Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония

1

Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.

Продукцию японского военно-морского авиационного арсенала чаще всего называют по городу, где была расположена его штаб-квартира – городу Йокосука (Yokosuka), хотя настоящее название организации несколько раз менялось, и все эти названия были другими – более длинными и труднее запоминающимися. В 1932 году он был назван Морским авиационным арсеналом (Kaigun Kokusho, сокращенно Kusho), весной 1939 года переименован в Морской авиатехнический арсенал (Kaigun Koku-Gijutsu-sho, сокращение Kugisho), а в феврале 1945 года название изменилось еще раз – на Первый морской технический арсенал (Dai-Ichi Kaigun Gijutsu-sho, или сокращенно Ichi-Gisho).

Тем не менее, обилие наименований не отменяет того факта, что арсенал в годы Второй Мировой войны принадлежал к наиболее значимым техническим и научно-исследовательским учреждениям Императорского флота. Он был основан ещё в 1869 году в двадцати километрах к югу от Йокогамы у Токийского залива неподалеку от малонаселенного тогда местечка Йокосука. Арсенал занимался разработкой и строительством кораблей, артиллерийского вооружения, боеприпасов, торпед, а с мая 1913 года и авиационной техники. В те годы он был известен под названием Военно-морской арсенал Йокосука (Yokosuka Kaigun Ko-sho, сокращенно Yokosho). В 1919 году в арсенале было создано специальное подразделение – Военно-морской авиационный научно-исследовательский институт (Kaigun Koku Shikensho). Вскоре институт увеличил штат и пополнился иностранными специалистами, в первую очередь из Германии.

Первыми работами авиационного подразделения арсенала стали постройка в 1913 году копий поплавковых гидросамолётов французской компании Farman и американской Curtiss, а в 1914 году командование арсенала предложило Тикухэю Накадзиме (中島 知久平; Nakajima Chikuhei) использовать свои мощности для постройки первого отечественного самолёта. После этого в Йокосуке было разработано множество морских самолётов (включая и машины палубной авиации), часть из которых была запущена в серийное производство у зарекомендовавших себя компаний и поступила на вооружение.

К началу Второй Мировой войны на вооружение Императорского флота были приняты учебные гидросамолеты-бипланы K2Y1/2 и K4Y1, торпедоносцы-бомбардировщики B4Y и миниатюрный гидросамолет-разведчик E14Y, специально разработанный для использования с подводных лодок. Вероятно, самым известным самолетом марки Yokosuka, созданным в годы Второй Мировой войны, стал палубный двухместный пикирующий бомбардировщик-разведчик D4Y Suisei, которому союзниками было присвоено обозначение Judy. Не следует забывать двухмоторный бомбардировщик P1Y Ginga (обозначение союзников Frances) и самолеты других типов. Также известен и реактивный самолет для выполнения специальных атак MXY7 Ohka (обозначение союзников Baka), изготавливавшийся в различных модификациях.

В 1934 года (2594 по японскому традиционному календарю) штаб Императорского флота выпустил спецификацию 9-Shi, требовавшую создания простой и дешевой летающей лодки, способной выполнять патрулирование и перевозку грузов, дополняя в этом создававшуюся в соответствии со спецификацией этого же года тяжелую четырехмоторную летающую лодку Kawanishi H6K (обозначение союзников Mavis). Эта задача была поручена Морскому авиационному арсеналу. 

Созданный инженерами арсенала самолёт, получивший обозначение H5Y1, во многом походил на «старшего брата» – четырёхмоторный H6K компании Kawanishi. Летающая лодка H5Y1 получила вытянутый фюзеляж с двухреданным днищем, расположенную в носовой части закрытую кабину для четырех членов экипажа, застекленные стрелковые позиции в крайних передней и задней точках фюзеляжа и крыло с прямоугольным центропланом, установленным над фюзеляжем по схеме «парасоль» при помощи системы подкосов. Хвостовое оперение H5Y1 также было аналогично Kawanishi H6K: стабилизатор располагался на вздымающейся задней части фюзеляжа, расширенной для размещения задней турели, а на середине его размаха сверху были установлены два киля вертикального оперения. Первые экземпляры отличались от последующих несколько более высокими килями и рулями направления без роговой компенсации.

Под трапециевидными консолями крыла на опорах были установлены обычные поддерживающие поплавки. Конструкция самолета была цельнометаллической из алюминиевых сплавов; элероны и рули имели металлический каркас и полотняную обшивку. Больших размеров закрылки по конструкции были близки к закрылкам Фаулера, а в элеронах использовалась большая осевая компенсация для парирования момента рыскания (элероны Фрайза).

В качестве силовой установки были выбраны два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi MK1A Shinten 21, развивавших на взлете по 1200 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага.

Поскольку арсенал в Йокосуке ещё не имел производственных мощностей, позволявших строить столь большие летательные аппараты, то два прототипа летающей лодки H5Y1 должен был изготовить 11-й военно-морской арсенал в Хиро. Их постройка была завершена в 1936 году.

В ходе испытаний выяснилось, что изготовитель несколько увеличил размеры и вес самолёта по сравнению с документацией, разработанной в Йокосуке. Как следствие, машины имели недостаточную тяговооруженность; дали себя знать и некоторые структурные просчёты. Конструкторам пришлось снова вернуться к чертёжным доскам, и следующие экземпляры H5Y1, изготовленные уже в Йокосуке, точно соответствовали заданию. Однако ЛТХ оказались довольно посредственными. Впечатляла лишь продолжительность полёта, достигавшая 21,5 часа.

Серийное производство началось лишь в 1939 году, и помимо краткого H5Y1 эти машины получили и официальное «длинное» название – «летающая лодка тип 99 модель 11» (2599 год по традиционному японскому календарю). Вооружены они были тремя 7,7-мм пулеметами «тип 89» – по одному в носовой, хвостовой и открытой верхней турелях. На основных подкосах крыла могли устанавливаться держатели для подвески 125-кг бомб.

История эксплуатации этих летающих лодок была не слишком длинной и запоминающейся. Они выступали в основном на вспомогательных ролях: в качестве учебных, транспортных, пассажирских на местных линиях (некоторые машины летали с гражданской регистрацией). После начала войны H5Y1 нашли ограниченное применение в качестве противолодочных патрульных летающих лодок. Уже в начале 1941 года H5Y1 сняли с производства, изготовив в общей сложности лишь 20 машин (включая прототипы). После появления самолетов-разведчиков союзников над Йокосукой и обнаружения ими H5Y1 летающим лодкам данного типа было присвоено обозначение Cherry.

Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония


схемы многоцелевой летающей лодки H5Y1

Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония
одна из первых (вероятно прототип) изготовленных летающих лодок H5Y1 с отличиями в вертикальном оперении
Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония
серийная летающая лодка H5Y1 на наземной стоянке; Йокосука, прибл. 1942 год
Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония
взлетает летающая лодка H5Y1 с гражданским обозначением J-AAMG
Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония
разборка поврежденной летающей лодки H5Y1
Многоцелевые летающие лодки Yokosuka H5Y1 (Cherry). Япония
прототипы и серийные летающие лодки H5Y1 были окрашены по одной схеме: верхние и боковые поверхности темно-зеленого цвета, нижние – светло-серого. На фюзеляже за кабиной наносилась хорошо заметная красная с белой окантовкой полоса, предостерегавшая от вращающихся пропеллеров. Опознавательные знаки (хиномару) имели тонкую белую окантовку

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Yokosuka H5Y1 (Cherry)

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Компания-производитель: 11-й военно-морской арсенал (Хиро), Военно-морской авиатехнический арсенал (Йокосука)

Экипаж: 6 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi MK1A Shinten 21, взлётной мощностью по 1200 л.с. (882 кВт), с трёхлопастными металлическими винтами изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 31,57 м
длина 20,52 м
высота 6,71 м
площадь крыла 108,00 м²

Вес:

пустого 7365 кг
взлетный 11 500 кг

Лётные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 305 км/ч
крейсерская скорость 220 км/ч
время набора высоты 3000 метров
практический потолок 5280 м
практическая дальность 4730 км
продолжительность полета 21,5 ч

Количество изготовленных: 20 экз.

источник: Miroslav Balous. Yokosuka H5Y1 (Cherry) // Letectvi+Kosmonautika 4/2015, с.34-35 (Letadla 39-45). Чертёж – Petr Kolmann

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account