Неудача баварцев. Проект легкого пассажирского самолета Air-Metal AM-C 111. Германия

15
Неудача баварцев. Проект легкого пассажирского самолета Air-Metal AM-C 111. Германия

Неудача баварцев. Проект легкого пассажирского самолета Air-Metal AM-C 111. Германия

Статья Петера Плечахера (Peter Pletschacher) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в октябре 2020 года.

Предисловие редакции: В семидесятых годах прошлого столетия одно маленькое предприятие в Нижней Баварии вызвало некоторый ажиотаж в мире авиации. Компания Air-Metal хотела покорить мировой рынок малым многоцелевым турбовинтовым самолетом АМ С-111. Однако через нескольких лет эта попытка потерпела неудачу на этапе создания прототипа. О данном проекте рассказывает Петера Плечахер.

Расположенная в Нижней Баварии на аэродроме Ландсхут-Эллемюле (Landshut-Ellermühle) и пользующаяся хорошей репутацией авиаремонтная компания Air-Metal накопила очень большой опыт работ, восстановив новыми методами более двухсот одно- и двухмоторных самолетов. Во время ремонтных работ компания использовала новейшие методы, благодаря которым планер можно было восстановить с использованием небольшого количества оборудования и оснастки. Этого ноу-хау коммерческий директор компании Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski) хотел использовать в разработке разрабатываемого с чистого листа самолета, которым он планировал завоевать сегмент рынка авиаперевозок.

Самолет, получивший внутрифирменное обозначение АМ С-111, представлял собой высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6 мощностью по 1120 л.с., рассчитанный на перевозку 24 пассажиров или 2150 кг груза (стандартный контейнер LD1 или LD 3). Планировалось создание целого семейства самолетов, которое должно было включать в себя варианты с нагнетательной системой вентиляции и без нее и с рампой в задней части фюзеляжа.

в грузовом варианте Air-Metal AM C-111 должен был перевозить примерно две тонны полезной нагрузки

в грузовом варианте Air-Metal AM C-111 должен был перевозить примерно две тонны полезной нагрузки

Имея реальные сведения о том, что продажа самолетов по всему миру, по меньшей мере, настолько же сложна, как и его разработка, руководство компании Air-Metal разработало совершенно новую концепцию производства и продаж. Таким образом, компания Air-Metal хотела разработать самолет, построить прототипы и получить разрешение на их эксплуатацию. До середины 1972 года в разработку самолета были вложено примерно 1,5 млн. марок ФРГ. Однако при серийном производстве самолета отдельные детали его конструкции должны изготавливаться по субподрядным контрактам компаниями из Германии, Франции и Великобритании, а компания Air-Metal в свою очередь должна была поставлять собранные узлы четырнадцати приобретшим лицензию компаниям. Эти компании, расположенные по всему земному шару, должны были осуществлять окончательные сборку и поставку самолетов клиентам. Руководство компании Air-Metal планировало самостоятельно осуществлять сборку и поставку самолетов только для европейского рынка. Из-за сравнительно недорогих оборудования и оснастки, используемых при производстве и сборке, в компании Air-Metal надеялись, что компании, получившие лицензии на сборку самолетов – как авиастроительные, так и авиаремонтные, имевшие опыт работ по ремонту и техническому обслуживанию и занявшиеся авиастроением, – выход на рентабельность начинался с незначительного количества экземпляров AM-C 111 – как минимум с 25 машин. Потенциальный рынок оценивался как минимум в 350 самолетов.

Руководство компании Air-Metal планировало координировать деятельность компаний-субподрядчиков и 14 компаний, которые приобрели лицензии. С одой стороны оно хотело регулировать комиссионные сборы компаний-производителей конструктивных элементов и с другой стороны лицензионные сборы компаний-покупателей. Руководство компании Air-Metal считало, что с данной «минимальной организацией» оно сможет работать особенно эффективно. Так в 1971 году были выполнены предварительные расчеты, согласно которым в течение двух лет потребовалось инвестировать в программу 8,2 млн. марок ФРГ. В сравнении с уже существующими авиастроительными компаниями это должно было дать существенное преимущество компании Air Metal:

«Вследствие их значительно более обширной структуры издержек авиастроительные компании при реализации схожих программ должны будут затратить, по меньшей мере, в 10 больше средств, чем планировала потратить наша компания».

носовая часть AM C-111 с консолями крыла во время сборки в ангаре на аэродроме Ландсхут-Эллемюле

носовая часть AM C-111 с консолями крыла во время сборки в ангаре на аэродроме Ландсхут-Эллемюле

как хорошо показано на снимке во время постройки фюзеляжа использовались очень простые оборудование и оснастка, что позволяло бы значительно сократить стоимость продукции

как хорошо показано на снимке во время постройки фюзеляжа использовались очень простые оборудование и оснастка, что позволяло бы значительно сократить стоимость продукции

Разумеется, компания Air Metal стремилась добиться финансирование и со стороны Федерального правительства, хотя этого власти страны никогда не обещали. К предварительному финансированию программы разработки руководство компании Air Metal допускало модель долевого участия с последующим списанием средств, но поступления капиталов было недостаточно. Сборка первого прототипа, которую компания Air Metal осуществляла в своем ангаре на аэродроме Ландсхут-Эллемюле, продвинулась достаточно далеко, когда финансовые возможности компании были истощены. Почти готовый самолет так никогда и не поднялся в воздух.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Air Metal AM C-111

Назначение: пассажирский и грузовой самолет

Статус: прототип

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney PT6A-45 мощностью по 1120 л.с. каждый

Размеры:

размах крыла 19,2 м
длина 16,81 м
высота: 6,4
площадь крыла 37,96 м²

Масса:

пустого 4060 кг
полезной нагрузки 4390 кг
максимальная взлетная 8450 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 422 км/ч
крейсерская скорость 402 км/ч
практический потолок 7100 м
взлётная дистанция от старта до набора высоты 15 метров – 875 м
посадочная дистанция от снижения с высоты 15 метров до остановки – 680 м
максимальная дальность полета 2440 км

Источники:

  1. Beteiligungskonzept der Air-Metal Flugzeugbau- und Entwicklungs-GmbH & Co.
  2. Betriebs-KG, Planungsunterlagen der Firma Air-Metal, 1971
  3. Jane’s All the World’s Aircraft, 1977-78

Источник: PETER PLETSCHACHER «PROJEKT AIR-METAL AM-C 111. BAYERISCHER FLOP» «FLUGZEUG CLASSIC» 4/2004, СТР.35

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account