Содержание:
Предисловие редакции: В тридцатые годы XX века во Франции добились хороших успехов в разработке современных двухмоторных бомбардировщиков средней дальности. Среди создаваемых боевых машин в техническом отношении одними из лучших были машины семейства Amiot 340-370.
К удивлению многих посетителей, одним из самых аэродинамически чистых самолетов Парижского авиасалона 1936 года был двухмоторный самолет Amiot 341. Эта машина, разработанная конструкторским бюро под руководством Жана Кальви (Jean Calvy), представляла собой свободнонесущий высокоплан с убирающимися основными стойками шасси. Amiot 341 задумывался в качестве дальнего почтового самолета и имел просторный фюзеляж круглого поперечного сечения.
Поэтому никого не удивило, что вскоре после публичного дебюта Amiot 341 был переоборудован из почтового самолета в средний бомбардировщик. Всего год спустя – 6 декабря 1937 года – самолет под обозначением Amiot 340-01 впервые поднялся в воздух.
В конце марта 1938 года Amiot 340-01 был передан в испытательный центр французских ВВС (Center d’expertise aérenne militaire — CEAM), Виллакубле, где уже после первых официальных испытательных полетов были предложены некоторые модификации и улучшения. Данные изменения включали в себя изменения моторных гондол с целью снижения сопротивления.
В ноябре 1938 года машина получила расположенную за бомбоотсеком оборонительную позицию с одним подвижным 7,5-мм пулеметом. Хвостовое оперение также претерпело изменение и вместо однокилевого стало двухкилевым с шайбами на законцовках стабилизатора. Получив новое обозначение Amiot 351-01, машина продолжила летные испытания 21 января 1939 года и в феврале была снова передана в Виллакубле.
С лета 1938 года после внесения дополнительных предложений по улучшению конструкции в компании Amiot была проведена переделкой базовой конструкции Амиот 340-01. Результатом этих работ стал стандартный планер, на который можно было установить двигатели различных производителей:
-
-
- Amiot 350 с двумя 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y 28/29 (905 л.с. [675 кВт] на высоте 3345 метров);
- Amiot 351 с двумя 14-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14N 38/39 (939 л.с. [700 кВт] на высоте 3700 метров);
- Amiot 352 с двумя 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y50/51 (1086 л.с. [810 кВт] на высоте 3260 метров);
- Amiot 353 с двумя 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin III (1006 л.с. [750 кВт] на высоте 4956 метров) и модифицированным хвостовым оперением.
-
После появления более мощных двигателей Gnôme-Rhône 14N 48/49 был разработан проект Amiot 354. Как и Amiot 340-01, данный проект имел однокилевое хвостовое оперение. Проект с двигателями Merlin X получил обозначение Amiot 356.
Незначительные изменения
Основными отличиями серии Amiot 350 от прототипа Amiot 351-01 были незначительные изменения размеров – размаха крыла и длины, а также увеличение площади шайб вертикального оперения. Кроме того, застекленная кабина пилота была перенесена с левой стороны фюзеляжа на ось симметрии и продлена к задней части фюзеляжа. Предложенный компанией бомбардировщик Amiot 350 с двигателями Hispano-Suiza не получил дальнейшего развития, и Amiot 351, изготовленный летом 1939 года, стал первым серийным самолетом этой серии. Его первый полет состоялся 3 ноября 1939 года с аэродрома Орлеан-Бриси. Несколько дней спустя в качестве второй серийной машины за ним последовал Amiot 354. Этот самолет был отозван компанией-производителем для проведения ряда необходимых доработок, и в середине января 1940 года Amiot 354 продолжил свои летные испытания.
В 1938 году компания Amiot получила первые заказы на поставку следующих серийных самолётов: Amiot 351 (30 экземпляров), Amiot 353 (60 экземпляров) и Amiot 354 (40 экземпляров). В последующий период эти цифры продолжали расти, и после начала Второй Мировой войны портфель заказов компании Amiot составил 890 самолетов. В их число вошли 560 бомбардировщиков Amiot 352 и пять машин Amiot 356, оснащенных двигателями Merlin X.
Хотя из-за военной ситуации запуск в серийное производство новых бомбардировщиков был особенно актуальным, на начало 1940 года военно-воздушным силам было поставлено всего лишь пять самолетов. К марту 1940 года было обещано в общей сложности восемьдесят самолетов указанных версий. Однако было поставлено всего двенадцать самолетов, и темпы производства в последующий период ускорить не удалось. В конце мая 1940 года в составе французских ВВС было всего 57 самолетов, а именно семнадцать Amiot 351 B4 и сорок Amiot 354 B4.
К 20 июня военно-воздушные силы Франции неофициально получили 61 самолет серии Amiot 350. К этому числу были добавлены еще несколько самолетов, которые были переданы непосредственно авиагруппам. На 14 июня – непосредственно перед оккупацией Ле Бурже немецкими войсками – компания Amiot предоставила для официальной приемки еще семь машин. Один из этих самолетов смог сбежать в Оран, Северная Африка. Многие машины были потеряны во время боевых действий и в результате несчастных случаев при обучении экипажей.
Коммерческие самолеты для авиакомпании Air France
После расформирования четырех групп 21-й и 34-й авиаполков большая часть оставшихся бомбардировщиков компании Amiot была поставлена на хранение на различных авиабазах. Однако некоторые из них были капитально отремонтированы и переоборудованы в скоростные коммерческие самолеты для авиакомпании Air France. После установки на прототип Amiot 356-01 дополнительных топливных баков получил номер гражданской регистрации F-BAGP. В октябре 1941 года этот самолет вылетел из Мариньяна в свой первый рейс в Дакар, Западная Африка.
Позднее к нему присоединились Amiot 354 1 68 (F-BAGQ) и Amiot 370-01 (F-AREU). До ноября 1942 года эти машины регулярно совершали рейсы из Мариньяна во французские владения в Африке. Amiot 354 1 79 (F-BAGT) также был передан авиакомпании Air France вместе Amiot 351 (F-BAGS), но по различным причинам эти машины не эксплуатировались. Amiot 354 1 11 был переоборудован в личный самолет для адмирала Дарлана. После полной оккупации Франции в ноябре 1942 года немецкие войска обнаружили один Amiot 354, один Amiot 356 и два Amiot 351. Один из двух Amiot 351 был передан штабу 3-го воздушного флота (Luftflotte 3) для выполнения транспортных задач, а Amiot 356 получила эскадрилья 1./KG 200.
В конце 1946 года оставшиеся Amiot 354 были оснащены американскими двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp. Эта машина, получившая обозначение Amiot 364, использовалась базировавшейся в Виллакубле авиационной группой правительственной связи для стыковочных полетов.
Следует сказать, что в довоенный период и позднее существовал целый ряд интересных проектов, которые хотя и не пошли дальше стадии чертежной доски, но тем не менее, заслуживают упоминания. В первую очередь это касается разработанного в 1937 году проекта двухпоплавкового гидросамолета Amiot 170, предназначенного для действий над морем. Для борьбы с кораблями противника гидросамолет должен был нести авиаторпеды.
Во время Парижского авиасалона 1938 года ходили слухи о проекте Amiot 360 – скоростного бомбардировщика, оснащенного 24-цилиндровыми Н-образными двигателями Hispano-Suiza. В это же время появился проект гражданского дальнемагистрального самолета Amiot 360, оснащенной тремя двигателями HS-12. Также ряд проектов четырехмоторных самолетов, которые были основаны на первоначальном проекте Amiot 341. На июнь 1940 года – даты завершения боевых действий – один из данных проектов Amiot 380 B5 находился на стадии изготовления прототипа. Для этого стратегического бомбардировщика, взлетная масса м размах крыла которого составляли 16600 кг и 31 метр, было предусмотрено использование трех разных двигателей:
-
-
- Gnôme-Rhône 18 Lars, развивавших на высоте 5000 метров по 1180 л.с. (880 кВт);
- Hispano-Suiza 14 Aa, развивавших на высоте 4400 метров по 1073 л.с. (800 кВт);
- Hispano-Suiza 12 Y 21, развивавших на высоте 4000 метров по 905 л.с. (675 кВт)
-
Вариант с двигателями Gnôme-Rhône должен был быть самым быстрым. Согласно расчетам на высоте 5000 метров он должен был развивать максимальную скорость 518 км/ч. Максимальная бомбовая нагрузка Amiot 380 B5 составляла 1600 кг, а оборонительное вооружение состояло из 7,5-мм пулемета в носовой части фюзеляжа, 20-мм пушки в верхней части фюзеляжа и еще одной 20-мм пушки и 7,5-мм пулемета в башне на нижней части фюзеляжа.
В 1938-39 годах Жан Кальви работал над проектом дальнемагистрального авиалайнера, оснащенного четырьмя высотными двигателями HS 12Y 50/51, взлетная масса которого составляла 23000 кг. Данный проект, разработанный на основе бомбардировщика Amiot 380 B5, получил обозначение Amiot 410. Согласно расчетам, его максимальная дальность полета при крейсерской скорости 535 км/ч составляла почти 6000 километров.
Как уже упоминалось ранее, ни один из этих проектов, за исключением дальнего бомбардировщика Amiot 380 B5, не продвинулся дальше стадии чертежной доски. Тем не менее, все они демонстрируют огромный потенциал развития, который был заложен в базовой и исходной модели Amiot 341. Все серийные самолеты семейства Amiot 350 во многом были схожи по своей конструкции. Цельнометаллический фюзеляж-монокок имел круглое поперечное сечение; бомбардир размещался в хорошо застекленной передней части фюзеляжа и при необходимости имел в своем распоряжении 7,5-мм пулемет MAC 34 с боезапасом 500 патронов. Для бомбометания с горизонтального полета самолет оснащался прицелом Typs D-30 компании Dervaud-Bronzavia.
Мощное вооружение
За застекленной носовой оконечностью следовала центральная секция фюзеляжа с отсеком для вооружения и расположенной над ним кабиной экипажа с местами пилота (спереди) и стрелка (сзади). В бомбоотсеке могли размещаться боеприпасы различных калибров. Над бомбоотсеком на лафете с гидравлическим приводом SAMM AB 34 была установлена 20-мм пушка HS 404 с боезапасом 120 снарядов.
Кабина радиста располагалась непосредственно за бомбовым отсеком в нижней части центральной секции фюзеляжа. В его распоряжении был 7,5-мм пулемет MAC 34 с боезапасом 800 патронов. В задней части фюзеляжа находилось двухкилевое хвостовое оперение с горизонтальным оперением с хорошо выраженным углом поперечного V (Amiot 351 и Amiot 356). Рули высоты и направления имели силовой набор, изготовленный из легких сплавов, и полотняную обшивку.
Авиамоторы Gnôme-Rhône 14 N 48/49, установленные на моделях Amiot 351 и Amiot 354, представляли собой 14-цилиндровые двухрядные двигатели воздушного охлаждения с общим рабочим объемом 38,7 литров. Двигатели вращали цельнометаллические воздушные винты Ratier 1634/1635 диаметром 3,30 метра.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Amiot 354 B4
Назначение: средний бомбардировщик
Статус: серийное производство
Экипаж: 4 человека
Силовая установка: два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14N 48/49, развивавших на взлете мощность по 905 л.с. (675 кВт)
Размеры:
размах крыла 22,83 м
длина 14,50 м
высота 4,50 м
площадь крыла 67,50 м²
Масса:
пустого места: 4720 кг
с полной нагрузкой 6596 кг
максимальная взлетная 11316 кг
Удельная нагрузка на крыло: 168 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 4550 метров 480 км/ч
крейсерская скорость высоте 4550 метров 395 км/ч
время набора высоты 4550 метров 8,7 мин
дальность полета с 800-кг бомбами 2470 км
практический потолок 10000 м
Вооружение:
бомбовое (максимальная бомбовая нагрузка) – 1200 кг
стрелковое – 1 × 20-мм пушка HS 404, 2 × 7,5-мм пулемета MAC 34
источник: Hans Redemann/MG «Spätentwikler. Amiot 340-370» «Klassiker der Luftfahrt» 2003-01, Seiten 46-49
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opozdavshie-srednie-bombardirovschiki-amiot-340-370