«Мы наш, мы новый, флот построим…» «Императоры океанов, цари всея морей». Часть 5

3

Уважаемые коллеги это заключительная часть про броненосцы, моего цикла «Мы наш, мы новый флот построим. В ближайшее время, я выкладку новых броненосцев не планирую. Приятного чтения.

В 1900 году, вице-адмирал, Роман Владимирович Хорошихин подал в отставку с поста морского министра, как и было договорено с Николаем II. Блестящее 10-летие парового броненосного кораблестроения России заканчивалось. Роман Владимирович стал адмиралом флота и перешел в адмиралтейств-совет, а вице-адмирал, Иван Михайлович Диков занял место морского министра. На место начальника ГМШ пришел вице-адмирал, Иван Федорович Лихачев. На МГШ поставили, Степана Осиповича Макарова. И на этом все основные кадровые перестановки закончились. Рассматривая кораблестроительную деятельность нового морского министра, некоторое особо «сведущие» историки отечественного флота, оценивают её как чуть ли не «предательство» заветов адмирала Хорошихина. На самом деле это не так. И Роман Владимирович, и Иван Михайлович, судя по переписке хранящейся в архивах, общались весьма плотно, это не считая личных встреч. Адмирал Хорошихин последовательно поддерживал курс адмирала Дикова. Российская кораблестроительная программа рассчитанная до 1902 года, была в основном закончена. В задачу нового морского министра входило не превзойти своего предшественника, а сохранить тот потенциал, который оставил ему в наследство Роман Владимирович. При Иване Михайловиче доводились до ума все проекты начатые еще при Хорошихине. Новый морской министр большое внимание уделял боевой подготовке. И все же российские судостроительные предприятия нельзя было оставлять без заказов. После спуска броненосных крейсеров «Славы» и «Победы» на Балтийском заводе освободились строительные мощности. Точно такая ситуация сложилась на Новокронштадтском заводе, после спуска эскадренных броненосцев «Кронштадта» и «Севастополя».

Еще в 1897 году Хорошихин поручил старшему судостроителю Александру Ивановичу Мустафину, разработку броненосца «для усиления Дальневосточной эскадры». От морского ведомства, контролировать работу по проектированию новых броненосцев было поручено начальнику ГМШ, И.М. Дикову. Задача перед Мустафиным стояла достаточно сложная. По желанию морского министра надо было – «вместить максимальное вооружение в минимальное водоизмещение при максимально возможной защите. При этом такими параметрами как скорость и дальность хода можно было пренебречь». Изначально водоизмещение не должно было превышать 14 тыс. тонн. Скорость определили в 18 узлов. А вооружение должно было состоять из 2х2х305-мм, четырех 8″ орудий в одноорудийных башнях и батарее их восьми 152-мм. орудий. Расчеты показали, что при таких параметрах водоизмещение вылезет за 15 тыс. тонн. После совещания в МТК решено было водоизмещение увеличить до 14,5 тыс. тонн, а башни 8″ заменить казематами. В таком виде проект поступил на рассмотрение в МТК. И тут снова вмешался Хорошихин. Морской министр сам предложил заменить казематы с восьмидюймовыми орудиями на четыре двухорудийных башни со 152-мм пушками. Таким образом, количество 6″ орудий выросло до 16 шт.

Броненосец, получивший имя «Гренгам» был заложен в 1898 году на Балтийском судостроительном и механическом заводе. А броненосец получивший имя в честь другого известного морского сражения и погибшего в 1897 году броненосца с таким же именем «Гангут» заложили на Новокронштадтском судостроительном казенном заводе морского ведомства в 1899 году.

Броненосцы имели трехтрубный силуэт, с двумя мачтами и корпус с высоким и длинным полубаком, изготовленным из листовой и профилированной стали, методом клепки. В надводной части корпус был разделен на три палубы — верхнюю, батарейную (главную) и жилую (броне­вую). Корпус делился 14-ю водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Конструкция броненосца предусматривала двойное дно, вертикальные рули, фор- и ахтерштевни. В нижней части корпус был снабжен скуловыми килями высотой – 1,3 м. От штевня до штевня на всем протяжении корпуса простирался главный броневой пояс, выполненный из 229 мм крупповской стали, длиной 80 м и шириной 3,0 м. Поверх главного пояса располагался верхний бронепояс толщиной 152-мм, из той же крупповской брони. За главным поясом находились 127 мм скосы бронепалубы. Оконечности на протяжении 48 м были прикрыты 127-мм броней той же ширины, что и главный пояс. Над цитаделью возвышался 127-мм каземат с 37 мм противоосколочными переборками, защищавший все 6-дюй­мовые орудия. Броневая палуба имела карапасную форму, толщина ее в горизонтальной части со­ставляла 51 мм, на скосах — 76 мм, за пределами цитадели — 76 мм. Башни ГК прикрывались – 229 мм броней. Башни среднего калибра изготовил Металлический завод.  Дополнительной защитой служили угольные ямы по периметру котельных отделений. Цитадель замыкалась двумя траверзными переборками толщиной 127 мм.

Главный калибр броненосцев состоял из четырех 305-мм орудий длиной 45 калибров. Предельный угол возвышения орудий ГК составлял 24°, снижения -5°. Угол обстрела башен составлял 270°. Башенные установки «Гангута» и «Гренгама» были оснащены электроприводами немецкой фирмы «Сименс и Гальске».  Большинство работ по заряжению орудий было механизировано и электрифицировано. Все орудия были снабжены механическими прибойниками заряжения орудий и оптическими прицелами конструкции Барановского.  Скорострельность составляла 2 выстрела за три минуты. Боекомплект орудий состоял из 74 выстрелов. Средний калибр состоял из 16х152/45-мм орудий Канэ, изготовленных на Обуховском заводе Восемь 152-мм пушек устанавливались на бата­рейной палубе в казематах; еще четыре — в двухорудийных башнях, палубой выше. Угол обстрела 152-мм орудий составлял 122°, орудий в башнях — 210°. Боекомплект состоял из 200 снарядов на ствол. Противоминный калибр был представлен 16х87-мм, скорострельными орудиями Барановского, производства РОМАЗ. Восемь орудий находились в казематах, а еще восемь орудий располагались открыто на верхней палубе, защищенных лишь 40-мм. щитами. Боекомплект состоял из 250 выстрелов на ствол.

Главная энергетическая установка броненосца представляла собой две 4-цилиндровые, паровые, вертикальные машины тройного расширения и 22 котла Бельвиля. Котлы располагались в 3-х котельных отделениях. Все энергетическое оборудование было изготовлено на Балтийском заводе. Два опреснителя производства Путиловского завода выдавали 12 000 л. воды в сутки на бытовые нужды. Все броненосцы снабжались рефрижераторными машинами. Водоотливная система представленная 8 водоотливными турбинами производительностью 600 т/ч, обеспечивала осушение, 4800 тонн воды в час. Пожарные насосы обеспечивали подачу, 220 тонн воды в час.

Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрическим приводом французской фирмы «Соттер-Харле» одного руля в рулевой раме и системы управления. Вращение баллера могло осуществляться также паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевых рубках, центральном боевом посту, кормовом мостике и румпельном отделении.

Средняя стоимость каждого броненосца составила чуть больше 12,7 млн. рублей.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» "Императоры океанов, цари всея морей". Часть 5

Эскадренные броненосцы «Гангут», «Гренгам»

Водоизмещение: 14 700 тонн, Размерения (ДхШхО): 127,5х23,0х8,2 м., СУ: 2ПМ, 22ПК, 12 600 л.с., Макс. скор. – 18,0 узла., Дальность – 3600 миль (на 10 узлах). Броня: нижний пояс – 127…229…127 мм, верхний пояс – 152 мм, траверзы – 152 мм, палуба – 51…76 мм, башни ГК – 229 мм, барбеты – 229 мм,  башни СК – 152 мм, щиты орудий – 40-мм, рубка – 229 и 76 мм.  Вооружение: 2х2х305-мм/45 мм, 4х2х152-мм/45, 8х1х152-мм, 16х87-мм/50, 4х47-мм, 2х7,62-мм. пул., 2х1х457-мм. ТА. Запас топлива – 600 т. угля и 500 т. нефти

Броненосцы «Гангут» и «Гренгам» вошли в строй соответственно в 1901 и 1902 году. На испытаниях броненосцы уверено преодолели отметку в 18 узлов. При 6-часовых испытаниях броненосцы уверено держали скорость 17,8 узла, а при 12-часовых, рекомендованная скорость снизилась до 17,5 узлов.

Уважаемые коллеги, очень бы хотелось написать ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…, но боюсь по не зависящим от меня причинам приходится писать: ПРОДОЛЖЕНИЯ НЕ БУДЕТ, несмотря на то, что у меня уже готовы два материала, и я продолжаю работу над продолжением «Мы наш, мы новый…». К моему глубокому сожалению, из-за неудовлетворительной работы сайта (исключительно мое мнение, у уважаемых коллег может быть другое), я пока прекращаю выкладку материалов на сайте, а так же пока отказываюсь от комментариев. Заранее прошу прощения у уважаемых коллег, которых я не поздравлю с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ. Означает ли это, что я совсем ухожу с сайта? Отнюдь нет, скорее я перехожу в статус неактивного пользователя. Вернусь ли я и продолжу работу над циклом? Честно говоря, не знаю. Если на сайте появятся реальные, а не декоративные улучшения, обязательно вернусь и продолжу.

Отдельно я хочу, от всей души, поблагодарить уважаемых коллег, кто был неравнодушен к моему «творчеству», кто искренне помогал мне, делая мои статьи интереснее и правдивее. Всех кто писал комментарии, без взаимного общения с ВАМИ мой цикл был бы заметно хуже. ОГРОМНОЕ ВАМ ВСЕМ СПАСИБО! Пока говорю всем уважаемым коллегам ДО СВИДАНИЯ! Надеюсь до скорого. А вот превратится ли оно в прощание, зависит лишь от уважаемого владельца сайта. Впрочем, у меня есть электронные адреса некоторых уважаемых коллег и я, если они будут не против, с удовольствием продолжу с ними общение. И возможно в ближайшее время я попытаюсь найти площадку для общения, где я продолжу выкладку своего цикла. Но пока еще решил, окончательно приму решение после Нового года.

ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!!! Я рад, что общался со всеми ВАМИ!

 

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account