0

Не удовлетворенный качествами палубного торпедоносца Мицубиси Тип 89 — В2М, Императорский Флот Японии в 1932 году составил спецификацию 7-shi, целью которой была разработка новой машины этого класса. Новый торпедоносец было решено создавать без участия иностранных разработчиков силами собственной молодой японской авиапромышленности. Спецификация 7-shi была передана для участия в тендере трем авиастроительным фирмам — Mitsubishi, Nakajima и только что образованному 1-му Морскому Авиационному Техническому Арсеналу в городе Йокосука — "Kaigun Kokusho".

Палубные торпедоносцы Nakajima B3N и B4N

В рамках спецификации 7-shi в 1933 году на Nakajima построили весьма оригинальный вариант под внутрифирменным обозначением Y3B или "Экспериментальный палубный штурмовик флота 7-shi", с коротким названием В3N.

Конструктивно детище Nakajima, разработанное главным конструктором фирмы Takao Yoshida, выглядело весьма прогрессивно по сравнению с конкурентами. В3N представлял собой биплан, верхнее крыло которого было изогнуто в форме чайки вверх, а нижнее, соответсвенно — вниз, получая спереди Х-образную форму. Такая форма верхнего крыла обеспечивала хороший обзор, а нижняя служила в качестве своего рода поплавка для аварийной посадки на воду. Силовой набор фюзеляжа из стальных труб, однолонжеронные крылья также имели металлический каркас, обшивка полотняная за исключением капота двигателя. Стойки неубираемых шасси крепились к нижнему крылу в месте его излома. Вероятно крылья должны были иметь возможность складываться для хранения в ангаре авианосца, но подробности по этому факту отсутствуют.

Палубные торпедоносцы Nakajima B3N и B4NПалубные торпедоносцы Nakajima B3N и B4NПалубные торпедоносцы Nakajima B3N и B4N

Самолет оснащался самым современным двигателем из всего тогдашнего ассортимента, имеющегося в Японии — 9-цилиндровым радиальным Nakajima Hikari 2 мощностью 700 л.с. Самолет также оснащался трехлопастным винтом изменяемого шага — весьма прогрессивно для японской авиации начала 30-х годов. Экипаж составлял три человека, для каждого из членов его была предусмотрена отдельная открытая кабина прикрытая плексигласовым козырьком. Вооружение предусматривало лишь один 7.7-мм пулемет в оборонительной кольцевой турели стрелка-наблюдателя. Наступательное стрелковое вооружение отсутствовало. На подфюзеляжном узле могла подвешиваться торпеда или бомба массой до 800 кг или пара 250-кг бомб.

Два прототипа В3N были построены в конце 1933 года и проходили испытания. Однако экспериментальный двигатель Nakajima Hikari 2 оказался недоработан, что послужило нескольким отказам, едва не приведшим к аварии самолета. Ко всему прочему, мощности двигателя было явно маловато для самолета массой без малого четыре тонны. Самолет оказался достаточно инертным, ничем особо не превосходя старые бипланы Мицубиси В2М. Это и послужило поводом для отказа от запуска самолета в серию. Хотя, нет никаких сомнений, что при установке более мощного двигателя торпедоносец B3N показал бы вполне приличные данные и мог бы простоять на вооружении до самой 2-й Мировой войны, соответствуя мировым стандартам. Собственно разработчики самолета пошли по этому же пути, установив на свой прототип более мощный 820-сильный двигатель Hikari 1. Получившийся самолет, обозначенный как B4N участвовал в следующем конкурсе 1936 года по спецификации 9-Shi, но тоже потерпел фиаско.

Правда доподлинно не известно, был ли проект B4N продуктом переработки предыдущего B3N или же прототипы были построены заново. В разных источниках по поводу обоих самолетов указываются два прототипа. Скорее всего один прототип был B3N был впоследствии доработан до стандарта B4N путем замены двигателя, а второй B4N был построен с нуля. Конструкция обеих машин идентична, отличаясь лишь двигателем. Единственная сохранившаяся до наших дней фотография одного из прототипов может относиться как к B3N "Экспериментальный палубный штурмовик флота 7-shi", так и к более позднему B4N 9-shi"…

Причина провала проектов Накадзима судя по всему, лежит в плоскости того, что консервативное руководство японского флота, просто напросто побоялось принять на вооружение столь прогрессивный самолет, предпочтя достаточно архаичные, но зато надежные B3Y, а затем и более совершенный B4Y разработанные в 1-м Морском Арсенале Йокосука.

Модификация  B3N1 или В4N1 — навсегда останется под вопросом!
Размах крыла, м  13.99
Длина, м  10.01
Высота, м  3.78
Площадь крыла, м2  50.00
Масса, кг 
  пустого самолета  2000
  нормальная взлетная  3800
Тип двигателя  1 ПД Nakajima Hikari 2
Мощность, л.с.  1 х 700
Максимальная скорость , км/ч  222
Крейсерская скорость , км/ч  178
Практическая дальность, км 
Продолжительность полета, ч  6
Максимальная скороподъемность, м/мин  250
Практический потолок, м  5500
Экипаж, чел  3
Вооружение:  один 7.7-мм пулемет
  одна 800-кг торпеда или 1х 500-кг или 2х 250-кг бомбы
Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account