Начать войну на старой технике. Танк «СП» с бензомотором.

-9

            В середине 1940 года, не объявленный конкурс на танк "СП" неожиданно выиграл проект КБ з-да №37, во главе с главным конструктором Астровым.
       Вообще-то, Астров предложил АБТУ проект танка-разведчика с бензиновым мотором ЗИС-120(АИ название), но руководство АБТУ, вполне справедливо решило, что проект , вполне соответствовал и танку сопровождения пехоты, который будет выпускаться на относительно маломощных автозаводах и танковом з-де №37.
       До этого, АБТУ рассматривало множество проектов танка "СП", но только в проекте Астрова, удалось совместить достаточное бронирование с относительно маломощным мотором ЗИС-120(АИ).

                                                       Описание конструкции.
        Мотор ЗИС-120, мощностью в 108 л.с., располагался поперёк корпуса в корме машины, там же располагалась и трансмиссия. ДВС и КПП соединялись цепью Галля, для упрощения их взаимной центровки(рассматривался и вариант с шестерёнчатой гитарой). КПП по типу Кристи(БТ), уменьшенная и облегчённая, только первичный вал — продольный. Тяговое усилие 5724 кг, что составляло 61% от веса танка. Максимальная скорость — 43 км/час при 2800 об/мин двигателя.
        Вертикально-наклонные детали корпуса и башни выполнялись из 30-мм брони, горизонтальные листы имели толщину 10-мм. Треугольные детали крыши корпуса, были толщиной 15-мм.
         45-мм орудие 20-Км имело боекомплект 126 выстрелов, пулемёт ДТ — 48 магазинов по 63 патрона. Большинство выстрелов к орудию(102шт.) располагались в вертикальной боеукладке сзади и сбоку от башнёров, а 24 шт. под орудием, что позволяло по-минимуму отвлекаться на заряжание орудия, посвящая основное время наблюдению за полем боя. В проекте Астрова, оба башнёра, имели по перископу, но АБТУ утвердило проект с двумя наблюдательными башенками по типу танка Т-50 ЛКЗ. Во время войны, из-за нехватки оптического стекла и для упрощения производства, часть танков, оснащалась перископами, по первоначальному проекту з-да №37.
          В целом, обзорность из танка была очень хорошей(сказывалось разведпредназначение), что позволяло использовать танк для атаки обороны противника в начале войны, насыщенной штатными средствами ПТО, несмотря на слабость бортового бронирования.

        Вдоль задних бортов башни устанавливалась радиостанция КРСБ(по проекту).Начать войну на старой технике. Танк "СП" с бензомотором.


                                                 Производство.
          До войны, заводами №37 и Миасским, было выпущено всего 20 танков установочных серий, а массовое производство развернулось только в июле 1941 года, когда Миасский завод запустил серийное конвейерное производство моторов ЗИС-120(АИ).
           На Миасском заводе, серийное производство танка Т-41("СП"- разведчик), просуществовало недолго, — уже с августа, на конвейере собирались САУ на базе танка Т-41 с пушкой Ф-34, чему вынуждала тяжёлая обстановка на фронте и большой выпуск з-дом №92 танковых пушек Ф-34. На более двухстах САУ устанавливались 76,2-мм пушки ЗИС-13(АИ) с длиной ствола в 58 калибров без бронерубки, просто за штатным, для этой пушки, щитом.
           76,2-мм САУ на базе танка Т-41, в составе МехПТАБр, сыграли огромную роль в остановке противника в сентябре 41 года, окружившем основную часть сил Западного фронта между Припятью и Двиной, и почти беспрепятственно продвигавшегося к Смоленску и Москве. Все 16-ть довоенных мехкорпусов, к тому времени, понесли большие потери и были небоеспособны после летних боёв, а четыре мехкорпуса Южного фронта, полностью погибли в окружении под Плоешти и Бухарестом.
        Завод №37 производил "СП"- разведчик Т-41 до самого конца войны, которые использовались в войсках как командирские и машины управления выше батальона, а также в разведподразделениях и частях связи.

         Часть танков, выпускалась в экранированном варианте, с толщиной дополнительной бронезащиты 10мм.
       С конца 1941 года, на части шасси танка Т-41, выпускаемых Миасским заводом, производилась зенитная самоходная установка, вооружённая спаркой пушек ВЯ-23.      Постепенно, производство таких ЗСУ возрастало, чему способствовало введение в строй в 1942 году, второй нитки конвейера, предназначавшегося по довоенным планам для выпуска полноприводных трёхмостовых грузовиков(Финская война сорвала сделку по покупке в США, линии фирмы Бендикс-Вейсс по производству ШРУС).
        На базе танка Т-41, был разработан танк Т-50(настоящий "СП"), с 65-мм броней бортов корпуса и башни, вооружённый 76,2-мм пушкой длиной в 30 калибров на выстреле горной пушки обр. 1909 года и дизельным четырёхцилиндровым мотором на деталях В-2. О нем — в следующем посту.
                                                               Весовая сводка.
  Корпус со сварными швами — 3,3т.
  Башня с орудием и б/у         -1,6т.
  Ходовая часть                          -1,85т.
  ДВС с системами, трансмиссия — 1,05т.
  Б/з                                                 — 0,5т.
  Бензобаки с бензином(320л)  — 0,3т.
  Разное(фундаменты, перегородки, экипаж, эл/обор. и др.) — 0,85т.
                                                                       Итого: 9,45т.Начать войну на старой технике. Танк "СП" с бензомотором.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account