Эксплуатация Р-5Т в качестве палубного самолета выявила плохие летные качества самолета, часто ломались при посадке стойки шасси, наличие одного пилота и отсутствие бортстрелка-наблюдателя снижало боевую ценность. Руководство флота понимало, что требуется более мощная и современная машина.
Авиаторпеды ТАН-12 показали низкую надежность и дальность хода, боевая ценность их была условна.
Поэтому параллельно к заданию на разработку мод. самолета разведчика Р-5 улучшенной аэродинамики с мотором М-34 было дано задание на его версию в варианте морского палубного торпедоносца-бомбардировщика-разведчика.
Р-Зет Т (Р-ZT) прошел испытания в середине 35-го, в августе 35-го начались первые полеты с палубы авианосца. Пройдя весь цикл испытаний, самолет был принят на вооружение. В начале 36-го первые Р-ZT начали заменять Р-5Т.
Главное отличие палубного варианта от наземного было в крыле – несущий каркас крыльев дюралюминиевый с полотняной обшивкой, плоскости крыла было можно отсоединять вручную при помощи быстросъемных шкворней от центроплана и на шарнире, установленном на заднем лонжероне, отклонять назад. Такая конструкция позволила занимать самолетам значительно меньше места.
Другой особенностью стало шасси наподобие Р-5Т, позволяющее разместить модернизированную торпеду ТАН-12М или 500-кг бомбу. Под крылом "ЗетТ" имел бомбодержатели Дер-31, на ухватах которых подвешивали бомбы от ФАБ-16 до ФАБ-250, а также осколочные или специальные аналогичной массы, включая ротативно-рассеивающие (кассетные) РРАБ-250.
Установка торпеды не позволяла теперь нормально выпускать радиатор системы охлаждения мотора, поэтому его были вынуждены перенести под капот двигателя. Подковообразный радиатор был помещен в обтекатель и снабжен регулировочными створками. Вместо радиатора установили топливный бак на 100 литров. Мотор АМ-34РН (редукторный) с металлическим воздушным винтом, у которого на земле можно было изменить шаг лопастей, имеющий лучшую экономичность на крейсерском режиме полета, что является немаловажном фактором для палубного самолета. Все это вместе с увеличенными топливными баками в верхнем крыле обеспечило увеличенную практическую дальность Р-ЗетТ до 1300 км.
Модификация |
Р-Z |
Р-ZT |
Размах крыла, м |
15,50 |
15,50 |
Длина, м |
9,72 |
9,72 |
Высота, м |
3,50 |
3,50 |
Площадь крыла, м² |
42,52 |
42,52 |
Масса, кг: |
|
|
пустого самолета |
2186 |
1920 |
нормальная взлетная |
3200 |
3300 |
Тип двигателя |
1 ПД М-34(Н) |
М-34РН |
Мощность, л.с. |
1×850 |
1×850 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
|
у земли |
277 |
265 |
на высоте |
316 |
305 |
Крейсерская скорость, км/ч |
266 |
250 |
Практическая дальность, км |
1000 |
1300 |
Экипаж |
2 |
2 |
Вооружение:
Р-Z – один 7.62-мм пулемет ШКАС и один ПВ-1. Нормальная бомбовая нагрузка – 300 кг, максимальная – 500 кг;
P—ZT – 1×7.62-мм синхронный пулемет ШКАС, 1×7.62-мм пулемет ШКАС на турели, нормальная бомбовая нагрузка – 500 кг, максимальная – 700 кг (1-а торпеда ТАН-12М).
Появление Р-ЗетТ наконец позволило перейти первому советскому авианосцу из разряда "чемодана без ручек", что делать с которым – никто не знал, в полноценную боевую единицу.
Теоретики флота не до конца еще разобрались в тактике боевого применения авианосца в современной войне. Освоенные летчиками первые десять Р-Зет в учебных бомбо- и торпедометаниях в июне 36-го показали свою боевую эффективность; особенно сильное впечатление на командование Тихоокеанского флота произвело применение 500-кг бронебойных авиабомб.
Было признано, что авиагруппа авианосца представляет серьезную опасность для легких и средних сил противника. К концу 36-го было полностью завершено перевооружение на Р-ZТ авиагруппы первого советского авианосца.
Пилоты авианосца постепенно по уровню подготовки и профессионального мастерства стали элитой вооруженных сил РККА. Профессиональным уровнем они выделялись даже на высоком уровне летчиков ВМФ. На авианосец отбирали лучших из лучших, перед тем как начать осваивать взлет-посадку с палубы авианосца, пилоты проходили дополнительную штурманскую подготовку. Для обучения пилотов было построено несколько учебных Р-ZТ, оборудованных второй пилотской кабиной на месте стрелка.
По опыту войны в Испании, в которой приняло участие 20 пилотов и бортстрелков с авианосца, Р-ZТ был доработан в сторону усиления защищенности экипажа – были установлены бронеспинка, защищающая пилота, и протектирование топливных баков, установленных в фюзеляже самолета. С 37-го года все самолеты оборудовались радиостанциями РСБ «Двина», часть самолетов (в основном командирские и разведывательные) оснащались радиополукомпасами РПК-2.
Боевая эффективность Р-ZТ в качестве торпедоносца из-за малой эффективности авиаторпеды ТАН-12М, имевшей БЧ массой 100 кг, флот не удовлетворяла. Принятие на вооружение в 38-м году авиаторпеды 45-36АН привело к потребности создания палубного торпедоносца, способного применять эту торпеду. К этому моменту как раз поспел новый форсированный мотор конструкции Микулина АМ-34ФРН. Мотор обладал номинальной мощностью 1050 л.с. на расчетной высоте 3050 м (на 30% больше, чем у мотора АМ-34РН) и взлетной мощностью 1200 л.с. (на 46% больше, чем у АМ-34РН). Удельная масса мотора существенно уменьшилась: вместо 1,07 кг/л.с. у АМ-34РН она стала равной 0,7 кг/л.с.
Р-ZТ образца 39-го был оснащен мотором АМ-34ФРН с винтом изменяемого шага ВИШ-Z, имел увеличенную площадь нижнего крыла, что позволило, несмотря на увеличенный взлетный вес, сохранить прежние взлетно-посадочные характеристики, мог нести на наружной подвеске авиаторпеду 45-36АН.