Крейсер «Молотов» во время войны был восстановлен в Поти после потери кормы от взрыва торпеды в августе 1942 года. В войне он больше участия не принимал в связи с отстранением приказом Ставки крупных кораблей Черноморского флота от активных боевых действий. В ноябре 1945 года крейсер прошел еще один ремонт в Северном доке завода №497, во время которого помимо плановых работ устранялись оставшиеся боевые повреждения.
В 1946 году командовал крейсером капитан 2-го ранга Ерошенко В. Н., легендарный командир лидера «Ташкент».
5 октября 1946 года во время стрельб на Тендровском рейде на крейсере произошло масштабное ЧП. В перегрузочном отделении башни № 2 воспламенился заряд. Чтобы погасить его, пришлось затопить и башню и погреб. Погиб старшина и 22 матроса. Было ранено и получило сильные ожоги 20 человек.
На корабль прибыли командующий флотом Ф. С. Октябрьский, командующий эскадрой С. Г. Горшков, а позже и главком ВМС Н. Г. Кузнецов. Комиссия установила, что «возгорание произошло по причине конструктивной недоработки элеватора», личный состав действовал согласно правилам и инструкциям, принял все меры для предотвращения взрыва.
Главная база флота, Севастополь, в войну был разрушен полностью. Помимо восстановления инфраструктуры, флот занимался и обычной боевой учебой и даже протокольными мероприятиями. Так в июле 1947 года ЧФ принимал английскую эскадру-под командованием адмирала Уиллиса в составе крейсера «Ливерпуль», эсминцев «Чекерс» и «Чаплет». При этом в спортивных состязаниях гостей разгромили в пух и прах: водное поло 0—9 , все заплывы, эстафета, гонки на шлюпках-шестёрках остались за нашими.
19 августа 1947 года крейсер под командованием капитана 2 ранга Б. Ф. Петрова доставил из Ялты в Сочи И. В. Сталина и заместителя председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с супругой. «Молотов» шёл под флагом Главкома ВМС И. С. Юмашева в сопровождении эсминцев «Огневой» и «Лихой» (бывший румынский «Регеле Фердинанд»).
Ранним утром 19 го августа крейсер и эсминцы встали недалеко от Ливадии, куда в отпуск прибыл Сталин. На берег отправилась целая ватага адмиралов-главком ВМС СССР адмирал Юмашев, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский и член Военного совета ЧФ контр-адмирал Бондаренко. К 6 утра катер с адмиралами и гостями вернулся обратно, положенное по Уставу построение экипажа Сталин устраивать запретил. Разместили высокого гостя в носовой адмиральской каюте.
Переход был тщательно организован, на борт завезены продукты, спиртное, контразведчики проверили экипаж, эсминцы шли впереди, опасаясь плавающих мин, крейсер был тщательно отдраен. Хотя и тут Октябрьский накосячил-в Ливадию адмиралы опоздали примерно на полчаса.
Из 13 часового перехода Сталин отдыхал часов шесть. Заготовленные запасы еды и алкоголя уничтожали в основном сопровождающие, сам генералиссимус ограничился 300 граммами вина, скромными завтраком и обедом в каюте. После полудня Юмашев уговорил Сталина сфотографироваться с экипажем. Фотографировал начальник охраны Власик.
Остальное время на борту Сталин посвятил обсуждению флотских вопросов с адмиралами. Обсуждали достоинства крейсеров типа «Киров»(оценили высоко), способности адмиралов (Юмашев в превосходной степени отрекомендовал Октябрьского, Трибуца, Кузнецова, Алафузова и Кучерова оценили весьма нелестно), проблемы восстановления Севастополя и создание передовых баз у румынской и турецкой границы, помощь в воссоздании болгарского флота, ремонта старых кораблей и даже необходимость авианосца для ЧФ).
На корабле Сталину провели краткую экскурсию, с осмотром башни главного калибра.«Хороший корабль, вот такие и надо нам строить»(с). Изучать дальние закоулки крейсера он отправил Косыгина («Пройдите по кораблю, посмотрите, как живут моряки»), который с интересом осмотрел корабль и даже продегустировал на камбузе борщ.
К вечеру крейсер прибыл в Сочи. Узнав о прибытии Сталина отдыхавший в это время там Молотов, прибыл к крейсеру на катере МГБ невзирая на 3-балльное волнение моря. Но как только он начал подниматься на крейсер-однофамилец, навстречу ему уже спускался Сталин. Возвращаться генералиссимус не захотел, а Молотову («Иосиф Виссарионович, а я хотел побывать на своем корабле») пообещал посещение тезки потом («Успеете, успеете еще»).
Молотову удалось лишь помахать шляпой выстроенным вдоль борта морякам.
» Но как только катер отошёл, Сталин не удержался и с сожалением сказал:
— Жаль, Вячеслав Михайлович, что вам не удалось побывать на борту крейсера.
Он также с большим сожалением ответил: — Ну что же, может когда-нибудь в другой раз…»(из воспоминаний Октябрьского).
С другим разом так и не получилось.
На крейсере в 1948 году испытывались новые РЛС, предназначенные для крейсеров типа «Чапаев» и «Свердлов»— «Риф»(обнаружение надводных целей), «Гюйс-2»(ПВО). В 1949 году на нем прошли испытания боевого информационного поста «Звено»(прототип автоматизированной системы управления).
Очередная модернизация крейсера прошла с 1952 года и до 28 января 1955 года на заводе № 497 («Севморзавод»). Она обошлась более чем в половину стоимости постройки крейсера проекта 68 бис. На крейсере был установлен новый радиолокационный комплекс: система «Гюйс» для контроля воздушных целей, «Риф» для отслеживания надводных целей, «Залп» для артиллерии главного калибра, «Якорь» для зенитной артиллерии. С крейсера демонтировали торпедные аппараты, противолодочное вооружение, лодочные краны и все оставшееся авиационное оборудование.
Малокалиберная зенитная артиллерия была заменена на одиннадцать спаренных установок В-11 с водяным охлаждением для 37 мм автоматов. 100 мм пушки получили новые установки Б-34УСМА с ПУС «Зенит-26» и стабилизатором директора СПН-500.
В 1955 году «Молотов» был назначен флагманом 50-й дивизии крейсеров Черноморского Флота (командир дивизии контр-адмирал С. М. Лобов).
Ночью 29 октября 1955 года корабль оказался рядом с взорвавшимся в бухте Севастополя линкором «Новороссийск». Линкор стоял на бочке № 1, а крейсер на № 3. Экипаж крейсера принял участие в борьбе за живучесть линкора. После взрыва по боевой тревоге уже в 1-40 к линкору был выслан баркас с аварийной партией 20 человек и санитарами. В 1-50 была отправлена вторая группа из 18 моряков.
При опрокидывании «Новороссийска» через три часа после взрыва погибло пять членов экипажа крейсера «Молотов» из аварийных партий. В 4-20 с крейсера были спущены спасательные шлюпки, доставившие 31 моряка с линкора.
Традиция называть боевые корабли в честь ныне здравствующих партийных и государственных деятелей, не раз приводила к многочисленным переименованиям. Так случилось и с крейсером, названным партийным псевдонимом сталинского наркома иностранных дел.
Предательство соратниками сталинского наследия сплотило советскую элиту лишь ненадолго. 20 съезд и знаменитый доклад Хрущева разрушили не только основы коммунистического движения, но и хрупкий консенсус среди политических тяжеловесов. Старые сталинские наркомы, наконец, осознали, что кроме плюшек, в виде отмены контроля за номенклатурой, полным ходом пошли процессы, разрушающие то, что они строили и защищали всю жизнь.
В июне 1957 года на Президиуме ЦК «старые большевики»-Молотов, Каганович, Маленков и примкнувшие к ним Шепилов, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров, потребовали отстранения Хрущева, предъявив ему вполне обоснованные, с нынешнего уровня послезнания, претензии: волюнтаризм, переходящий в культ «без личности», разрушение народного хозяйства через создание совнархозов, гигантских инвестиций в освоение целины, политика по отношению к селу и артелям, неразборчивость во внешней политике (Югославия, Албания, Китай и т.д.), безудержная «десталинизация».
На Президиуме ЦК оппозиция взяла верх- семью голосами против двух (Хрущев и Микоян) Хрущев был снят со своего поста. Только поддержка силовиков (министра обороны Жукова и председателя КГБ Серова) и идеолога Суслова помогла отыграть хрущевцам. С силовиками Хрущев расправится чуть позже. Военными самолетами в Москву свезли членов ЦК, объяснили первым секретарям обкомов что заговорщики намерены ликвидировать эту должность- и на срочном внеочередном заседании ЦК вместо победоносных «заговорщиков» появилась Антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова.
Несостоявшиеся переворотчики были сняты с постов и исключены из партии. Аппаратчики, номенклатура. окончательно победили.
Разумеется, существование крейсера «Молотов» в такой ситуации было недопустимым. Но и чувством юмора победители не были обделены. 3 августа 1957 года крейсер был переименован и стал называться «Слава».
Для Вячеслава Молотова это личной трагедией точно не стало. Он отшучивался: «Сначала крейсер носил имя моей фамилии, теперь он назван по моему имени». Имело хождение и другое его высказывание:»А мне все равно, называют ли его моим именем или по фамилии».
Флотские шутили более грустно:»Из Вячеслава Михайловича стал просто Славой».
14 января 1959 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на консервацию, но уже 14 июля 1960 года вернули в строй. В апреле 1961 года согласно принятому в январе 1960 года Верховным Советом СССР закону «О новом значительном сокращении ВС СССР» были расформированы эскадра ЧФ, 44-я и 50-я дивизии крейсеров. Основные силы вошли в состав 150-й бригады эсминцев . С 3 августа «Слава» стал учебным крейсером.
30 июня 1966 года крейсер был зачислен в сформированную 21-ю бригаду противолодочных кораблей. Во время Шестидневной войны на Ближнем Востоке корабль вернули в боевой состав и с 5 по 30 июня 1967 года он находился у берегов Сирии, демонстрируя поддержку арабских стран в борьбе с Израилем.
Следующий визит крейсера в Средиземноморье состоялся с сентября по декабрь 1970 года, где он прославился помощью эсминцу «Бравый» после столкновения с английским авианосцем HMS Ark Royal 9 ноября 1970 года.
30 декабря 1970 года крейсер был зачислен в состав 70-й бригады противолодочных кораблей Черноморского Флота. 4 апреля 1972 года крейсер исключен из списков флота и сдан в металлолом в Инкермане.
Крейсер «Слава» послужил съемочной площадкой для эпизодов знаменитого фильма 1963 года «Оптимистическая трагедия».