Линейно-лёгкий крейсер «Юрий Долгорукий». Идеальный рейдер Первой мировой.
Лежал с давних пор, у меня в "закромах" проект недизельного карманника для Германии середины 30-х годов. Недавно коллега Андрей Толстой предложил использовать в его АИ времён ПМВ сильно похожий по ТТХ корабль. Переделав под времена ПМВ имевшийся задел по "карманнику", — предложил его коллеге. Несмотря на удовлетворение всех "хотелок" исходя из канвы АИ Андрея Толстого, последний не захотел использовать предложенный мной проект. Вот и приходится теперь самому выкладывать АИ корабль, т.к. компоновочные схемы уже сделаны и начинка его определена.
Итак, задание к проектированию "карманника"(далее ЛЛКР): скорость до 32 узлов, бронирование от 6" снарядов, артиллерия, достаточная для боя с БрК противника и очень большая дальность плавания.
Скорость. Для 32 узлов длина по КВЛ должна быть не меньше 190м. Иначе механизмы придётся делать слишком мощные для начала 1910-х годов. При этом, мощность на один вал получается почти предельная для того времени — 22000 л/с. Были, конечно, то время мощности на валу и побольше, но там размеры и вес турбин для ЛЛКР никак не подходят.Конечно же, ширина и осадка должны тоже быть соответствующими, для достижения столь высокой скорости. А вот водоизмещение( далее ВИ) должно быть минимальным, по причине опять же ограничения мощности на одном валу(т.е. должна обеспечиватся соответствующяяся мощность в л/с на одну тонну ВИ). Отсюда получаем размеры корпуса 190м(КВЛ)*21м*6,55м(норм. ВИ). Максимальную величину нормального ВИ определяем исходя из удельной мощности 6,5 л/с на тонну. Двенадцать котлов "Вулкан" от ЭМ "Новик", паропроизводительностью по 50 тонн пара в час при нефтяном отоплении, позволят развить мощность 88600 л/с и следовательно норм. ВИ будет около 13650т. Мощность на валу имеем чуть более 22000 л/с и значит можем применить относительно небольшие по размерам и весу турбины, существовавшие в РИ почти в то же время(1915г, Германия, Кёртис-АЕG-Вулкан). Кроме того, понижающие редукторы между валами турбины и винтов уже известны ( и даже ТЗА уже изобретены), поэтому свяжем валы турбин и валы винтов редуктором, простым однорядным, понижающим. Для немецкой и даже русской промышленности того времени изготовить такой редуктор (грубо говоря, одна шестерня диаметром 2,5м, а вторая — 1,25м) не представит труда.
Бронирование. От 6" снарядов того времени вполне достаточно пояса брони в 76мм. Возможен также, вариант объединения обшивки борта и брони в единый пояс толщиной 89 мм. Но по АИ предполагаются бои с БрК и даже ЛКР, а вооружение упомянутых состоит из пушек калибром от 7" до 15". От попаданий снарядов 15"-ого калибра никакой пояс не спасёт(учитывая ВИ корабля в 13650т). Поэтому делаем бронирование двухконтурным : внешний контур защищает от лёгких ББС и тяжёлых фугасных(от больших дырок), внутренний контур в виде бронепалубы со скосами ( всё из КЦ брони) защищает от снарядов самых крупных калибров, с сответствующих дистанций конечно. Толстой бронёй защищаем рубку и лбы башен. Найдётся примение и одному французкому изыску — наклонные барбеты, т.к. веса на их толстое бронирование нет. Из отсеков для хранения нефти, получается ПТЗ/ПМЗ шириной до 4,3м с тонкой внутренней бронепереборкой. Схему смотрим на рис.:
Артиллерия. Для боёв с БРК и тем более ЛКР пушек калибром 8" явно мало, ничего они, сильно плохого, вышеупомянутым кораблям сделать не смогут, будь их хоть десять штук. Поэтому нужно орудие мощное, дешёвое и сердитое — и такое в РИФе было, — это старая добрая 12"/40 пушка в слегка усиленном варианте 1914г.С таким орудием и снарядами обр.11г. и обр.07г. бронирование упомянутых кораблей противника сразу становится "картонным". Снаряды будут разних годов: обр. 1907г (ББС(20шт.) и ФС(40шт.)) и обр.1911г(ПББС(30шт.) и ФС(30шт.)). Т.е. если дистанция небольшая(бой с БрК и КРЛ), то используем снаряды обр. 1907г, с дальных же дистанций (бой с ЛКР), используем тяжёлые снаряды, выпущенные с низкой н/с(700 м/с), для поражения противника через палубы и крыши башен. Исходя из минимализации веса артиллерии ГК, применяем две трёхорудийные башни.
Здесь необходимо кратко остановится на бое ЛЛКР-а в АИ с ЛКР-ами. Отмечу, что ни о каких многосуточных погонях и наведении противника на свои многочисленные главные силы речи идти не может. Максимальная продолжительность погони 16 часов + 2 часа бой, максимальные главные силы — один-два своих ЛКР/ЛК. Учитывая скорость на погоне 30-31 узел и скорость спешащих навстречу главных сил(до 27 узлов), получим макс. расстояние от точки встречи ЛЛКР с противником(один-два ЛКР) до места нахождения своих главных сил, — не более 1000 миль. И главная роль в уничтожении противника, почти всегда будет отводится именно ЛЛКР-у. Технология боя примерно такая — встреча,затем отход в течении долгого времени на границе дальности стрельбы противника(то входим, то выходим, чтобы был интерес у врага), и примерно за час до встречи со своими главными силами, — бой на отходе, с целью тяжело повредить корабль противника навесным огнём на дистанции 70-80 кбт. Далее к месту боя подходит "добиватель" и расправляется с немогущим уйти противником. Идеальный вариант при уходе от врага — навесное попадание в погреб, один разок в АИ такое можно наверное упомянуть. Плохой вариант : серъёзных повреждений ПТУ противника нанести не удалось и при приближении "добивателя" супостат уходит(если у врага ЛКР первого поколения, то можно попробовать догнать его, если ещё не вечер). Самый плохой вариант — противник, нанёс ЛЛКР-у серъёзные повреждения, но здесь не всё потеряно,в большинстве случаев произойдёт сближение, скосы и палуба ЛЛКР-а выполнят свою роль по защите от фатальных повреждений и из оставшихся орудий ГК(вероятно носовая башня) можно попробовать пробить не слишком толстую на этот раз уже верт. защиту вражеского(-их) ЛКР-а(-ов). Через некоторое время подходит своё подкрепление, добивает противника(если удастся), а ЛЛКР отправляется в длительный ремонт. Если раньше своего, подходит чужое подкрепление, в виде какого-нибудь ЛК типа "QE", то тогда, как говорится "Героям слава!". Прикинем вероятность попаданий в догоняющий корабль противника. На догонных курсах, корпус преследующего, хорошо ложится вдоль оси эллипса рассеивания, поэтому примем процент попаданий довольно большим — аж в 2 еденицы.Полный б/з кормовой башни с учетом снарядов в запасном погребе — 360шт, получается в оптимистичном варианте 7-8 попаданий. Это конечно немного, бывало корабль получал десятки попаданий и ничего, но тут все попадания через палубы, т.е. шансы попасть в котельные или машинные отделения весма высоки, учитывая большую площадь последних, у английских ЛКР. Про погреба не говорю — это сразу "золотой" снаряд.
СУАО — лучше всего немецкая и минимум три 5м стереоскопических дальномера(один из них запасной), не считая каких-нибудь восьми-девяти метровых в двух башнях и пары 2,74м Барра и Струда.
ПМК и противопароходный калибр — 12 — 120/50 орудий Виккерса, снаряды только тяжёлые, по 28,97 кг с начинкой 3,73 кг ВВ, образца 1911г., так чтобы каждое попадание в ЭМ , МН, пароход или портовые сооружения было весомым. орудия расположены под верхней палубой в небронированных казематах, исходя из максимальных углов обстрела орудий ГК.
Обязательно, хотя бы слабенькое торпедное вооружение, пары поворотных ТА калибра 450 мм под какие-нибудь торпеды обр. 1908 г. будет достаточно(запас торпед 12шт.), чтобы быстро потопить большой пароход, без громадного расхода снарядов ПМК или небольшого расхода дорогих снарядов ГК.
Дальность плавания. Корабль предполагается сделать "всеядным", т.е способным "употреблять" все виды топлива : нефть(мазут), уголь, дизтопливо. Основным топливом для котлов является мазут, его принимается до 3000т при полном ВИ, второе топливо — солярка, его принимается до 450т, вспомогательное топливо(при отсутствии других)- уголь, его можно принять до 1550т. Особенность проекта в том, что экономическим ходом в 11 узлов можно идти используя два дизеля по 1360 л/с, которые вращяя генераторы примерно по 1000 КВт, передают энергию на два э/мотора, вращающих два средних винта через редуктора(см. схему). На наружных валах придётся поставить ВРШ, а лучше на всех. При этом дальность плавания на мазуте достигнет 9000 миль, плюс к этому, на соляре — 6000миль. При наличии на борту только угля — до 4500 миль. Последний вариант является запасным, когда надо возвращатся, а основных видов топлива нет, при этом полной скорости развить не удастся, хорошо , если получится узлов 27 — 28.
П.С. Вес башни ГК рассчитан приблизительно — оценочно, исходя из того, что трёхорудийная башня весит в 1,33 раза больше двухорудийной(по различным русским и французким данным в 1,25-1,28 раза), если конструкция и бронирование башен аналогичны. Точнее сделать нельзя, т.к. в РИ трёхорудийные башни с 12"/40 пушками отсутствовали.
Таким же, приблизительным образом оценён вес турбин, редукторов и э/моторов.
Для компенсации возможного утяжеления принят запас водоизмещения.
П.П.С. Можно уйти в ВИ около 18000т, при длине корпуса более 232м, тогда получим ту же скорость до 32 узлов при четырёх валах и мощности под 90000 л/с. Появится возможность усилить вооружение и бронирование. Но такой корабль вызовет соответствующую реакцию противника. Т.е. одно дело "пират" в 13 Кт, в которые мощное вооружение и бронирование не впихнуть(по мысли противника), другое дело ЛКР под двацать тысяч тонн. Для нейтрализации последнего будут приняты соответствующие меры, вплоть до постройки специальных кораблей, "мелкого" пирата будут ловить тем что есть, т.е. уже построенными ЛКР-ами.