Начало после конца. V 4. Первый русский дредноут-хозяин Балтики. Альтернативный линкор «Севастополь».

-8

Продолжение, начало в V 1,2,3.

В мае 1910 года, не шатко , не валко, велась постройка первых русских дредноутов типа "Севастополь". Денег на строительство выделялось недостаточно, т.к. Госдума не приняла закон об ассигнованиях средств на достройку линкоров. В это время ушёл с поста председатель МТК Крылов и немного позднее морской министр Воеводский. А в Англии уже полгода строился сверхдредноут "Орион" с 343 мм орудиями. Новый министр с новым председателем МТК собрали совещание по поводу улучшения проекта русского русского линкора. А так как бурного выделения средств на достройку линкоров в ближайшее время не предвиделось, то можно было без особой спешки пересмотреть проект и улучшить его характеристики.

  На совещании адм. Григорович предложил подумать, как можно улучшить проект ЛК. По его мнению, требовалось усилить бронирование, улучшить, а точнее создать ПТЗ, усилить артиллерию ГК.

  В свою очередь председатель МТК предложил :

  1.Уменьшить мощность ПТУ на 25%, сократив число валов до трёх и соответственно число котлов.

  2. Перекомпоновать КО и погреба б/з, с целью удаления их дальше от борта.

  3. Усилить бронирование, путём пересмотра его схемы, экономии от веса ПТУ, отказа от минного вооружения и сетей.

  4. Подумать, как при меньшей мощности ПТУ, сохранить скорость 23 узла.

 Первым из специалистов высказался зав. опытным бассейном, он предложил отказатся от малого руля и удлиннив в этом районе корпус, попробовать новыми обводами компенсировать уменьшение мощности СУ.

    Зав. механическим отделом предложил, по опыту ЭМ "Новик", полностью перейти на нефтяное отопление котлов, что серъёзно повышало их паропроизводительность при меньшем их числе. Турбины же, позволяли производить их форсировку без переделок, лишь бы хватало пара.

  От главного инспектора артиллерии поступило предложение установить в качестве орудий ГК пушки сухопутного ведомства, имевших камору на 223 мм длинее. Такое орудие при заряде пороха в 151кг, позволяло выпускать снаряд с н/с 793 м/с.

  Поступили также и другие предложения,- по изменению схемы бронирования и т.д. В конце совещания морской министр дал задания всем отделам МТК представить в двухмесячный срок детальные предложения по изменению проекта ЛК, а на это время приостановить сборку корпусов в кормовой части и установку переборок.

 В результате напряженной, более чем двухмесячной работы, проект был радикально пересмотрен. Из 25 котлов осталось 16 с паропроизводительностью, достаточной для выработки трёхвальноу ПТУ мощности в 44500 л/с, что при улучшенных обводах кормы позволяло достичь 23 узловой скорости(на испытаниях до 24 узлов). В целях экономии веса отказались от турбин экономического хода. Отказ от разнесённого бронирования уменьшение вема ПТУ позволило ГБП толщиной 13" и 3"-ую бронепалубу, появилась 32 мм ПТП. Несмотря на разворот котлов вдоль оси корабля, наружная переборка КО располагалась на расстоянии 3,6-3,7 м от борта. Т.к. в этом месте установить за ПТП  ещё одну переборку не представлялось возможным, её поставили снаружи, на расстоянии 2,4 м от борта. Пространство между ней и ПТП заполнялось котельной, мытьевой и питьевой водой(ок. 290т.). И хотя на момент постройки фактору жидкого слоя равномерно распределявшему давление от взрыва на ПТП не придавали значения, но впоследствии выяснилось, что эти отсеки, заполненные водой , улучшали ПТЗ. Кроме этого, на этом направлении, роль отсека ПТЗ играли крайние к борту КО, т.е. при взрыве достаточной силы выходило из строя 4 котла, а не все 16, как у предыдущего проекта.

 Не удалось улучшить ПТЗ только в районе кормовой башни ГК, там при взрыве на достаточной глубине(5-6 м.) происходил подрыв под погребом, с малым расстоянием до б/к(ок. 2м.). При взрыве на глубине 4 м, до переборки погреба оставалось 4м.

  Благодаря вышеуказанным переделкам, удалось построить ЛК, бригада которых могла вполне успешно вести бой с эскадрой из 8 германских ЛК типа "Нассау" и "Гельголанд". Несмотря на превосходство противника в таком бою на 25 % в массе минутного залпа, за русскими оставалось превосходство в скорости, бронировании, дальности стрельбы, бронепробиваемости. При этом формально(для заграницы) ЛК оставались с усиленным до 10" бронированием, что не вызывало у вероятного противника опасений.

 После внесённых изменений, с лета 1910 года постройка несколько оживилась, но только выделение кредитов на достройку Госдумой в 1911 году, задало по-настоящему высокий темп достройки.

 Ещё одну проблему пришлось решать в 1913г., по итогам обстрела исключённого судна №4 снарядами обр.1911г. Выяснилось, что даже не пробившие броню снаряды, смещают плиту, рвут болты её крепления и обшивку борта из-за неплотного прилегания. Выход нашли в заливке между бронеплитой и обшивкой борта цементного раствора толщиной до 1", что дало увеличение водоизмещения на 50т. Укрепление вертикального набора за поясом было сделано ещё в 1911г., при переходе на 13" броню.

  Надо также отметить, что из-за перекомпоновки "внутренностей" корабля изменился дифферент, вместо 14 см на нос, получился 10 см на корму, что увеличивало скорость хода, мореходность, уменьшило среднюю осадку, правда на небольшую величину.

  Из-за всех измений и других причин, все четыре ЛК вступили в строй в начале весны 1915г и уже через несколько месяцев приняли участие в августовском Ирбеннском сражении. 

                                                                             Бой.

  Командир крейсера "Штральзунд" ещё до рассвета поднялся на мостик. С тех пор прошло уже несколько часов, но море вокруг было по-прежнему пустынно. Начинался день 19(6) августа 1915 года. Вот уже как почти две недели шла операция германского флота по прорыву в Рижский залив. И если в Рижском заливе русские оказывали какое-то сопротивление, то здесь , на передовой линии дозора, между Готске-Сандэ и Дагерортом никаких событий не происходило. Вероятно русские всё же не хотят рисковать своими четыремя дредноутами и правильно делают, ведь позади линии дозора находится I Разведывательная группа из трёх ЛКР, а ещё дальше 6 дредноутов I-ой Эскадры.

  Неожиданно сигнальщик доложил, что видит на туманном горизонте, на растоянии примерно 70 кбт, какое-то судно. Через минуту по дальномеру удалось определить, что скорость сближения составляет около  7 кбт в минуту и следовательно скорость встречного корабля составляет примерно 20 узлов, что говорило о том что корабль военный. Пробив боевую тревогу крейсер повернул на 4 румба вправо, чтобы дать орудиям левого борта достаточный угол обстрела. Ещё через минуту удалось определить, что навстречу идет русский крейсер типа "Изумруд"(на самом деле это был КРМЗ второй серии, типа "Топаз" с 30 узловой скоростью). Его 120 мм-ки кончно были помощней орудий "Штральзунда", но в таком положении у последнего могли вести огонь 6 штук, против двух русских. Но через несколько секунд справа и слева от русского крейсера выплыли из тумана ещё два корабля того же типа и командир германского крейсера приказал повернуть на курс сближения с I-ой Разведывательной группой. После поворота немцы открыли огонь и дали ход 25 узлов. Русские отвечали со всех трёх кораблей. Неприятным было то, что дистанция постепенно сокращалась, а это значило, что ход русских был под 30 узлов. "Штральзунд" развил максимальный ход, время от времени меняя курс, сбивая этим пристрелку русских. Примерно через 30 минут на горизонте показались дымы ЛКР адм. Хиппера. Попаданий в "Штральзунд" не было до самого момента открытия огня по русским ЛКР Хиппера. Но в самый последний момент, перед поворотом русских на обратный курс, одному из крейсеров удалось удачно накрыть залпом германский корабль и поразить его двумя снарядами, впрочем не нанесшими серъёзных повреждений. Немцы считали, что добились 10 попаданий в ближайший русский крейсер(на самом деле пяти).

  После появления на сцене германских ЛКР охотник превратился в добычу и пустился наутёк со всех ног, под защиту отставших линкоров.

  Через 25 минут с "Зейдлица", шедшим головным, за уходящими русскими крейсерами заметили другие корабли, а ещё через несколько минут стало ясно, что пожаловали "ужасные и великие", все четыре русских дредноута. Впрочем Хиппер их не испугался, а повернув на выгодный для него курс на 4 румба влево, открыл всеми ЛКР огонь по головному русскому ЛК-у. Последние, в свою очередь повернули на 5 румбов влево , введя в бой орудия всех четырёх кораблей. Адм. Хиппер видя, что его эскадра через несколько минут разойдётся с русскими на контркурсах, приказал повернуть "Все вдруг" на обратный курс, чтобы воспользовавшись преимуществом в скорости, обогнать русскую эскадру и сосредоточить после этого огонь на головном русском корабле. Примерно через 50 минут это ему вполне удалось, но за это время случились два неприятных попадания в германские ЛКР.

   Ведя бой на параллельных курсах, русские примерно через сорок минут достигли очень удачного попадания в "Мольтке" с дистанции около 50 кбт. Вероятно , русский снаряд пробив пояс, а затем скос палубы и ПТП, разорвался в погребе боезапаса носовой бортовой башни, вызвав громадный взрыв внутри несчастного корабля. Буквально через пару минут, только обломки напоминали о существовании ЛКР в 25000 тонн водоизмещением. Незамедлительно, сразу после взрыва "Мольтке", оставшиеся ЛКР повернули на 8 румбов вправо, навстречу линкорам Первой Эскадры.

Но, когда на "Зейдлице" уже переложили руля, русский снаряд, пробив теже преграды, что и на "Мольтке", разорвался в кормовой кочегарке, полностью выведя её котлы из строя и повредив паропроводы. Скорость ЛКР резко уменьшилась. Русские же, видя что ЛКР противника повернули к своим ЛК-ам и ввиду быстрого приближения отмелей о. Эзель повернули "все вдруг" на обратный курс.

 Через несколько минут началось сражение линкоров, длившееся более двух часов.Несмотря на более чем вдвое большее количество попаданий, немцам не удалось нанести руским фатальных повреждений. Их снаряды с дистаний около 50 кбт не пробивали русскую броню ГБП, башен, барбетов, рубок, бронепалубы. Напротив, русские снаряды, несмотря на небольшой процент попаданий(ок. двух), пробивали все вертикальные бронеконструкции противника. И только удачей можно объяснить, всего лишь одно "золотое" попадание русского снаряда, утопившее ЛК "Тюринген". Он погиб от взрыва в центре корабля, предположительно погреба кормовой бортовой башни.

  В конце боя, русский снаряд, пробив всю броню на его пути, влетел в носовую кочегарку ЛК "Рейнланд", выведя из строя котлы в ней. Кроме того, на кайзеровских ЛК было много пробитий брони башен, барбетов, поясов, но корабли продолжали стойко сражатся несмотря на пожары и разрушения. На русских кораблях также было много повреждений выше ГБП. Русские, израсходовав почти все бронебойные и полубронебойные снаряды, около часа дня, повернули на обратный курс и вышли из боя.

 Из германских кораблей в тот день не повезло ещё двум. "Зейдлиц", медленно идя на SW, попал в зону действия английской ПЛ Е-1. Последней удалось попасть двумя торпедами в тихоходную большую мишень. И если первая торпеда, попавшая в середину корабля, больших повреждений не нанесла, то вторая, попавшая в корму, вывела из строя два гребных вала и рулевой привод, что потребовало длительного ремонта.

 Вторая Разведывательная группа потеряла КР "Любек", повреждённый в начале в бою с эсминцем-полукрейсером и КРМЗ-ями, а затем потопленным русскими ЛК-ами, проходившими недалеко.

  Кайзер был в ярости: теперь получалось, что против четырёх ЛК русских надо держать 5 ЛК с 305 мм артиллерией, а с учётом попавшей в длительный ремонт I Эскадрой и I РГ-ой, против всего Гранд Флита оставалось 4 дредноута. Но тут положение исправили сами союзники по Антанте. Вблизи германских берегов они не предприняли никаких активных действий линейными силами. У Кайзера после этого сражения появилась идея-фикс: поквитатся с русскими с помощью дредноутов с 380 мм пушками, что и привело ко второму сражению в водах недалеко от Моонзунда осенью 1917 года.   Реванш , правда не удался, у русских к тому времени вступили в строй дредноуты с 14" орудиями типа "Измаил".

Подписаться
Уведомить о
guest

127 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account