Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 4. Британские бронетанковые страдания
5 – 30 декабря 1938 года
В Великобритании, параллельно с подготовкой к Мюнхенской конференции, велась и подготовка в решении вопросов по усилению вооружения её армии. По всей стране развернулись дискуссии, о том, что требуется Британской армии в случае её вмешательства в конфликт в Европе.
Одной из первостепенных проблем, стоящих перед премьер-министром, было решение проблемы нехватки хорошо подготовленной живой силы, необходимой для формирования нового британского экспедиционного корпуса, а также достаточных резервов, которые бы дали возможность участия в боевых действиях в других частях империи. В ответ на это был представлен законопроект о военной подготовке, в соответствии с которым молодые люди в возрасте 20-21 года должны были быть призваны на шестимесячную военную подготовку. В странной попытке отделить этот набор от призыва в регулярную армию, предусматривалось, что каждому новобранцу будет выдаваться не только униформа, но и гражданский костюм.
После мюнхенской конференции премьер-министр Чемберлен объявил об этом законопроекте. Благодаря его высокому качеству, он, довольно быстро и успешно прошел обе палаты Парламента.
Согласно положениям нового закона, первые новобранцы будут призваны непосредственно после Рождества 1938 года. Кроме того, будет активизирован набор и обучение будущих британских солдат в доминионах и в Индии. Однако, судя по всему эта задача была гораздо более сложной, так как в доминионах требовалось принимать дополнительные законы.
Нужно отметить, что увеличение бюджета на армию вызвало некоторое недовольство, но не принесло значительных волнений. Финансовую выгоду от этого решения получили прежде всего производители стрелкового оружия и артиллерии, однако главным родом войск в новой сухопутной армии стали всё же танки, и туда были направлены основные финансовые ресурсы.
В это время, основную долю Британской бронетехники составляли легкие танки Виккерс Mk VI, главным вооружением которых составлял пулемет калибра 15-мм. Данные танки были слабо защищены, и не соответствовали требованиям времени, так как они были нацелены на подавление восстаний в отдаленных уголках империи и борьбу со слабо вооружёнными туземцами.
Самым быстрым решением этой проблемы было резкое увеличить производство крейсерского танка Mk.III (а позже Mk IV, модернизированной версии с дополнительной броней) с целью переоснащения тех бронетанковых частей, которые эксплуатировали лёгкие Виккерсы, и особенно тех, которые планировалось включить в состав будущего экспедиционного корпуса.
Кроме этого армии также требовалось и больше тяжелых пехотных танков. Это означало необходимость резкого увеличения производства танков «Матильды II». А также, как можно скорейшего запуска в производство более нового танка «Валентайн».
При этом Военное министерство Великобритании сомневалось в том, что конструкция Валентайна соответствует требованиям времени, нареканиям подверглась двухместная башня танка, поскольку считалось, что на современных танках башня обязательно должна быть трёхместной. Однако, учитывая, что танк в оригинальном исполнении оказался существенно проще и дешевле, чем Матильда, Военное министерство всё же одобрило начало его производства. Первые серийные танки планировалось начать поставлять в войска в декабре 1939 года.
И это далеко не все британские приоритеты в области бронетанковой техники. Параллельн6о с запуском новых машин, британцы активизировали работы над перспективными, среди которых прежде всего рассматривался крейсерский танк Mk V Covenanter.
Эта машина задумывалась как замена и дополнение к крейсерским танкам Mk III/IV. Однако, тут возникли непредвиденные задержки, у танка возникли серьезные проблемы с системой охлаждения, и их решение почему-то затянулось.
Увеличение финансирования армейских проектов по сравнению с Королевскими ВВС, было использование на ускорение работ над Ковенантером. На танк решили установить алюминиевые колеса, а не стальные, а это, в свою очередь снизило вес машины и улучшило охлаждение двигателя. Нужно отметить, что до этого ВВС потребляли весь алюминий, и такое усовершенствование провести было просто невозможно.
В целом, всё это должно дать позитивные изменения в будущем, однако в краткосрочной перспективе они мало чем повлияли на укрепления личного авторитета Чемберлена. Резкая смена настроения не добавила ему популярности, его авторитет медленно и неумолимо падал, что должно было привести в ближайшее время к отставке. Однако, Чемберлен, несмотря ни на что, чувствовал обязанность довести дело до конца.
Источник – https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-3#post-22439611