Оруженосцы «Витязей» или лёгкий крейсер с большими пушками для Российского Императорского Флота
После того как в России решили вместо броненосных крейсеров типа «Рюрик II» строить почти линейные крейсера типа «Витязь», остались 203 мм пушки, причём вместе с орудийными башнями, которых было аж 8 штук.
Сначала планировали построить 2 броненосных крейсера, которые бы являлись уменьшенной копией «Витязей», вооруженные шестью 203 мм пушками в 3-х башнях и одиннадцатью 120 мм орудиями в казематах. Главное, что крейсера, как и «Витязи» должен иметь турбинную силовую установку.
Параллельно с этим русские инженеры работали ещё и над новыми лёгкими крейсерами типа «Светлана». И вот в Адмиралтействе решили объединить усилия двух групп инженеров и создать что-то среднее.
За основу решили всё же взять конструкцию отлично показавшего себя «Витязя». Однако радикально уменьшив его водоизмещение и соответственно и стоимость. Для этого на корабле решили оставить всего 2 башни с пушками 203 мм. А третью заменить одним 120 мм орудием. При этом освободившееся пространство решили использовать для того что бы смонтировать на корме оборудование для постановки мин. Создав таким образом ещё и минный крейсер.
Так же на корабле было уменьшено количество противоминных орудий до 4-х штук на борт
Так как в распоряжении адмиралтейства имелось 8 башен с 203 мм пушками. То решили заказать сразу 3 крейсера.
Закладка крейсеров состоялась в 1910 году в Санкт-Петербурге, а в 1912 крейсера вступили в строй. Названия они получили в честь кораблей погибших в Цусимском проливе, «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Изумруд».
Пред Первой Мировой Войной крейсера прошли незначительную модернизацию, в ходе которой 120 мм пушки были заменены новейшими орудиями калибра 130 мм. После чего они вошли в так называемый «Турбинный дивизион» Балтийского флота, флагманом которого являлся броненосный крейсер «Витязь»..
В ходе войны корабли, как и весь «Турбинный дивизион» вели активную боевую работу, охотились на конвои из Швеции, осуществляли минные постановки.
Революцию крейсера встретили в Кронштадте, где они находились до 1924 года. После чего на них был проведён капитальный ремонт и под новыми именами, в честь моряков с броненосца «Потёмкин», они вступили в состав РККФ.
Крейсера стали называться:
- «Матрос Григорий Вакуленчук»,
- «Матрос Федор Микичкин»,
- «Матрос Иосиф Дымченко».
Во время Кронштадтского мятежа, «Дымченко» стал одним из последних кораблей который сдался властям. При этом корабль отчаянно сопротивлялся и из-за этого был сильно повреждён огнём артиллерии.
В 20-е годы все крейсера типа «Владимир Мономах» являлись учебными и участвовали в подготовке офицеров для РККФ. В 1931 году корабли подверглись модернизации, в ходе которой на них появилась новая система управления огнём, радары и новые мачты. После чего были переведены в линейный состав РККФ, а точнее во вновь воссозданный «Турбинный дивизион». В таком виде крейсера и встретили Вторую Мировую Войну.
Технические характеристики:
Размерения;
- Полное водоизмещение – 9 030 тонн,
- Длина – 158 м,
- Ширина – 15,7 м,
- Осадка – 5.9 м,
Бронирование;
- Главный пояс – 75 мм,
- Палуба – 20-25 мм,
- боевая рубка – 125 мм,
Силовая установка;
- Машины – 4 паровых турбины
- Мощность – 55 000 л. с.,
- Движитель – 8 винтов,
- Скорость хода – 26 узлов,
- Дальность плавания – 1 490 миль на 14 узлах,
- Экипаж – 797 человек,
Вооружение;
- Главный калибр – в 2 × 2 × 203 мм
- Противоминный калибр – 9 × 120 мм,
- Зенитная артиллерия – 4 × 45 мм,
- Минно-торпедное вооружение – 4 × 3 × 450-мм торпедных аппаратов.
Источник — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=10037