Опытный высотный дальний разведчик/бомбардировщик Tachikawa Ki-74 (航空機 キ74). Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше».
На спецификацию воздушного штаба Тачикава выставила предложение, составленное проектной группой под руководством доктора Х. Кимура. Исходное проектное решение для Ki-74 было разработано в 1939 году. Для достижения требуемых характеристик Кимура выбрал два радиальных двигателя Mitsubishi Ha-214M. Каждый двигатель развивал 2400 л.с. и приводил в движение шестилоастный винт. Единственное, что стало канмнем преткновения для проекта Ki-74 это гермокабина.
схемы Ki-74
Еще до того как Ki-74 был задуман, в компании Тачикава проводились работы над гермокабинами для использования в высотных самолетах. Цель работы такой кабины состояла в том, чтобы поддерживать давления воздуха для экипажа при работе на высоте, на которой внешнее давление воздуха ниже и воздух разреженнее. Герметизация кабины желательна для самолетов летающих на высоте более 10000 фт (3048 м); ее цель — предоставление экипажу гораздо более комфортной рабочей обстановки, не требовавшей использования кислорода и защищавших от холода (*flight gear) летных механизмов. Герметизация также предотвращала условия появления появления гипоксии, баротравм, горной и кессонной болезни.
схемы Ki-74
Для проверки концепции гермокабины были построены два проекта. Первым из них был Ki-77 — задуманный как самолет, способный выполнять беспосадочный перелет из Токио в Нью-Йорк. Работы над ним начались в 1940 году. Для Ki-77 доктор Кимура использовал герметичную (sealed cabin), но не герметизированную (pressurised cabin) кабину экипажа. Вера была в то, что кабина не выпустит кислород, но испытания не оправдали этих надежд, и экипаж был вынужден в течение всего полета носить кислородные маски. После плохих результатов кабины Ki-77, в компании Тачикава проверили полностью герметичную кабину на Tachikawa SS-1. SS-1 был модификацией армейского транспортного самолета Type LO, являвшегося построенной по лицензии версией Lockheed Model 14 Super Electra (кодовое обозначение союзников Thelma). Работы над SS-1 также начались в 1940 году и единственный экземпляр самолета был завершен в мае 1943 года с последующими испытаниями, показавшими превосходные данные герметичности кабины экипажа.
схемы Ki-74
Исследования гермокабин и постройка Ki-77 и SS-1 так сильно задержали проект Ki-74, что работы над ним были приостановлены, когда стало очевидно, что кабину для нового самолета не будет готова и что проект должен быть отложен. Ни одного опытного образца построено не было.
схемы Ki-74
Однако, к концу 1941 года проект Ki-74 был возрожден для изучения возможностей адаптации под требования к высотному дальнему бомбардировщику и разведчику. Одной из задач на бомбометание была атака целей, находящихся на территории США. Для удовлетворения этих требований должны были быть внесены коррективы в проект Ki-74, изначально создававшегося исключительно в качестве разведчика. Наряду с самоуплотняющимися топливными баками в конструкцию самолета былло включено бронирование, было введено соответствующее оборудование для выполнения бомбометания и, наконец, первоначальные радиальные двигатели Ha-214M были заменены на 2200-сильные радиальные двигатели Mitsubishi Ha-211-I. Как только перепроектирование было завершено, проект был представлен воздушному штабу армии. Предложение компании Тачикава было одобрено в сентябре 1942 года с последующим заказом трех прототипов.
компоновка Ki-74
Только в марте 1944 года был завершен первый прототип Ki-74, другие два были готовы вскоре после первого. Последние два самолета отличалась от первой Ki-74 только в том, что были сипользовали оснащенные турбокомпрессорами двигатели Mitsubishi Ha-211-1 Ru. С завершением изготовления партии из трех самолетов начались их летные испытания.
Управляемость сочли приемлимой, но двигатели Ha-211-I и the Ha-211-1 Ru оказались работающими с перебоями и склонными к механическим проблемам. Были заказаны еще тринадцать опытных самолетов, но из-за серьезных проблем с двигателями, было решено заменить их на радиальные двигатели Mitsubishi Ha-104 Ru, поскольку они были более надежными, хотя и развивали всего 2000 л.с. каждый.
применение Ki-74 в варианте бомбардировщика
Ki-74 был среднепланом, гермокабина составляла большую часть фюзеляжа самолета с расположенным под ней бомбоотсеком. Использование гермокабины в отличие от обычного остекления требовало окон меньших размеров, и кабина экипажа была размещена с левой стороны фюзеляжа. Экипаж самолета состоял из пяти человек: бомбардира, пилота, второго пилота, штурмана/радиста и стрелка. Все они были размещены в кабине с бомбардиром в носу, пилот и второй пилот в кабине пилотов, штурман/радист и стрелок на рабочих местах позади кабины пилотов. Поскольку Ki-74, как ожидалось, должен был действовать на больших высотах, где перехват будет затруднен, то самолет нес минимальное вооружение, состоящее из установленного в хвосте 12,7-мм пулемета Ho-103, управлячвшегося стрелком с помощью дистанционного управления. Хотя Ki-74 не был специализированным бомбардировщиком, он нес полезную нагрузку в 1000 кг бомб, что сопоставимо с бомбардировщиками, находящимися на вооружении IJA.
вариант окраски Ki-74
Поскольку началось строительство опытной серии Ki-74, планы были сформулированы по их боевому применению. Когда Ki-74 были бы построены, они должны были быть объединены в звено для проведения бомбардировок американских баз на Сайпане, с которых действовали B-29 Superfortress.
Ki-74
Хотя большая часть Ki-74 была построена как бомбардировщики и разведчики, на эти машины была возложена другая задача. Большая часть коммуникаций, особенно морские пути, между Японией и Германией союзниками была разъединена, то был разработан план по беспосадочным перелетам из Японии в Гермнию и обратно. В 1944 году четвертый Ki-74 опытной серии был снят с линии и подвергся изменениям, которые позволили бы ему выполнить этот подвиг. На самолет устанавливались более мощные двигатели Ha-211-I-Ru и запас топлива, позволяющий выполнять полет на дальность 12000 км — достаточную, чтобы покрыть расстояние от Токио до Берлина. Кроме того, все оборудование, за исключением необходимого, было удалено, кабина пилотов была смещена к середине фюзеляжа и удлинена. Измененный Ki-74 так никогда не летал в Германию, поскольку она капитулировала раньше первой такой попытки. Пятнадцать Ki-74 никогда не воевали, отчасти потому, что летные испытания двенадцати оставшихся предсерийных самолетов не были завершены перед окончанием участия Японии во Второй Мировой войне.
Ki-74
До конца военных действий были предложены еще два варианта Ki-74. Первый вариант был адаптацией Ki-74 к роли транспортного самолета, но от этого вскоре отказались. Вторым был бомбардировщик Ki-74-II. Он также был модернизацией, имевшей много больше отличий от Ki-74. В первую очередь была изменена гермокабина, ставшая меньше по габаритам и изменившая свое местоположение (перед крылом и передней части фюзеляжа). Это позволило получить более глубокий бомбоотсек, необходимый для бомбовой нагрузки в 2000 кг. В связи с тяжелым весом радиус действия оценивался в 7144 км (по сравнению с 8000 км у Ki-74). Из-за более тяжелой бомбовой нагрузки Ki-74-II основные стойки шасси были оснащены сдвоенными колесами. Крыло Ki-74-II должно было быть более тонким, чем у предназначенного к действиям на больших высотах Ki-74,и в хвосте вместо одного пулемета должна была находится сдвоенная пулеметная установка. Бомбардировщик должен был оснащаться двумя двигателями Mitsubishi Ha-104-Ru, но из-за предпочтения к концепции транспортника Ki-74-II был заброшен и дальше стадии проектирования не продвинулся.
схемы Ki-74-II
Благодаря своей долгой истории развития о Ki-74 в США были осведомлены. Главное, чего не знали, было назначение самолета. Считая, что Ki-74 был истребителем, в США ему присвоили кодовое обозначение Pat. Только в 1945 году стало известно об истинном предназначении машины, в результате чего кодовое обозначение было сменено на Patsy.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современники: Dornier Do 217P-0 (Германия), Dornier Do 317 (Германия), Focke-Wulf Fw 191 (Германия), Junkers Ju86P и Ju86R (Германия), Junkers Ju 388 Slortebeker (Германия), БОК-11 (СССР), De Havilland Mosquito B.Mk XVI (Великобритания)
Тип: высотный дальней разведчик/бомбардировщик
Экипаж: пять человек
Силовая установка:
первый прототип: два 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-211-I мощностью 2200 л.с. на взлете, 2070 л.с. на высоте 1000 м, 1930 л.с. на высоте 5000 м
второй и третий прототипы, четвертый предсерийный самолет: два 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-211-I Ru мощностью 2200 л.с. на взлете, 2070 л.с. на высоте 1000 м, 1720 л.с. на высоте 9500 м
оставшийся самолет: два 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-104 Ru мощностью 2000 л.с. на взлете, 1900 л.с. на высоте 2000 м, 1750 л.с. на высоте 6000 м
все двигатели приводили в движение четырехлопастные винты
Размеры: