ЗиС-Т1. Мобилизационный танк войск вторых эшелонов

12

Разработанный в 1932-ом году малый «мобилизационный танк войск вторых эшелонов» Т-34 армии в принципе нравился. Он показал хорошие маневренные качества во время испытаний, был лёгок в управлении, обслуживании и обучении. Производство танка обходилось значительно дешевле, чем Т-26, а малая масса допускала перевозку танка в кузове пятитонного грузовика.

Мобилизационный танк Т-34 обр. 32 г. на базе узлов автомобиля ГАЗ

Мобилизационный танк Т-34 обр. 32 г. на базе узлов автомобиля ГАЗ

По сути, для того времени, у танка был лишь один недостаток –слабое вооружение, состоявшее из единственного пулемёта ДТ – как у какойнить паршивой танкетки.

Т. е. если армия желала получить дешёвый мобилизационный танк для войск вторых эшелонов, который могут в огромных количествах в условиях войны выпускать автозаводы из серийных автомобильных агрегатов, но при этом, чтоб танк по своим боевым возможностям соответствовал основному Т-26, то она жестоко обломалась.

Т-34 был, по сути, танкеткой с башней. И только. Да, на испытаниях танчик показал себя хорошо (подвижность и маневренность значительно лучше чем у Т-26). Но, категорическое пожелание усилить вооружение подвисло в воздухе. В его одноместную башенку в принципе невозможно было втиснуть «сорокапятку». Был, правда, вариант вооружения Т-34 20 мм автоматической пушкой – её макет устанавливали в специально спроектированной башне, но дальше дело не пошло. Башня была тесной, установка неудобной, да и с 20 мм пушкой случился облом.

Тот же самый малыш-симпатяга Т-34 с макетом 20 мм пушки в специальной башне

Тот же самый малыш-симпатяга Т-34 с макетом 20 мм пушки в специальной башне

Ну а поскольку к выпуску Т-26 должен был (ежели что!) подключиться СТЗ, а к производству плавающих танков ГАЗ, проблема мобилизационного танка с повестки дня была вообще снята. В общем, тему мобилизационного танка тихо похоронили. В РИ.

Но, вот в альтернативе, руководство страны прекрасно понимало, что поскольку промышленность СССР очень сильно отстаёт в части машиностроения от ведущих капиталистических стран, и ни СТЗ, ни ГАЗ с выпуском стандартных танков не справятся (а так оно и было ни тот ни другой заводы подключить к серийному выпуску танков до войны не удалось, хоть и очень хотелось), нам НУЖЕН мобилизационный танк. Это грузовиков да тракторов в случае начала войны можно навыдёргивать из гражданских секторов экономики для военных нужд, а танки можно только выпускать в форсированном режиме, что для любого гражданского завода в условиях войны – уже подвиг! Тем более если речь идёт о сложных стандартных машинах, прежде выпускавшихся только специализированными танкостроительными заводами. Но, танкостроительные заводы и так работали на всю катушку, не в состоянии при этом обеспечить потребности РККА МИРНОГО времени! А что делать, если начнётся война, да ещё с коалицией мощных индустриальных держав?!!

Нет, товарищи дорогие, мобилизационный танк СССР нужен!

Но, какой? И как его смастачить?

Понятно, что танк на базе узлов и агрегатов ГАЗа будет слабым и круче того же Т-34 ничего нам не светит (на спарке газовских движков в середине 30-х, как на том же ТМ, мне как-то настаивать не хочется). А вот если использовать узлы и агрегаты от ЗиСа? Скажете: тоже не бог весть насколько прочные? Ну дык, мы-ж и танчек будем лепить им соответствующий.

Самым простым, дешёвым и лёгким танковым шасси тогда было кое-как плавающее недоразумение Т-37А.

ЗиС-Т1. Мобилизационный танк войск вторых эшелонов

Вот его и берём. По примеру опытного плавающего ТМ (Танк Молотова), удлиняем шасси на одну двухкатковую тележку подвески, решая тем самым сразу три проблемы: получаем место для размещения ЗиСовских агрегатов (с ними скорость танка будет не ниже 40 км/ч), устраняем чрезмерные продольные колебания короткой двухтележечной базы и резко увеличиваем суммарную грузоподъёмность подвески.

РИ «Танк Молотова» обр.1936 г. Именно на нём не слишком, правда, удачно, впервые была реализована попытка использования двухдвигательного силового агрегата

РИ «Танк Молотова» обр.1936 г. Именно на нём не слишком, правда, удачно, впервые была реализована попытка использования двухдвигательного силового агрегата

Поскольку танк у нас мобилизационный, бронирование ограничено сугубо противопульным – как на плавающих танках и средних бронеавтомобилях – всего 9 мм. Этого достаточно чтоб со всех дистанций держать обычную винтовочную пулю. Для защиты от бронебойных пуль винтовочного калибра, на том же Т-26 использовалась броня толщиной сперва 13 мм, а потом и 15. На мобилизационной танке, мы поставим такую позже – и то лишь при условии, что для этого окажется запас по массе и удачно проведённый комплекс мероприятий по усилению подвески и агрегатов трансмиссии.

Главной фишкой танка, будет башня. По сути, это обрезок стандартной башни Т-26. Точнее технологическая пародия на неё.

ЗиС-Т1. Мобилизационный танк войск вторых эшелонов

Толщина башенной брони – всего 9 мм против 13 (маска, кстати, стандартная). Но главное – верх башни, вместе с крышей срезан ниже верхней кромки орудийной маски! Срезан до уровня, позволяющего танкистам при желании выглядывать над бортом башни, что обеспечивало отличный обзор и в бою, и на марше. Конечно, все положенные бортовые смотровые приборы тоже предусмотрены —  но, поскольку это мобилизационный танк, лишь в виде смотровых щелей (триплексы опционно – сугубо при их наличии у производителя).

А для обеспечения прочности конструкции башни, внутри её введено специальное ребро жёсткости из профиля конструкционной стали, к которому, помимо стенок, приклёпывались и маска орудия и стойки поручневой антенны и закрытая сверху кормовая ниша.

Безусловно, радиостанцию мобилизационный танк тоже получит только если очень сильно повезёт, поэтому, главное предназначение кормовой ниши – размещение боекомплекта первой очереди, а поручня – служить основанием для брезентовой крыши-зонитка, поскольку натягивать плотный брезент прямо на верхний срез башни нежелательно – резко ухудшаются не только доступ в башню и обзор, но и вентиляция.

Поскольку крыши нет, нет и перископических прицелов (они, кстати, в случае начала войны и форсирования выпуска танков на основных танкозаводах, тоже обязательно перейдут в разряд дефицитных). Наш моб.танк будет оснащаться одним лишь телескопическим прицелом, заточенным на стрельбу преимущественно прямой наводкой.

Зато в целом, башня облегчается очень существенно, а танчек по своим боевым возможностям приближается к лёгким САУ – с хорошим обзором, полным отсутствием условий для образования загазованности и чрезвычайно низким силуэтом. А уж если какнить сварганить более длинностволую версию «сорокапятки», да с более мощным выстрелом, чтоб накоротке гарантированно уровнять шансы с лучше защищёнными танками – вообще красота! И это на автомобильных ЗиСовских агрегатах и ЗиСовском же серийном двигателе (в случае полного перехода ЗиСа на выпуск этих танков, был проработан вариант упрощённой подвески на автомобильных рессорах вместо пружин).

Кстати, если кто-то сомневается в возможности такого танка приять всё вышеперечисленное по габаритам – сравните его с Т-26. Он, как и ТМ, совсем чуть-чуть короче Т-26 при сходной ширине, зато ниже его и гораздо легче при более высоких маневренных качествах, близком уровне защищённости (противопульное) и абсолютно таком же вооружении.

После всесторонних испытаний, танк приняли на вооружение именно как мобилизационный, обр. 36 г. под нестандартной маркой ЗиС-Т1.

ЗиС-Т1. Мобилизационный танк войск вторых эшелонов

Производство.

В военное время, в случае острой на то необходимости, на массовый выпуск ЗиС-Т1 должен был переключиться главный конвейер московского автозавода имени Сталина (для чего на нём в обязательном порядке проводились соответствующие мобилизационные приготовления). В мирное же время, для отработки технологий массового производства, была выделена и оборудована специальная сборочная площадка, на которой проходил стажировку по ротационной системе весь персонал главного сборочного конвейера. При этом суммарный выпуск мобтанка в мирное время был очень невелик, а основной продукцией этой сборочной площадки стали спецмашины на шасси ЗиС-6.

По большому счёту, в мирное время, армию мобилизационный танк интересовал не сильно – есть на крайний случай – и замечательно. Но, количество выпущенных танков мало-помалу росло. Их ремонт и обслуживание были существенно проще и дешевле чем у того же Т-26. И вот однажды, лично Семён Михалыч Будённый предложил Ворошилову:

– А отдай-ка ты, Климушка, эти танки кавалерии. Ну, сам посуди – БТ кавалерии на хер не нужны – слишком быстрые, моментально отрываются и от кавалерии, и от артиллерии, и вообще ото всех… Лошадки с ними в одной колонне двигаться долго не могут. А бензину, хорошего дорогого авиационного бензина, те БТ, жрут несусветное количество. А где тот бензин кавалерии за собой таскать? А откель в кавалерии большая рембаза для тех БТ с их сложным колёсно-гусеничным ходом?

Кавалерия тем и отличается от прочих родов войск – что на ней не висят гирями огромные обозы. Её главные достоинства – лёгкость, мобильность, проходимость.

Т-26 вообще только для пехоты годятся.

А вот этот танчик, для кавалерии в самый раз! Стоит недорого. Запчасти – от ЗиСа – с ремонтом, любой автослесарь легко справится. Бегает шустро. Бензин кушает второсортный и гораздо меньше чем БТ. Да и вооружён как те БТ и Т-26. Чего коннице ещё желать?

И главное – мы сейчас из кожи вон лезем, чтоб сформировать побольше мехбригад, одновременно пытаясь дать танки и в стрелковые и в кавалерийские дивизии. Ни 174-й (производитель Т-26) ни 183-й (производитель БТ) с этими планами не справляются. Так давай исключим из тех планов, вооружение механизированных полков в кавалерийских дивизиях бэтэхами. Какой мудак это вообще придумал? (Известно какой – тот самый комбриг Г.К.Жуков, служивший тогда заместителем командующего БВО и принимавший самое активное участие в разработке нового устава кавалерии и новой штатной структуры КД. Если бы С. М. Будённый тогда состоял в должности инспектора кавалерии, а не командующего МВО, он едва ли допустил бы такую дурную перегрузку структуры КД, которая из предельно лёгкого соединения, превращалась в нечто непотребно громоздкое с четырьмя(!) кавалерийскими и одним механизированным (танковым) полками в своей новой структуре. После этой «разминки» стоит ли удивляться тем предвоенным сумасбродным жуковским мехкорпусам?).

– БТ кавалерии подходят плохо, – настаивал Будённый, – да и мехбригадам их не хватает. Вот пускай и забирают. Все.

Я предлагаю механизированные (танковые) полки из кавалерийских дивизий исключить. Полностью. Пусть будет танковый полк тех, ЗиСовских танчиков, но только в структуре кавалерийского корпуса. Причём уже не полк, а небольшая бригада однополкового состава с хорошим техобслуживанием, обеспечением и всем необходимым.

– Чем ещё необходимым?

– Как чем? На том же шасси, эвакуаторы, инженерные и транспортные машины с проходимостью получше, чем у грузовиков. Навесные надувные понтоны надо внедрить, чтоб мы могли эти танки через реки переправлять – без этого они конницу связывать будут. Может даже полковую трёхдюймовку на них взгромоздить, проделав с башней арттанка Т-26-4 тоже самое, что и с башней линейного Т-26? Или часть в виде арттягачей выпустить – для лёгких кавалерийских 114 мм гаубиц и старых дивизионных пушек, если их на новые колёса поставить. Мне говорили – вполне потянут!

Вот и будут у нас кавдивизии лёгкие, быстрые, не обременённые всякой херовой машинерией, а кавкорпуса иметь крепкий кулачёк в виде мехбригады – опять-таки довольно лёгкой и недорогой – матчасть которой и обеспечивать легко и потерять в рейде не жалко. Две кавдивизии и лёгкая мехбригада – вот и кавкорпус. Хороший кавкорпус! И тылы вражины шерстить – самое то, и как армейский мобильный резерв, подходяще.

Конечно, Ворошилову не нравилась перспектива «обрадовать» РККА в мирное время ещё одной моделью танка (он напротив, жаждал унификации и абсолютно разделял идею единого танка РККА), но Михалыч был прав – это идеальная машина для кавалерии, да и кавкорпусов в РККА было сравнительно не много. Как раз будет, куда ЗиСу сплавлять свои мобилизационные танки, чтоб не терять сноровку на всякий очень паршивый случай…

 

Подписаться
Уведомить о
guest

52 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account