Продолжаем разговор(с)……
После колоссального успеха «Ракеты», продемонстрированной во время проведения в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Р.Е. Алексеев получил карт-бланш на работы по СПК гражданского назначения. А началось это с того, что Алексеев точно так же когда-то, «явочным порядком», показал катер Б-1 двум первым заместителям председателя Совета Министров СССР: Л.М. Кагановичу, ответственному за развитие транспорта, и А.И. Микояну, курировавшему внешнюю торговлю. Обоим СПК понравился. Особенно он понравился А.И. Микояну, увидевшему в Б-1 прообраз судов с хорошей экспортной перспективой. Надо отметить, что А.И. Микоян не ошибся.
Впоследствии СПК проекта 340 «Ракета» оказалось одним из самых успешных проектов советского судостроения на внешних рынках, что принесло немалый доход стране в твердой валюте. Тогда же Р.Е. Алексеев заручился поддержкой министра морского и речного флота СССР З.А. Шашкова. Ситуации благоприятствовало то обстоятельство, что в те годы Н.С. Хрущев разрушил ведомственный принцип организации промышленности, заменив его территориальным – совнархозами. Имея поддержку в Горьковском совнархозе, выговорив себе право личного доклада Н.С. Хрущеву два раза в год, Р.Е. Алексеев предпринял титанические усилия (что важно, увенчавшиеся успехом!) для создания принципиально нового пассажирского флота массовых скоростных перевозок – судов на подводных крыльях.
В эти годы на Волге строились гидроэлектростанции, образуя рукотворные «моря» – водохранилища, на которых условия плавания существенно отличались от речных условий. Понимая необходимость дальнейшего развития линейки пассажирских СПК, Алексеев сразу после начала серийного выпуска СПК «Ракета» переходит к проектированию судна в два раза большего, которое впоследствии получило название «Метеор». На нем уже было два двигателя М50 и пассажировместимость, как на двух СПК «Ракета», – 120 человек. На первоначальных прорисовках «Метеор» выглядел, как большая «Ракета». Но в процессе проектирования стало ясно, что необходимо уходить от первоначальной архитектурно-компоновочной схемы. Кормовое расположение ходовой рубки при всех выгодах давало по носу обширную мертвую зону, кормовую центровку судну и ряд других негативных моментов.
Поэтому при проектировании СПК «Метеор» была найдена архитектурно-компоновочная схема, идеально соответствующая гидродинамической модели и впоследствии повторяющаяся из проекта в проект: расположение поста управления в первой трети корпуса, расположение машинного отделения в последней трети корпуса, авиационное деление по длине пассажирских салонов и многое другое.
Первый «Метеор» был заложен в последний день 1958 года, спущен на воду в октябре 1959. После первых испытаний, показавших приличные характеристики нового судна, Алексеев принял решение совершить на «Метеоре» переход в ноябре 1959 года из Горького по рекам, Азовскому и Чёрному морям в Феодосию. Он задумал пройти на теплоходе до ледостава на Чёрное море, за зиму закончить в Феодосии достройку, провести испытания речного судна в море.
Можно по разному относиться к этому, но многие, как и аз, грешный, иначе как авантюрой это не называли, но….. А вот описание того перехода….
«Алексеев назначил выход из Горького на выходной день, 1 ноября. Главный конструктор лично рассматривал кандидатуру каждого, кто должен был идти в рейс. В состав участников перехода были включены инженеры-кораблестроители, инженеры-механики, мотористы, среди которых мастера яхтенного спорта, яхтсмены-разрядники, бывшие военные моряки. За время перехода выявились как просчеты конструкторов, так и дефекты производственников: выполнялись корпусные работы, устранялись отказы механизмов, электрооборудования. Но шли уверенно, на скорости 70 км/ч. Случались посадки на мель, встречи с топляками. Приходилось по ночам исправлять повреждения. К 12 ноября дошли до Азовского моря.
При выходе в море волнение усилилось до трёх метров, но Алексеев решил испытать мореходные качества СПК в натурных условиях. Главный конструктор сам взял управление. Волны беспощадно трепали и били крылатый корабль. Носовая оконечность окуталась ореолом брызг и морской пены. Широко расставив ноги, высоченный Адмирал твёрдо стоял на качающейся палубе ходовой рубки, внимательно вглядываясь в бушующий простор. «Метеор», чувствуя надёжную руку Алексеева, отчаянно боролся со штормом. По штурманским расчётам, они находились на середине пути – как до Керчи, так и до Жданова. Положение становилось критическим.
Адмирал приказал осматривать отсеки, поскольку началась сдвижка листов обшивки. Винтовочными выстрелами грохотали выбиваемые ударами волн заклёпки. Личному составу приходилось вбивать чопы в фонтанирующие отверстия. От сотрясения корпуса двигатели прыгали вместе с фундаментами, но не смотря ни на что обороты держали. Корабль на крыльях стремительно пробивался сквозь буйство стихии. Казалось, что это Алексеевское творение выходило на Свет Божий подобно Афродите, рождаясь в пенных валах Азовского моря.
Но вот на горизонте показалась полоска земли и проблески маяка! Значит, Керчь уже рядом. По расчётам, до берега не более 30 миль. Море несколько поуспокоилось, волна 1,5 – 2 метра. Наконец, показался керченский порт. Уставшее судно поставили в ковше рыбацкой судоверфи. Не покладая рук, весь экипаж устранял повреждения, готовя корабль к черноморскому переходу. Следующий пункт – Феодосия.
Чёрное море встретило приветливее, чем Азовское. Волна длинная и пологая. На волнении новые впечатления: когда судно скатывается по гребню такой волны, то захватывает дух, как на качелях. По оценкам специалистов, теплоход шёл прекрасно. Все обошлось благополучно, один лишь раз врезались в волну до половины окон носового салона.
И вот на траверзе феодосийский берег. Навстречу «Метеору» вышел катер, с которого просигналили: «Привет сормовичам!» Через 20 минут теплоход вошёл в заводскую гавань.»
9 мая 1960 года «Метеор» вышел из Феодосии в обратный путь, и уже 14 мая «Метеор» ошвартовался в заводской гавани «Красного Сормова».
«Второй переход первого «Метеора» состоялся летом 1960 года в Москву. Основная цель – демонстрация руководителям партии и правительства, принимавшим участие в июльском Пленуме ЦК КПСС. Этот рейс был менее драматичным, но не менее ответственным с точки зрения развития крылатых судов. Он начался 22 июня, в то время, когда Р.Е. Алексеев находился в Феодосии. Путь в 900 км обычные суда до Москвы идут трое суток. По расчетам, «Метеор» должен был преодолеть это расстояние за 13 ходовых часов. По пути в столицу, на дебаркадере пристани «Большая Волга», у входа в канал имени Москвы, приняли на борт главного конструктора: из Феодосии он прилетел в Москву, добрался на машине до «Большой Волги» и пересел на «Метеор».
Через 12 часов 45 минут ходового времени «Метеор» подошел к причальной стенке речного вокзала в Химках. Здесь его встречали министр речного флота З.А. Шашков, представители судостроительной промышленности. На следующий день члены правительства, работники Министерства речного флота, Государственного комитета по судостроению и ведущие сотрудники его конструкторского бюро, посетившие выставку новых речных судов, совершили на «Метеоре» прогулку по водохранилищу и дали высокую оценку его качествам.»
С одной стороны, достаточно хорошо зная, как у нас проходило внедрение разнообразных новшеств, могу прекрасно понять Ростислава Евгеньевича. С другой, почему-то крутится рядом слово «показушник»…. Что вовсе не отменяет его гениальности.
Технические характеристики судна на подводных крыльях «Метеор» проекта 342Э (Справочник по серийным транспортным судам):
Класс Речного Регистра
«О»
Район плавания
Внутренние водные пути разряда «О», а также Финский залив, Нева, Ладожское озеро (с ограничениями по погоде)
Пассажировместимость с двигателями М50: транзитные перевозки/пригородные перевозки
128/150 чел.
Пассажировместимость с двигателями М401: транзитные перевозки/пригородные перевозки
124/140 чел.
Пассажировместимость с двигателями МAN: транзитные перевозки/пригородные перевозки
128/150 чел
Экипаж
3 чел.
Мореходность на крыльях
1,3 м
Мореходность в водоизмещающем положении
2,0 м
Водоизмещение порожнем
36,4 т
Максимальное водоизмещение
53,4 т
Дедвейт (полезная нагрузка), включая топливо
17 т
Длина габаритная
34,6 м
Ширина габаритная
9,5 м
Высота корпуса
5,25 м
Осадка на плаву/на крыльях
2,35/1,2 м
Мощность главных двигателей М-50Ф/М401, кВт (л.с)
2×736/809 (2×1000/1100)
Удельный расход топлива двигателя М401, г/кВт×час
219
Полный расход топлива на полной мощности
177,1 кг/час (205,9 л/час)
Дальность плавания на крейсерском ходу
600 км
Мощность главных двигателей после модернизации MAN, кВт (л.с.)
2×809 (2×1100)
Удельный расход топлива двигателя МAN, г/кВт×час
214
Полный расход топлива на полной мощности
173,1 кг/час (201,3 л/час)
Запас топлива
3,2 т
Автономность по запасам топлива
18 часов
Дальность плавания на крейсерском ходу
600 км
Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях
65 км/ч
Максимальная скорость хода
70 км/ч
Материал корпуса
Легкие сплавы Д16, 1561
Всего было выпущено на Зеленодольском ССЗ им. Горького т/х типа «Метеор» 378 единиц.
На заводе «Красное Сормово» было выпущено 3 теплохода типа «Метеор».
К 2007 году линия по производству «Метеоров» на зеленодольском заводе демонтирована.
Помимо стран СЭВ, «Метеоры» поставлялись в Египет, Италию, Грецию, Германию, Китай, Нидерланды.
Машинное отделение
На эти суда, помимо предусмотренных изначальным проектом, ставились также мановские дизеля.
А это — «Метеор» в ипостаси яхты господина Хлопонина в бытность оного губернатором Красноярского края
Также были созданы еще несколько проектов на основе 342-го, с другими двигателями и оборудованием салонов, но выпускались они фактических в штучных экземплярах, увы…..
На основе проекта 342 был создан проект 342М «Комета», построенный по требованиям Морского Регистра.
Продолжение следует….
Источники:
- http://www.riverfleet.ru/fleet/7519/
- https://transportpedia.org/vehicle/meteor
- http://marinetec.com/ru/morskoe-napravlenie/modernizaciya-flota/modernizatsiya-flota?id=1114
- http://www.spkfleet.ru/meteor.htm
- https://www.korabel.ru/news/comments/flot_vstavshiy_na_krylo.html
- http://www.borodino2012-2045.com
- https://www.korabel.ru/news/comments/analiz_ekspluatacionnyh_harakteristik_katamarana_proekta_23290_grifon_i_spk_proekta_342e_meteor.html
- http://www.zdship.ru/about/history/
- https://proof-pro.livejournal.com/9694.html