Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

18

Если сравнивать результативность советских подводных асов по критерию количество выпущенных торпед на число пораженных целей, то безусловным лидером является командир Щ-317 Николай Константинович Мохов. На 10 выпущенных торпед приходится 4 пораженных цели. И все это в одном походе! Для сравнения, С.П. Лисин торпедировал 3 судна, выпустив 12 торпед, Г.И. Щедрин — 5 попаданий на 36 торпед, А.И. Маринеско потопил 2 транспорта, затратив 10 торпед. О первом и последнем боевом походе Николая Мохова читайте в этой статье.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

Николай Константинович Мохов родился 14 февраля 1912 года в городе Барнаул в семье плотника. Отец будущего подводника воевал на фронтах первой мировой, был демобилизован по ранению и умер в 1916 году. Мать бралась за любую работу, но смогла дать возможность сыну закончить 9 классов. По окончанию школы Николай переезжает во Владивосток, где работает грузчиком в порту, а также, по мере возможности, матросом на отдельных рейсах. В 1929 году он поступает на отделение судовождения морского техникума, в котором успешно доучился до последнего курса. Но в 1932 судьба Мохова делает крутой поворот: по партийному призыву он едет в Ленинград в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе учиться на подводника. Успешно окончив в 36 году училище молодой командир попадает по распределению штурманом на «малютку» М-75 проекта VI-бис. Лодку длинною менее 40 метров обслуживали 17 человек экипажа, из которых трое были командирами. Четыре часа вахты, четыре часа отдыха, потом снова вахта — и так весь поход. Флот рос стремительно и все более-менее толковые командиры делали быструю карьеру, поэтому уже спустя два года Мохов получает под свое командование свою первую лодку М-74.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

Начало войны капитан-лейтенант Мохов встретил в должности командира дивизиона малюток, проходивших ремонт в Кронштадте. Так как лодки были из числа «малюток» первых серий, то есть уже порядком изношенные, ремонт затягивался, а с развитием немецкого наступления много подводников из числа их экипажей были направлены в морскую пехоту. К счастью для Мохова освободилась вакансия командира действующего дивизиона, избавив его от роли командира роты на фронте. Кстати, одним из его новых подчиненных был наш будущий подводник №1, а на тот момент командир М-96, Александр Маринеско. К концу 41 года весь Балтийский флот оказался заперт в водах вокруг Кронштадта. И если моряки надводных кораблей принимали активное участие в обороне поддерживая огнем орудий сухопутные войска, то экипажи подводных лодок остро переживали свое бездействие. Из-за участившихся случаев нарушения дисциплины командование решило наказать ряд командиров. Так 16 января 1942 Мохова понижают в должности и назначают командиром Щ-317. Причина: недостаточная требовательность к подчиненным командирам.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

Щ-317 относилась к средним подводным лодкам типа «Щука» 10-й серии. При водоизмещении 592 тонны лодка несла 6 торпедных аппаратов с боезапасом в 10 торпед и 2 45-мм орудия. Скорость хода составляла 14 узлов над водой и 8,5 под водой. К моменту прихода нового командира корабль проходил ремонт, который проводился в основном силами экипажа. Ремонт в блокадную зиму 41-42 в Ленинграде! Так, например, ремонт винтов пришлось проводить в водолазном снаряжении, полуголодным людям в ледяной воде. В итоге, несмотря на все трудности корабль был готов к 15 мая и был включен в состав 1-й очереди на развертывание в Балтийском море. Но если техника была готова, то с боевой подготовкой была просто беда. Что могли, отработали у пирса, а погружение пришлось отрабатывать на реке Нева в районе Охтинского моста. Было решено, что как только лодка преодолеет многочисленные минные поля в Финском заливе (если преодолеет), то потратить пару суток на боевую подготовку.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

И вот так под водой в водолазном костюме.

11 июня 1942 года в 22:00 Щ-317 покинула базу на острове Лавенсари и начала форсирование Финского залива. Так как для Мохова это был первый поход на Щуке, с ним в море вышел командир дивизиона Егоров. К 16 июня субмарина успешно форсировала кишащий минами и противолодочными патрулями Финский залив и вышла в Балтийское море. В соответствии с рекомендациями штаба Щ-317 направилась в район острова Богшер, где планировалось провести серию учений. Но почти сразу после прихода в район на горизонте появилась цель — финский пароход «Арго» (2513 брт.) с грузом сельскохозяйственных удобрений. Пораженный торпедой корабль успел выброситься на мель, где и был разрушен штормами. Атака пришедшего на помощь шведского транспорта «Улла» не удалась — торпеда прошла мимо. Проведя несколько дней в том же районе и потренировав команду Егоров и Мохов повели лодку к назначенной им позиции у побережья Швеции. Именно там пролегала коммуникация по которой в Третий Рейх шла шведская железная руда.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

Арго» (2513 брт) — первая жертва Щ-317

18 июня, когда до назначенного района патрулирования было ещё далеко, лодка перехватывает и атакует датский пароход «Орион» (2406 брт.), следовавший в шведский порт Лулео за той самой рудой. После попадания торпеды экипаж сел в шлюпки, и Мохов, решив, что судно обречено, ушел из района. Но «Орион» не затонул и спустя 4 суток был отбуксирован в порт Висбю. 20 июня Щ-317 прибыла на позицию и уже спустя 2 дня топит шведский транспорт «Ада Гортон» (2399 брт.) с грузом железной руды для Германии. Военная контрабанда, как ни крути! Шведы немедленно шлют ноты протеста и вводят конвоирование своих и, что характерно, немецких судов военными кораблями. Сталкивалась с противодействием шведского ВМФ и Щ-317. Так 1 июля атака парохода «Галеон» была сорвана эсминцем «Эреншильд», а спустя ещё 6 дней эсминец «Нордешильд» атаковал лодку глубинными бомбами. Все это заставило Мохова перейти южнее, туда где
8 июля была одержана 4-я победа — потоплен немецкий пароход «Отто Кордс» (966 брт.). На Щ-317 закончились торпеды, о чем 10 июля с лодки была отправлена радиограмма. Штаб дал добро на возвращение.

Мог стать подводником №1? Первый и последний поход Николая Мохова.

Щ-317 нашли в июле 2017 года, опознали год спустя. Подорвавшаяся на мине лодка лежит на глубине 78 метров между островами Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе. До дома оставалось совсем немного…

Подведем итог. С одной стороны Щ-317 была первой подводной лодкой, сумевшей прорваться в Балтийское море в 42 году. Немцы этого не ожидали, отсюда и успех против одиночных судов. С другой, сам выход в море с плохо обученным экипажем, на кое-как отремонтированной лодке, с прорывом через многочисленные минные поля — это само по себе подвиг. Кто знает, доживи Мохов до конца войны, когда лодки Балтийского флота снова вышли на оживленные морские коммуникации врага, каких бы ещё успехов он достиг?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cc08a42c5ed1700b3e44dcb/mog-stat-podvodnikom-1-pervyi-i-poslednii-pohod-nikolaia-mohova-61ed7e68a9dfb76a668a0a92?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account