1

А. Р. Вейль (A.R. Weyl) – биограф голландского авиаконструктора и предпринимателя Энтони Фоккера, работавшего в годы Первой Мировой войны в Германской империи, – в своей книге утверждал, что наиболее совершенными истребителями третьего конкурса немецкой авиации, состоявшегося в октябре 1918 года, были Fokker V.29 (являлся развитием D.VIII с двигателем BMW.IIIa) и Rumpler D.I, который в случае продолжения войны и исправления всех замечаний стал бы наиболее массовым и, вероятно, лучшим одноместным истребителем Германии (если бы с самолетом Эдмунда Румплера что-то пошло бы не так, то последнее предположение стало бы верным для опытного истребителя Fokker V.29).

Принадлежавшая Эдмунду Румплеру компания была наиболее известна своими двухместными многоцелевыми бипланами C.I и C.IV (особенно успешным был второй из них), но в начале 1916 года ее конструкторы приступили к разработке своего первого одноместного истребителя. Он должен был иметь превосходные скороподъемность и потолок (при разработке планировалось обеспечить пилота самолета кислородным оборудованием), маневренность и прочный планер. Еще одной интересной особенностью планера этого самолета была конструкция фюзеляжа: ее основой был легкий силовой набор, состоявший из множества тонких деревянных стрингеров, соединенных с большим количеством легких шпангоутов. Жесткость и прочность фюзеляжа обеспечивалась несколькими слоями полотна, которое наносилось диагонально и покрывалось лаком; в результате получался похожий (за исключением использованных материалов) на ламинат материал. Такая нетрадиционная конструкция фюзеляжа – хотя и с небольшими изменениями – сохранилась почти на всех истребителях компании Rumpler.

В декабре 1916 года Инспекция военной авиации (Idflieg – Inspektion der Fliegertruppen) заказала три самолета данного типа. Постройка первого прототипа, получившего внутрифирменное обозначение Rumpler 7D1, была завершена весной следующего года, однако он не соответствовал значительному количеству требований Idflieg (примерно в это же время был изготовлен и 7D2, но информации о нем пока никакой нет). Компания в срочном порядке разработала 7D3, но и этот самолет не добился успеха. Затем был построен прототип 7D4, являвшийся первый прообразом будущего опытного истребителя Rumpler 8D1. Разработка этого самолета была начата осенью 1917 года после сообщения Idflieg о запланированном на январь-февраль 1918 года большом конкурсе на новый одноместный истребитель.

В конкурсе приняли участие два Rumpler 7D4, оснащенные шестицилиндровыми рядными 160-сильными (118 кВт) двигателями Mercedes D.IIIa. Один из этих двух самолетов уже во время проходивших в октябре 1917 года заводских испытаний поднялся на высоту 5200 метров за 20 минут, что по тем временам было достойным показателем. Однако на конкурсе официально замеренная скороподъемность оказалась ниже: высоту 5000 метров самолет набирал за 23,8 минут, что, впрочем, тоже было хорошим результатом. Машина оснащалась одиночными межкрыльевыми стойками, но расчалки были утроены; для уменьшения лобового сопротивления и колебаний тросы были «закапотированы» полотном. Второй Rumpler 7D4 был более традиционным, т.е. двойные стойки и одиночные расчалки. 

Idflieg присвоила обоим самолетам обозначение Rumpler D.I, хотя о выборе этих машин в качестве стандартных истребителей не могло быть и речи. Эти самолеты были трудными в управлении и были очень требовательны к уровню подготовки пилота, что во фронтовых подразделениях создало бы большие проблемы для средне подготовленных летчиков.

Опытный истребитель Rumpler 8D1 (D.I). Германия
схемы опытного истребителя Rumpler 8D1 (D.I)

Для конкурса также готовился измененный вариант Rumpler 7D7, но машина была завершена лишь после его окончания. Этот самолет был почти полностью идентичен предыдущему типу, за исключением нового профиля крыльев, меньшей площади хвостового оперения и выреза кабины пилота, смещенной для улучшения центровки на 0,35 метра назад. Оказавшийся неудовлетворительным утопленный в фюзеляж водяной радиатор был заменен двумя водорадиаторами, выступавшими из его нижних боковых частей. В сравнении с 7D4 опытный истребитель Rumpler 7D7 был быстрее и обладал лучшей скороподъемностью; управляемость самолета значительно упростилась и улучшилась. Хотя машина и опоздала на конкурс, она заинтересовала Idflieg, командование которой выдало заказ на опытную серию из 50 экземпляров.

Опытный истребитель Rumpler 8D1 (D.I). Германия


Rumpler 8D1 (D.I) (ном. 1553/18) с двигателем Mercedes и без кислородного оборудования; киль еще покрыт полотном с камуфляжем «лозенг» (lozenge)

Испытания прототипа Rumpler 7D7 показали, что прочность самолета во многих его точках неудовлетворительная, из-за чего тестирование машины растянулось с конца февраля по 1 мая 1918 года. Между тем продолжалась постройка заказанных серийных истребителей, но на основе испытаний на прочность пришлось менять всю конструкцию фюзеляжа (полоски полотна быстро теряли свою прочность, так как нанесенный толстым слоем нитроцеллюлозный лак был очень хрупким). Были усилены шпангоуты фюзеляжа, у некоторых стрингеров была увеличена площадь поперечного сечения, а работающая полотняная обшивка была заменена аналогично уложенными листами тонкой фанеры. Данное решение привело к жесткой монококовой оболочке, уже применявшейся на машинах компании L.F.G. (Roland) и на серийно выпускавшемся истребителе Pfalz D.III. Серийные машины с переделанными фюзеляжами получили обозначение Rumpler 8D1.

Цельнодеревянными у самолета были силовой набор несущий плоскостей (они были двухлонжеронными) и хвостовое оперение. Крылья, элероны и рули высоты и направления имели полотняную обшивку, в то время как киль и стабилизатор покрывались фанерой. Вооружение было стандартным и состояло из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов Maxim LMG 08/15, размещенных на корпусе перед пилотом.

Опытный истребитель Rumpler 8D1 (D.I). Германия
несущие поверхности и рули высоты серийных истребителей Rumpler D.I были покрыты полотном с нанесенным на него камуфляжем типа «лозенг» (lozenge), представлявшем собой многоугольники пяти цветов, на верхней поверхности цвета были более темными, а на нижней – более светлыми. На фюзеляж были нанесены полосы темно-зеленого и фиолетового цветов. Rumpler 8D1 (D.I) (ном. 1589/18) был оснащен двигателем Mercedes и кислородным оборудованием (в выступе под фюзеляжем)

На второй конкурс одноместных самолетов-истребителей, который проходил в Адлерсхофе с 27 мая по 28 июня 1918 года, были представлены три прототипа Rumpler 8D1, два из которых были оснащены наддувными двигателями Mercedes D.IIIaü. Один из них поднялся на высоту 5000 метров за 18,7 минут. Тем не менее, участвовавшие в конкурсе строевые пилоты пришли к выводу, что Rumpler D.I в своем окончательном виде не подходит для службы на фронте: не были, например, устранены возникавшие в некоторых режимах полета вибрации крыльев и хвостового оперения. Кроме того, посадочная скорость считалась слишком высокой.

В ходе испытаний одного их трех прототипов Rumpler 8D1, проведенных в Адлерсхофе в сентябре 1918 года, было определено, что машина, оснащенная аэродинамически сбалансированными элеронами, летала значительно лучше, чем 7D7. Улучшилась маневренность, после усиления (после чего планер самолета прошел испытания на прочность) прекратились вибрации задней части фюзеляжа и хвостового оперения. Однако по-прежнему оставались 42 официально обнаруженных дефекта, устранение которых потребовало много времени.

Один Rumpler D.I с установленным 185-сильным (136 кВт) рядным шестицилиндровым двигателем с водяным охлаждением BMW.IIIa участвовал в третьем конкурсе одноместных самолетов-истребителей, проходившем в Адлерсхофе с 10 по 22 октября 1918 года. Во время конкурса Rumpler D.I за 26,9 минут набрал высоту 7000 метров, а за 53,3 минуты – высоту 8200 метров, что по тем временам было феноменальными показателями. Но у машины оставались недостатки, проистекавшие из высоких нагрузок и общей аэродинамической компоновки: на разворотах самолет легко терял высоту, был склонен к сваливанию на крыло и легко срывался в штопор.

Опытный истребитель Rumpler 8D1 (D.I). Германия
Rumpler 8D1 (D.I) (ном. 1581/18) с двигателем BMW.IIIa

До заключения Перемирия было изготовлено 22 истребителя Rumpler D.I, большинство из которых оснащалось двигателями Mercedes D.IIIa, но военные власти не приняли их. Неизвестно, продолжалось ли производство после окончания войны, но есть данные, что несколько машин использовались в гражданских целях.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Rumpler 8D1 (D.I)

Назначение: истребитель

Компания-производитель: Rumpler Flugzeugwerke GmbH, Йоханнисталь, Берлин

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.IIIa, развивавший мощность 160 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,42 м
длина 5,75 м
площадь крыльев 16,66 м²

Вес:

пустого 615 кг
взлетный 805 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 180 км/ч
потолок 7600 м
продолжительность полета 2 ч

Вооружение: два синхронизированных 7,92-мм пулемета Maxim LMG 08/15

источник: JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «RUMPLER 8D1 (D.I)» L+K 07/07

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account