1

Из множества японских экспериментальных самолетов Второй мировой войны пожалуй наиболее таинственным является Kugisho Tenga. Tenga (天河 — "млечный путь" в транскрипции кандзи) должен был стать первым японским турбореактивным бомбардировщиком. Чтобы реализовать эту цель как можно быстрее, в качестве основы для Tenga японцы намеревались использовать один из последних и лучших бомбардировщиков — Kugisho P1Y Ginga (銀河, что также переводится как млечный путь (галактика)). 

При рассмотрении состоявших на вооружении Японии самолетов быстро становится очевидным явный недостаток в средних бомбардировщиках. В то время как большинство воюющих держав были оснащены средними бомбардировщиками (например, Martin B-26 Marauder, Junkers Ju 88 или Vickers Wellington), то японцы опоздали с принятием на вооружение таких бомбардировщиков, в результате чего такие самолеты попали на фронт слишком поздно. IJA приняла на вооружение средний бомбардировщик Ki-67 Hiryu в 1944 году, IJN смотрел на Kugisho P1Y Ginga как на свой собственный ответ на потребность в средних бомбардировщиках.

Разработка Ginga началась в 1940 году 1-м авиатехническим арсеналом флота (Dai-Ichi Kaigun Kōkū Gijutsu-shō (第一海軍航空技術廠); сокр. "Kōkū Gijutsu-shō" (空技廠)) в качестве ответа на спецификацию 15-Shi, требовавшую высокоскоростной средний бомбардировщик, способный выполнять низковысотные торпедо- и бомбометание, а также выполнять бомбометание с пикирования. Разработку Ginga, получившего на данном этапе внутрифирменное обозначение Y-20,  возглавили Таданао Мицузи (Tadanao Mitsuzi) и Масао Ямана (Masao Yamana), создавшие проект аэродинамически чистого двухмоторного среднеплана. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, Ginga имел четырнадцать топливных баков (из которых только восемь имели некоторую защиту от боевых повреждений), символическое бронирование пилота (состояло из 20-мм пластины бронезаголовника), легкое оборонительное вооружение из двух 7,7-мм пулеметов (по одному в носу и в задней части кабины) и был способен нести одну 800-кг торпеду или две 500-кг бомбы. С двумя восемнадцатицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Nakajima Homare 11, развивавшими 1280 л.с., скорость оценивалась в 556 км/ч.

Первый прототип был завершен в августе 1943 года и вскоре после этого начались летные испытания. Летчики-испытатели обнаружили, что Ginga обладал отличной скоростью, а также показал хорошие качества управляемости. С другой стороны наземный обслуживающий персонал не мог сказать о самолете ничего хорошего. В использовавшихся на Ginga двигателях Homare 11 и гидравлической системе были постоянные проблемы с техническим обслуживанием, требовавших гораздо больше времени и усилий для поддержания в работоспособном состоянии, чем было приемлемо. С ними было столько много проблем, что IJN отложил приемку самолетов.

Несмотря на проблемы производство сдвинулось с мёртвой точки; в конструкции произошли изменения: пулеметы винтовочного калибра были заменены 20-мм пушками Type 99 Model 1 и 13-мм пулеметами Type 2. Другие изменения включали измененные капоты двигателей, замену убирающегося хвостового колеса неубирающимся, переходом от клёпки впотай к заклепкам с плоской головкой, установку пуленепробиваемых панелей в лобовой стекле и замену моторов Homare 11 на способные развивать 1825 л.с. двигатели Homare 12.

После этих изменений IJN, наконец, принял в эксплуатацию бомбардировщик P1Y1 Ginga. Однако самолеты данного типа по-прежнему страдали от проблем, в частности, двигатели Homare 12 редко выдавали расчетную мощность. Эти проблемы задержали ввод в бой Ginga до весны 1945 года. Даже несмотря на то, что Ginga участвовали в боях всего шесть месяцев, они показали себя хорошими средними бомбардировщиками, заслужившими уважение сталкивавшихся с ними союзников. Когда союзники впервые столкнулись с этим самолетом, они решили, что это истребитель и дали ему кодовое обозначение Francis (в честь Фрэнсиса "Фрэна" Уильямса (Francis 'Fran' Williams) из секции материалов Управления разведки Союзных ВВС Юго-Западного Тихоокеанского бассейна (Material Section of the Directorate of Intelligence, Allied Air Forces, Southwest Pacific Area)). Однако, когда, наконец, стало ясно, что Ginga был бомбардировщиком, название было изменено на женскую версию имени Фрэнсис — Frances.

Ginga был разработан в нескольких модификациях и были планы использовать бомбардировщик в качестве носителя самолетов для специальных атак Oka Model 21 и Oka Model 22. Компания Каваниси построила вирсию ночного истребителя/самолета вторжения P1Y2-S, который в 1944 году поступил на вооружение в IJN под обозначением Kyokko (極光 — утренняя заря). Kyokko был оснащен 1850-сильными четырнадцатицилиндровыми радиальными двигателями Mitsubishi Kasei 25а, поскольку масштабы производства мотора Homare 12 не могли удовлетворить спрос на него. Вооружение включало две установленные наклонно вперед и стреляющие вверх 20-мм пушки Type 99 Model 2, носовые пушки были удалены. Состоявшийся в июле 1944 года первый полет показал, что характеристики Kyokko на больших высотах, где действовали Boeing B-29, не являлись удовлетворительными. Это открытие было столь разочаровывающим, что стреляющие вверх пушки были демонтированы, а Kyokko был возвращен в роли перехватчика как Ginga Model 16 (P1Y2). Накадзима также построила похожую версию ночного истребителя P1Y1-S Byakko (白 光- белый свет). Byakko показал себя немного лучше чем Kyokko, но также не поступил на вооружение. Другие модификации и проекты включали модернизацию с заменой двигателей на Homare 23, Kasei 25c или Mitsubishi MK9A, идею штурмового варианта с шестнадцатью стреляющими вперед 20-мм пушками, а также использование в конструкции самолета стали и дерева. Самым интересным был P1Y3 Model 33. Эта версия должна была быть построена с нуля в качестве носителя Oka и должна была иметь специальный бомбоотсек для размещения Oka Model 21 или 22, увеличенные размах крыла и длину фюзеляжа. P1Y3 не пошел дальше чертежной доски.

Проект среднего бомбардировщика Kugisho Tenga (空技廠  天河). Япония

схема P1Y1 model 11

Хорошие летные характеристики Ginga легко объясняют, почему имелась заинтересованность в оснащении машины в турбореактивной силовой установкой. Концепция Tenga была, конечно, реальной, но кроме как наименования и основного намерения замены радиальных двигателей турбореактивными ничего больше не известно. Таким образом, необходимо рассмотреть другие проекты, чтобы сделать предположения о том с какими задачами столкнулись японцы при создании действительно летающего Tenga.   

Первое, что следует учитывать это то, что использовавшиеся в производстве Nakajima Kitsuka турбореактивные двигатели Kugisho Ne 20 при установке под крыло Tenga не могли обеспечить этот самолет какой-либо достаточной скоростью. Один Ne 20 обладал статической тягой в 487 кг, пара этих двигателей могла разогнать Kitsuka до скорости 623 км/ч, которая не была особенно значительной по сравнению с обычными высокоскоростными поршневыми самолетами. Kitsuka был более легким самолетом, и поэтому Tenga, использующий два Ne 20, вряд ли был возможен.

Необходимо было, чтобы некоторые из планируемых улучшений в Ne 20 приблизились к реальности и тем самым смогли бы обеспечить Tenga должной силовой установкой. Ожидалось, что турбореактивные двигатели Ne 30 будут развивать тягу 850 кг (лучше чем немецкие ТРД BMW 003 мощностью 800 кг), в то время как Ishikawajima Ne 130 был спроектирован для создания статической тяги 900 кг, сравнимых с тягой двигателя Junkers Jumo 004. По расчетам Nakajima Ne 230 и Mitsubishi Ne 330 могли развивать 885 кг и 1300 кг статической тяги соответственно с уменьшенной тягой Ne 230 для более легкого веса.

Проект среднего бомбардировщика Kugisho Tenga (空技廠  天河). Япония

схема Tenga

Все это говоррит о том, что Ne 30 был бы первоначальным выбором для установки на Tenga, если бы они были в наличии. Для сравнения немецкие реактивные бомбардировщики Arado Ar 234B использовали два двигателя Jumo 004. По размерам Ar 234B был схож с P1Y1, заметными отличиями немецкой машины были меньший размах крыла и площаль крыла, а вес с полной нагрузкой был легче на 680 кг. Соответственно два двигателя Jumo 004 позволяли Ar 234B развивать скорость в 742 км/ч. Конечно установка двух двигателей Ne 30 не обеспечили бы P1Y1 такую скорость, но это было бы логической отправной точкой. Вполне возможно, что для улучшения взлетных характеристик на Tenga могла быть установлена система ракетных ускорителей. Очевидно также, что ТРД Ne 130 были бы лучшим выбором, а с двигателями Ne 330 самолет получил бы заметное улучшение скорости. Проблемы, связанные с разработкой двигателей Ne 30, приводятся в качестве причин отмены проекта Tenga. Действительно Ne 30, являвшийся ответвлением программы Ne 12, не имел развития, будучи превзойденным разработками Ne 20, Ne 130, Ne 230 и Ne 330.

Но мог ли первоначальный планер Ginga, использовавший радиальные двигатели, быть заменен вместе с установкий турбореактивных двигателей? Это могло бы быть использоваон при попытке усовершенствования конструкции Tenga. Даже переход с радиальных двигателей на турбореактивные потребовало бы для их установки довольно существенных корректив крыла, но, по крайней мере, перепроектирование крыла под турбореактивные двигатели является более простой задачей, чем перепроектирование всего самолета. 

Проект среднего бомбардировщика Kugisho Tenga (空技廠  天河). Япония

гипотетический вариант окраски Tenga

Тем не менее, если рассматривать историю боевой авиации, то будет трудно найти обычный бомбардировщик, у которого замена поршневых двигателей турбореактивными закончилась с простой заменой силовой установки и корректцией крыла. Например, даже среди сделанных немцами десятков проектов реактивных бомбардировщиков, переделка поршневых бомбардировщиков в турбореактивные сопровождалась серьезными изменениями, если с не полной переделкой. Одним из таких примеров являлся Messerschmitt Me 264, который во время летных испытаний оснащался четырьмя радиальными двигателями Jumo 9-211 (так в тексте). Тем не менее, предлагаемая версия с четырьмя турборективными двигателями мало походила на первоначальную конструкцию.

Пожалуй единственной заметной переделкой существующего планера винтового самолета в турбореактивный являлся русский Туполев Ту-12, являвшийся наследником одного из основных советских легких (так в тексте) бомбардировщиков. Строившийся с 1941 по 1948 года Ту-2 обладал высокой скоростью, отличной маневренностью, нес серьезное вооружение и обладал солидной бомбовой нагрузкой. Когда Туполев ответил на требование создания реактивного бомбардировщика, он взял Ту-2 в качестве основы для своего Ту-12. Он использовал фюзеляж, крыло и хвостовое оперение самолета Ту-2 и адаптировал их в соответствии с установкой двух ТРД Rolls-Royce Nene-1 и более высокой скоростью, которую машина станет развивать в двумя реактивными двигателями. Хотя в Ту-12 можно было увидеть черты его предшественника Ту-2, по прежнему требовалось общее переконструирование самолета, чтобы соответствовать новым двигателям и характеристикам; все это никак не походило на простую замену радиальных двигателей турборекактивными. Проектирование Ту-12 началось в 1946 году, а его первый полет состоялся в июне 1947 года.

Можно прийти к выводу, что конструкторы первоначального варианта Tenga пытались, насколько это возможно, использовать как можно больше элементов конструкции Ginga, предпочитая уже находящийся в производстве планер с пригодными для полета проверенными характеристиками. Это позволило бы уменьшить время разработки, поскольку потребность в таких бомбардировщиках была крайне срочной. Это также служило бы в качестве отправной точки для аэродинамических испытаний. Тем не менее, если расмотреть сделаные в других странах варианты переделки поршневых бомбардировщиков в турбореактивные, то их можно будет пересчитать на пальцах одной руки. В большинстве своем реактивные бомбардировщики разрабатывались с нуля вместо адаптации крыльев уже существующих самолетов. Конструкторы Tenga могли прийти к схожему выводу, если бы они имели возможность продолжать свою работу. Если это так, то окончательный проект Tenga и прототип, возможно, имели мало схожего с Ginga с которым он разделил свое имя.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

Современники: Arado Ar 234 Blitz (Германия), Heinkel He 343 (Германия), North American B-45 Tornado (США), Ильюшин Ил-22 (СССР)

Тип: средний бомбардировщик

Экипаж: 3 человека

Силовая установка (планируемая): два турбореактивных двигателя Ne 30 рассчитанных на 850 кг тяги каждый

Размеры**:

размах крыла 20 м
длина 15 м
высота 4,3 м
площадь крыла 55 м²

Вес:

пустого н/д
с полной нагрузкой н/д

Летные характеристики:

максимальная скорость н/д
дальность полета н/д
скороподъемность н/д
предельный потолок н/д

Вооружение: две 20-мм пушки или дв 13-мм пулемета, один в носу, другой для стрельбы назад; одна 800-кг торпеда или от 1000 до 1560 кг бомб

Развертывание: нет. Tenga существовал только в качестве бумажного проекта


* — Относительно характеристик Kugisho Tenga нет точной информации. Данные, приведенные ниже, основаны на Tenga,  который наряду с заменой двигателей почти полностью использовал планер P1Y Ginga (так часто изображают Tenga). Даже в этом случае информация фрагментарна и выполнена с учетом предположений.

** —  вероятно с ТРД будут отличаться

источник: Edwin M Dyer "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account