Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 13. Битва за Норвегию. Нарвик, Осло и другие направления

12

Другие части цикла

Как уже писалось в предыдущей части, в других местах высадки у немцев дела шли на много удачней. И ниже вы узнаете, как и где конкурентно.

Апрель 1940 г. — май 1940 г

Группе I было поручено захватить Нарвик. Это была ключевая стратегическая цель для немцев, поскольку через этот порт проходили поставки железной руды из Швеции в Германию.

Порт Нарвик на карте


Порт Нарвик на карте

Группа I состояла из 10 эсминцев с десантом численностью около 2000 человек. При этом единственной защитой этого порта были два старых норвежских броненосца береговой обороны, «Эйдсвольд» и «Норге», спущенные на воду ещё в 1900 году. Несмотря на свой возраст, эти корабли были довольно мощно вооружены: на них были установлены две 210-мм пушки главного калибра в башнях. Кроме них ещё имелись 150-мм и 47-мм орудия. Так что в теории, особенно для небронированных эсминцев, эти корабли были грозными противниками. Однако это в теории, а в реальности экипажам обоих кораблей катастрофически не хватало артиллерийской подготовки и опыта. И даже если бы они были лучше подготовлены, немцы значительно их превосходили численно. Не говоря уже о том, что корабли Кригсмарине были значительно новее, совершенней и гораздо более маневренные. Конечно, при определённом везении, они могли бы нанести некоторый урон, однако без существенной поддержки они были обречены.

Кстати, во многом это отражало основную проблему с развертыванием Королевского военно-морского флота Норвегии во время вторжения. Норвежские корабли были разбросаны по всем норвежским портам, а не сконцентрированы для защиты одного или двух критически важных объектов.

Бой был абсолютно односторонним. Немцы направили предложение экипажу «Эйдсвольд» сдаться, а когда его капитан отказался, то был просто торпедирован и затонул, раньше, чем успел открыть огонь из орудий.

Броненосец береговой оборону «Эйдсвольд»


Броненосец береговой оборону «Эйдсвольд»

Немецкие эсминцы не вступали в бой с «Норге», пока не вошли в порт. После чего они просто торпедировали старый броненосец, при этом и их торпеды вели себя достаточно странно. Эсминец «Бернд фон Арним» (Z11 Bernd von Arnim) сделал три залпа торпед по неподвижному кораблю, и только третий попал в цель. Однако и этого было более чем достаточно, чтобы потопить броненосец. После этого, полковник Сундло, отвечавший за оборону Нарвика, просто капитулировал, не оказав даже символического сопротивления. Кстати, после войны полковник Сундло был признан виновным в халатности и сотрудничестве с врагом. Некоторых это разочаровало, поскольку первоначальным обвинением была государственная измена.

Эсминец «Бернд фон Арним» (Z11 Bernd von Arnim)


Эсминец «Бернд фон Арним» (Z11 Bernd von Arnim)

Нужно отметить, что Нарвик британцы просто проморгали, однако уже 10 апреля они спохватились и провели несколько безрезультативных атак силами 2-й флотилии эсминцев Королевского флота, состоящей из HMS Hardy , HMS Hotspur , HMS Havock , HMS Hunter и HMS Hostile. Обе стороны потеряли в бою по два эсминца.

Однако корабли Королевского флота могли похвастаться тем что потопили грузовой корабль с боеприпасами и шесть транспортов с другим имуществом. Это естественно снизило способность Кригсмарине поддерживать оккупационные силы. Что любопытно, в бою погибли командиры обеих соединений за что капитан Бернард Уорбертон-Ли получил Крест Виктории, а коммодор Фридрих Бонте получил Рыцарский Железного крест. Обе награды были присвоены посмертно.

Лидер британских эсминцев «Харди» (HMS Hardy)


Лидер британских эсминцев «Харди» (HMS Hardy)

Вскоре прибыло британское подкрепление и заблокировало порт. Затем, 13 апреля, линкор «Уорспайт» (HMS Warspite) в сопровождении эсминцев вошел в Вестфьорд.

Увидев приближающуюся угрозу немецкие эсминцы решили сразу атаковать в надежде поразить неповоротливый английский линкор в узком фьорде торпедами. Однако из порта они выйти так и не смогли. Плотный огонь 152-мм пушек противоминного калибра линкора и 120 мм орудий эсминцев, довольно быстро отправил все 8 немецких боевых кораблей на дно. 381-мм пушки главного калибра британского линкора огонь даже не открывали.

Отдельно нужно сказать о немецкой субмарине, находившейся в порту Нарвика, она попыталась выйти и погрузится. Но тут в дело вступили английские гидросамолёты, из тех что базировались на Уорспайте. Бомбами и пулемётным огнём они потопили немецкую подлодку.

Кстати, это было достаточно редким событием. За всю войну гидросамолёты топили субмарины всего дважды.

Линкор «Уорспайт» (HMS Warspite)


Линкор «Уорспайт» (HMS Warspite)

Однако это было только пол дела, так как Нарвик уже был захвачен десантом Вермахта, и его нужно было оттуда выбить.

Наступательная операция против немецких частей, оборонявших Нарвик началась 28 мая 1940 года. В операции приняли участие Французский экспедиционный корпус в Скандинавии (CEFS), прибывший туда 28 апреля, состоящий из сил Альпийского и Иностранного легионов. Части Норвежской армии, составлявшие основную часть сил и небольшой британский контингент, а также четыре польских батальона, под командованием генерала Андерса.

Находясь в численном меньшинстве и лишённые снабжения немецкие войска сражались отчаянно. Отсутствие снабжения с моря попытался компенсировать Геринг, организовавший воздушный мост. Однако при всём при этом обороняющиеся в Нарвике части были обречены. Если бы не события, начавшиеся во Франции, которые в итоге и спасли немецкий гарнизон.

Солдаты союзников фотографируются в ходе боёв за Нарвик


Солдаты союзников фотографируются в ходе боёв за Нарвик

Четыре военно-морских сражения между 8-м и 13-м апреля означали, что Кригсмарине потеряла почти две трети своих эсминцев и большую часть своих крейсеров.

Немецкий эсминец Bernd von Arnim потопленный в бухте Нарвика


Немецкий эсминец Bernd von Arnim потопленный в бухте Нарвика

15 апреля «Гнейзенау» и «Шарнхорст» были атакованы линейным крейсером «Рипалс» (HMS Repulse) при поддержке двух легких крейсеров. При этом «Шарнхорст» получил значительные повреждения, и только наступление темноты и ложные сообщения об активности немецких подводных лодок позволили паре немецких линкоров оторваться и спастись. Учитывая и без того ужасающие потери среди надводных сил Кригсмарине, а также отсутствие Тронхейма в качестве безопасной гавани, адмирал Редер приказал обоим кораблям ограничить район плавания, и не уходить далее Кристиансанна на западе, хотя иногда их отправляли и до Бергена, для перехвата кораблей союзников. Но даже это было прекращено после того, как группа бомбардировщиков британских ВВС чуть не потопила оба корабля.

Линкор «Шарнхорст»


Линкор «Шарнхорст»

Что касается Группы IV, то ей было поручено завхатить Кристиансанн, что на самом юге Норвегии, в проливе Каттегат. Она так же столкнулась с ожесточенным сопротивлением, как и в Бергене. Норвежская береговая оборона дважды отбила попытки высадиться и повредила легкий крейсер «Карлсруэ».

На следующий день, возвращаясь в Германию, он был поражен двумя торпедами с подводной лодки HMS Truant и быстро затонул с большими человеческими жертвами.

Легкий крейсер «Карлсруэ»


Легкий крейсер «Карлсруэ»

Однако, поскольку в Кристиансанне не было никакой поддержки с моря, которая могла бы помешать немцам перегруппироваться, и из-за того, что немцы использовали захваченные норвежские коды и сбили с толку защитников, а также благодаря активным действиям Люфтваффе, с датских аэродромов, этот порт был всё же взят.

В то время как основные силы Группы IV были заняты штурмом Кристиансанна, всего один маленький торпедный катер «Грайф» без какого-либо сопротивления захватил порт Арендал, находившийся в 60 км северней. Это дало возможность получить контроль над подводным телеграфным кабелем, соединяющим Норвегию с Великобританией.

Порты Кристиансанн и Арендал на карте


Порты Кристиансанн и Арендал на карте

Отдельно нужно отметить неудачные действия десантников Fallschirmjäger. Если захват аэродрома в Ставангере прошёл более-менее гладко из-за практически отсутствия сопротивления. То, когда десантники столкнулись с сопротивлением, которое пытались оказать защитники аэродрома Форнебу, что недалеко от Осло, то выявилась их плохая подготовка для штурмовых действий. Лишь благодаря ударам Люфтваффе по позициям защитников Форнебу этот объект удалось захватить. Но об этом будет подробно рассказано ниже.

Немецкий десантник из Fallschirmjäger


Немецкий десантник из Fallschirmjäger

Ну и последним в нашем рассказе будет описание действий Группы V, которой было поручено захватить столицу Норвегии Осло. Именно здесь норвежская армия имела наиболее сильные позиции. Береговая оборона оказалась хорошо подготовленной и оказала ожесточенное сопротивление. В ходе высадки тяжелый крейсер «Блюхер» попал под сильный артиллерийский огнь из бастионов Оскарсборг, канониры которого стреляли почти в упор. После чего он был потоплен торпедами сорокалетней давности, выпущенными из наземных торпедных аппаратов крепости.

Тяжелый крейсер «Блюхер»


Тяжелый крейсер «Блюхер»

Когда немцам все-таки удалось высадиться на берег, они обнаружили, что их ждут полностью мобилизованные и подготовленные норвежские части. Бои за Осло были особенно ожесточенными, поскольку норвежцы отчаянно сражались, защищая свою столицу.

По плану операции, Вермахт должен был получит подкрепления, переброшенные через Форнебу. Однако и в этой части плана также возникли проблемы. Как уже упоминалось выше, десант которому было поручено захватить аэропорт, из-за плохой погоды, приземлился далеко от заранее утверждённой точки высадки и сразу после прибытия он был накрыт шквальным огнём норвежских войск, которые были переброшены туда после сообщений о парашютистах. В конце концов, часть войск пришлось отвлечь от штурма Осло, для захвата аэропорта, однако норвежцы предприняли решительную контратаку и вернули контроль над взлётной полосой. В итоге группа Ю-52, с подкреплением приземлившись оказалась под ударом норвежцев и была практически вся уничтожена. При этом пять Ю-52 были уничтожены на земле. Лишь после ударов бомбардировщиков Люфтваффе по аэродрому удалось доставить ещё войска, которые перегруппировавшись, взяли аэродром под контроль.

После захвата аэродрома в Форнебу, немцы, наконец, наладили постоянный поток войск и припасов, и теперь защитника Осло пришлось обороняться на двух направлениях.

Бои за Осло закончились ультиматумом норвежцам, в котором говорилось, что если Осло не будет немедленно сдан, то он будет стёрт с лица земли силами Люфтваффе. В сложившихся обстоятельствах норвежское правительство почувствовало, что у него нет выбора, и 11 апреля оно объявило о капитуляции столицы и его гарнизона.

Нужно заметить, что капитуляция Осло не приравнивалась к общей капитуляции Норвегии. К этому моменту правительство в основном покинуло Осло вместе с королевской семьей и национальной казной, что вызвало огромное разочарование в Берлине. И правительство, и казначейство было переправлено в Берген, где их встретили, кроме норвежских войск, ещё и солдаты 146-й бригады Английской армии и французского 13-го батальона альпийских егерей.

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-9#post-22526009

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account