Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года — это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова, который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог.
Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова, которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.
10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.
Почти одновременно, в 1855 году в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой баркас «Надежда» Амурской экспедиции.
Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пару деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка. Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства.
Ещё до русско-японской войны, в 1903 году, Морское ведомство принимает решение о создании постоянной военно-морской флотилии на Амуре и постройке для неё специальных военных судов. Незадолго до окончания боевых действий, 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии, включавший в себя все военные корабли на реке Амур.
По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для Отдельного отряда были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура. Однако на Амур они не попали, а остались на Балтике, так как из-за глубокой осадки они могли бы плавать только в нижнем течении Амура — от Хабаровска до устья.
Зато было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Речные канонерские лодки строились на Сормовском заводе, перевозились по железной дороге и собирались в 1907—1909 гг. в Сретенске. Лодки оказались довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными оперировать в сложных условиях Амура и Уссури. По окончании постройки лодок завод стал строить пароходы и баржи для частных заказчиков.
Затем началась постройка ещё более сильных башенных канонерские лодок (впоследствии назывались речными мониторами). Построенные в 1907—1909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные в поселке Кокуй Читинской губернии, они все вступили в строй в 1910 г. Эти канонерские лодки («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Вьюга» и «Ураган»)являлись самими мощными и совершенными речными кораблями в мире для своего времени.
Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало).
Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением её командующему войсками Приамурского военного округа.
В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики.
С 6 сентября 1926 в связи с упразднением Морских сил Дальнего Востока флотилия непосредственно подчинялась начальнику Военно-Морских Сил РККА. С 29 сентября 1927 по 27 июня 1931 называлась Дальневосточной военной флотилией, как и весь будущий Тихоокеанский флот.
К весне 1929 г. китайское командование сосредоточило на советской границе 300- тысячную армию. 6 августа 1929 г. для защиты дальневосточных границ приказом Наркомвоенмора и Председателя РВС СССР № 223 была создана Особая Дальневосточная армия, а ее командующим назначен В. К. Блюхер.
Дальневосточная военная флотилия, оперативно подчиненная армии, была сосредоточена на участке Хабаровск – устье р. Сунгари. В нее входили 4 монитора: «Свердлов» (4 – 152-мм. ор., 2 – 76, 2-мм. ор., 1 – 40-мм. ор., 4 пул.), «Красный Восток» (6 – 120-мм. ор., 2 – 40-мм. ор., 4 пул.), «Сун Ятсен» (6 – 120-мм. ор., 2 – 40-мм. ор., 4 пул.), «Ленин» (6 – 120-мм. ор., 2 – 40-мм. ор., 4 пул.), 4 ка- нонерские лодки: «Беднота» (2 – 120-мм. ор.,1 – 75-мм. зен. ор., 3 пул.), «Красное знамя» (2 – 120-мм. ор., 1 – 75-мм. зен. ор., 3 пул.), «Пролетарий» (2 – 120-мм. ор., 1 – 75-мм. зен. ор., 3 пул.), «Бурят» (2 – 75-мм. зен. ор., 10 пул.), 3 бронекатера: «Пика» (1 – 75-мм.зен. ор., 2 пул.), «Копье» (1 – 75-мм. зен. ор., 2 пул.), «Барс» (1 – 37-мм. ор., 1 пул.), 1 минзаг «Сильный» (2 – 40-мм. ор., 4 пул.), два тральщика: «Т-3-1» (2 пул.), «Т-3 -2» (2 пул.) и 9 барж.
В составе флотилии были сформированы дивизионы мониторов, канонерских лодок, бронекатеров и группа тральщиков. Флотилия располагала четырьмя 150-мм., двадцатью четырьмя 120-мм., десятью 75-мм. зенитными установками, одной 37-мм. пушкой и 48 пулеметами. В распоряжении военных речников находился 68-й отдельный авиационный отряд во главе с известным летчиком Э. М. Лухтом. Это соединение включало 14 поплавковых самолетов МР-1 и речную авиаматку «Амур». Дальневосточнаяфлотилия насчитывала 130 человек командного состава и 800 младших командиров и краснофлотцев.
В китайскую Сунгарийскую военную флотилию входили 1 речной крейсер «Киан- Хын» (1 – 120-мм. ор., 1 – 88-мм. ор., 4 – 52-мм. ор., 1 – 40-мм. ор., 2 мин., 2 пул.),
3 канонерские лодки: «Ли-Дзи» (2 – 88-мм. ор., 1 – 52-мм.ор., 3 мин., 3 пул.), «Ли-Суй» (1 – 88-мм. ор., 2 – 75-мм. ор., 2 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), «Дзян-Пин» (4 – 75-мм. ор., 2 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.),
5 вооруженных пароходов: «Дзян-Най» (2 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), «Дзян-Тай» (2 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), «Дзян-Пай» (2 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), «Дзян-Тунь» (1 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), «Дзянь-Ань» (1 – 52-мм. ор., 2 мин., 2 пул.), 1 военный транспорт «Ли-Чуань» (1 – 52-мм.ор., 2 пул.), 1 плавбатарея «Дун-И» (4 – 52-мм. ор., 1 – 40-мм. ор., 3 мин., 2 пул.).
Наибольшую ударную силу представляли корабли специальной постройки: речной крейсер «Киан-Хын», канонерские лодки «Ли-Дзи», «Ли-Суй» и «Дзян-Пин».
Флотилия располагала одной 120-мм., четырьмя 88-мм., шестью 75-мм., двумя 40-мм. пушками, двадцатью двумя минометами и двадцатью тремя пулеметами. Таким образом, Сунгарийская флотилия значительно уступала советской в артиллерии и пулеметах, превосходя ее только в количестве минометов.
В связи с создавшимся положением флотилия вышла на границу. Она получила приказ И. Я. Озолина задерживать китайские пароходы, которые усиленно курсировали в пограничных водах, перебрасывая воинские части и оружие. С 19 по 29 июля советскими кораблями было задержано и интернировано 8 китайских пароходов с вооружением и 1190 солдат и офицеров.
Конфликт на КВЖД стал первой серьезной проверкой боеспособности советских военно-речных сил, т. е. Дальневосточной флотилии, интенсивно создававшейся для защиты Амура после гражданской войны.
Основные силы китайцев, угрожавшие административному центру Дальневосточного края Хабаровску и мешавшие режиму судоходства по Амуру и Уссури, были сосредоточены в районе города Лахасусу.
Руководство операцией по захвату Лахасусу Реввоенсовет Отдельной Дальневосточной армии возложил на начальника штаба А. Я. Лапина. В ней должны были участвовать 4 монитора и канонерские лодки, 3 бронекатера, минный заградитель и 2 тральщика флотилии. Десант насчитывал в общей сложности 1117 штыков, 30 ручных и 48 с
В ночь на 12 октября корабли подошли к устью Сунгари и стали на якоря согласно диспозиции. В 6 часов 10 минут первый удар по Лахасусу нанесла авиация, а через 2 минуты с флагманского монитора “Ленин” (до 1922 года “Шторм”) прозвучал первый залп, по которому открыли огонь остальные корабли. Китайская сторона тут же ответила довольно метким огнем, заставившим наши мониторы сняться с якоря и начать маневрировать.
Первым добился успеха монитор “Свердлов” (до 1922 года “Вьюга”), несколькими залпами накрывший канонерские лодки “Ли-Дзи” и “Ли-Суй”. Первая была потоплена, вторая с повреждениями вышла из боя и ушла к Фунгдину. По дороге ее догнали гидросамолеты МР-1 и несколько метко сброшенных бомб разворотили у лодки все надстройки.
Затем от снарядов “Свердлова” начался пожар на пароходе “Дян-Пай”. Монитор “Красный Восток” (до 1927 года “Ураган”) за первые 20 минут боя подавил береговую батарею, затем взорвал канонерскую лодку. Тем временем четвертый наш монитор “Сунь-Ятсен” (до 1927 года “Шквал”) двумя снарядами добил пароход “Дян-Пай”, на котором взорвался пороховой погреб. После этого артиллеристы монитора перенесли огонь на плавучую батарею и заставили замолчать ее орудия. Не выдержав огня, уцелевшие корабли противника ушли к Фугдину. С наших кораблей была высажена 2-я Приамурская стрелковая дивизия, которая при поддержке корабельной артиллерии к 15 часам заняла Лахасусу.
Остатки Сунгарийской китайской флотилии (канонерская лодка “Кианг-Хенг”, 4 вооруженных парохода и несколько малых судов) укрылись под защитой укреплений Фугдина. 29 октября тральщики советской Амурской флотилии очистили от мин подходы к Фугдину, и на утро следующего дня 4 монитора, 4 канонерские лодки, минный заградитель, 3 бронекатера, 5 транспортов и 3 баржи с десантом двинулись вверх по Сунгари. К 15 часам дорогу им преградили 7 барж и 2 парохода, затопленных белокитайцами на фарватере. Через некоторое время бронекатеру “Барс” удалось найти небольшой проход, но начинало темнеть, и корабли флотилии стали на якорь.
Операция по захвату Лахасусу показала неплохую боеготовность Дальневосточной флотилии и полное отсутствие подготовки и дисциплины у китайцев. Честно говоря, даже непонятно, на что надеялось китайское правительство, вступая в вооруженный конфликт с такими войсками. Впрочем, во всех колониальных войнах XIX – начала ХХ в.
Несмотря на крупное поражение под Лахасусу, китайцы продолжали вести боевые действия. В районе Фугдина, расположенного на Сунгари в 70 км севернее Лахасусу, стали сосредоточиваться крупные силы. Руководство операцией в связи с ее важностью на сей раз возлагалось на командующего флотилии Я. И. Озолина.
30 октября самолеты совершили в район Фугдина 17 боевых вылетов. В результате бомбардировок получила повреждения и покинула позицию канонерская лодка “Кианг-Хенг”, а 2 парохода и баржа были потоплены.
С рассветом 31 октября советские корабли подошли к Фугдинскому рейду, где были встречены артиллерийским огнем береговых батарей и кораблей. Завязался упорный артиллерийский бой, в ходе которого тральщики очистили от мин подходы к местам высадки десантных отрядов. После проведения тральных работ, в 11 часов 31 октября с кораблей был высажен десант, завязавший бой на подступах к Фугдину. Мониторы Амурской флотилии уничтожили последние корабли белокитайцев и открыли огонь по береговым укреплениям. Канонерскую лодку противника добили летчики Э. Лухт и Д. Боровиков. Из экипажа лодки удалось спастись только 4 человекам. К 20 часам большая часть города была взята, и корабли получили приказ возвращаться в Хабаровск.
Если кратко подвести итог операциям Дальневосточной флотилии под командованием Я. И. Озолина во время конфликта на КВЖД, надо отметить ее полную и безоговорочную победу над Сунгарийской флотилией.
В ходе боев за Лахасусу противник потерял 4 корабля, 200 человек убитыми, 98 пленными. В качестве трофеев были взяты плавучая батарея «Дун-И», 4 баржи, 2 мотокатера, 12 орудий, 13 минометов, 15 пулеметов и около 3000 винтовок. Потери советских войск составили 5 человек убитыми и 24 ранеными. В результате Фугдинской операции были потоплены вооруженный пароход «Дзянь-Ань», военный транспорт «Ли-Чуань» и флагманский речной крейсер «Киан-Хын». Во время фугдинской операции китайцы по теряли до 300 человек убитыми, Сунгарийская военно-речная флотилия была полно-стью уничтожена. Советские войска потеря-ли 3 человека убитыми и 11 ранеными.
За проведение этой операции 59 командиров и краснофлотцев Амурской флотилии были награждены орденами Красного Знамени, а флотилия стала Краснознаменной.