Объект 414 образца 1944 года, а также Объект 414 образца 1945 года (Об. 415)
После отказа от изготовления опытного образца танка А-44, группа конструкторов конструкторского бюро ХТЗМ, с одобрения Александра Александровича Морозова, в середине 1944 года провела инициативную разработку проекта-наследника под обозначением Объект 414. Это должен был стать толстобронный скоростной маневренный танк принципиально нового типа с мощным артиллерийским вооружением. За основу был принят перспективный танк Объект 136 (Т-44), ТТХ которого был призван улучшить проект.
В предварительных ТТХ обозначалось следующее:
Длина танка — не более 6000 мм, ширина танка — не более 3500 мм, высота танка — не более 2500 мм, масса — не более 36 тонн.
Бронирование: лобовое бронирование корпуса — не менее 90 мм под углом 60 градусов, лобовое бронирование башни не менее 120 мм.
Вооружение: 85 либо 100-мм орудие, 2х7.62 мм пулемёта (курсовой и спаренный).
Двигатель: Дизель, не менее 520 л.с.
По полученный данным был создан проект Объекта 414 об. 1944 года следующего вида:
Боевая масса: 36 тонн
Длина танка с пушкой вперёд: 7100 мм
Ширина танка: 3400 мм
Высота танка: 2560 мм
Диаметр погона башни: 1700 мм
Экипаж: 4 человека — Командир/радист, наводчик, механик-водитель, заряжающий
Максимальная скорость: 55 км/ч
Запас хода по шоссе: 210 км
Бронирование, мм / градусы:
Spoiler
Вооружение:
В качестве основного вооружения было выбрано опытное 100-мм орудие С-34-I, проходившее в то же время испытание на танке Объект 701.
Оно сочетало огневую мощь и приемлемую массу, а также оснащалось дульным тормозом, что благоприятно сказывалось на нагрузки при выстреле танка. Орудие заряжалось унитарными снарядами, расчётный боекомплект составлял 34 снаряда. В качестве альтернативы рассматривалась установка 85-мм орудий ЗИС-С-53, Д-5Т, 100-мм орудие Д-10Т, ЗИС-100 или 122-мм орудий С-34-II, Д-25Т. Также на танке было установлено 2 пулемёта ДТМ калибра 7.62 мм — курсовым пулемётом, установленным в корпусе по ходу движения, управлял и обслуживал механик-водитель, а спаренным, установленный в одной маске с основным орудием, управлял наводчик. В башне предполагали установить также механический досылатель выстрела, а впоследствии — и одноплоскостной стабилизатор прицела.
На Объекте 414 была проведена модернизация механизмов управления огнем, аналогичная работам на танке Объект 136. Танк получил все новейшие достижения в данной области — ломающийся прицел, кнопочный электроспуск орудия и пулемета, объединенное управление ручным и моторным приводом поворота башни. Поворотный механизм башни управлялся от рукояти ручного поворотного механизма, что позволяло перейти с ручного на моторный привод башни, не отрывая руки от рукоятки поворотного механизма.
Таблица бронепробиваемости орудия С-34, аналогичная орудию Д-10*:
Дистанция, м.
Боеприпас Угол (град.) 500 1,000 1,500 2,000
БР-412 60 ГП=125 ГП=110 ГП=95 ГП=87
90 ГП=155 ГП=135 ГП=115 ГП=100
* — ГП — Гарантированное пробитие означает, что 80% осколков снаряда оказались за пробитым бронелистом.
Начальная скорость ББ снаряда — 880 м/с.
Углы вертикальной наводки орудия составляли:
— В диапазоне +/-30 градусов вращения башни от оси движения: -5…+20 градусов;
— В остальном диапазоне вращения башни: -7… +20 градусов.
Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-19 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15 000 м.
Ходовая часть:
Ходовая часть Объекта 414 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная.
Гусеница танка — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 80 траков — из 40 гребневых и 40 плоских. Расчётное удельное давление на грунт составило 0,9 кг/см²
Двигатель и трансмиссия:
На Объекте 414 планировался к установке V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-12А. Удельная мощность танка составила — 18 л.с./т.
Двигатель был доработан на базе двигателя танка Объект 701 — В-12: изменена система охлаждения и питания двигателя и общая компоновка двигателя для возможности установки его в моторный отсек Объекта 414. Воздухоочиститель нового типа перенесли из развала цилиндров к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Масляный и водяной радиаторы разместили горизонтально под крышкой моторного отделения в однородном воздушном потоке. Такая система охлаждения была более эффективной. При этом для обеспечения надежной работы пришлось ограничить предельную мощность двигателя до 650 л.с.
В трансмиссии танка использовали для передачи усилия от двигателя к перпендикулярно ему расположенной коробке передач новый агрегат — "гитару", редуктор с передаточным числом 0.7. За счет того, что число оборотов увеличилось, а передаваемые нагрузки уменьшились, коробка передач была сделана легкой и компактной.
Система питания двигателя включала три топливных бака общей ёмкостью 400 л, расположенных в моторном отделении справа от двигателя во внутренних надгусеничных нишах, и за отделением управления, а также три внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на надгусеничных полках, ёмкостью по 90 л топлива. На борту танка имелось напряжение в 12 и 24 вольта. Источник – 4 батареи аккумуляторного типа 6СТЭ-128, емкость батарей 256 А*ч. Электропроводка двухпроводная, внутри танка проложена в металлических экранирующих оболочках.
Средства связи и наблюдение:
Механик-водитель в не боевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался двумя перископическими смотровыми приборами дававшим ему широкий угол обзора. Командир танка, наводчик и заряжающий имели по одному прибору МК-4, являвшиеся копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор, которые размещались на крыше башни. Для наведения на цель использовался телескопический прицел ТШ-19. Кроме того, имелась свето-сигнализация.
Для внешней связи на Объекте 414 имелась радиостанция 9РС, размещавшаяся в башне танка позади командира танка в кормовой нише и оборудованная штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 9РС обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.
Особой интерес представляет компоновка проекта:
Компоновочная схема танка использовала кормовое изготовление боевого отделения. МТО по схеме – переднего расположения. Место водителя-механика слева в носовом отделении, изолированное от боевого отделения, справа расположен двигатель с механизмами трансмиссии. Башня с боевым отделением располагалась в задней части танка. Между отделением управления и боевым отделением располагались топливные баки и часть боеукладки. Также боеукладка располагалась вдоль левого борта боевого отделения, его задней части, а также в нише башни.
Расположение экипажа в башне также представляло интерес. В отличие от классической компоновки советских танков военных лет, командир танка и наводчик располагались справа от орудия в порядке: место наводчика в передней части башни, за ним находилось место командира, оснащённое командирской башенкой, за командиром устанавливалась рация 9РС. В левой части башни располагалось место заряжающего, откуда был свободный доступ к снарядам, расположенным, как в первоочередной боеукладке в нише башни, так и в боевом отделении. Такое расположение экипажа связано с особенностями компоновки орудия С-34. На крыше размешались два люка-лаза, один из которых стоял в крыше командирской башенки. Командирский люк имел вращающуюся крышу с одностворчатой крышкой. В задней части крыши располагался вентилятор боевого отделения.
В июле 1944 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет танка, который и был представлен на заседании заводского совета с присутствующими представителями РККА. Проект был новаторским и перспективным на момент создания, и при рассмотрении проекта было принято решение создать и испытать опытный образец танка Объект 414. Было изготовлено два бронекорпуса и один комплект деталей. На одном бронекорпусе планировалось проверить бронирование танка на предмет пробития снарядами основных калибров противотанковой артиллерии. Второй, полностью оснащенный опытный образец Объекта 414-1 подготовить для полигонных испытаний. Бронекорпус был готов к началу сентября, а опытный образец был собран и готов к испытания в середине сентябре 1944 года. Поскольку досылатель снарядов к тому моменту отсутствовал, в танк Объект 414-1 установили его макет.
Фото Объекта 414 на полигоне, внешние топливные баки сняты
По результатом обстрела первого бронекорпуса на полигоне в Кубинке определилось следующее:
Лобовое бронирование корпуса и башни выдерживает попадание немецких 75-мм орудий и 88-мм орудия KwK 36 L/56, а также советских 76 и 85-мм орудий на любой дистанции. Однако борт танка пробивается и 75-мм и 88-мм орудиями с дистанции, соответственно 600 и 900 м.
Лобовое бронирование корпуса и башни выдерживает попадание калиберного боеприпаса немецкого орудия 88-мм KwK 43 L/71 на дистанции более 1000 м, советских 100-мм и 122-мм орудия на дистанции 900 м, а также попадание калиберного 128-мм снаряда орудия PaK 44 на дистанции более 2000 м.
В конце сентября — начале октября проходили полевые испытания Объекта 414-1 сначала на заводском, а потом на танковом полигоне в подмосковной Кубинке. В их ходе танк проходил пробеги по пересечённой местности, совершал длительные марши, преодолевал брод глубиной до 1.2 метров, ров шириной до 2.5 метров, поднимался на склоны с уклоном до 30о, а также проводились тестовые стрельбы из различные положений, в том числе и на ходу. В результатах испытаний было отмечено:
Максимальная скорость составила — 56 км/ч;
Средняя скорость по пересечённой местности — 30-35 км/ч;
Запас хода по дороге — 200-240 км;
Запас хода по пересечённой местности — 175-190 км.
В качестве достоинств отмечалось: хорошая подвижность и проходимость танка, простота управления им, удачное размещение экипажа в башне, высокая мощь и точность орудия, эффективная работа дульного тормоза, большая дальность хода без заправки топливом.
В качестве недостатков отмечалось: Конструкция орудийной люльки оказалась недостаточно прочной, "слезились" противооткатные приспособления. Неудовлетворительная работа двигателя, он часто перегревался, глох. Из-за размещения механика-водителя рядом с моторным отсеком, отмечалось неудовлетворительное качество работы в отделении управления, а стрельба по ходу движения танка возможно только при закрытом люке отделения управления, для защиты механика-водителя от пороховых газов исходящих при выстреле. Из-за длины унитарного боеприпаса, работа заряжающего была затруднена, и установленный макет механизма досылания тоже сильно затруднил работу заряжающего. Также отмечалось, что при стрельбе при повороте башни назад заряжающему был затруднён доступ к снарядам, расположенным в передней и левой части боевого отделения,
Отдельно отмечалось, что при стрельбе из орудия в повернутом положении башни с борта в диапазоне поворота от +35 до +125 и от -35 до -125 градусов (условное — от 1 до 4 часов и 8 до 11 часов) отмечалось сильное раскачивание танка от выстрела. Испытатели рекомендовали усилить подвеску в задней части танка, для компенсации этого эффекта.
11 октября 1944 года, во время очередного пробега, случилось ЧП — двигатель танка, уже выработавший срок, загорелся. Несмотря на действия своевременно покинувших машину танкистов, локализовать и потушить возгорание не удалось. Танк полностью сгорел. Это поставило крест на его дальнейших испытаниях, и именно поэтому не сохранилось опытного экземпляра. Сгоревший остов танка был отправлен на переплавку.
В заключении об обстреле бронекорпуса и полевых испытаниях содержалось следующие:
"…в проекте имеются следующие неоспоримые преимущества:
1. Лобовое бронирование на уровне серийных тяжелых танков, при значительно более низкой массе;
2. Мощное вооружение, обеспечивающее гарантированное поражение противников на дистанции до 1000м;
3. Повышенная проходимость и управляемость. Благодаря размещению боевого отделения сзади, удалось преодолеть проблему утыкания ствола при езде по пересечённой местности;
4. Танк имеет хорошую удельную мощность и подвижность;
5. Большая дальность хода без дозаправки.
Но имелись значительные недостатки:
1. Несмотря на то, что танк базировался на отработанных узлах средних и тяжелых танков, развёртывание производство абсолютно новой машины в военное время было бы нецелесообразно. Также было бы затруднено освоение новой машины в войсках из-за необычной компоновки проекта;
2. Неудовлетворительное качество работы двигателя. Недостаточная надежность двигателя и низкая эффективность системы охлаждения;
3. Из-за размещения трансмиссионого отделения в передней части корпуса, обслуживание трансмиссии было сильно затруднено;
4. Из-за размещения отделения управления рядом с двигательным отделение привело к неудовлетворительной работе механика-водителя в бою и при длительных маршах
5. Невозможно проводить стрельбу из основного орудия при открытом люке отделения управления без повреждения здоровья механика-водителя, так как из-за работы дульного тормоза пороховые газы сильно воздействуют на крышу МТО и отделения управления…"
Из-за сложности развертывания производства в военное время, а также из-за других недостатков проекта, после рассмотрения результатов испытаний было принято решение об отказе серийного производства Объект 414. Но это не конец истории танка, в следующем году конструкторы предприняли попытку модернизации танка, она имела наименование Объект 414 образца 1945 года, или Объект 415.
Также наработки по нему были использованы при проектировании и создании других танков ХТЗМ — Объекта 416, Объекта 430 Вариант II, башня Объекта 414 была использована при создании танка Т-34-100, а общая компоновка была использована при создании ПТ-САУ СУ-101.