Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
(Басё)
Стремительное развитие современного японского флота в конце 19-го и начале 20-го века сопровождалось не менее быстрым развитием отечественного кораблестроения. Уже в конце 19-го века были построены первые миноносцы и бронепалубные крейсера.Локализовалось производство,обучались рабочие,инженеры и конструкторы, приобретались лицензии на производство силовых установок и артиллерии. Набирался опыт. Основными кластерами стали казенные арсеналы в Куре и Йокогаме.Всего за десять лет японцы достигли уровня,позволяющего самостоятельно строить эскадренные броненосцы.
В 1895 году в рамках программы “ 6-6”было предусмотрено пополнение флота двенадцатью броненосными кораблями,в 1903 году японским парламентом была принята предвоенная дополнительная программа «4-4»(«Третья расширительная программа строительства флота»), благодаря которой Японский флот должен был пополниться на четыре броненосца, два первых из них «Катори» и «Касима» ,как и ранее,были заказаны в Англии. А вот вторую пару кораблей «Аки» и «Сацума» было решено построить на собственных верфях в Йокосуке и Куре. Финансирование предусматривалось по бюджету на 1904-1905 гг.
Работы в МТД над проектом начались в 1903 г,руководил группой Сираи,в работе участвовал Юдзури Хирага. Первый же построенный в Японии эскадренный броненосец японцы запланировали как крупнейший и сильнейший в мире. Более того был проект, по которому Сацума мог стать первым в мире дредноутом и появился бы раньше чем его британский конкурент. Но не сложилось. Японцы не были готовы к таким радикальным решениям в кораблестроении.
Разумеется значительная часть комплектующих была закуплена в Великобритании, а конструкция корабля была сильно похожа на британские броненосцы типа «Лорд Нельсон». Британцы не оставляли своих подопечных без помощи и опеки.
IJN Satsuma стал первым линкором, построенным в Японии. Он была назван в честь провинции Сацума , провинция на юго-западе Кюсю теперь часть префектуры Кагосима. На момент закладки был крупнейшим кораблем в мире. Во избежание быстрого устаревания боевых кораблей,характерного для этой эпохи,японцы решили сыграть на опережение-построить «суперброненосец».сохраняющий боевые возможности лет на 8. Японским инженером Канэда Васабуро была предложена концепция «all big gun» и доработанный с учетом боевого опыта проект 1904 года ,разработанный главным инспектором кораблестроения Кондо Мотоки , представлял собой проект 19 000 тонного броненосца с 12 305 мм пушками (4Х2,4Х1) и 12 120 мм орудиями.
При определенных возможностях это мог быть первый линкор дредноутного типа в мире. Но… японцы попытались проглотить слишком большой кусок. Война с Россией оказалась для Японии сверхнапряжением сил. Бюджет трещал по швам, не хватало ни ресурсов ни квалифицированной рабочей силы(потери победоносной японской армии были запредельными).В стране отсутствовало свое производство 305 мм орудий,их,как и многие другие нужные детали приходилось импортировать.
В мае 1904 года на постройку корабля были выделены средства из бюджета. Заказ на постройку «суперброненосцев» военно-морской верфи в Йокосуке был выдан в декабре 1904 г., но из-за загруженности ремонтными работами закладка «Сацумы» состоялась лишь 15 мая 1905 г. Строительство по указанным причинам шло медленно.Основные силы верфей были брошены на ремонт и модернизацию трофейных русских кораблей. Но самым узким местом стал дефицит 305 мм пушек. Vickers не успевал выполнить японский заказ на 305 мм орудия,слишком много их стал потреблять Королевский флот. Ввод в строй мог задержаться еще на пару лет .
В итоге вместо революционного проекта решено было достраивать традиционный броненосец-с 4 305 мм пушками (две в носовой башне, две в кормовой) .Остальная артиллерия стала 254 мм (двенадцать орудий в шести бортовых башнях) .Это потребовало частичной перестройки уже изготовленного корпуса.
61% материалов и оборудования закупалось заграницей,в основном в Англии . Башни были разработаны при содействии английских фирм Armstrong (305-мм орудия) и Vickers (254-мм орудия). Бронирование было закуплено в Германии.
Японцы сделали правильные выводы и фактически стали первыми приверженцами идеи «чучхе»(опора на собственные силы). Все корабли ,вооружение и механизмы вскоре стали производиться в Японии,все лицензионные варианты максимально быстро локализовывались. Зависимость от иностранных поставок была минимизирована.
Только стремление сынов Ямато к гигантомании никуда не делось. Как и способности японцев к живому осмыслению плодов европейского технического прогресса.
15 ноября 1906 года во время торжественной церемонии с участием императора Мэйдзи и министра военного флота «Сацума» был спущен на воду.
«Сацума» IJN Satsuma 薩摩 , Йокосука .Строительство начато 15 мая 1905 года. Спущен на воду 15 ноября 1906 года. Введён в эксплуатацию 25 марта 1910 года.Выведен из состава флота 1923 год. Потоплен в качестве корабля-мишени 7 сентября 1924 года
Водоизмещение 19 683 метрических тонн. 19372 длинных. Длина 147 м. Ширина 25,5 м. Осадка 8,4 м.
Бронирование-Главный пояс — 100…229 мм,
верхний пояс — 152…178 мм,
башни ГК — 178…229 мм,
основные бортовые башни — 178 мм,
батарея СК — 127 мм (152 мм)
палуба — 50 мм(51-76мм )
боевая рубка 102-305 мм
Двигатели-2 Вертикальные паровые машины тройного расширения, 20 паровых котлов «Miyabara»,17 300 л. с.(на испытаниях 18 507 л.с.).Скорость хода 18 узлов проектная,максимальная 18,25 узлов. Дальность плавания 690 миль (18 узлов), 2100 миль (12 узлов). Экипаж 800-1100 человек.
Вооружение-4 × 305-мм/45, 12 × 254-мм/45, 12 × 120-мм, 8(6) × 76-мм. , 4-7,62-мм пулемета . Минно-торпедное вооружение-5 × 457 мм ТА .
5-1,5 м дальномеров тип В (2 в боевой рубке и 3 на мостике).
В 1916 проходил в Сасебо модернизацию,получил 2 12-фунтовых зенитных орудия.
«Сацума» стал первым в мире броненосцем без таранного форштевня, вместо него, как на броненосном крейсере «Цукуба» ,появился изогнутый форштевень , впоследствии названный «японским». Корпус делился 12 главными водонепроницаемыми переборками , непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух смежных отсеков. Два скуловых киля для ограничения бортовой качки занимали около трети длины броненосца.
Корабль был оснащен парой вертикальных паровых машин тройного расширения, двумя винтами и 20 паровыми водотрубными котлами «Miyabara» ,работающими на смеси угля и мазута. Мощность силовой установки 17300 л.с. Максимальная скорость равнялась 18,25 узлов. Во время ходовых испытаний она достигла 18,95 узлов. Запас топлива на экономичном ходе 10 узлов позволял пройти 9100 морских миль .
В отличии от предыдущих броненосцев, на «Сацуме» было уменьшено отношение бронирования к водоизмещению с 32% до 25%. Благодаря применению крупповской цементированной брони,которая имела эффективность примерно на 15% выше чем гарвеевская.Общий вес брони составлял 3811 т.
Главный пояс из крупповской цементированной брони в средней части имел толщину 229 мм, в носу – 127 мм и корме 102 мм. Над ним возвышался второй неполный (от форштевня до кормового траверза) пояс из плит толщиной 203 мм в средней части и 127 мм в носу. Последним шел третий 152 м пояс, простирающийся до верхней палубы и защищающий батарею 120-мм орудий. Главный пояс смыкался на траверсах, образуя броневую цитадель, которая защищала около 60% внутреннего пространства корабля.
Барбеты башен главного калибра прикрывали плиты толщиной 174-234 мм, лобовая броня башен была равна 229 мм, бортовая – 178 мм, крыша – 51 мм. Боевую рубку защищали 152 мм плиты.Палубу- плиты 51-76 мм.
Корабль был оснащен четырьмя 305-мм/45 орудиями тип 41( Вес снарядов 386 кг.,начальная скорость 850 м/с,дальность 22000 м,скорострельность — выстрел в минуту )в двух спаренных башнях, по одной с каждой стороны надстройки.
Средний калибр- шесть башен, по два 254-мм/45 тип 41( Вес снарядов 227 кг.,начальная скорость 825 м/с ,скорострельность — 3 выстрела в минуту )орудия в каждой. Башни были расположены по три с каждой стороны от надстройки.
Противоминный калибр-120-мм скорострельные орудия японского производства тип 41 (Вес снарядов 20 кг.,начальная скорость 660 м/с ,скорострельность — 6 выстрелов в минуту ), модификация английской пушки .12 орудий размещались в каземате по 6 на каждый борт.
Корабль также был оснащен четырьмя 76 мм/ 40 12-фунтовыми 12-CWT QF пушками и четырьмя 76 мм/ 28 12-фунтовыми орудиями QF .
В период Первой мировой войны были дополнительно установлены два 80 мм зенитных орудия.
Корабль нес 5 457-мм подводных торпедных аппарата — два по каждому борту и один в кормовой части. Они могли стрелять торпедами 5 типов (различные модификации самодвижущихся мин системы Уайтхеда).
По штату на корабле насчитывалось 887 человек. Размещение экипажа соответствовало стандартам принятым в британском флоте, офицерские помещения и кают-компания в кормовой части, каюты унтер-офицеров и кубрики команды в носовой. Жилые помещения занимали пространства двух палуб. Фактически экипаж варьировались от 800 до 940 офицеров и рядового и сержантского состава . В военное время -до 1100 человек.
5 августа 1911 года линкор понес первые потери . Во время учебных стрельб заряд 305 мм снаряда воспламенился при открытии затвора после осечки . Погибли 16 членов экипажа и несколько офицеров .В отечественных источниках говорится о 254 мм снаряде.
22 сентября 1912 «Сацума» получил незначительные повреждения во время тайфуна.
Во время первой мировой войны корабль входил в 1-ю боевую эскадру и с сентября 1914-стал флагманом 2-й эскадры контр — адмирала Тацуо Мацумуры . Участвовал в в осаде Циндао , захвате немецких владений на Каролинских островах и Палау в октябре 1914, в поиске эскадры Шпее и одиночных германских рейдеров, обеспечивал перевозку австралийских войск в Европу.
В 1917 — 1918 гг. снова входил в состав 1-й эскадры.Принимал участи в интервенции союзников в Россию.
Вашингтонское соглашение 1922 года поставило точку в карьере относительно нового линкора.В 1922 году его разоружили в Йокосука ,перевели в Куре и переоборудовали в корабль-цель. 20 сентября 1923 г. он был вычеркнут из списков флота .
«Сацуму» использовали для испытаний авиабомб и 610-мм торпед. 7 сентября 1924 г. остов «Сацума» потопили в Токийской бухте линкоры «Нагато» («Nagato») и «Мутсу» («Mutsu»).
Судьба этого огромного корабля,как и судьба его почти близнеца «Аки»-яркая иллюстрация того,что в нынешнюю эпоху недостаточно что-то придумать ,надо иметь базу ,ресурсы и возможности воплотить. Японцы ,находившиеся в эпицентре войны,изменившей флоты всего мира, естественно первыми осознали глубину происходящих изменений. Подготовленный ими проект ,по сути,настоящий дредноут,правда без турбин,их время еще не пришло. А вот воплощение в металле быстрым не получилось.
Да и вообще не получилось,не было лишних пушек у Императорского флота. Не хватало на замену утраченных в ходе войны,не хватало средств,да и поставщики-англичане в первую очередь снабжали свой флот. Вот и не получилось тогда у японцев дредноута.
Вместе с «Аки» они остались последними эскадренными броненосцами японского флота.
Огромный ,самый большой боевой корабль того времени так и не стал вундервафлей Императорского флота. Японцы ,конечно,вернутся этой идее в «Ямато»,но позже.
А пока эта громадина только держала упреки в малой скорости,неудачном расположении артиллерии,проблемах корректировки стрельбы двухкалиберной основной артиллерии,отсутствии противоторпедной защиты и слабом бронировании.
Японцы уже хотели,но еще не могли.