Не взлетевший конкурент В-52. Самый большой бомбардировщик своего времени Convair YB-60. США
Известно, что на самолете Convair B-36D и последующих модификациях было установлено четыре дополнительных турбореактивных двигателя, что позволило немного увеличить скорость и высоту полета. Существовали планы по установке восьми дополнительных турбореактивных двигателей под крылом, в тех же стандартных гондолах, что и у В-47. Некоторые улучшения характеристик удалось достичь в модификациях B-36F, B-36H и B-36J благодаря установке более мощных двигателей R-4360-53. Однако дальнейшее увеличение мощности у В-36 было маловероятным. Ограничения по сжимаемости определяли максимальную скорость 700 км/ч на больших высотах для аэродинамического профиля В-36. Эти возможности практически были исчерпаны. В 1950 году компания Convair начала разработку проектов модернизации B-36, предполагающих установку нового крыла стреловидной формы и новых, более мощных двигателей. Об этой машине и пойдёт речь в этой статье.
![Не взлетевший конкурент В-52. Самый большой бомбардировщик своего времени Convair YB-60. США](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2025/01/0-convair-yb-60-01-768x316.jpg)
Рассматривались варианты с поршневыми комбинированными двигателями и с ТВД, со сверхзвуковыми воздушными винтами. Расчетная максимальная скорость подобного самолета должна была достигать 885 км/ч без уменьшения радиуса действия самолета. Практический потолок самолета должен был достигнуть 16800 м. В качестве силовой установки предполагалось использовать или ТВД типа Аллисон Т-40-1 с взлетной мощностью 5500 э.л.с, или поршневые комбинированные двигатели R-4360-55С с такой же взлетной мощностью, но с удельным расходом топлива меньшим чем у ТВД на 25-30%. Проект с ТВД, согласно предложенного проекта, должен был быть оснащен шестью двигателями. В дальнейшем проект был переработан под восемь ТРД J57, с тягой по 4000 кг, аналогичным с использовавшимися в проекте другого американского стратегического реактивного бомбардировщика В-52, над которым в этот период работала фирма Боинг. В дальнейшем, в ходе работ над проектом перешли на более мощную модификацию с тягой 5218 кг. Двигатели устанавливались по два на пилонах, под крылом (аналогично В-52). Предполагалось, что с этими двигателями самолет обеспечит максимальную скорость 880 км/ч и потолок 16700 м.
![Не взлетевший конкурент В-52. Самый большой бомбардировщик своего времени Convair YB-60. США](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi3T1NXpkUSkoQta-IHSDTR_0jXxXg42qGe2JvwvUuSriLECIZ-t_Tojb3lsGgnhrS4sUmCT6ZcwbKowEdsnc_8G-m9vD2plBj8a8igi8L1RR_w2UKPslPMK9-K9KQeUqwdFOI7TqoPqyyBMl-UqvAW4qdYEfHSMkI-I2S3Bai8yUDauYep1RCjkPVcoLtb/s1600/Convair%20YB-60%202.jpg)
5 марта 1951 г ВВС заказали фирме Конвэр два опытных самолета В-36 с ТРД. Переделке под установку ТРД и нового стреловидного крыла должны были быть подвергнуты серийные самолеты B-36F-1 и B-36F-5 (49-2676 и 49-2684). Первоначальное обозначение этих машин B-36F было изменено на YB-36G, в дальнейшем первые два самолета получают шифр YB-60 (YB-60-1 и YB-60 -5). Новый самолет имел 72% общих с серийным В-36 агрегатов планера и оборудования. Задняя часть фюзеляжа была взята без изменений с В-36F, центральная и передняя переделаны, при этом общая длина самолета увеличилась на 2,4 м, за счет нового стреловидного киля и новой заостренной передней части фюзеляжа с приемником воздушного давления. Центропланная часть крыла была взята практически без изменений с В-36. Площадь нового стреловидного крыла (стреловидность по линии четвертей хорд — 35%) была увеличена до 475 м2, при уменьшение размаха до 62,8 м. Новым было стреловидное хвостовое оперение, с увеличенными площадями стабилизатора и киля. Экипаж самолета был сокращен до 5 человек, все они находились теперь в передней герметической кабине. Оборонительное вооружение сократили до одной двухпушечной дистанционной кормовой установки с прицельной РЛС AN/APG-32. Трехколесное шасси было аналогичным В-36. Для предохранения хвостовой части фюзеляжа, при взлетах и посадках, установили дополнительное убирающееся заднее колесо.
![Не взлетевший конкурент В-52. Самый большой бомбардировщик своего времени Convair YB-60. США](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgYfCR2KNvuFuW8a8BtM7o3ikuoIx4y-DgBZ0T61DhBUrLyyO7qkZuiVk3FPPIDccjLy_pGqJKsVsqfJ8b8W3wijVjkYhgOeZApNOekMDDZcqXDaK1SlSPkmZ7szUT3qITa8kmd3opTxDUK8yI_unUbAuY4sx6KDulsiaM3vDFBea4eZVGQDZTKxAhsa38_/s1600/Convair%20YB-60%203.jpg)
YB-60-1 совершил первый полет 18 апреля 1952 г, через 3 дня после полета прототипа В-52. Испытания первого самолета продолжались до 25 июня 1954 г. В ходе летных испытаний самолет налетал более 40 часов и показал следующие летные данные: масса пустого самолета составила порядка 69000 кг; взлетная масса — 187000 кг; с полетной массой 118000 кг максимальная скорость самолета на высоте 11800 м составила 816 км/ч; потолок в районе цели — 13700 м; боевой радиус действия с 4540 кг бомб — 4700 км и максимальную дальность с заправкой 45000 л — 10000 км.
![Не взлетевший конкурент В-52. Самый большой бомбардировщик своего времени Convair YB-60. США](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi3gXuOISzw9XFiN6xg7zUQYVgDiZtuCN4MtpPJOafpQK1mhcK6EvI96Gb7bcfN57Ucpgjp188rn1TckkF0XuOmKznm4S2ImKOPjWkJG2VIFZcNQO-DmEMKWF6wos4hVmouVObO2higii5RjoUtJ50KJ5AMXmZablb_7lIt5su_yEssCg11Fnv7hGqeVSBx/s1600/Convair%20YB-60%204.jpg)
Вторая машина YB-60-5 (49-2684) была полностью закончена постройкой 8 июля 1954 г. Второй самолет был полностью оборудован целевым оборудованием: новой бомбардировочной системой К-ЗА, пушками и системой РЭП. Но к этому времени ВВС сделали окончательный выбор в пользу В-52, имевшего лучшие летные данные (например YB-52 на испытаниях показал максимальную скорость на 160 км/ч большую) и, что самое главное, как абсолютно новой машины, имевшей запас для дальнейшего развития и последующих модернизаций. В связи со свертыванием всей программы по самолету В-60, работы по второй машине были прекращены даже без выполнения первого полета. Через год на снабжение SAC начали поступать первые В-52, ставшие на многие годы символом американской воздушной мощи.
Характеристики:
- Размах крыла, м 62.80
- Длина самолета, м 52.12
- Высота, м 18.43
- Площадь крыла, кв. м 486.72
- Масса, кг
- пустого самолета 69407
- максимальная взлетная 136078
- Тип двигателя 6 ТРД Pratt & Whitney J57-P-3
- Тяга, кгс 6 x 3946
- Максимальная скорость, км/ч 818
- Крейсерская скорость, км/ч 625
- Практическая дальность, км 12875
- Боевой радиус действия, км 4700
- Макс. скороподъемность, м/мин 479
- Практический потолок, м 13610
- Экипаж, чел 5
- Вооружение : две 20-мм пушки M24A1, бомбовая нагрузка — 32660 кг
Источник — https://military-exotic.blogspot.com/2024/02/convair-yb-60-1952.html