

Не менее важно, что быстро парировать танковые прорывы у немцев получалось все хуже — из-за перегруженного шасси самоходки не отличались подвижностью и надежностью. Катки и бортовые передачи часто выходили из строя — после чего противотанковые самоходки обычно становились трофеями.

Ускоренная подготовка экипажей также добавляла проблемы.

Таким образом, даже самая длинная пушка и мощная броня не спасла Третий рейх от полного краха.

В 2019 году художники-реставраторы Центрального парка «Патриот» восстановили редкий образец техники. Машина имеет оригинальные люки доступа к тормозам — старой конструкции, с воздухозаборниками.

Сейчас трофей Красной армии, истребитель танков Panzer IV/70 (V) можно увидеть в Центральном парке “Патриот”, на Музейной площадке № 1 в павильоне № 10 «Огненная дуга».

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account