17
Опытная летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420. Франция

Опытная летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420. Франция

 

После распада СССР и открытия советских секретных архивов посвященные истории авиации периодическая печать и издательства оказались буквально заваленными информацией российских и украинских авторов. Статьи и книги постсоветских авторов содержали рассказы о неизвестных типах военных и гражданских самолетов, секретную информацию об испытаниях и проблемах новых типов машин, а также о нереализованных проектах и о прототипах, завершивших свою карьеру на этапе испытаний.

С учетом строгой секретности данных материалов во времена существования Советского Союза мы должны приветствовать их появление. В то же самое время эти материалы говорят нам об особых обстоятельствах, какие господствовали в СССР в данной области человеческой деятельности. Тем более удивительным является то, что время от времени появляются ранее неизвестные самолеты западного происхождения. Такой сюрприз нам предоставила французская летающая лодка SNCAC NC.420, рассказ о которой будет в данной статье.

В марте 1938 года французское адмиралтейство выпустило спецификации на новые самолеты морской авиации: как на машины берегового базирования, так и на машины, которые должны были базироваться на тяжелых кораблях – авианосцах и авианесущих кораблях. Среди выпущенных спецификаций была спецификация на тяжелые самолеты категории SB (surveillance de bord – палубный/корабельный разведчик), предназначенные для кораблей, оснащенных катапультами, способными запускать самолеты с взлетным весом не более 3500 кг. В те годы в состав ВМС Франции входил гидроавиатранспорт «Коммандан Тест» (porte-hydravions Commandant Teste), имев­ший общее водоизмещение 10 000 тонн и оборудованный четырьмя катапультами.

В июле 1938 года были выставлены требования к самолету нового типа. Машина должна была иметь продолжительность полета не менее 5 часов, оборонительное вооружение из двух пулеметов, максимальную скорость 250 км/ч и возможность нести 150 кг бомб. Экипаж машины должен был состоять из трех человек, а сам самолет должен был быть способен выполнять небольшое пикиро­вание. Самолет должен был иметь складывающееся крыло, и во время базирования на кораблях его размах не должен был превышать 4,8 метров.

Спецификация была выдана компаниям Breguet, Gourdou и SNCAC. Первые две предложенных машины были двухпоплавковыми гидросамолетами, тогда как объединением SNCAC (фактически это была национализированная компания Farman) была спроектирована летающая лодка NC.420, оснащенная двумя инвертированными шестицилиндровыми рядными двигателями C.M.B. Béarn 6D-07. В январе 1939 года адмиралтейство заказало по два прототипа NC.420 и его конкурента Breguet 792 (последние, правда, так никогда и не были построены). В июле 1939 года был утвержден макет NC.420, и начало войны привело к увеличению давления со стороны официальных лиц с целью скорейшего завершения постройки прототипов, их испытания и принятия на вооружение.

NC.420 был надежной летающей лодкой с широким корпусом для обеспечения необходимого водоизмещения при небольших размерах и значительном весе. Передняя часть корпуса лодки была весьма примечательной: в ней располагалась сильно сдвинутая вперед кабина экипажа, имевшая богатое остекление с «балконами» для обзора вниз. Сиденье пилота было смещено немного в левую сторону и также было оснащено «балконом».

Расположенные за гондолами двигателей внешние части крыла с помощью специальных мачт и тросов складывались назад и устанавливались вдоль фюзеляжа. Также к корпусу лодки прижима­лись и вспомогательные подкрыльевые поплавки.

Двигатели Béarn 6D-07 были сами по себе довольно необычными, поскольку в своем классе показали высокую производительность: на взлете они развивали по 390 л.с. (287 кВт), а на крейсер­ском режиме по 230 л.с. (170 кВт). В соответствии с требованиями спецификации под крылом летающей лодки можно было подвесить две 75-кг бомбы.

После разгрома Франции летом 1940 года ситуация резко усложнилась. Заключив перемирие с немцами, французы подписали приговор многим перспективным (и не очень) разработкам. Множество проектов пришлось остановить, а документацию по ним спрятать либо вообще уничтожить. Это же коснулось и проектов по категории SB.

Непосредственно на занятой немцами территории авианосцев не осталось, а под собственный авианосец «Граф Цеппелин» у них имелись совершенно другие наработки, причем на основе серийных машин. Так о NC.420 временно пришлось забыть.

Снова вспомнили о нем только в начале 1942 года. Каким-то чудом французам удалось доказать, что работы над NC.420 являются не менее важными, чем по другим самолётам, и в программу строительства новой техники на июль 1943 – июнь 1944 года была включена достройка прототипа и выпуск 15 серийных NC.420. Работы над летающими лодками должны были проводиться на авиа­заводе в Фуршамбо (Fourchamblaut), где шло серийное производство легких вспомогательных самолетов Siebel Si 204.

Решение вернуться к оставленной теме было не простым – к концу 1941 году французская морская авиация сильно уменьшилась количественно, причем не только из-за потерь на фронте. Из её состава за 1940-1941 годах успели вывести десятки устаревших самолётов, которые держались в строю только потому, что ввод в строй новых образцов сильно задерживался.

Постройка прототипа – естественно, под контролем оккупационных властей – была завершена в октябре 1942 года. Было принято решение перевезти самолет в Антиб (Antibes) на берег Средиземного моря, где произвести сборку самолета и его летные испытания. В Антибе была заброшенная база с ангаром уже не существовавшей компании Lioré et Olivier.

С планером и оборудованием самолета было все в порядке, но не хватало двигателей, так как в январе 1943 года расположенная в Жюрансоне (Jurancon), Аквитания, компания Béarn была закрыта оккупантами. Тем не менее, удалось получить два двигателя, которые прибыли в Антиб в апреле 1943 года.

В июле самолет был спущен на воду, чтобы проверить мореходность и маневренность на воде. В августе летчик-испытатель Люсьен Купе (Lucien Coupet) был готов поднять самолет в воздух, однако 16 августа конструктор и пилот Морис Юрель (Maurice Hurel) и еще несколько человек на прототипе легкого транспортного самолета вылетели из Канн и перелетели к союзникам в Алжир. Этот побег разозлил немцев, и они запретили дальнейшие полеты. Антиб тогда входил в итальянскую зону оккупации, и итальянцы также запретили полеты и другие виды деятельности.

Объединению SNCAC удалось перевезти свои опытные самолеты в цеха расположенной в Флейоске (Flayoscu), Прованс, заброшенной фабрики. Это было только начало долгого пути разобранного NC.420, которому пришло немало скитаться, перемещаясь с места на место. Анабасис летающей лодки завершился хранением в ангаре в Бордо-Мариньяне (Bordeaux-Marignane). Затем самолет был перевезен в Туссю-ле-Нобль (Toussus-le Noble), где встретил окончание войны. В этом городе самолет простоял до 1947 года, когда эта машина, интерес к которой давно исчез, была сдана на слом. К большому сожалению следует сказать, что за свою короткую и печальную карьеру этот самолет больше перемещался автомобильным и железно­дорожным транспортом, нежели по небу.

схема летающей лодки-разведчика SNCAC NC.420

схема летающей лодки-разведчика SNCAC NC.420 (Martin Salajka, L+K)

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

летающая лодка-разведчик SNCAC NC.420

вариант окраски летающей лодки-разведчика SNCAC NC.420

вариант окраски летающей лодки-разведчика SNCAC NC.420

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SNCAC NC.420

Назначение: летающая лодка-разведчик

Компания-производитель: Société Nationale do Constructions Aéronatiques du Centre (SNCAC), Бийанкур, окончательный монтаж выполнен в Антибе

Экипаж: 3 чел.

Размеры:

размах крыла 15,90 м
длина 11,20 м
высота 3,81 м
площадь крыла 34,00 м²

Масса:

пустого самолета 2895 кг
взлетная
• военная версия 3786 кг
• гражданская версия 4160 кг

Летные характеристики [расчетные]:

максимальная скорость
• на уровне моря 270 км/ч
• на высоте 1800 метров 300 км/ч
крейсерская скорость 240 км/ч
практический потолок 7120 м
дальность полета 1350 км

Количество изготовленных: 1 экз.


источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account