Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

18

“Тратим больше снарядов – имеем меньше людских потерь.”
И.Сталин

“Новое – хорошо забытое старое”
Конфуций

В продолжение статьи “Коса смерти на шасси Т35А”. Каковая статья в свою очередь является продолжением очень обширной темы, которую можно сформулировать так – Как сделать что нибудь полезное из тяжелого танка прорыва Т-35?

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

В “Косе смерти” предлагается переоборудовать Т-35 в РСЗО

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Вот такая машина, оснащенная ПУ на 18 снарядов М-31 (дальность стрельбы 4,5 км, масса БЧ 29 кг). Аналог современного ТОС. Безусловно, такая машина при массированном применении окажется намного эффективнее, чем исходные Т-35. Большим достоинством данного предложения является также его заведомая техническая реализуемость. В отличии, например, от тяжелых САУ на шасси Т-35, которые не пошли.
Однако, обсуждение достоинств и недостатков данного предложения привело к идее оснастить Т-35 баллистой античного типа. Так как –
• Рассеивание снарядов РСЗО тех времен (1935…1940 годы) позволяет вести огонь только по площадям. Прицельная стрельба невозможна;
• Цена реактивных снарядов выходит в несколько раз больше, чем цена артиллерийского выстрела сопоставимого калибра;
• Тратить эксклюзивное шасси Т-35 на РСЗО слишком расточительно. Тут требуется что-то более потрясающее (в прямом и переносном смысле)
Поэтому баллиста.
Конструкция баллисты.
На самом деле античная баллиста является весьма совершенным метательным механизмом. Она вышла из употребления не из-за конструктивных, а из-за эксплуатационных недостатков. Как-то – громоздкая деревянная рама, капризные торсионные жгуты из конского волоса, низкая скорострельность, вызванная исключительно ручным перезаряжанием, низкая мобильность.
В современных баллистах большинство этих недостатков устранены.

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Вот, например, баллиста, судя по пневматическим шинам и электрической лебедке, изготовленная во второй половине (даже скорее в конце) прошлого века.
Что-то такое и нужно спроектировать для Т-35.
Зададимся энергией, сообщаемой снаряду в 500 кДж.
Масса снаряда сперва предлагалась в 50 кг (или даже в 100). С ожидаемой дальностью стрельбы в 2 км. Но при расчетах внешней баллистики 50-киллограммового ящика, заполненного взрывчаткой, обнаружилась его совершенно неприемлемая аэродинамика. Из-за сопротивления воздуха фактическая максимальная дальность стрельбы едва превышала 1 км. Поэтому было решено использовать снаряд массой 25 кг и придать ему обтекаемую форму, а для стабилизации полета использовать оперение.
Получился снаряд калибром 200 мм, с массой БЧ 15 кг, дальностью стрельбы 4 км.
Случайное совпадение или нет, но практически такой же калибр (1 талант = 26 кг) имел самый мощный античный торментум (см. рис)

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Для снаряжения баллистного снаряда можно использовать аммонал иди его аналоги на основе аммиачной селитры. Такой состав по взрывчатой силе примерно равен тротилу, но намного более доступен в производстве и обходится намного дешевле.
В артиллерийских снарядах аммонал не используют, так как при выстреле из пушки возможна его детонация. Баллиста разгоняет снаряд с меньшим ускорением и очень плавно. Это одно из важнейших, но далеко не единственное преимущество баллисты.
При проектировании торсионов рассматривались стальные пружины. Вычисления показали, что стальные пружины имеют очень низкую способность запасать энергию. Примерно 50 Дж/кг. Иными словами, баллиста для Т-35, независимо от конструкции должна иметь пружины массой 10 тон. Стальные пружины не годятся.
Тогда было предложено использовать в качестве упругих элементов пневмоцилиндры. Получилась следующая конструкция:

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Двигатель и трансмиссия перенесены вперед. Добавлены коробка отбора мощности (для взведения баллисты) и компрессор. В задней части корпуса оборудован просторный снарядный погреб со стеллажами на 180 снарядов.
Баллиста установлена в 6-ти местной поворотной башне. Расположение экипажа показано на схеме. Еще два члена экипажа – замковый и заряжающий в походном положении находятся в башне, а для стрельбы спускаются в снарядный погреб.
На схеме машина находится в походном положении, с баллистой развернутой назад. Дополнительное вооружение составляют три пулемета.
Устройство баллисты можно рассмотреть на следующем рисунке.

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

С применением пневмоцилиндров конструкция баллисты получается более изящной и лаконичной. Стрела и рычаги выполнены из стального профиля. Тетива – из крепкого стального троса. Цепная передача для взведения каретки условно не показана. Следует обратить внимание на то, что пневмоцилиндры выполнены заодно с ресиверами (на схеме окрашены в бежевый и голубой) Такое решение обеспечивает более равномерное усилие на тетиве.

Особенности применения пневмобаллисты.
Как уже говорилось, в походном положении баллиста повернута назад и уложена на крышу корпуса. Давление в ресиверах должно быть сброшено. Для перевода в боевое положение башня разворачивается баллистой вперед. Стрела поднимается на 45º, при этом казенная часть стрелы опускается в снарядный погреб. После чего производится набивка ресиверов воздухом до требуемого давления.
Основным боеприпасом является 25-кг фугасная граната, начиненная 15 кг аммонала. Корпус размером Ø200х700 выполнен из тонкой мягкой стали.
Дополнительные боеприпасы — зажигательный, дымовой, бетонобойный имеют тот же форм-фактор, но разную массу. Зажигательный снаряд, например, имеет массу всего 20 кг, так как плотность горючей смеси меньше, чем плотность аммонала. Бетонобойный снаряд имеет головную часть из толстой закаленной стали и весит 40 кг.
Античные авторы сообщают, что попытка выстрелить более легким снарядом может привести к разрушению баллисты. Современные расчеты подтверждают это. Более легкий снаряд не сможет забрать всю потенциальную энергию, накопленную в баллисте. Оставшаяся энергия, не имея другого выхода, может разрушить механизм.
При применении пневмобаллисты в случае перехода на более легкий снаряд достаточно понизить давление в ресиверах, и стрельба станет безопасной.
При выстреле более тяжелым снарядом перестраивать баллисту не требуется, но начальная скорость снизится. Наводчик должен учитывать все эти особенности.
Еще одна особенность пневмобаллисты – При взведении каретки поршни сжимают воздух. И, в соответствии с формулой Менделеева-Клайперона, воздух нагревается. Примерно градусов до семидесяти. И пока баллиста находится во взведенном положении воздух постепенно охлаждается за счет теплообмена с окружающей средой, и давление в системе падает. Это также надо учитывать.
Взведенная баллиста на огневой позиции и момент выстрела показаны ниже.

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Техническая максимально-возможная скорострельность баллисты составляет 10 выстрелов в минуту. То есть весь боезапас может быть выпущен за 18 минут.
Реальная боевая скорострельность будет меньше – при интенсивной стрельбе боезапас может быть расстрелян за час.
Да, баллиста проигрывает РСЗО в мощности кратковременного залпа. Но если подсчитать среднесуточную огневую производительность, то результат будет другой. Допустим, при интенсивной работе, машины смогут перезаряжаться и выходить на огневые позиции шесть раз в сутки. Тогда баллиста выпустит за сутки более ТЫСЯЧИ снарядов.
Правда, баллисте придется подолгу находиться на огневой позиции. Но это не страшно – стрельба ведется с закрытых позиций, а выстрел не имеет демаскирующих факторов. А так как баллиста работает практически бесшумно, то артиллерийская разведка середины прошлого века вообще не сможет ее обнаружить.

Структура и боевое применение.
Баллисты на шасси Т-35 поступают в дивизионы трехбатарейного состава. В батарее – две баллисты и одна транспортно-заряжающая машина на шасси Т-35, взвод охраны, взвод управления и взвод обеспечения.
В дивизионе имеется БРЭМ на шасси Т-35 и транспортная рота.
Всего возможно сформировать пять дивизионов, которые сводятся в тяжелую минометную бригаду РГК. В бригаде 50 машин на шасси Т-35, в том числе 30 баллист.

Наиболее целесообразное применение этой бригады представляется в период зимней кампании 1939-40 годов в полосе действия 7-ой армии. В реальной истории основную работу по переднему краю выполняли гаубицы Б-4 (см.рис)

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Эти же задачи смогут решать баллисты Т-35, так как и калибр и масса БЧ их снарядов соответствуют снарядам гаубиц. Правда, гаубицы имеют максимальную дальность стрельбы более 17 километров. Но при работе по переднему краю дистанция стрельбы составляла как правило 2…2,5 км. Что может быть выполнено с помощью баллист с дальностью стрельбы в 4 км.
В летописях того периода упоминается, что во второй фазе операции РККА использовала до полутора сотен тяжелых гаубиц. Сможет ли внести заметный вклад тяжелая бригада, насчитывающая всего тридцать баллист?
Сможет.
Во-первых, самоходные баллисты намного более мобильны и способны более оперативно реагировать на заявки командования.
Во-вторых, баллисты менее уязвимы, так как действуют скрытно и имеют броню.
В – третьих, огневая производительность баллисты на порядок выше, чем у гаубицы. Так как скорострельность гаубицы всего один выстрел в две минуты. А расход снарядов ограничен возможностями по их доставке. (каждый снаряд – 100 кг) Да и возможностями промышленности тоже. Очевидно, что чисто экономически дешевых баллистных снарядов можно выпустить намного больше.
И последнее, но не по важности.
Все вышесказанное не отменяет “парадные” функции Т-35. Важнейшей задачей данной машины была зримая демонстрация мощи РККА. Мы надеемся, что в варианте самоходной баллисты Т-35 также будет соответствовать этой важной задаче.

Модернизация Т-35. Пневматическая карробаллиста

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account