Неизвестное Wunderwaffe: 10,5 см Шушпангешютц 396(r)

1

 

Небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.

Текст Анатолия Сорокина

Бумага и экран дисплея стерпят абсолютно всё. В частности, величественные арийские саги о непроницаемых бункерах, «чудо-оружии», страшных тайнах Каммлера и т. п. от недостатка популярности не страдают.

С другой стороны, по сравнению с эпическим рейдом «Дамбастеров» ежедневные бомбёжки в 1944–45 гг. авиацией западных союзников ж/д узлов, путей, путепроводов, каналов, шлюзов на территории Третьего рейха выглядят блекло. Равно как и рутинная боевая работа наших Ту-2, Пе-2 и Ил-2 по паровозам и транспортным судам нацистов. Со второй половины 1944 г. к ним присоединилась и дальнобойная советская артиллерия (в основном в лице 122-мм пушек А-19). Результат в общем-то известен: в оккупационных зонах Великобритании, США и Франции только 10% транспортной инфраструктуры (ж/д локомотивы, вагоны, пути, речные суда, каналы, шлюзы, причалы) было кое-как пригодно для эксплуатации, серьёзной была угроза голода для “Disarmed Enemy Forces” и тамошних аутохтонов. На Востоке в своё время запомнилась фотография в Дрездене – кладбище пароходов на Эльбе в июне 1945 г. – после окончания боевых действий к ним не было запчастей и судовых команд. На бывших вражеских ж/д в советской зоне оккупации остро ощущался недостаток исправных паровозов (ну не зря же они у наших авиаторов и артиллеристов проходили отдельной статьёй в списке уничтоженных и повреждённых целей + “подвиги” неквалифицированных локомотивных бригад военного времени, в руках которых паровоз быстро выходил из строя).

В условиях коллапса транспортной инфраструктуры Германии любой производственник или грамотный специалист в области снабжения или логистики скажет, что деятельность рассредоточенных по её территории военных предприятий будет парализована. И тогда на свет появляются интересные вещи:

Документ отделения IIIc главнокомандования вермахта (OKW) от 13 марта 1945 г. свидетельствует: для имеющихся на складах 800 стволов le.FH.18/40 предусматривалась переделка 645 лафетов от 12,2 cm s.FH.396(r) – трофейных 122-мм гаубиц обр. 1938 г. (М-30). Всего их было в распоряжении 850 единиц, но не все годились для конверсии. К указанной дате 145 лафетов от М-30 подверглись переделкам в заводских условиях, 100 находились в процессе, а остальные 400 предполагалось адаптировать в полевых мастерских вермахта. Оставшиеся стволы от le.FH.18/40 рассчитывали установить на лафеты от 15,2 cm s.FH.445(r) – т.е. от 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. (тяжёлые “однобрусы” без подрессоривания колёсного хода…)

Источник: Waffen Revue Nr.70 — Journal-Verlag Schwend GmbH, III. Quartal 1988.

Судя по отсутствию захваченных странами антигитлеровской коалиции подобных «гибридов», проект так и не был реализован. Посему «фотожаба» собственного изготовления:

Неизвестное Wunderwaffe: 10,5 см Шушпангешютц 396(r)

105-мм гаубица le.FH.18 производилась на шести предприятиях на территории Третьего рейха, включая генерал-губернаторство и протекторат Богемия и Моравия. К марту 1945 г. несколько из них были либо физически утрачены вследствие продвижения РККА, либо разбомблены авиацией западных союзников. Изготовление или поставка вовремя полевых буксируемых лафетов для заскладированных стволов стали жестокой проблемой. А что говорить о более сложных образцах вооружения, где смежниками в кооперации выступали десятки контрагентов.

PS. Как фрицы перемогали массированные бомбардировки — отдельная история, есть там прикольные моменты… Надо будет вспомнить

источник: https://afirsov.livejournal.com/348621.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account