Восстановление русского флота после катастрофы 1904-1905 годов началось с полной смены высших должностных лиц и перестройки системы управления флотом.Очистившись от старого и обобщив опыт войны и зарубежные достижения ,стало возможным приступить к постройке новых кораблей. В июне 1912 года была принята программы усиленного судостроения на 1912—1916 годы . Тандем морского министра И. К. Григоровича и главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета А. Н. Крылова привел к созданию целого ряда удачных кораблей,на полвека ставших основой нашего флота.
Одним из проектов стали легкие крейсера типа «Светлана» .4 корабля были заказаны для Балтийского флота,но к 1917 году они еще находились в стадии постройки.
Головной крейсер строился «Русско-Балтийским судостроительным и механическим акционерным обществом» в Ревеле. 28 сентября (11 октября) 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана» .Закладка состоялась 11( 24) ноября 1913 года в присутствии морского министра ,но фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года .Котлы и турбины крейсера должна была поставить германская фирма «Вулкан»,но после начала мировой войны пришлось искать поставщиков на английских и русских заводах. 28 ноября 1915 г. спущен на воду. К ноябрю 1916 года общая готовность крейсера «Светлана» составляла: по корпусу — 81 %, по механизмам — 75 % ,отсутствовали трубопроводы и часть вспомогательных механизмов,заказанных на других заводах.
Падение Риги создало угрозу захвата германскими войсками и Ревеля. Во второй половине ноября 1917 года по распоряжению Морского министерства крейсер «Светлана» на буксире ледокола «Тармо» отбуксировали в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. На борту вывезли все детали и материалы ,а также оборудование заводских мастерских.
Планировалось ввести крейсер в строй в 1919 году. Однако интервенция,гражданская война, ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали эти планы неосуществимыми. В конце марта 1918 года в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР о демобилизации военной промышленности Морское министерство приняло решение о прекращении достройки крейсера «Светлана».
После завершения гражданской войны дошли руки и до флота. В течение семи лет крейсер находился у стенки Адмиралтейского завода в законсервированном состоянии. Почти достроенный крейсер по расчетам требовал всего несколько месяцев для завершения,но это при нормально работающих верфях и смежниках. А восстановление судостроительной промышленности шло параллельно.
В ноябре 1924 года “Светлану” перевели к стенке Балтийского завода для достройки. За время вынужденного длительного хранения законсервированные корпус, надстройки, оборудование и механизмы крейсера покрылись грязью и ржавчиной, часть материалов, оборудования и вооружения, складированных на борту еще в Ревеле, было утрачено. Одновременно с очисткой крейсера от грязи и ржавчины была начата разработка чертежей частичной модернизации корабля по заданиям, выданным Управлением ВМС РККА. 5 февраля 1925 года приказом по Морским силам РККА крейсеру было дано новое название “Профинтерн”. В честь международной организации революционных профсоюзов.
Из-за ограниченности ресурсов Советом Труда и Обороны было принято решение достраивать корабль по первоначальному проекту с частичной модернизацией. Четыре устаревшие 63-мм пушки заменили девятью 75-мм зенитными орудиями системы Меллера с углом возвышения 70° и увеличили боезапас к ним. На юте установили три 3-трубных поворотных 450-мм торпедных аппарата дополнительно к двум подводным аппаратам. Крейсеру был придан гидросамолет-разведчик. Для его размещения между 2-й и 3-й трубами оборудовали специальную площадку. Для подъема самолета и спуска его на воду установили кран-балку. Дополнительное вооружение,боезапас,экипаж,запас воды и припасов увеличили водоизмещение до 8170 тонн. Изменились и основные размерения корабля.
26 апреля 1927 г. корабль был предъявлен к испытаниям.Несмотря на увеличенное водоизмещение, на испытаниях крейсер развил скорость свыше 29 узлов при мощности турбин 59 200 лошадиных сил . 1 июля 1928 г. крейсер «Профинтерн» вступил в состав Морских сил Балтийского моря .
Крейсер ‘Красный Крым’, осень 1943 г:
«Красный Крым» («Светлана»,с 5.2.1925 — «Профинтерн», с 31.10.1939 —«Красный Крым», с 7.5.1957 — «ОС-20», с 18.3.1958 —«ПКЗ-144») Строительство начато 24 ноября 1913. Спущен на воду 28 ноября 1915. Введён в эксплуатацию 1 июля 1928. Выведен из состава флота июль 1959
Водоизмещение стандартное 6833 т, полное — 7999 т.; длину 158,4 м, ширину 15,36 м, осадку 9,65 м, мощность механизмов (четыре турбины) 46300 л.с., скорость хода максимальную 29 уз, экономическую — 14 уз, дальность плавания 1200 миль. Вооружение (по состоянию на 1942 год): 15 (15×1)130-мм (9 палубных, 6 казематных) , 6 — 100 мм (три спаренные установки «Минизини»), 4 — 45-мм и 10 — 37-мм орудий, 7 — 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата , 2 бомбомета . Крейсер мог принять на палубу до 90-100 мин КБ, 10 больших и 20 малых глубинных бомб. Бронирование: борт 25–75 мм, палубы 20 мм, боевая рубка 75-125 мм, щиты орудий ГК — 25 мм. Экипаж 852 человека.
*на 1943
В 1929 году крейсер «Профинтерн» был оборудован для приёма и транспортировки гидросамолёта. Спуск на воду и подъём самолета осуществлялся кран-балкой. С юта был демонтирован кормовой торпедный аппарат.
В 1930 году, в Севастополе, крейсер «Профинтерн» дооборудовали дополнительной парой трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов, установленных на верхней палубе побортно на специальных спонсонах.
1935—1938 годы — капитальный ремонт и модернизация. Установлены 100-мм зенитные орудия системы Минизини, взамен частично демонтированных 75-мм зениток образца 1928 года, зенитные полуавтоматические 45-мм пушки 21-К, зенитные пулемёты ДШК. Полностью модернизировано торпедное вооружение крейсера: вместо четырёх трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов были установлены два новейших трёхтрубных 533-мм аппарата и демонтированы подводные траверзные торпедные аппараты. Главные котлы переведены на жидкое топливо.
Летом 1941 года, во время ремонта, была установлена система размагничивания корпуса ЛФТИ.
В конце 1941 года вместо кормовой пары пушек 21-К были установлены 12,7-мм зенитные пулемётные установки «Виккерс».
В 1942 году часть пушек 21-К была заменена новыми 37-мм зенитными автоматами 70-К.
Во время ремонта 1943—1944 годов вместо оставшихся 45-мм пушек 21-К поставлены два 37-мм автомата 70-К.
В ходе эксплуатации изменялись также высота мачт,расположение постов,дальномеров и прожекторов.
Корпус крейсера был разделен водонепроницаемыми продольными и поперечными переборками,второе дно было на всю длину корпуса,а тройное-на отдельных участках,в т.ч. под машинами.Надводная высота борта- в носу — 7,6 метра, на миделе — 3,4 метра и в корме — 3,7 метра.
Энергетическая установка корабля состояла из четырех паровых турбин системы «Кёртис—АЭГ—Вулкан»,проектной мощностью 10700 л.с.,при форсировке-около 14 000 л.с. и четырех универсальных и девяти нефтяных котлов типа «Ярроу — Вулкан» . Каждая из четырех турбин работала на свой гребной вал. Две носовые турбины работали на правый и левый внешние валы, а две кормовые турбины — на левый и правый внутренние валы. Такая компоновка повышала живучесть корабля и энергетической установки и обеспечивала хорошую маневренность. Проектная скорость при мощности 50 000 лошадиных сил составляла 29,5 узлов. Нормальный запас топлива около 370—500 тонн нефти и 130 тонн угля обеспечивал шестнадцатичасовой пробег при скорости 29,5 узлов (470 морских миль) и двадцатичетырёхчасовой пробег при скорости 24,0 узлов (576 морских миль).
Бронирование обеспечивало защиту от артиллерии калибром до 150 мм-(эсминцев и легких крейсеров).Весь корпус по периметру охватывал 25 мм пояс высотой 2,25 метров. Ниже него шел главный броневой пояс толщиной 75 мм -почти по всей длине, из плит цементированной крупповской стали высотой 2,1 метра. Нижняя часть главного броневого пояса опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра . Боевая рубка имела вертикальные 75-мм бронеплиты, бронированные крышу и подшивку толщиной 50 мм. Все элеваторы подачи боеприпасов к орудиям имели броневые кожухи крупповской стали толщиной 25 мм. Настил нижней и верхней палуб имел толщину 20 мм.
На ноябрь 1943 года экипаж лёгкого крейсера «Красный Крым» состоял из 48 офицеров, 148 старшин и 656 рядовых краснофлотцев — всего 852 человека.
Вооружение на ноябрь 1943 года было представлено 15 орудиями 130-мм/ 55 Б-7 образца 1913 года. Угол вертикального наведения орудий составлял от −5° до +30°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 2625 выстрелов .
Крейсер имел многочисленное зенитное вооружение-
-три спаренных 100-мм /47 установки системы Минизини итальянского производства. Одна установка была на баке, две — на корме побортно. Угол вертикального наведения орудий составлял от −5° до +78°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 1621 выстрел.
-четыре полуавтоматических 45-мм /46 зенитных орудия 21-К, установленные по два на борт в задней части полубака между первой и второй дымовыми трубами. Угол вертикального наведения орудий составлял от −10° до +85°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 3050 выстрелов.
-десять автоматических 37-мм /62,5 зенитных орудия 70-К. Угол вертикального наведения орудий составлял от −10° до +85°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 10 440 выстрелов.
-две счетверённых 12,7-мм зенитных пулемётных установки Виккерс, установленные побортно на кормовой надстройке. Суммарный боезапас — 24 000 патронов.
-четыре 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК образца 1938 года. Суммарный боезапас — 11 930 патронов.
Торпедное вооружение крейсера состояло из двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов 39-Ю первой серии. Боекомплект представлял собой шесть торпед типа 53-38, находившихся в аппаратах.Противолодочное вооружение было представлено шестью совками для глубинных бомб типа М-1 и двумя тележками для глубинных бомб типа Б-1. Запас бомб составлял: десять глубинных бомб Б-1 и двадцать — М-1.Корабль мог принять на верхнюю палубу до 90 мин типа КБ-3 или до 100 морских мин образца 1926 года.
Новый крейсер сразу включился в учебные походы,Балтийский флот разминал мышцы после многолетней консервации. 6-12 августа 1928 года под флагом Председателя РВС Ворошилова он посетил юго-запад Балтики,через год вместе с «Авророй» и четырьмя эсминцами совершил заграничный поход,побывав в германском Свинемюнде. Это был первый зарубежный поход боевых кораблей СССР.
22 ноября 1929 года командование флота с целью продлить учебный сезон отправило в дальний поход Практический отряд Морских сил Балтийского моря в составе линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн». Маршрут был запланирован от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно.Заправку планировали производить в море,а посещать только Неаполь. Командиром отряда стал командующий бригадой линейных кораблей Балтийского моря Л. М. Галлер.
В Бискайском заливе отряд попал в жестокий зимний шторм 10-12 баллов. Крен крейсера достигал 40°. «Профинтерн» получил значительные повреждения , принял до 400 т воды. Кораблям пришлось зайти во французский Брест и производить ремонт своими силами.Шторм продолжался . Попытка выйти в море закончилась неудачно. Шторм достиг ураганной силы — ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной — 100. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн разрушилась носовая наделка, корабли были вынуждены вернуться в Брест и пережидать шторм в течение двух недель.
Пройдя Гибралтар,отряд посетил Кальяри на Сардинии,только здесь местные власти разрешили увольнения команд на берег и даже организовали футбольный матч с местной командой.А с 9 по 14 января корабли находились в Неаполе, где их посетил А. М. Горький.
С учетом состояния кораблей и экипажей после тяжелого перехода,командование отменило возвращение на Балтику и разрешило отряду идти в Севастополь на ремонт и отдых.
18 января 1930 г.,за 57 дней пройдя 6269 миль , линкор с крейсером вошли в Севастополь. В итоге от возвращения кораблей на Балтику отказались,они были включены в состав Морских Сил Черного моря.
«Профинтерн» был включен в состав МСЧМ (с 11 января 1935 г. — ЧФ) 9 марта 1930 г. Он вошел в дивизию (с 1932 г. — бригаду) крейсеров вместе с линкором «Парижская Коммуна», крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ» (достраивался в Николаеве) . В 1932-1934 гг ,кстати ,командиром крейсера был будущий главком ВМФ СССР адмирал Юмашев И. С. .
В октябре—ноябре 1933 г. «Профинтерн» снова возил Ворошилова,на этот раз по Черному морю.Тот на турецком пароходе «Измир» наносил официальный визит в Стамбул на празднование 10-летия дружественной тогда кемалистской Турции. Сопровождал делегацию и систершип «Профинтерна»-крейсер «Червона Украина».
В 1935-38 гг на Севморзаводе крейсер прошел очередной ремонт и модернизацию. Была усилена зенитная артиллерия-вместо 75-мм пушек установили три спаренные 100-мм установки системы Минизини и шесть 45-мм пушек. Оба торпедных аппарата перенесли на шкафут.
22 июня 1939 г. «Профинтерн» как и вся бригада крейсеров, был включен в состав формируемой эскадры ЧФ.
В 1939 году в очередной раз поменяли имя,в связи с расформированием в 1937 году Профинтерна, 31 октября 1939 года крейсер стал «Красным Крымом».
Бригада крейсеров приобрела ,наконец,идеологическую цельность- «Красный Кавказ» , «Червона Украина», «Красный Крым» . Этюд в красных тонах.
К началу войны крейсер «Красный Крым» вместе с «Красным Кавказом » и «Червоной Украиной », а также 1-м дивизионом эсминцев типа «Новик» и 2-м дивизионом эсминцев типа «Гневный» входил в бригаду крейсеров .
22 июня 1941 года крейсер находился на текущем ремонте на Севморзаводе (с мая,завод №201).Ремонт завершили 16 августа и уже 21 августа «Красный Крым», в сопровождении эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» направился в Одессу. Корабли доставили более 1000 моряков-добровольцев и 120 т грузов. Наступающие на город румынские войска получили 462 снаряда главного калибра. Вечером 23-го на крейсер были приняты работники Одесского банка и 60 мешков денег,которые уже утром были выгружены в Севастополе.
Под Одессой, крейсеру довелось принять участие в высадке первого черноморского десанта. В середине сентября 1941 года командованием Одесского оборонительного района при участии командования Черноморского флота был разработан план контрудара . Частью плана была высадка тактического десанта силами до одного полка в районе села Григорьевка, в 16-ти километрах от линии фронта . 21 сентября в Казачьей бухте Севастополя на корабль были приняты два батальона 3-го полка морской пехоты — 1109 человек. 22 сентября в 1.14 отряд кораблей , состоящий из крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Бойкий», «Безупречный» и «Беспощадный» , прибыл в район Григорьевки. В 1.40 началась высадка десанта с помощью барказов,а потом и канлодки «Красная Грузия» . Крейсер два с половиной часа с перерывами перепахивал румынские позиции, выпустив 273 130-мм и 250 — 45-мм снарядов. К вечеру 22 сентября десантники и войска Приморской армии разгромили две румынские пехотные дивизии ,десантом была захвачена батарея 150 мм орудий.
С октября 1941 года «Красный Крым» активно участвовал в обороне Севастополя.2 октября он привез пулеметный батальон из Батуми в Феодосию,а 30 октября доставил в Севастополь из Новороссийска батальон морской пехоты .
28 октября бригада крейсеров была расформирована, а крейсера подчинены непосредственно командующему эскадрой ЧФ.
В ночь на 1 ноября 1941 года основной отряд кораблей флота ушёл из Севастополя. Для артиллерийской поддержки войск Севастопольского оборонительного района были оставлены крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и несколько эсминцев.
Утром 2 ноября Севастополь и стоящий в гавани крейсер подверглись налету немецкой авиации.К счастью это были не пикировщики,обошлось 5 ранеными при близких разрывах. 3 ноября «Красный Крым», приняв 350 раненых, 75 раненых военнослужащих, 100 эвакуируемых из семей военнослужащих,все документы и имущество штаба ЧФ, имущество эвакуируемого минно-торпедного отдела ЧФ и Крымского обкома ВКП (б) (30 торпед, 1800 приборов Обри, запчасти торпед и инструмент всего 100 ящиков) , в 18.27 вышел из Севастополя, 4 ноября частично разгрузившись в Туапсе,а 6 ноября в Батуми.
10 ноября «Красный Крым» выполнил три стрельбы главным калибром: по дальнобойной батарее противника в районе Качи (81 снаряд)на 85 кбт (батарея противника была разрушена) и по пехоте противника в районе Инкермана (31 снаряд) и в районе деревни Дуванкой (20 снарядов).При отражении немецкого налета зенитная сорокапятка сбила немецкий самолет.
11 ноября немцы начали первое наступление на Севастополь,«Красный Крым»отстрелял по штурмующим 105 снарядов.Утром 12 ноября стоявшие в порту корабли подверглись массированным налетам бомбардировщиков «юнкерс-88»-сперва 6 самолетов безуспешно отбомбились,а в 12-00 вторая волна из 28 пикировщиков добилась успеха .Погиб крейсер «Червона Украина» , тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный». «Красный Крым» остался невредим.Зенитчикам плотным огнем удавалось держать самолеты на расстоянии,за день они израсходовали 221 100-мм и 497 45-мм снарядов.
Налеты 13 и 14 ноября крейсеру также удалось отбить. 14 ноября на корабль были погружены курсанты учебного отряда ЧФ — 600 человек, личный состав и имущество СНиС ЧФ, санитарного отдела ЧФ, управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с прокуратурой и трибуналом Крыма, разведотдела ЧФ, семьи военнослужащих. Ночью корабль, приняв 350 раненых, 217 военнослужащих, 103 гражданских, 105 т. груза, вышел из Севастополя. На рассвете он взял на сопровождение транспорт «Ташкент» и 17 ноября пришел в Туапсе.
Следующим рейсом, утром 28 ноября, «Красный Крым» и эсминец «Железняков» доставили из Новороссийска 1000 бойцов и командиров пополнения для Приморской армии.За несколько дней в Севастополе крейсер провел 11 стрельб по немецким позициям,израсходовав 455 снарядов.Максимальная дальность в 120 кбт была достигнута искусственным креном в 3 ° на левый борт. В результате огнем крейсера уничтожено до батальона пехоты.
5 декабря, приняв 296 раненых и 72 эвакуируемых пассажира, «Красный Крым» в 16.20 вышел из Севастополя. Утром к нему присоединились еще два транспорта,которых он довел до Туапсе.
Утром 10 декабря крейсер вместе с транспортами «Калинин» и «Димитров» вышел из Поти на Севастополь с войсками. После разгрузки сразу вернулся в Новороссийск.
17 декабря войска Манштейна начали второй штурм Севастополя и Ставка срочно отправила на помощь городу резервы.Вечером 20 декабря «Красный Крым» с 1680 бойцов и командиров 79-й особой стрелковой бригады в составе конвоя (крейсер «Красный Кавказ» (флаг комфлота Ф.С.Октябрьского), лидер «Харьков», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник») вышел из Новороссийска. Прорываться пришлось днем. У Херсонесского маяка крейсер атаковало 6 «мессершмиттов-110»,сбросивших 6 бомб. Зенитчики опять не дали немцам прицельно отбомбиться .
После разгрузки крейсер провел пять стрельб по выявленным целям,выпустив 171 снаряд.Вечером,22-го,приняв раненых,в сопровождении эсминца «Незаможник» ушел в Туапсе,по дороге обстреляв еще раз немецкие позиции 77 снарядами. Цели ему подсветили береговыми огнями.
По возвращении крейсер включили в отряд поддержки десанта Керченско-Феодосийской операции.Вечером 25 декабря «Красный Крым» с эсминцем «Шаумян» вышли из Новороссийска в район Керченского пролива. Обстреляв порт Феодосии и не дождавшись десантного отряда,корабли вернулись в Новороссийск.28 декабря крейсер принял на борт 2000 бойцов 9-го стрелкового корпуса, 2 миномета, 35 т боеприпасов, 18 т продовольствия. Отряд в составе «Красного Крыма»,»Красного Кавказа» и трех эсминцев ранним утром 29 декабря начал высадку на побережье.
За время высадки в корабль попало 8 снарядов и 3 мины, он получил две пробоины в бортах и множество мелких пробоин в рубках, надстройках и трубах, возникли два пожара. Пробоины заделывались, пожары быстро ликвидировались. Были выведены из строя три 130-мм орудия, из состава экипажа и десанта убиты 18 и ранены 46 человек.Прикрывая высадку, корабль вел огонь прямой наводкой по огневым точкам и скоплениям войск противника в порту и городе, в районе мыса Ильи. Две батареи были уничтожены, одна подавлена. Крейсер израсходовал 318 130-мм и 680 45-мм снарядов.Утром начались налеты немецкой авиации. Крейсер был атакован 11 раз, но только в трех случаях бомбы легли в 10–15 м от корабля. Осколки бомб сделали 50 мелких пробоин. Ночью «Красный Крым» стал на якорь.
30 декабря крейсер ушел в Туапсе за подкреплением. 1 января 1942 г., приняв 260 человек и 40 т грузов, вышел в Феодосию. 2 января он уже выгружал войска и одновременно огнем поддерживал десант.
«Красный Крым» 8 января доставил в Феодосию еще 730 бойцов и командиров, 45 т грузов из Новороссийска. В январе 1942 Черноморский флот для отвлечения противника, атакующего Феодосию, высадил три тактических десанта в районе Судака, в двух из них — 15 и 25 января — участвовал и «Красный Крым».
В ночь с 21 на 22 января на Туапсе обрушился бора. Утром 22 января волнами был сорван со швартовых крейсер «Молотов», стоявший у соседнего пирса.Якорь-цепь лопнула, крейсер ветром и волнами стало разворачивать на 180°. Поданые на «Красный Крым» швартовы лопнули. «Молотов» форштевнем прочертил по борту «Красного Крыма» развернув орудие и ударом в борт утопил стоявший далее танкер «Кремль».
Высадка десанта в Феодосии ослабила немецкое давление на Севастополь. 14 февраля крейсер доставил в Севастополь 1075 человек маршевых рот,35 штабистов ЧФ и 35 т груза. 19 февраля на корабле побывал писатель-маринист Леонид Соболев. 22 февраля из Севастопольской бухты «Красный Крым» обстрелял немцев в районе Шули. 24 февраля в 11.40 крейсер атаковали семь Ju-88. Зенитчики своевременно поставили огневую завесу и «заговоренный» крейсер опять не имел повреждений,все бомбы упали мимо.Вечером вместе с эсминцем «Шаумян» крейсер ушел в Туапсе.
Утром 27 февраля «Красный Крым»и эсминец «Шаумян» доставили из Новороссийска в Севастополь 674-й артиллерийский противотанковый полк: 500 бойцов и командиров, 20 76-мм пушек, 20 т боезапаса. 28 февраля «Красный Крым» 60 выстрелами подавил две немецкие батареи.После неудачной попытки высадки отвлекающего десанта в Алупке,командование направило крейсер в Поти.
Катастрофа Крымского фронта вынудила основное внимание уделить Севастополю- 11 марта «Красный Крым» в охранении эсминца «Свободный» доставил из Поти в Севастополь 180 т снарядов и мин,обратным рейсом в охранении эсминца «Шаумян» забрав 246 раненых и четыре тела 305-мм орудий для линкора «Парижская Коммуна» .
16 марта крейсер доставил севастопольцам еще 165 т боеприпасов, 20 т продовольствия, 150 аэростатов заграждения, и 293 бойца и командира и танкеры «Серго» и «Передовик». Конвой 11 раз атаковали бомбардировщики и 1 раз торпедоносцы, было сброшено 50 бомб, но ни одна в цель не попала. В Севастополе на крейсер погрузили еще четыре ствола 305-мм орудий.
Беспрецедентная интенсивность использования корабля потребовала ремонта механизмов. Ремонт произвели в Батуми с 25 марта по 23 апреля 1942 г. После этого,с 24 апреля по 1 мая «Красный Крым» совершил еще два рейса в Севастополь, доставил 130 т боеприпасов, 2500 человек пополнения и вывез 90 раненых и 100 эвакуированных. Налеты немецкой авиации на стоянке и в море были традиционно безрезультатны.
Всего за период с 22 июня 1941 г. по 1 мая 1942 г. «Красный Крым» при отражении атак авиации израсходовал 1336 100- мм и 2288 45-мм снарядов.
14 мая 1942 года «Красный Крым» привез в Севастополь 2126 бойцов и командиров, 80 т боеприпасов и забрал 473 раненых .
3 июня,доставив маршевые роты, вывез 275 раненых и 1998 эвакуируемых.
Больше возможности прорваться в Севастополь даже у самого удачливого крейсера не представилось.
«Красный Крым» стал самым активным кораблем флота ,обеспечивающим связь осажденного Севастополя с Большой землей. С февраля по май 1942 года он семь раз прорывался в главную базу .
За смелые и решительные действия при высадке десантов в Григорьевку, Феодосию и Судак, за мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 18 июня 1942 г. приказом Наркома ВМФ № 137 экипаж крейсера «Красный Крым» был удостоен гвардейского звания.
За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсера «Красный Крым» удостаивается звания «гвардейский».
15 июля 1942 г. «Красный Крым» вошел в состав вновь сформированной бригады крейсеров.
26 июля в день Военно-Морского флота контр-адмирал Н.Е. Басистый вручил командиру корабля капитану 1 ранга А.И. Зубкову гвардейский флаг.
В конце июля 1942 немцы начали наступление уже на Северном Кавказе. Эвакуация началась в Новороссийске ,с 5 по 17 августа, «Красный Крым» совершил четыре рейса, доставляя из Новороссийска в Батуми эвакуируемых и ценные грузы, а в Туапсе части 32-й гвардейской стрелковой дивизии. В течение месяца гвардейский крейсер «Красный Крым» и эсминец «Незаможник» вывезли в Туапсе более 10000 человек и свыше 1000 тонн грузов.
С 28 августа по 6 октября 1942 крейсеру пришлось встать на очередной ремонт.
Немцы уже подошли к Туапсе. 21 октября «Красный Крым» с эсминцами «Беспощадный» и «Сообразительный» доставили из Поти в Туапсе 3350 бойцов, 11 орудий и 47 минометов. 2 декабря «Красный Крым» в сопровождении эсминца «Незаможник» доставил из Батуми в Туапсе части 9-й горно-стрелковой дивизии.
За период обороны Кавказа с июля по декабрь 1942 года корабли эскадры, в которую входил «Красный Крым» перевезли 47 848 бойцов и командиров РККА с вооружением и около 1 тысячи тонн военных грузов.
В апреле 1944 г. А.И. Зубков был назначен командиром крейсера «Мурманск» преданного США в счет итальянских репараций. Командиром «Красного Крыма» становится капитан 1 ранга П.А. Мельников.
С 15 мая по 17 августа 1944 г. крейсер прошел плановый ремонт в Поти. При этом был применен метод неполного докования в 5000-тонном доке. Находившийся в доке крейсер посетил нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. В ноябре 1944 г. эскадра Черноморского флота перебазировалась в освобожденный Севастополь. 4 ноября в 9.00 крейсер вышел из Поти вместе с линкором «Севастополь» в охранении пяти эсминцев («Незаможник», «Железняков» «Летучий», «Легкий», «Ловкий») и 8 «больших охотников». 5 ноября в 8.00 корабли соединились со вторым отрядом из двух крейсеров и трех эсминцев. В 8.50 на флагмане был поднят сигнал «Красному Крыму» быть головным». Крейсер полным ходом обошел линкор и стал во главе эскадры. В 12.50 носовая 100-мм установка крейсера сделала первый салютный выстрел, первым из кораблей эскадры в базу вошел первый гвардейский и самый удачливый советский крейсер. На входе в Северную бухту, артиллерия крейсера произвела первый салютный выстрел. На мачтах кораблей соединения был поднят флажный сигнал: «Привет от победителей непобеждённому Севастополю»
12 января 1949 г. «Красный Крым» был переклассифицирован в легкие крейсера, 31 мая 1949 г. переведен в состав отряда учебных кораблей ЧФ. 8 апреля 1953 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный крейсер. С июня 1956 г. по июнь 1957 г. на крейсере размещался личный состав экспедиции особого назначения (ЭОН) по подъему линкора «Новороссийск». Крейсер стоял в Севастопольской бухте вблизи берега, против Ушаковской балки на Корабельной стороне и был связан с берегом (через плавказарму) плавучим причалом. 7 мая 1957 г. разоружен и переформирован сначала в СМ, затем опытовое судно «ОС-20» . С 18 марта 1958 г. — плавказарма «ПКЗ-144» . 7 июля 1959 г. исключен из списков флота в связи с передачей в ОФИ для разборки на металл.
За время войны крейсер «Красный Крым» участвовал во всех крупных операциях Черноморского флота, выполнил 58 боевых заданий, провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям противника, подавил 4 артиллерийские и минометные батареи , уничтожил 3 склада с боеприпасами и до 3 батальонов пехоты, отразил 205 атак вражеской авиации (один самолет сбил), перевез свыше 20 тыс. военнослужащих, раненых и эвакуируемых граждан,высадил около 10 000 десантников.
При этом корабль не получил ни одного серьезного повреждения от мин,бомб ,торпед или снарядов неприятеля.
Феноменальное «везение»корабля во многом связано с его командиром. Капитан 2(позднее 1) ранга Александр Илларионович Зубков,принявший крейсер в сентябре 1940 года, смог поставить выучку экипажа на высочайший уровень. Особое внимание он уделял ПВО,добиваясь при каждой модернизации увеличения числа зениток и замены на более современные модели. Не отставала и выучка зенитчиков. Можно заметить,что при всех налетах немцы пасовали перед профессионально выстроенной «стеной огня»,отворачивали и сбрасывали бомбы мимо корабля.
Интенсивность использования корабля имеет крайне мало аналогов -он ходил в Одессу ,Севастополь без перерывов,действуя как быстроходный транспорт,при этом также ,в паузах между погрузками, выступая как корабль огневой поддержки и база ПВО.
Командир ,благодаря своему чутью,не раз спасавший корабль,пользовался безусловным авторитетом и уважением экипажа.
30 июля 1983 года в день празднования двухсотлетия Черноморского флота в центре акватории Феодосийского залива был установлен памятный знак, посвящённый морякам гвардейских крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», погибшим при высадке десанта в Феодосии и захороненным в море. Памятный знак выполнен в виде бакена с табличкой, на которой изложена информация о данном событии.
В советском флоте наименование «Красный Крым» носил БПК проекта 61, в составе Черноморского флота с 1970 по 1993 год. Гвардейский флаг крейсера был поднят на нем 30 июня 1970 г .
Сейчас,к сожалению,в составе КЧФ нет корабля,продолжателя традиций славного и удачливого крейсера.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.