Опытный тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93. Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше".
В то время, когда Ki-93 был задуман, ситуация для Японии была страшной. Метрополия подвергалась ежедневным налетам масс B-29 и на горизонте было американское вторжение. Необходимо было средство для борьбы с B-29 и для атак кораблей вторжения войск союзников. Появившийся в результате ответа на эти требования Ki-93 был единственным крупным боевым самолетом Армейского научно-исследовательского авиационного института (Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo — сокращ. Рикугун).
Когда Рикугун начала проектные исследования по теме Ki-93, целью было предоставить самолет, который мог быть платформой для выполнения противосамолетных и противокорабельных операций. В обоих случаях самолет должен был быть в состоянии выдерживать повреждения при полете в условиях противодействия перехватчиков, оборонительных пулеметов бомбардировщиков и зенитных орудий кораблей.
схемы Ki-93
Должны были быть построены две версии цельнометаллического Ki-93. Первый, Ki-93-I Ko, был тяжелым истребителем, которые должен был бороться с бомбардировщиками. Второй, Ki-93-I Otsu, был противокорабельным самолетом. Для установки на Ki-93 первоначально был предложен радиальный двигатель Mitsubishi Ha-211, но в конечном счете на обе модели были установлены два 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-214, каждый из которых развивал максимальную мощность в 2400 л.с.
схемы Ki-93
Для обеспечения живучести в условиях вражеского огня на самолете было установлено бронирование. Кабина пилота была обеспечена пятью бронеплитами толщиной 12 мм. Две плиты были размещены перед кабиной в носу, по одной с каждой стороны и пятая должна была защищать спину. Переднее остекление состояло из пуленепробиваемого стекла 70-мм толщины. Предназначенный для защиты задней полусферы стрелок также был защищен 12-мм броней. Кроме того, защищенные 8-мм бронеплитой фюзеляжные топливные баки служили дополнительной защитой. Гондолы каждого двигателя также были бронированы. Если бронезащита топливных баков быта пробита, то каждый бак был самозатягивающимся и для предотвращения топлива пожаров оснащался автоматической системой пожаротушения. И, наконец, второй член экипажа для защиты задней полусферы получил оборонительное вооружение, состоящее из одного 12,7-мм пулемета Ho-103.
мотогондола Ki-93
Разница в двух версиях была в наступательном вооружении, установленном в подфюзеляжной гондоле. Ki-93-1 Ko был оснащен мощной 57-мм пушкой Ho-401, поддержанной двумя 20-мм пушками Ho-5 (первоначальный вариант предусматривал установку двух 20-мм пушек Ho-5 и одну 37-мм пушку с боезапасом в 40 снарядов). Ожидалось, что одного выстрела пушки Ho-401 было достаточно, чтобы повредить или уничтожить B-29. Ho-401 могла вести огонь со скорострельностью 90 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда составляла 518,2 м/с. На Ki-93-1 Otsu устанавливалась 75-мм пушка Type 88. Эта пушка была переделана из зенитной для установки на самолетах. Кроме того, данная пушка устанавливалась на Mitsubishi Ki-109 (применялся в 107 сентае). Пушка Type 88 должна была заряжаться вторым членом экипажа вручную. В дополнение к пушке Ki-93-I Otsu мог нести две 250 кг бомбы.
Ki-93
Рикугун имела расположенный в провинции Тачикава (на расстоянии примерно 24 км от центра Токио) первый армейский авиационный арсенал (Dai-Ichi Rikugun Kokusho — First Army Air Arsenal), где началась постройка Ki-93. Первый прототип в конфигурации Ki-93-I Ko был завершен в апреле 1945 года. В том же месяце самолет успешно поднялся в воздух, став первым самолетом Рикугун, который был построен и облетан. Однако дальнейшие летные испытания были затруднены военной обстановкой, так что программа испытаний была завершена. Несмотря на ухудшение ситуации в Японии и задержке с полетами первый прототип второго самолета в конфигурации Ki-93-I Otsu был завершен. Тем не менее, он никогда не полетел.
вариант окраски Ki-93
После капитуляции Японии Ki-93 стал последним тяжелым истребителем и штурмовиком, построенным в Японии во время Второй Мировой войны.
Ki-93
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современники: Henschel Hs 129B-3/Wa (Германия), Messerschmitt Me 410A-1/U4 (Германия), Туполев АНТ-46 (СССР), North American B-25G Mitchell (США), Bell YFM-1 Airacuda (США), Curliss XP-71 (США), de Havilland Mosquito FB Mk.XVIII (Великобритания)
Тип: тяжелый истребитель (Ki-93-I Ko) и штурмовик (Ki-93-I Otsu)
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два Mitsubishi Ha-214 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения, развивающий 2400 л.с. на взлете, 1970 л.с. на высоте 1730 м, 1160 л.с. на высоте 8452 м, приводящие в движение шестихлопастные металлические винты
Размеры:
размах крыла 18,98 м
длина 14,20 м
высота 4,84 м
площадь крыла 54,74 м²
Удельная нагрузка на крыло: 184,80 кг/м²
Удельная нагрузка на мощность: 2,22 кг/л.с.
Вес:
пустого 7686 кг
с полной нагрузкой 10660 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 625 км/ч на высоте 8300 метров
крейсерская скорость 350 км/ч
дальность 3000 км
продолжительность полета 6 часов
время подъема на высоту
3000 метров 4 мин 18 сек
6000 метров 9 мин 03 сек
практический потолок 12049 м
Вооружение: одна 57-мм пушка Ho-401 с боезапасом 20 снарядов на ствол, две 20-мм пушки Ho-5 с боезапасом 300 снарядов на ствол, один 12,7-мм пулемет Ho-103 с боезапасом 400 патронов на ствол/одна 75-мм пушка Type 88, один 12,7-мм пулемет Ho-103, две 250-кг бомбы
Развитие: нет. Два прототипа Ki-93 (по одному каждой версии) были изготовлены, но для конца войны не были запущены в производство.
Уцелевшие:
Rikugun Ki-93-I Otsu (FE-152)
Второй прототип, так до конца войны и не полетевший, находился в Такахаги, префектура Ибараки. Самолет был упакован, прибыл в MAMA и был внесен в реестр 10 марта 1946 года. Он должен был быть восстановлен для показа и эта работа началась в сентябре 1946 года. 18 сентябре 1946 года переведен в Парк-Ридж. Следы Ki-93-I Otsu в Парк-Ридже теряются в 1949 году.
источник: Edwin M Dyer "JAPANESE SECRET PROJECTS EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945"