5

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XI. Каприз адмирала.

Уважаемые коллеги, сразу оговорюсь: корабль, который я выложил, весьма спорный. Я сам до конца не уверен, нужен ли он. Поэтому конструктивная критика, только конструктивная, приветствуется. И как говорил один весьма интересный персонаж: «Критикуешь, предлагай». Поэтому приветствуется не только конструктивная критика, но и предложения по улучшению. Не приветствуется – «корабль полная хрень, поэтому предлагаю все переделать, ВИ увеличить в 5 раз, установить 406-мм орудия и вообще лучше из него авианосец сделать» :)))))))))) Впрочем, я вполне пойму и мнение – «такой корабль славному российскому флоту не нужен».

В конце 19 века одной из главных противников Российской империи на Балтике, наряду с Великобританией, считалась Германия, флот которой начал развиваться опережающими темпами. Морское министерство в лице И.А. Шестакова считало, что на Балтике можно обойтись оборонительными мерами, исключая наступательные. При данной доктрине главный упор делался на минные поля, береговую оборону. А лучшим выходом в кораблестроении считалось строительство броненосцев береговой обороны и крупных канонерских лодок. Какие только проекты не поступали в МТК! Но даже на фоне этих проектов, проект канонерской лодки Э.Е. Гуляева стоит наособицу. Достойный ученик А.А. Попова, он прославился строительством широкоовальной по форме императорской яхты «Ливадия» – не самого любимого детища господ Романовых.

Проект канонерской лодки Гуляева тоже поражал размахами. По замыслу Гуляева водоизмещение будущей лодки должно было составлять 3240 тонн, мощность механизмов – 3000 л.с., запас топлива – 180 тонн, рассчитанный на 48 часов непрерывного хода. Лодка должна была иметь мощную броневую защиту – 10-дюймовую поясную броню и такой же толщины броню барбета. Броня палубы – 2 дюйма. Вооружение должно было составлять два 12-дюймовых орудия образца 1877 года на снижающихся станках, расположенных в носовой части. Примечательным было и соотношение длинны – 180 футов (60 м) к ширине – 120 футов (36,6 м). Т.е. Э.Е. Гуляев продолжал развивать идею круглых судов и приснопамятной яхты «Ливадия». Естественно, проект не прошел.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XI.  "Каприз" адмирала...

Эскизный проект канонерской лодки Э.Е. Гуляева

В 1892 году, при разборе наследства, оставшегося от покойного И.А. Шестакова, только что назначенный на должность морского министра Р.В. Хорошихин наткнулся на проект канонерской лодки Гуляева. Тогда он только посмеялся над курьезом. Хорошихин вспомнил про Э.Е. Гуляева в 1894 году, при выборе проекта канонерской лодки для Дальнего Востока. Формулируя задание для проектирования Р.В. Хорошихин говорил, что

«желал бы иметь небольшую, слабобронированную, канонерскую лодку, умеренного водоизмещения, быстроходную с малой осадкой и мощным вооружением».

В результате появился довольно странный проект, который сам Роман Владимирович окрестил – «Мой адмиральский каприз». Название прижилось, и уже никто и не называл будущую лодку иначе как «Каприз». Мало того, при выборе названия для будущего корабля сам Роман Владимирович лично ходатайствовал перед государем-императором о присвоении новой лодке имени «Каприз». С некоторыми трудностями, ходатайство было удовлетворено.

Строительство лодки было передано заводу «Бурмейстер и Вайн» (Дания). В 1897 году канонерская лодка «Каприз» прошла ходовые испытания. Однако проектной скорости в 16 узлов ей достичь не удалось. Максимальная скорость, которую ей удалось достичь, составляла 15,7 узлов. Впрочем, в процессе эксплуатации к началу русско-японской войны её скорость практически не превышала 15 узлов.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XI.  "Каприз" адмирала...

Крейсер II ранга «Каприз» («Кронверк»)

Водоизмещение – 2750 тонн. Размерения – 88,0×12,5×4,2 м. СУ – 2ПМ, 6ПК. Мощность – 3800 л.с. Скорость – 15,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 200 тонн. Бронирование: Пояс – 75-51 мм, палуба – 25-35 мм, щиты орудий ГК – 40 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 4×1×203/45-мм, 6×1×87/50-мм, 4×1×47-мм, 2×457-мм ТА

Как и все канонерские лодки, в 1898 году «Каприз» был переклассифицирован, но в отличие от прочих канонерских лодок получил почетное звание крейсера II ранга. Командовать крейсером каприз был назначен капитан-лейтенант, Василий Григорьевич Захаров. Хоть крейсер в основном предназначался для Балтики, летом 1900 года его перевели на Дальний Восток. К кампании в Китае он все же не успел, хотя моряки и очень спешили.

В начале войны «Капризу» не повезло. По несчастливому стечению обстоятельств он схлопотал торпеду от своего миноносца и вынужден был 2 месяца провести в ремонте. Но выйдя из ремонта, «Каприз» деятельно включился в службу. Одной из основных задач, поставленных «Капризу», было противодействие высадке японских десантов в Корее. На счету крейсера оказалось несколько временных складов японской армии, расположенных в бухтах. Особой удачей крейсера в этот период стал крупный японский транспорт «Хиккей Мару» с продовольствием и телефонно-телеграфным оборудованием для японской армии, разгружавшийся в бухте Сампхо.

Но в марте состоялся легендарный бой крейсера. Раздосадованные действиями русского «малого» флота японцы разослали корабли для противодействия русским крейсерам. «Каприз» как раз мирно расстреливал батальон японской пехоты, неосторожно высадившийся в укромной бухте Чопху, когда по его нежную душу приперлась, пусть и небольшая, но целая японская эскадра, состоящая из бронепалубного крейсера «Атама» (4850 т, 2×203-мм, 8×120-мм, 22 уз.), канонерской лодки «Цукури» (2650 т, 2×152, 6×120, 15 уз.) и 4-х эсминцев. Японские дурачки думали, что они поймали славного командира «Каприза» в ловушку. С радостным воплем – «Сами напросились, макаки желтозадые», Захаров ринулся на японцев. Ох, недаром он столько времени тренировал своих комендоров! Несколькими залпами «Каприз» накрыл «Атаму». Японский крейсер, получивший несколько повреждений, поспешил выйти из боя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что хоть повреждения были неприятными (повредило трубу, разрушило часть носовой надстройки, повредило одно из орудий, 2 офицера и 13 матросов были убиты и около двух десятков ранены), но все же некритическими. После двухнедельного ремонта японский крейсер снова вошел в строй.

Японцы опешили от такой прыти русских. За самурайскую честь попытались вступиться миноносцы. Вот зря они это сделали. За работу взялись комендоры 87-мм орудий, не менее искусные в своем деле. Итог – один японский миноносец был уничтожен, второй сильно поврежден. Канонерская лодка «Цукури» попыталась взять поврежденный миноносец на буксир, однако 8-дм. орудия «Каприза» быстро объяснили им всю тщетность попытки. Впрочем, русский крейсер не помешал спасению японских моряков с медленно тонущего миноносца. Несолоно хлебавши, японцы удалились от зловредного «Каприза». А «Каприз» не спеша расстрелял одинокий и покинутый японский миноносец и с чувством выполненного долга удалился в Порт-Артур.

После войны крейсер перевели туда, куда он и предназначался – на Балтику. Перед ПМВ ему провели полную модернизацию. Котлы заменили с угольно-нефтяных на нефтяные. Вооружение стало 6×127-мм орудий. «Каприз» получил новые надстройки, два дальномерных поста, более мощную радиотелеграфную станцию. Но самое главное – крейсер сменил название. Название «Каприз» многим мозолило глаза, поступило высочайшее распоряжение – «Никаких Капризов, в Российском императорском флоте недопустимо». Так крейсер II ранга «Каприз» стал вполне нейтральным «Кронверком».

Во время Первой мировой войны «Кронверк» занимался своими прямыми обязанностями. Уничтожил несколько немецких тральщиков. Утопил немецкий минный заградитель специальной постройки «Огер». Во время Рижской операции 1917 года вполне успешно обстреливал приморский фланг армии Гутьера.

18 октября 1917 года крейсеру «Кронверк» была поручена эвакуация людей с острова Моон. Операция не была подготовлена. На перехват каравана вышли немецкий крейсер «Аугсбург» и несколько эсминцев. Недаром моряки всех стран не любят переименования кораблей, считая это дурной приметой. В этот раз судьба отвернулась от «Кронверка». Несколькими меткими залпами с «Аугсбурга» он был поврежден, потерял ход и не смог управляться. Команда на корабле тоже сменилась, славные традиции командира Захарова ушли, к тому же на корабле была толпа вооруженных, перепуганных солдат с Моона. Никто не хотел умирать. В результате «Кронверк» сдали немцам. Впоследствии большая часть пленных вернулась в Россию. Крейсер «Кронверк» был уведен в Германию, где его следы затерялись. Дальнейшая судьба корабля неизвестна.

С уважением Андрей Толстой

Подписаться
Уведомить о
guest

79 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account