«От мировой революции к обществу будущего: советская фантастика 1920–1930-х годов». Лекция Е. Белаша

15
«От мировой революции к обществу будущего: советская фантастика 1920–1930-х годов». Лекция Е. Белаша

«От мировой революции к обществу будущего: советская фантастика 1920–1930-х годов». Лекция Е. Белаша

Рассказ том, как советские фантасты видели мировую революцию и во имя чего предлагали ее совершить. Взгляд на забытые и легендарные образы фантастики СССР.

Лектор — Евгений Белаш, публицист.

Встреча прошла в рамках Дискуссионного клуба «Лед и пламя истории».

источник: https://www.youtube.com/watch?v=CV_ghdEJbHM&fbclid

 

 

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
byakin
Редактор
31.01.2020 20:12

То есть, был какой то шанс, что такой, или подобный корабль мог быть заказан в США, то ли вместо Ретвизана, то ли вообще, ещё раньше, вместо Полтавы.

я не мореман, но мне представляется сомнительным заказ броненосца береговой обороны в качестве линейного броненосца. ретвизан был более сбалансирован по характеристикам и как следствие более эффективен

Михаил С
31.01.2020 20:16

Корабль неплох, конечно, но…»То есть это практически «Андрей Первозванный»» — это, по моему, уж слишком сильное сравнение, коллега». И заказывать его вместо «Ретвизана» — это шаг назад. Низкий борт, более уместный для монитора или ББО, чем для эскадренного броненосца, корабль «мокрый», даже по сравнению с «Полтавой». Что до калибра в 330 мм. А по большому счету, много это даст? 305 мм. при надлежащем качестве ВВ в снарядах, надлежащих взрывателях и скорострельности вполне отвечают требованиям того времени.

Antares
31.01.2020 21:26
Ответить на  Михаил С

Михаил помните наш разговор когда обсуждали Старка (» не вошедшее»). Как я был удивлен 12″ -35 тяжелее 12″-40 когда я пытался модернезировать «Наварина». Поставь амеры наши 12″-40 ( вес почти 43 тонны) , а не свои 330 мм оруд 60 тонн , . разница в весе 68 тонн. плюс экономия на весе башень и механизмов с подкреплениями из-за меньшего веса орудий………. так может добежать и до 100 тонн.Это бронирование оконечностей. Мореходность амера и «Наварина» одинаковая. Мог бы получиться хороший кораблик.

Михаил С
31.01.2020 22:27
Ответить на  Antares

Да собственно, он и с 12″/35 был бы не плох для своего времени — усиленное по артиллерии (за счет 8″ орудий) развитие «Наварина». Как вариант.

Antares
31.01.2020 22:36
Ответить на  Михаил С

Да, но орудия «Наварина» тяжелее чем у «Сисоя», а у амера еще тяжелее. Японо-китайская война уже прошла , а в ней свое веское слово уже сказали скорострелки среднего калибра. т.е уже надо предусматривать полный пояс по ватерлинии. Мы могли бы взять за основу этот проект и поставить свои 12″/40, и строить сразу 4 корабля («Сисой» и 3 «Полтавы») даже с низким бортом как у «Наварина» но с полным бронепоясом.

Михаил С
31.01.2020 22:59
Ответить на  Antares

Да, но низкобортные «мониторные» корпуса, как недостаточно мореходные, — это тоже свершившийся к тому времени факт.
А если такой вариант: 4х12″/35, 8х8″/35, 8х120 мм. (или 8х152 мм.)?

Antares
31.01.2020 23:15
Ответить на  Михаил С

Так «Наварин» тоже как Фигаро — на Дальний Восток и обратно , ни че бегал и даже с низким бортом . и строим по проекту «Массачусетс» наши «Сисой Великий»,»Полтава»,»Петропавловск», «Севастополь» — 4*12/40, 8*8/35 и 8-120/45 но с полным бронепоясом.
Вес одного орудия 12″\35 — 56855кг и оно почти равно по весу американскому
12″/40 — 42 834 кг
Т.е. лучше для экономии веса ставить наши орудия в 40 кал.по Широкораду. А разницу по весу пустить на броню.

Михаил С
01.02.2020 00:32
Ответить на  Antares

Знаете, коллега, все же предпочтительней в Вашем варианте был бы корабль с архитектурой ближе к BB-4 «Айова».

uss-iowa-bb-4.jpg
Antares
01.02.2020 10:12
Ответить на  Михаил С

Ни чего не имею против, мне «Айова» нравится.Но у нее тоже не прикрыты оконечности. Если это делать , надо менять геометрические размеры. Водоизмещение как у наших «Полтав».А в том варианте, играя весом орудий защищаем нос и корму. Готовый проект бери и строй.
Максимум, что можно добавить для уменьшения заливаемости носа, сделать небольшой полубак , как на «Память Азова» ( или «Парижская коммуна»).
Нос «Айовы» чем то напоминает «Ретвизан» или наоборот. Все таки Крамп , видна родословная.

LPGMASTER
01.02.2020 22:06
Ответить на  Antares

«Совок» как добавка мореходности, имел минимальный положительный эффект, скорее даже косметический.
Это как саркому кожи, тональным кремом лечить.
Убогость таранной оконечности, в некоторых случаях усугубленных претензией на ледокольность. Вылечить можно только Полной заменой оконечности.

Antares
02.02.2020 08:48
Ответить на  LPGMASTER

Для того времени слишком прогрессивное предложение, мы ведь исходим из реальных возможностей развития производства и взглядов того времени.»Совок» -даже если и даст минимальный эффект , то хуже не будет.

Михаил С
31.01.2020 23:24
Ответить на  Antares

Сейчас, без чертежей под рукой, и без данных по весам, не готов Вам ответить, коллега. С одной стороны логика в Ваших словах есть, но что-то мне категорически не нравится…

arturpraetor
Редактор
31.01.2020 23:01
Ответить на  Михаил С

А если такой вариант: 4х12″/35, 8х8″/35, 8х120 мм. (или 8х152 мм.)?

Нельзя с больной головой мне такое читать — сразу представились 8 8-орудийных башен…

Михаил С
31.01.2020 23:05
Ответить на  arturpraetor

А что?! Не могЕм, а мОгем! Мы такие! 😉 😆

Михаил С
31.01.2020 23:04
Ответить на  arturpraetor

Я имел ввиду 8-ми дюймовых орудий. :-))

arturpraetor
Редактор
31.01.2020 23:11
Ответить на  Михаил С

Да я понял, но уже после того, как перечитал написанное)) При больной голове и не такое можно было подумать…

arturpraetor
Редактор
31.01.2020 20:22
Ответить на  Михаил С

Не говоря о том, что 330-мм американская пушка была…. Ну, все же не фонтан. Да и вообще американские броненосцы первых поколений хороши лишь на бумаге, а по совокупности — европейские предпочтительнее. Хотя, тут еще с кем сравнивать…

The same Fonzeppelin
31.01.2020 21:15
Ответить на  boroda

Наши заказывают подобный корабль но с высоким бортом как у Полтавы.

Sigh…

Знакомьтесь, BB-4 «Айова». По конструкции — «Индиана», но с высоким полубаком. Чтобы сохранить стабильность, 203-мм пушки перенесли палубой ниже, а ГК сделали 305-мм. Что оказалось удачным решением, потому что 305-мм пушки были удачнее 330-мм.

Так же специально разрабатываем новые пушки 330 мм с длинной ствола 45 калибров (На Массачуссетсах длина ствола была 35 калибров).

А ничего, что для черного пороха удлиннять ствол бесполезно?

В Сражении в Жёлтом море у нас бьёт с одного корабля сразу 8 орудий, при этом 330 мм наносит на много больше урона.

Угумс, вот только до японцев не добивают. Потому что пушки примитивные, примерно уровня 1880-ых.

03ff0238e578cea3bc2704ce261965bd.jpg
Михаил С
31.01.2020 21:00
Ответить на  boroda

И потом, стоит ли наращивать калибр и добиваться большей чем в реальности дальности стрельбы, не имея соответствующих для этого систем наведения и управления стрельбой? Получится, что размеры, масса и мощность Ваших орудий для того времени будут избыточными.

arturpraetor
Редактор
31.01.2020 20:54
Ответить на  boroda

Наши заказывают подобный корабль но с высоким бортом как у Полтавы.

А значит с еще большим водоизмещением. У нас в то время не помню сколько, 11500 максимально по экономическим соображениям во время «Полтав»?

Так же специально разрабатываем новые пушки 330 мм с длинной ствола 45 калибров

Только станочный парк обновили под определенную максимальную длину стволов, и вот опять обновлять…

И как итог весь русский флот перевести на ГК 330 мм.

Скорострельность которых будет еще ниже, чем реальных 305-мм. 12-дюймовый калибр не просто так выбрали основным — главной причиной было то, что для их обслуживания, подачи боеприпасов и прочего требовались уже настолько мощные и надежные механизмы, что они начинали занимать неприлично много места на броненосце. Тут единственный путь — идти на серьезное увеличение водоизмещения, но в РИФ на это не пойдут.

arturpraetor
Редактор
31.01.2020 21:11
Ответить на  boroda

Как говорится история не знает сослагательного наклонения а вот АИ знает.

Только если оно обосновано. Если просто делать по принципу «я так хочу»…. Ну, это. собственно, еще АИ, но уже со сказочными мотивами.

Там вариантов может быть масса вплоть до того что Александр 3 жив, или в вашем мире РП где вообще другая ветвь Романовых на престоле.

А, т.е. допускается наличие иной России, с более крепкой экономикой. Тогда ладно, претензия снимается, я подумал. что АИшка подразумевается на основе реала, просто строятся другие корабли.

Михаил С
31.01.2020 21:10
Ответить на  boroda

Допустим, что и Александр III жив, допустим, что не Николай II потом на трон сел, а кто то другой. Но к развитию вооружений это если и имеет отношение, то очень и очень косвенное — собственно «Высочайшее повеление», которое дает зеленый свет на начало производства того или иного вида оружия, не более. Но ведь само развитие вооружений идет на основе анализа накопленного предыдущего опыта войн, а не по хотению (или нехотению) монарха. А какой опыт может в Вашей альтернативе дать толчок к увеличению калибра и длины ствола орудий главного калибра ЭБР?

Михаил С
31.01.2020 20:50
Ответить на  boroda

Ух, как Вы, коллега, широко шагнули: «Так же специально разрабатываем новые пушки 330 мм с длинной ствола 45 калибров» — аж британцев с их «Дредноутом» переплюнули! У него 305 мм. с длиной ствола 45 калибров, а Вы сразу на 330 мм. орудия замахнулись. 🙂

Antares
31.01.2020 21:02

Но ведь первоначально на «Полтавах» планировалось ставить 8-203 мм оруд в барбетных уст. ( насколько понимаю «нахимовские»),потом переиграли на 152 мм , польстившись на их большую скорострельность, или как ?

The same Fonzeppelin
31.01.2020 21:08

Ну и интересно, как бы происходило Цусимское сражение если основным калибром на наших кораблях был калибр в 330 мм а не 305, как это было в РИ.

Это была бы катастрофа. Американская 330-мм пушка была устаревшим орудием на дымном порохе. Это был более толстый эквивалент 305-мм орудий «Наварина» и к.о.

anzar
31.01.2020 21:45
Ответить на  The same Fonzeppelin

Это была бы катастрофа

Катастрофичнее реальной?))) А так с вами согласен.

Сергей Сталк
01.02.2020 01:29

Флот, это коллеги, не корабли а люди. А с нашими флотоводцами любые броненосцы утонут — словами ВВП.

Antares
01.02.2020 11:35
Ответить на  Сергей Сталк

Так оно везде так, что во флоте , что в армии,что на гражданке. Все упирается в деньги и число человеческих жизней.

Альтернативная История
Logo
Register New Account