Муравийские линейные корабли типа «Волот»
Линейные корабли типа «Волот».
Поздно вечером 25 апреля 1898 года главные силы муравийского флота покидали рейд Хуан-Скапа. Торжественных проводов не было, и хотя на флагманском «Степане Великом» находился сам Великий князь Димитрий, великокняжеский штандарт на флагманском корабле поднят не был. Эскадра шла к Филиппинскому архипелагу.
Еще при жизни своего отца Великого князя Ивана, и позднее, будучи наследником престола при своем венценосном брате Никодиме II, Димитрий Иванович слыл опасным фантазером. Он был убежденным сторонником аннексии Филиппинского архипелага, а с этой целью создания сильного флота способного осуществить такой захват, а главное позволить удержать захваченное. Отобрать Филиппины у испанцев нетрудно, говорил он, трудно удержать в стороне других претендентов.
Коронованный в феврале 1888 года новый Великий князь сразу же взялся за дело – уже через два месяца была принята первая кораблестроительная программа, рассчитанная на десять лет. Согласно этой программе предстояло построить 5 линейных кораблей, 8 бронепалубных корветов и 2 шлюпа (авизо).
Уже начавшиеся испытания построенного в Англии линейного корабля «Князь Иван» выявили порочность диагональной схемы размещения установок главного калибра. Безопасные сектора обстрела его ГК оказались гораздо меньше предполагавшихся, в то же время построенный во Франции крейсер «Китежград» продемонстрировал гораздо большую эффективность ромбической схемы, по которой располагались его 240-мм барбетные установки. В итоге, и для заказываемого в Англии нового линейного корабля, была выбрана именно такая схема. Хотя для своего флота англичане таких кораблей не строили, британские конструкторы продемонстрировали свой класс, спроектировав очень удачный, по мнению муравийцев, корабль. Размерения линкора были выбраны в соответствии с размерами самого большого в Муравии 350 футового дока. Великий князь распорядился не экономить на вооружении и бронировании корабля, поэтому для него были запроектированы самые мощные 13,5-дюймовые орудия и 18 дюймовая броня цитадели. Впоследствии, однако, выявилась необходимость прикрытия оконечностей 6-10 дюймовой броней, что заставило уменьшить толщину главного броневого пояса до 16 дюймов. Четыре одноорудийные установки главного калибра располагались внутри ромбовидного барбета, выполненного из 12 дюймовых броневых плит. Каждое орудие было прикрыто броневым колпаком.
Некоторой нервозностью сопровождался выбор орудий среднего калибра – Муравийский арсенал как раз начал производство 5-дюймовых орудий собственной разработки, которые устанавливались на береговых батареях и старых батарейных броненосных кораблях «Латник» и «Князь Роман». Муравийское адмиралтейство потребовало установки этих же орудий и на проектируемый в Англии линкор, но из-за обычной бюрократической неразберихи и связанным с ней затягиванием переписки, до окончания проектирования не было установлено число необходимых орудий, и английские конструкторы решили проблему, просто отказавшись от бронирования казематов для них.
Первый линейный корабль нового типа, получивший название «Горыныч», был заложен в Англии в ноябре 1888 года, в 1891 был спущен на воду и в 1893 году был принят в состав Муравийского флота.
Первоначально планировалось построить еще два линейных корабля на муравийских верфях, но после вдруг обнаружившейся полной неготовности Главного адмиралтейства к постройке сразу двух линкоров, второй корабль был так же заказан в Англии. Линкор получивший название «Волот» был заложен в 1889, спущен в 1891 и вступил в строй в 1894 году.
В том же 1889 году в Главном адмиралтействе был заложен линейный корабль «Победитель». Он был спущен на воду в 1891 году и в 1895 вступил в строй.
Нормальное водоизмещение: 10210 т.
Скорость: 16,0 узла, при мощности машин 10000 л.с.
Вооружение: 4х1 343-мм/30, 12х1 127-мм/33, 14 трехфунтовых и 8 однофунтовых орудий, 6 надводных 381-мм торпедных аппаратов.
Бронирование (сталежелезная броня): нижний броневой пояс – 406 мм, верхний броневой пояс 305 мм, палубная броня 51 мм.
Размерения (квл): 102,8х20,9х7,9 м.
В 1892 году в эллинге Главного адмиралтейства, освободившемся после спуска на воду «Победителя», был заложен линейный корабль «Степан Великий». Хотя в начале предполагалось строить новый корабль не отступая от английского проекта, уже в ходе постройки проект подвергся значительной модернизации – слишком соблазнительно было применить на нем новые 8-дюймовые орудия и спроектированные муравийцами башенные установки. В итоге носовая барбетная установка была выполнена двухорудийной, что потребовало незначительной передвижки ряда грузов в корму. Вместо бортовых барбетных установок были установлены две башни, что увеличило носовой залп до шести орудий (двух 13,5-дюймовых и четырех 8-дюймовых). К сожалению, уже построенный корабль все же получил дифферент на нос, для ликвидации которого два 5-дюймовых орудия были заменены на трехфунтовые пушки.
Схема бронирования была полностью сохранена, хотя первоначально предполагалась установка вместо сталежелезной (компаунд) сталеникелевой брони. Однако оказалось, что муравийские заводы еще не могут производить таковую, заказ же брони в Англии был запрещен в целях экономии средств.
«Степан Великий» был спущен на воду в 1894 году и в 1897 вступил в строй.
Нормальное водоизмещение: 10210 т.
Скорость: 16,1 узла, при мощности машин 10000 л.с.
Вооружение: 1х2 и 1х1 343-мм/30, 2х2 203-мм/33, 10х1 127-мм/33, 16 трехфунтовых и 8 однофунтовых орудий, 6 надводных 381-мм торпедных аппаратов.
Бронирование (сталежелезная броня): нижний броневой пояс – 406 мм, верхний броневой пояс 305 мм, палубная броня 51 мм.
Размерения (квл): 102,8х20,9х7,9 м.