Линейные корабли типа «Князь Пожарский» — 1910-1930 годы

29

Содержание:

В Русско-японской войне, закончившейся для России поражением, она потеряла и значительную часть своего флота. Помимо задачи восстановления флота, Морскому министерству было необходимо проанализировать опыт прошедшей войны и воплотить его в новых кораблях.

Предпосылки. 1906-1910гг.

К концу 1906 года стало известно, что английский линкор «Дредноут» удачно прошёл ходовые испытания, развив наибольшую скорость 22 узла и что в Англии заложили ещё три или четыре аналогичных корабля, при которых боевое значение всех существующих эскадренных броненосцев будет полностью утрачено. Это понимали в руководстве ВМС всех без исключения морских держав, что побуждало их к интенсивному созданию линейных кораблей дредноутного типа — «Дредноутной лихорадке». Особенно интенсивно начали строить дредноуты Англия и Германия. В этих условиях Российская Империя, претендующая на сохранении статуса «Морской державы», не могла оставаться в стороне. Возрождая российский флот, требовалось строить дредноуты и крупные быстроходные броненосные крейсера. Однако, некоторые последующие события привели к изменению в элементах данного плана.

14 мая 1910 года на борту яхты «Гогенцоллерн» и в сопровождении новейшего дредноута «Нассау» с официальным визитом в Россию прибыл германский император Вильгельм II. Во время подхода к военной гавани Кронштадта одно из орудий линкора произвело случайный выстрел, снаряд которого упал в районе строящегося форта Риф, поразив до двух десятков строителей и инженеров. В числе погибших оказался и командующий Санкт-Петербургским военным округом великий князь Николай Николаевич, ранее прибывший к месту строительства форта для его инспекции. Как показало расследование этого инцидента, он был вызван спешным снятием «Нассау» с проходивших двумя днями ранее учений германского флота, во время которых данное орудие было заряжено боевым снарядом, в ходе проведённых учений так и не использованным. Кроме того, были выявлена недостаточная изоляция корабельной электрической системы, что привело к замыканию электрического провода башни и выстрелу из заряженного орудия.

Обстрел кронштадтских укреплений и гибель представителя царской семьи от действий германского военного корабля произвели тяжелое впечатление как на императора, так и на руководство Морского министерства. В случае возможного начала боевых действий Германии против России начал считаться возможным прорыв значительных сил германского флота в Финский залив. В условиях чрезмерного германского превосходства в количестве и качестве линейных кораблей ставка только на морские минные и береговые артиллерийские позиции признавалась недостаточной. И это при том, что пополнение сил Балтийского флота (к тому же, весьма незначительное) современными линейными кораблями планировалось никак не раньше 1915 года.

Ранее, 25 марта 1910 года императором Николаем II была утверждена так называемая «Большая судостроительная программа», которая в конечном своём варианте предусматривала строительство для БФ: 8-ми линейных кораблей, 4-х линейных крейсеров, 18-ти эскадренных миноносцев и 12-ти подводных лодок; судов для ЧФ и флотилии Тихого океана, а также перевооружение и модернизацию нескольких линейных кораблей — «Три Святителя», «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец».

История проекта

Случившиеся балтийские события привели к пересмотру данной программы. Уже 16 июня 1910 года Николай II утвердил «Программу спешного усиления Балтийского флота», которая отменяла запланированное строительство четырех крупных броненосных (линейных) крейсеров для Балтийского флота, могущих быть завершенными в строительстве только к 1917 году и замену их таким же количеством современных линейных кораблей, облегченных для экономии бюджета и увеличения скорости строительства до водоизмещения в 25-26 тысяч тонн. Завершение срока их общего строительства и оборудования жестко определялось осенью 1914 года.

В ходе обсуждения возможных вариантов компоновки новых линейных кораблей было принято решение отказаться от увеличения серии ЛК типа «Гангут», заказав новые корабли на иностранных верфях. При этом были рассмотрены поступившие заявки от французских, американских, итальянских и британских судостроительных компаний. Немецкие верфи из конкурса оказались исключены. Более того, Морское министерство отменило участие германских фирм в конкурсе на поставку двух новых легких крейсеров для Балтийского флота. Победу в конкурсе одержала британская фирма Виккерс, предложившая проект на базе новейшего британского ЛК типа «Кинг Джордж V». Основными отличиями от базового проекта стало сокращение башен ГК с пяти до четырех и усиление вспомогательной артиллерии. Предложенный Виккерсом вариант установки экспериментальных 356мм орудий был отвергнут, поскольку основная часть данных производимых орудий шла на удовлетворение параллельного строительства линейных крейсеров типа «Конго», заказанных Японией. Накопление какого-либо значительного количества свободных орудий данного типа ожидалось только к 1916 году, поэтому российское Морское ведомство остановилось на стандартных для базовой версии данного ЛК 343мм орудиях. Освободившийся резерв водоизмещения в значительной мере был направлен на увеличение количества орудий вспомогательного калибра. Помимо стандартных казематных установок, на новых линкорах планировалось разместить по шесть модернизированных и облегченных башен среднего калибра, ранее применявшихся на броненосцах типа «Бородино» с установкой в них новых спаренных 130мм орудий, разработку которых планировалось начать в 1911 году. Также было принято решение унифицировать этим калибром всю среднюю и противоминную артиллерию новых линкоров, доведя общее количество 130мм орудий на каждом корабле до 34.

Все четыре заказанных линейных корабля были начаты в строительстве в апреле-мае 1911 года, вступив в строй осенью-зимой 1914 года. Для названий кораблей были выбраны имена военных лидеров России времен Смутного времени и Отечественной войны 1812 года.

Линейные корабли типа "Князь Пожарский" - 1910-1930 годы

Линейный корабль типа «Князь Пожарский» у достроечной стенки.

Тактико-технические характеристики линейных кораблей типа «Князь Пожарский»

Водоизмещение:         24100 тонн нормальное/26996 полное

Размерения:                   188,1х27,1х8,8 м

Механизмы:                    4 вала, 2 ПТ Парсонса, 20 водотрубных котлов, 33013 л.с. = 22 узла

Запас топлива:                850 тонн нефти/3100 тонн угля

Дальность:                        6200 миль (10 узлов)

Броня:

главный пояс: 229—305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 51—254 мм
палуба: 25—102 мм
башни ГК: 76-305 мм
барбеты башен ГК: 76—280 мм
боевая рубка:76 — 350 мм

Вооружение:                   4*2 343/45мм, 22*1 130/55мм орудий, 6*2 130/55мм орудий

Экипаж:                             38/1216 человек

«Князь Пожарский», Виккерс, Barrow-in-Furness – 06.04.1911/19.01.1913/осень 1914
«Кузьма Минин», Виккерс, Barrow-in-Furness – 11.04.1911/07.02.1913/осень 1914
«Князь Багратион», Виккерс, Barrow-in-Furness – 05.05.1911/30.03.1913/осень 1914
«Князь Барклай», Виккерс, Barrow-in-Furness – 18.05.1911/12.05.1913/осень 1914

Общая стоимость строительства четырех линейных кораблей составила 8670 тыс. фунтов стерлингов/90 млн. рублей. Морское министерство с интересом обнаружило, что на остаток средств от прекращения строительства четырех линейных крейсеров оно может построить в России ещё один линейный корабль. 10 февраля 1914 года по проекту инженера Бубнова был заложен новый флагманский корабль Балтийского флота линкор «Пётр Великий» водоизмещением в 35 тысяч тонн. Впрочем, это уже совсем другая история…

Линейные корабли типа "Князь Пожарский" - 1910-1930 годы

На палубе ЛК типа «Князь Пожарский».

Служба. 1914-1919гг.

Хотя экипажи новых линкоров прибыли для их приёмки в Британию ещё в мае 1914 года, Морское ведомство России запретило перегон кораблей на Балтику, опасаясь из-за усилившейся напряженности с Германией возможного перехвата этой ещё не боеготовой группы кораблей крупными силами ФОМ. Было принято иное обратное решение. Для усиления обороноспособности линкоров от атаки легких сил противника 19 июля 1914 года в Англию была успешно проведена группа кораблей Балтийского флота в составе эсминцев «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец», «Охотник», «Пограничник», «Сибирский cтрелок», «Генерал Кондратенко», госпитального судна «Ариадна», танкера «Метеор» и четырех угольных транспортов. Кроме того, в состав сводной боевой группы Балтийского флота вошли легкие крейсера «Граф Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской», чье строительство на британских верфях фирмы «Армстронг» было завершено ещё весной 1914 года. 16 августа 1914 года все российские военные корабли в Британии вошли в состав Особой Экспедиционной эскадры вице-адмирала Р.Н. Вирена.

Состав ОЭЭ на 1915 год:
1-й дивизион ЛК — ЛК «Князь Пожарский», ЛК «Кузьма Минин».
2-й дивизион ЛК -ЛК «Князь Багратион» ЛК «Князь Барклай».
дивизион КрЛ — КрЛ «Граф Муравьёв-Амурский», КрЛ «Адмирал Невельской».
1-й дивизион ЭМ — ЭМ «Всадник», ЭМ «Гайдамак», ЭМ «Амурец», ЭМ»Уссуриец».
2-й дивизион ЭМ — ЭМ «Охотник», ЭМ «Пограничник», ЭМ «Сибирский cтрелок», ЭМ «Генерал Кондратенко».

В октябре 1914 года ОЭЭ была включена в состав Гранд Флита как 10-я эскадра линейных кораблей. В 1915 году эскадра принимала участие в британской блокаде Северного моря и побережья Германии, получив усиление переведёнными с Тихого океана кораблями и несколькими выкупленными у Японии трофеями войны 1904-1905гг. В 1916 году эскадра участвовала в Ютландском сражении, действуя против 2-й и 1-й эскадр линкоров ФОМ, потопив германский ЭБР «Гессен» и потеряв эсминцы «Гайдамак», «Уссуриец», «Охотник». Экипаж КрЛ «Адмирал Невельской» при этом захватил поврежденный немецкий эсминец «B-98», успешно доведя его до британского побережья несмотря на значительные затопления. По итогу сражения русская эскадра потеряла около 540 человек убитыми и ранеными. В списке потерь оказался и командир эскадры вице-адмирал Вирен, погибший после того, как на флагмане эскадры сосредоточили свой огонь сразу три немецких дредноута. После гибели Вирена эскадру возглавил контр-адмирал Бахирев, ранее командовавший 2-м дивизионом ЛК ОЭЭ. В течении 1917 года эскадра продолжала участие в британской морской блокаде Германии. По договоренности России и Британии в состав ОЭЭ на восполнение потерь были переданы два британских эсминца типа М — «Minion» и «Moresby».

Линейные корабли типа "Князь Пожарский" - 1910-1930 годы

ЛК «Князь Багратион» во время Ютландского сражения.

Линейные корабли типа "Князь Пожарский" - 1910-1930 годы

Линкор «Кузьма Минин» во время Ютландского сражения.

Состав ОЭЭ на 1918 год
1-й дивизион ЛК — ЛК «Князь Пожарский», ЛК «Кузьма Минин», ЛК «Князь Багратион».
2-й дивизион ЛК — ЛК «Князь Барклай», ЭБР «Чесма» (ex-«Полтава»), ЭБР «Пересвет».
1-й дивизион КрЛ — КрЛ «Граф Муравьёв-Амурский», КрЛ «Адмирал Невельской».
2-й дивизион КрЛ — БпК «Варяг», БпК «Аскольд», БпК «Жемчуг».
1-й дивизион ЭМ — ЭМ «Всадник», ЭМ «Амурец», ЭМ «Пограничник», ЭМ «Сибирский cтрелок».
2-й дивизион ЭМ -ЭМ «Генерал Кондратенко», ЭМ «Атаман Платов» (ex-«Minion»), «Денис Давыдов» (ех-«Moresby»), Граф Дибич (ex-«B-98»).

Февральская революция в России значительно осложнила пребывание русской эскадры на территории Великобритании. Несмотря на все просьбы командования эскадры о её переводе в Россию, Временное правительство упорно предписывало подчиняться британскому командованию и выполнять все его распоряжения. Октябрьская революция ухудшила это положение ещё больше. Весной 1918 года британское военное руководство фактически блокировало основные силы русской эскадры в бухте Скапа-Флоу, запретив её кораблям любые активные действия. В дальнейшем корабли эскадры не принимали участия в боевых действиях вплоть до завершения войны в ноябре 1918 года. В декабре того же года в британской военно-морской базе появилась вторая группа интернированных кораблей — порядка 60 судов бывшего германского флота Открытого моря, включая 11 линкоров и 5 линейных крейсеров. Скоро в британской прессе и парламенте начались обсуждения о желательности передачи русских кораблей в руки британских моряков. Среди моряков эскадры начались брожения и случаи неповиновения приказам. В феврале 1919 года экипажи находившихся на ремонте в Розайте броненосца «Пересвет» и крейсера «Варяг» подняли красные флаги и объявили о своем возвращении в Россию. В семидесяти милях от шотландского побережья эти корабли были остановлены и уничтожены шестью британскими дредноутами. Командование ОЭЭ и адмирал Бахирев демонстративно осудили мятежников и выразили готовность сотрудничать с британскими властями, втайне подготавливая план прорыва эскадры из Скапа-Флоу.

В ночь на Пасхальное воскресенье 20 апреля 1919 года, когда основная часть британских моряков блокирующих эскадру кораблей получила увольнительные на берег, русские моряки высадили десантные партии с бортов двух эсминцев и восьми малых катеров на линкор «Роял Оук», британский линейный крейсер «Тайгер» и немецкий линейный крейсер «Гинденбург», потеряв во время штурма британских кораблей около 60 человек убитыми и ранеными. По секретной договоренности с командующим германской эскадрой адмиралом фон Ройтером немецкие моряки сопротивления не оказывали. Утром 20 апреля командующий ВМБ Скапа-Флоу адмирал Сидней Фримантл получил письмо от адмирала Бахирева в котором извещалось о требовании снабдить русскую эскадру запасом топлива, воды и продовольствия, необходимых для перехода в Россию. В случае невыполнения данного требования в двухдневный срок или каких либо враждебных действий британской стороны Бахирев угрожал расстрелять все британские корабли в бухте, сжечь находящиеся там военные склады и запасы топлива, а по исчерпании возможности сражаться взорвать свои корабли вместе с захваченными трофеями и их экипажами в полном составе.

Двадцать третьего апреля 1919 года корабли ОЭЭ демонстративно заминировав южные выходы из бухты, покинули Скапа-Флоу и сопровождаемые девятнадцатью британскими дредноутами и линейными крейсерами отправились в Кронштадт. Перед этим Бахирев вывел из состава эскадры изношенный броненосец «Чесма» и два старых эсминца русской постройки, куда были переведены все не согласные с прорывом матросы и офицеры, а также передана часть эскадренной казны. 29 апреля эскадра прошла Зундским проливом, прибыв в пункт назначения 10 мая, где было объявлено о присяге личного состава эскадры Советскому правительству. Советская сторона объявила о готовности возвращения захваченных британских кораблей и граждан сразу после вывода военной эскадры Британии из Балтийского моря. В сентябре 1919 года при дипломатическом участии Швеции в порт Стокгольма из Кронштадта прибыли линкор «Роял Оук» и линейный крейсер «Тайгер», а также транспорт с их бывшими экипажами. В ответ на британское требование о возвращении бывшего немецкого крейсера «Гинденбург» и наказании всех организаторов этой «мерзкой пиратской экспедиции», правительство советской России потребовало возвратить все остающиеся на британской территории военные и гражданские российские корабли, компенсировать стоимость гибели броненосца «Пересвет» и крейсера «Варяг», отдав при этом под суд всех организаторов их расстрела, а также передать советской стороне дополнительные немецкие корабли как часть компенсации огромных потерь, понесенных народом России в недавно завершившейся войне…

Линейные корабли типа "Князь Пожарский" - 1910-1930 годы

Отряд кораблей ОЭЭ на подходе к Кронштадту.

Дальнейшие события

В 1921 году при подготовке Вашингтонского военно-морского соглашения Япония и Англия потребовали добавления ограничений также и для советского флота, исходя из его значительных сил. Советская сторона резонно заявила, что для возможности подписания дипломатического договора требуется официальное признание друг друга всеми сторонами. С 5 по 11 декабря 1921 года с Советской Россией установили официальные дипломатические отношения Франция, Япония, США, Италия и с огромным предварительным скандалом Великобритания. По официальным итогам конференции были определены следующие цифры максимально разрешенного тоннажа для стран её участников:

США — 600000 тонн
Великобритания — 600000 тонн
Япония — 350000 тонн
Советская Россия — 225000 тонн
Франция — 200000 тонн
Италия — 200000 тонн

Договаривающимся сторонам запрещалось строить капитальные корабли с водоизмещением выше 40000 тонн и орудиями калибра более 406мм. России в обмен на списание всех броненосцев и линкоров типа «Гангут» было разрешено сохранить в строю четыре линкора типа «Князь Пожарский», достроить на Черном море линейный корабль «Император Николай I», а на Балтике линейный корабль «Пётр Великий». Кроме того, два из четырех линкоров типа «Гангут» могли быть сохранены после их перестройки в авианесущие корабли. Новым флагманом Балтийского флота становился единственный и не имеющий аналогов в России и в мире (уже не имеющий) линейный крейсер «Брусилов» (ex-«Гинденбург»). Также Россия получила право построить в 1926 и 1930 году по одному договорному линейному кораблю, списав взамен три ЛК типа «Князь Пожарский».

Адмирал Михаил Коронатович Бахирев ушел в отставку с должности командующего советским ВМФ только в 1935 году, получив через пять лет почетное звание Адмирала Флота Советского Союза. Однако, за всю свою дальнейшую жизнь Великобританию он более так и не посетил. Да ну её…

Андрей Андреев
Подписаться
Уведомить о
guest

38 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account